Конспект урока по Математике «СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ СМЕШАННЫХ ДРОБЕЙ» 5 класс


«Сложение и вычитание смешанных дробей»

класс: 5

УМК

Цели деятель-ности учителя

Способствовать развитию умений узнавать, сравнивать смешанные дроби,назвать их свойства; совершенствовать навыки сложения и вычитания смешанных дробей; содействовать развитию наблюдательности, мышления

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые
образовательные результаты

Предметные: научатсявыполнять арифметические действия с дробями; выделять целую часть из неправильной дроби и представлять смешанное число в виде неправильной дроби; получат возможность научиться – применять на практике;

Метапредметные: познавательные – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, коммуникативные – умеют слушать собеседника и вести диалог, владеют диалогической формой речи, вступают в речевое общение; регулятивные – организовывают свое рабочее место под руководством учителя; овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся ее выполнять.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха

в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

Универсальные
учебные действия

1

2

3

4

6

I. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению материала

Приветствует учащихся.

Проверим готовность к уроку.

Всем, всем – добрый день!

Прочь с дороги, злая лень!

Не мешай учиться,

Не мешай трудиться!

Сообщают о готовности к уроку и наличии домашнего задания

Личностные: проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности, в частности, к изучению математики; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место

II. Актуализация знаний

Устный счет



Организует устный счет с целью актуализации знаний.

Продолжите закономерность.

На доске: 1, 5, 9, 13, … (17, 21.)

Выполняют задания устного счета



Отвечают на вопросы учителя по материалу прошлого урока.

Личностные: осознают свои возможности в учении; самостоятельно высказывают правила поведения на уроке, соблюдают их.

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу





Фронтальный опрос

— Назовите отличия правильной и неправильной дробей?

— Что показывает числитель дроби?

— Что показывает знаменатель дроби?

— Какую часть часа составляет 15 минут, 30 минут, 45 минут, 60 минут?



III. Сообщение темы урока


Сообщение темы урока. Определение целей урока


Для записи дробных чисел, наряду с правильными и неправильными дробями используют ещё и так называемые смешанные дроби.

Ребята, давайте рассмотрим следующую задачу: 10 яблок разделили между 3 братьями. Сколько яблок досталось каждому?






— Что делать с остатком?








— Тогда каждому достанется

части.

— Для такого «комбинированного» числа , которое складывается из натурального числа и дроби в математике есть обозначение

Такую запись называют смешанной дробью.




Слушают
и отвечают на вопрос учителя. Ответы учащихся:

3 целых яблока и 1 остаётся.





— Разделить 1 яблоко ёще на 3 части и раздать каждому по одной части.


Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Регулятивные: определяют тему и цели урока; составляют план и последовательность действий; прогнозируют результат и уровень усвоения знаний.

Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

IV. Изучение нового материала

Фронтальная работа

Задаёт вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. Проводит беседу по иллюстрации.

— Какая часть фигуры закрашена?

1 +=

мы видим равные дроби, это говорит о том, что из неправильной дроби мы выделили целую часть, получили смешанное число.

Но верно и обратное действие, т.е

— Это говорит о том, что из смешанного числа мы получили неправильную дробь.

— Итак, сегодня вы узнаете:

Существует правило перевода смешанного числа в неправильную дробь и обратно.

-прочитайте правило на стр.161


Рассмотрим задачу № 574




— Важно помнить!

Смешанное число – это сумма натурального числа и дроби.

1)2 ½+3/4=2+1/2+3/4=2+2/4+3/4=2+5/4=2+

+1 ¼=2+1+1/4=3+1/4=3 ¼ (м)-на жакет.

2) 2 ½ + 3 ¼ =2+1/2 +3+1/4=5+2/4+1/4=5+3/4=5 ¾ (м) – всего на костюм.

— Вычислять разности в которых одно число или оба являются смешанными дробями труднее.


Рассмотрим задачу №587 (б)

1)17 ½ — 2 ¾ =15 ½ — ¾ =14+1+ ½ — ¾ =14+ 1 ½ — ¾ = 14 + 3/2 — ¾ = 14 + 6/4 – ¾= 14+3/4=14 ¾ (км/ч)-собственная скорость

2) 14 ¾ — 2 ¾ =12 ¾ — ¾ =12 + ¾ — ¾ =12(км/ч)-против течения.

Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Решают задачу в рабочей тетради.
























Один ученик читает, остальные слушают, анализируют


Один ученик читает задачу, остальные слушают, анализируют, делают краткую запись.














Делают краткую запись

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике; определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы, определяют круг своего незнания; логические – наблюдают и делают самостоятельные простые выводы; осуществляют выбор оснований
и критериев для сравнения, классификации объектов

Физкультминутка

Зарядка для глаз

Закрытыми глазами делают упражнения для глаз (вверх, вниз, влево, вправо, зажмуривание), то же самое и с открытыми глазами.

Делают упражнения


Решение задачи в игровой форме

Используем раздел «Игры и головоломки».

Решим задачу с помощью игры «Конфеты»


Один ученик работает около доски, комментируя все свои действия.

Закрепление материала Вопросы и задания

Контрольные вопросы с учебника

— Прочитайте смешанную дробь 5 ¾ и назовите ее целые и дробные части.

— На примере дроби 3 7/12 покажите как из неправильной дроби выделяют целую часть. Выполните обратное преобразование.

— На примере суммы 3 4/5 + 2 3/5 расскажите, как складывают смешанные дроби.

— Объясните как можно вычислить разность 2 1/3-5/6.

Отвечают на вопросы, комментируют

Познавательные: логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют план выполнения заданий на уроке под руководством учителя; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; используют в работе простейшие инструменты; корректируют выполнение задания в дальнейшем; оценивают выполнение своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении

Контроль знаний

Тестовая форма работы

— Выполните тест по вариантам

Используя электронное пособие выполняют тест с самопроверкой

Рефлексия

Индивидуальная форма работы

Используем сингапурскую структуру 3-2-1

— Запишите:

— 3 термина по теме «Смешанные дроби»

2 примера на сложение и вычитание

1 вопрос «Что не поняли»

Выполняют на листочках

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; структурируют знания; проявляют интерес к учебному материалу.

Регулятивные: выделяют и осо-знают то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения; выполняют оценку результатов работы

Домашнее задание


— Упр. на дом 562(б), 566(а), 572(в), 579(ж,з)

Записывают домашнее задание в дневниках

Свежие документы:  Конспект урока по Математике "Закрепление знаний по таблице умножения и деления" 3 класс



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: