Конспект урока по математике в 5 классе «Проценты»


Конспект урока по математике в 5 классе «Проценты»

Аттестуемый учитель: Сладкова Елена Владимировна

(МБОУ СОШ № 60 г. Пензы)


Предмет: математика

УМК: Н.Я. Виленкин

Класс: 5

Тема урока: «Проценты»

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом

Оборудование:

  • компьютер, проектор для демонстрации презентации, экран;

  • игрушки, ценники;

  • компьютерная презентация в Microsoft PowerPoint (приложение )

Цель урока: Сформировать понятие процента (первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объекте изучения)

Задачи урока:

обучающие: научить учащихся обозначать, читать и находить проценты от чисел и величин

развивающие: формирование и развитие познавательной активности, логического мышления учащихся, навыков устного счёта, самостоятельной работы, продолжать работу по развитию речи учащихся;

воспитывающие: элементы экономического воспитания в современных условиях рыночных отношений, воспитывать умение слышать друг друга.

Продолжительность урока: 45 минут

Ход урока

1.Организационный момент(2-3 мин) Собрать и раздать тетради, записать дату.

2.  Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний. (Создание проблемной ситуации).



Слайд 1

половина, — треть, — четверть, — ?

Учитель: «Как называются эти дроби»?

Учащиеся дают ответы и возникла ситуация нехватки знаний.

Учитель: Ребята, люди давно заметили, что сотые доли величин удобны в практической деятельности. Предлагаю рассмотреть величины, которые связаны с одной  сотой частью и затем, узнать, как же они называются.

Для лучшего усвоения знаний решим несколько задач на повторение.

а) Вопросы:

1) Сколько килограммов в одном центнере? Какую часть центнера составляет 1 кг?

2)  Сколько сантиметров в одном метре? Какую часть метра составляет 1 см?

3) Сколько ар в одном гектаре? Какую часть гектара составляет 1 а?

Учащиеся дают ответы. Записывают в тетради.

1 кг ц

 1 см м

1 а га

1 коп руб

Слайд 2

б)



?

Записываем: 200 м2площадь участка

, площади — это ? 2 м2, площади — это ? 120 м2 площади – это ? 200 м2

Как называются задачи подобного типа? Как найти дробь от числа?

Вывод: нашли часть по целому (начение дроби от числа)

3. Объяснение нового материала. Устные упражнения.

Учитель: Мы рассмотрели величины, которые связаны с одной  сотой частью, если вы правильно выполните вычисления устно, то узнаете название одной сотой части и тему сегодняшнего урока.

1,5

Ц

0,07

Р

0,8

Ы

0,1

Н

8

В

1,6

П

0,25

О

0,01

Т

4,8

Е

1,36

Г

2,5

М


6,4:4


7:100


1:4


3:2


1:0,2-0,2


4,3:43



(Слайд 3)


80:100

              


Учащиеся дают ответы. Появляется тема урока на доске (записывается в тетради).

Учитель: Итак, ребята, тема сегодняшнего урока – «Проценты».

Сотая часть любой величины принято называть процентом. Для краткости слово «процент» после числа заменяется знаком «%». Значит, 1 % это одна сотая доля. Процент записывается так:

1% = = 0,01

Это универсальная величина, которая очень важная  в курсе математики.. Поэтому для неё было придумано специальное название – процент. (от латинского «центи»- на сто). (по-французски «санти»), указывающего на уменьшение единицы измерения  в 100 раз.

Предлагается ученикам найти определение процента в учебнике, прочитать и запомнить. В тетради записывается:

Выводы: 1 кг 1% центнера;                     1 см – 1 % метра;

                    1 а – 1 % га; 1 коп – 1% руб

  Примеры. 5% = 0,05, 23% = 0,23, 130% =1,30 = 1,3

4.     Закрепление нового материала.

Учитель: Возвращаемся к задаче о площади участка. Изменяем условие задачи. Изменяем части на проценты. И снова решаем устно. Слайд 2

Задача 1 .Работа у доски

а) Запишите % в виде дроби и найдите:

30% от 40:_______                  50 % от 3: ______

  5% от 300: ______                120 % от 50

Учитель: – Ребята, как вы думаете, в повседневной жизни, где встречаются проценты?

Примерные ответы учащихся:

В банках, на вкладах с разной процентной ставкой, при получении кредитов, и т. д.

Учитель: Верно, в современных условиях формирования рыночных отношений, мы правильно  должны уметь обращаться деньгами, выбирать сберегательные банки, где нам будут предоставлять вклады по более высоким  процентным ставкам.

А также в повседневной жизни встречается очень много задач на нахождение процентного отношения чисел, и не только денежных. Полученные знания на уроках математики вам помогут в дальнейшем при решении задач по химии, физике. При сдаче ЕГЭ часто дают текстовые задачи на проценты. Поэтому, наша цель, научиться решать их уже сейчас, и в дальнейшем уметь применять полученные знания.

Так как же найти процент от числа? Ответ учащегося: Чтобы найти процент от числа, нужно записать его в виде дроби и найти дробь от числа . (О том, что сначала найти один процент, а потом умножить полученное число на количество процентов –на следующем уроке поговорить).

Слайд 4

Задача2

В огороде росло 800 овощей, из них 30% — помидоры. Сколько помидоров росло в огороде?

  1. 30% = ; 2) 800:100х30 = 240

( Находим 1%: 800:100=8. Умножаем на полученное число на 30 %: 8х30=240)

Ответ: В огороде росло 240 помидоров.

5. Физкультминутка.         Дети, прямо все вставайте,

                                               Руки вверх все поднимайте.

                                               Их немножко потрясите,

                                               Медленно вниз опустите.                          

Плечи прямо вы держите,

                                               А головку поверните

                                               То налево, то направо…

                                               Ох, как здорово, как браво!


6. Самостоятельная работа (обучающая, работа в группах)




Задача 3.

Быстро оформляется «витрина магазина»: выставляются игрушки, и вывешивается объявление:

Праздничная распродажа. Цены снижены на 10%. Слайд 5

К товару прикрепляются ценники, в которых зачеркнута старая цена, нужно внести изменения в ценники.

300р            180р               42р       

____            ____               ___      

 Назначается «директор магазина», который назначает несколько «бухгалтеров», по 1 на группу, которые по окончании совметной работы с первой игрушкой на доске показывают решение. Затем рассматривают ещё 2 ценника.

7. Домашнее задание: инструктаж, запись в дневник

п. 40, № 1598,1599, 1600

«Бухгалтер и директор» выбирают учеников, которые верно и быстро решили 1 случай и последние 2 случая ( могут объяснить решение устно), учитель их оценивает, и «бухгалтеров» тоже. Дети решают самостоятельно следующую задачу №4, а «бухгалтера и директор» объясняют, как решать, слабоуспевающим. «Бухгалтера» отвечают за успех каждого члена групы, тем самым учатся заботиться друг о друге и слышать друг друга.

Задача 4. Слайд 6

У Буратино было 22,5 сольдо, из которых 40% он потратил на азбуку. Сколько сольдо Буратино потратил на азбуку?

22,5 : 100 х 40 = 9 ( с)



8. Итог урока. Оценки за урок выставлены в процессе, выставить за 4 и 5 задачу некоторым учащимся.

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Что такое 1% числа? 7% числа?

Как найти проценты от данного числа?

Слайд 7

Задача 5. (Дополнительно) При помоле пшеницы получается 80% муки. Сколько муки получится из 90 тонн пшеницы?

      Решение:

90 :100=0,9(т) – 1%

0,9 х 80= 72(т) – 80%

90:100 х80=72

      Ответ: 72 т муки получится из 90 т пшеницы.

Свежие документы:  Конспект урока на тему «Считай, смекай, отгадывай»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: