Конспект урока по математике во 2 классе «Деление круглых чисел»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-
средняя общеобразовательная школа № 3
 г. Ардона Ардонского района Республики Северная Осетия-Алания





Конспект урока по математике
во 2 классе

Деление круглых чисел


Тип урока ОНЗ (открытие новых знаний)

Урок проведён в технологии деятельностного метода

Л.Г. Петерсон




подготовила

учитель начальных классов

Калаева Светлана Сосланбековна
















Ардон 2014


Деление круглых чисел

(конспект урока по математике во 2 классе)

Калаева Светлана Сосланбековна,

учитель начальных классов

1 категории

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение —
средняя общеобразовательная школа № 3
 г. Ардона Ардонского района Республики Северная Осетия-Алания

Тип урока: ОНЗ

Цель урока:

формировать умение делить круглые числа; тренировать вычислительный навык, решать текстовые задачи.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение.

Демонстрационный материал:

1) пословица:

У нас все получится!



2) рисунки с изображением Тысячи, Сотенки, Десяточка.









3) эталон деления круглых чисел:

При делении круглых чисел можно выразить их в укрупненных единицах счета.





4) «Светофор» — карточки для рефлексии

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Слайд 2

У нас всё получится!



  • Прочитайте девиз. Согласны вы с ним?

  • Сегодня на уроке вашими помощниками будут ваши старые добрые друзья Десяточка, Сотенка и Тысяча. Они всегда помогают вам в решающие моменты и искренне радуются вашим успехам.

  • Расскажите им, какая цель стояла перед вами на прошлом уроке, и удалось ли вам её достичь.

Слайд 3

  • (Мы поставили перед собой цель, найти способ умножения круглых чисел, мы достигли этой цели, т.к. в итоге вывели правило умножения круглых чисел: чтобы найти произведение круглых чисел, надо выполнить умножение, не глядя на нули, затем приписать столько нулей, сколько в обоих множителях вместе.)

  • Итак, вы работали с круглыми числами. Сегодня вы продолжите эту работу. И ваши друзья не останутся в стороне от работы.

  • Кто догадался, как будет построена работа на уроке? (Мы сначала поймем, что мы еще не знаем, а затем постараемся сами «открыть» новое знание.)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

1) Тренинг вычислительного навыка. Слайд 4








  • Узнайте, в каких домиках живут эти человечки. Надо продолжить дорожку, по которой собирается пройти каждый из них до его домика.

  • Как выполняли деление 240 на 24 и 180 на 18? (Методом подбора: подобрали такое число, при умножении которого на 24 получили 240, при умножении на 18 – получили 180.)

  • Вспомните формулировку смысла деления, что, значит, разделить число a на число b? (Разделить число a на число b, значит найти такое число с, при умножении которого на b получится a.)

  • Десяточек обратил внимание на номера домов. Они показались ему интересными. Обратите и вы на них своё внимание. Запишите их в порядке возрастания. (5, 10, 20, 40.)

  • Установите закономерность. (Каждое последующее число в два раза больше предыдущего.)

  • Продолжите ряд на два числа. (80, 160.)

  • Дайте характеристику числа 160. (Натуральное, трёхзначное, чётное, круглое, содержит 1 сотню и 6 десятков, предыдущее число 159, последующее – 161, можно представить в виде суммы разрядных слагаемых 100 + 60, сумма цифр равна 7.)

  • Выразите число160 в различных единицах счёта. (160 е = 1 с 6 д = 1 с 60 е = 16 д.)

2) Актуализация видов деления. Слайд 5

• Сотенке надо было решить 20 примеров. Она записала их в 2 одинаковых столбика. Сколько примеров записано в каждом столбике?


• Десяточку тоже надо было решить 20 примеров. Он решал их, записывая по 2 примера в столбике. Сколько столбиков получилось у Десяточка?







  • Прочитайте задачи. Чем они похожи и чем отличаются. (Задачи похожи условием, обе задачи на деление, одинаковые делитель и делимое; разный тип деления: в первой задаче – на равные части, во второй – по содержанию.)

  • Составьте к задачам выражения и найдите их значения.

3) Актуализация правила умножения круглых чисел. Слайд 6

  • Тысяча приготовила для вас задание.

40 · 20

300 · 3




    • Вычислите значение выражений самостоятельно.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание на индивидуальных в рабочих тетрадях.

      • Что помогло вам выполнить это задание? (Правило умножения круглых чисел.)

      • Как умножать круглые числа? (Нужно умножить, не глядя на нули, а потом приписать справа количество нулей, стоящих в обоих множителях.)

      • Какие ответы вы получили? (800, 900.)

      • Кто получил другие ответы?

4) Пробное действие. Слайд 7

  • Что вы повторили? (Мы повторили, что, значит, выполнить деление, виды деления, умножение круглых чисел, счетные единицы.)

  • Почему я выбрала именно это? (Это нам пригодится для открытия нового знания.)

  • Какое следующее задание я вам предложу? (Задание, в котором будет что-то новое.)

  • Зачем вы его получите? (Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем.)

300 : 50 =



  • Что нужно сделать в этом задании? (Найти частное чисел 300 и 50.)

  • Что нового в нем? (Надо найти частное круглых чисел.)

  • Какую цель на данном уроке вы перед собой поставите? (Научиться делить круглые числа.)

  • Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Деление круглых чисел.)

  • Запишите частное данных чисел.

  • Кто не выполнил это задание?

  • Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли найти частное круглых чисел.)

  • Кто выполнил это задание?

  • Какое правило применили.

  • Что вы не можете сделать? (Мы не можем указать правило, которое применяли.)

  • Что вы не можете сделать? (Мы не можем объяснить, почему это правило именно такое.)

  • Какой следующий шаг надо сделать на уроке? (Разобраться, в чем у нас затруднение.)

3. Выявление места и причины затруднения.

  • Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были найти частное круглых чисел 300 и 50.)

  • Что нового в этом задании? (Нужно было разделить круглые числа.)

  • Каким способом вы пытались воспользоваться? (По таблице умножения, по смыслу деления…)

  • В чем затруднение? (Не знаем, что делать с нулями.)

  • Почему же возникло затруднение? (У нас нет правила деления круглых чисел.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

  • Какую цель вы поставите перед собой на уроке? («Открыть» правило деление круглых чисел.)

  • Что вам может помочь. Вспомните, почему вы быстро умножали круглые числа? (Мы знали правило, умножали, не глядя на нули.)

  • Это может вам помочь? (Мы должны попробовать разделить, не глядя на нули.)

  • Как это можно сделать? (Представить числа в более крупных счетных единицах.)

  • Как же вы будете «открывать» новое правило? (Мы сначала выразим каждое число в более крупных счетных единицах, попробуем разделить, сделаем вывод.)

5. Реализация построенного проекта.

Слайд 8

  • Какой первый шаг вы должны сделать? (Выразить каждое число в более крупной счетной единице.)

  • Выполните этот шаг.

300 : 50 = 30 д : 5 д =



  • Какой следующий шаг? (Вычислить.)

  • Вычислите.

300 : 50 = 30 д : 5 д = 6



  • Какой это вид деления? (Деление по содержанию.)

  • Как проверить? (6 ∙ 50 = 300.)

  • Правильно вы нашли частное? (Да.)

  • Какой шаг осталось сделать? (Сделать вывод.)

  • Какой вывод вы можете сделать? (Чтобы разделить круглые числа, нужно представить их в более крупных счетных единицах.)

  • Проверьте сделанный вывод на другом примере.

560 : 8 =



  • Что вы сделаете сначала? (Выразим круглое число в более крупной счетной единице.)

  • Выразите.

560 : 8 = 56 д : 8 =



  • Что теперь вы сделаете? (Вычислим.)

  • Вычислите.

560 : 8 = 56 д : 8 = 7 д



  • Чему равно частное? (70.)

  • Какая цель перед вами стояла? (Узнать правило деления круглых чисел.)

  • Каков же способ деления круглых чисел? (При делении круглых чисел можно выразить их в укрупнённых единицах счёта.)

  • Как проверить свое открытие? (Нужно посмотреть в учебнике.)

  • Откройте учебники на странице 71. Проверьте.

Учащиеся читают правила на странице 71.

  • Итак, сделайте вывод. (Мы все «открыли» правильно.)

  • Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)

  • Что вы можете теперь делать? (Делить круглые числа.)

  • Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить новое знание.)

Физкультминутка

А теперь, ребята, встали.
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

  1. Фронтальная работа.

№1, стр. 71(с комментированием)

№ 2 (1 ст.), стр. 71

  • Найдите 2 на странице 71. Решите примеры в первом столбике.

Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют задание с комментированием. Вариант комментирования:

Нужно 90 разделить на 3. Выражаю 90 в более крупной счетной единице – 9 д. Делю 9 д на 3, получаю 3 д. Записываю в ответ 30.

Дальнейшее выполнение задания комментируется аналогично.

2) Работа в парах.

2 (2, 3), стр. 71 Слайд 9

  • Выполните в этом номере второй и третий столбики в парах.

  • Проверьте свои результаты.

  • Кто из вас ошибся?

  • В чем ошибка?

  • Исправьте ошибки.

  • Какой следующий шаг на уроке? (Проверить себя, справимся ли мы самостоятельно.)

7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

2 (4), стр. 71 Слайд 10

  • Выполните четвертый столбик самостоятельно.

Учащиеся выполняют самостоятельную работу в учебниках.

    • Кто из вас ошибся?

    • В каком случае? (…)

    • Исправьте ошибку.

    • Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться.)

    • Кто не ошибся?

    • Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили.)

8. Включение в систему знаний и повторение.

  • При выполнении, каких заданий вам может понадобиться «открытое» правило? (При решении примеров, задач, уравнений.)

3, стр. 71 Слайд 11

  • Найдите 3 на этой же странице учебника.

  • Решите в парах по одному любому уравнению.

  • Кто из вас ошибся?

  • В чем ошибка?

  • 5, «Блиц-турнир» стр. 72 Слайд 12

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

  • Какую цель вы перед собой ставили? (Открыть правило деления круглых чисел.)

  • Удалось ли достичь цели?

  • Какой был девиз сегодняшнего урока? (У нас всё получится!)

  • Получилось? Кто вам помогал? (Нам помогали «старые друзья»: Десяточек, Сотенка, Тысяча.)

  • Оцените себя за урок. «Светофор». Слайд 13

  • Оцените свою деятельность на уроке с помощью «Светофора» (зелёный – все понятно, желтый – есть затруднения, красный – много непонятного – карточки данных цветов даны учащимся еще до урока).

  • Что будете делать дома для того, чтобы эти знания окрепли? (Выучим правила дома, потренируемся …)

Домашнее задание. Слайд 14

  • № 7, стр. 71; 6, №8, стр. 72

















Список использованной литературы


  1. Учебник- тетрадь Математика, 2 класс, автор учебника Л.Г. Петерсон, 2013

  2. Математика, 2 класс, Методические рекомендации, 2008



Использованные материалы и Интернет-ресурсы


  1. http://pedsovet.su/load/321-1-0-13904шаблон презентации «Классная работа»

  2. http://sv-5.ru/images/product/l/221e983.pngколокольчик




















7


Свежие документы:  Конспект к уроку математики в 11 классе по теме "Расстояние от точки до плоскости"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: