Конспект урока по математике во 2 классе «Названия компонентов арифметических действий»




Негосударственное частное общеобразовательное учреждение

гимназия «Росток»

Анапского района Краснодарского края











Конспект урока по математике
во 2 классе

Урок – путешествие по теме:

«Названия компонентов арифметических действий»






подготовила

учитель начальных классов

Григоренко Анна Александровна



г. Анапа

2013



Тема: «Названия компонентов арифметических действий».

Цель: закрепить знания учащихся названий компонентов арифметических действий, их зависимость от значения арифметического действия в выражениях и задачах через игровую деятельность.

Задачи:

  • развивать внимание, логическое мышление учащихся, наблюдательность, способность видеть различные классификации примеров, сравнивать, самостоятельно проводить анализ, делать выводы;

  • закреплять умение составлять задачи по числовому выражению, закреплять знания табличных случаев умножения, деления, находить периметр прямоугольника;

  • воспитывать уважение интересов других участников игры, умение работать в коллективе, самостоятельность, дисциплинированность.

Оборудование:карта путешествия, изображения знаков арифметических действий, веер знаков, карточки с названиями компонентов, дидактический материал для устного счёта, трёхцветный веер.

Ход урока

I.Организационный момент.

-Ребята, вы любите сказки?

-Я предлагаю вам не только послушать математическую сказку, но и принять в ней участие.

II.Постановка цели урока.

-В одном математическом городе жили-былизнаки: знак Сложения, знак Вычитания, знак Умножения и знак Деления.

(Рассказ сопровождать показом героев)

Им приходилось много трудиться: складывать числа, вычитать их, умножать, делить.

-Однажды они узнали, что Королева Математики даёт бал и приглашает всех в свой дворец. Знаки тоже решили пойти на бал. Они надели свои лучшие костюмы и отправились в путь.

-Ребята, вы хотите вместе со знаками попасть на бал к Королеве Математики?

-Тогда нужно выполнить их условие.

-Знаки возьмут всех тех ребят, которые сумеют правильно ответить на их вопросы.

-Они предлагают вам сыграть в игру, чтобы проверить, хорошо ли вы знаете знаки арифметических действий.

III.Игра «Будь внимательным».

(Цель: повторение знаков арифметических действий.)

(Использовать веер знаков арифметических действий)

1.Чтобы узнать, «сколько всего», применяют знак…(Дети показывают «+».)

2.Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, используют знак…(Дети показывают «-».)

3.Чтобы увеличить число на несколько единиц, надо использовать знак…(Детипоказывают «+».)

4.Чтобы уменьшить число на несколько единиц, нужен знак…(«-».)

5.Чтобы увеличить число в несколько раз, используют знак…(«х».)

6.Чтобы уменьшить число в несколько раз, применяют знак…(«:».)

7.Чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, нужен знак…(«:».)

-Молодцы. Теперь вместе со знаками мы можем отправляться в гости к Королеве Математики.

IV.Устный счёт.

1.Игра «Построй мост».

(Цель: закрепить умение составлять и решать примеры всех видов арифметических действий.)

-Долго шли наши знаки. Но вот перед ними широкая река. Нужен мост. Чтобы его построить, надо составить примеры из данной пары чисел. Один пример – это одно бревно для моста.

(Последовательно показывать пары чисел: 6 и 2; 8 и 4.)

-Как вы думаете, какой пример составил знак «+»?(6 + 2 = 8)

-Какой пример составил знак «-»? (6 – 2 = 4)

-Какой пример составил знак «х»? (6 ∙ 2 = 12)

-Какой пример составил знак «:»? (6 : 2 = 3)

(Аналогичная работа с другой парой)

-Молодцы. Мы вместе со знаками перешли реку по мосту и вот оказались у городских ворот.

2.Игра «Открой ворота».

(Цель: повторить устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100)

-Чтобы попасть в город, нужно отгадать его название. Название вы узнаете, когда откроете ворота.

-Ворота закрыты на 10 засовов. Чтобы их открыть, нужно решить 10 примеров.

-Давайте поможем нашим знакам справиться с этим заданием.

52 – 42 = 10 24 – 8 = 16 49 – 31= 18 18 + 9 = 27 36 + 8 = 44

60 – 5 = 55 59 + 3 = 62 80 –3 = 77 50 + 32 = 82 100 – 1 = 99

(Учитель показывает карточку с примером. Учащийся читает пример и называет ответ. За правильный ответ ученик получает карточку с этим числом, на обратной её стороне — буква.)

-Все засовы мы открыли, но названия ещё не отгадали.

V.Сообщение темы урока.

Игра «Живые числа».

( Повторить понятие «двузначные числа», их последовательность вчисловом ряду.)

-Ребята, возьмите карточки с числами и постройтесь у доски.

-Числа, назовите себя. (Каждый из учеников называет своё число: 10,16, 18, 27, 44, 55, 62, 77, 82, 99.)

-Ребята, чем похожи эти числа? (Они являются двузначными.)

-Назовите наименьшее двузначное число. (10)

-Назовите наибольшее двузначное число. (99)

-Теперь я дам задание числам.

-Двузначные числа встаньте в порядке возрастания!

-Переверните свои карточки – на обратной стороне записаны буквы. Что получилось?

10

16

18

27

44

55

62

77

82

99

к

о

м

п

о

н

е

н

т

ы



(Получилось слово компоненты.)

-Что такое компоненты?

(Так можно назвать числа при сложении, вычитании,умножении, делении.)

-При выполнении каких заданий мы можем встретиться с математическими компонентами? (При решении задач, примеров.)

-Итак, будьте внимательны. В этом городе нас ждут задания на нахождение неизвестных компонентов.

VI.Работа по теме урока.

1.Игра – соревнование«Угадай жильцов».

(Цель: закрепить названия компонентов арифметических действий.)

-Не успели наши друзья войти в город, как их тут же встретили жители города и попросили угадать, на каких улицах живут названия компонентов арифметических действий.

(На доску прикрепляются таблички: ул.Сложения, ул.Вычитания, ул.Умножения, ул.Деления. Также прикрепляются названия компонентов, расположенные произвольно.)

-Это задание мы выполним, разделившись на команды.

— 1-я команда будет помогать знаку «+», который выбрал ул. Сложения.

-2-я команда будет помогать знаку «-», который выбрал ул. Вычитания.

-3-я команда – знаку «х», 4-я команда – знаку «:».

(Учащиеся распределяют названия в соответствии с арифметическими действиями.)

2.Игра – упражнение.

(Цель: закрепить знание зависимости компонентов от значения арифметического действия при классификации.)

(К доске выходят 3 ученика, берут карточки с названиями компонентов сложения, встают по порядку. Затем один ученик отворачивается, а учащиеся 1-ой команды должны сформулировать правило нахождения неизвестного компонента. За правильный ответ команда получает 2 балла. Также проводится работа и с остальными командами.)

-Где нам могут пригодиться эти правила? (При решении примеров, задач.)

3.Игра –соревнование.

(Цель: закреплять умение решать задачи разных видов, обосновывать свой выбор решения)

-Наши друзья-знаки решили пойти к дворцу каждый по своей улице.

а)-На улице Сложения нас встретило выражение: 7 + = 15.

-Прочитайте его, используя названия компонентов.

-Составьте задачу.

(Учащиеся составляют задачу по записи).

Вариант учителя: «В первую неделю марта ребята изготовили 7 скворечников. Во вторую неделю ещё несколько. Всего было изготовлено ребятами 15 скворечников за две недели. Сколько скворечников ребята изготовили за вторую неделю?»(8)

-Каким действием решается задача? (Вычитанием)

-Почему?(Т.к. находим неизвестное слагаемое)

-Запишите только решение. (1 ученик работает у доски.За правильный ответ – 2 балла.)

б)-На улице Вычитания нас встретило выражение: — 25 = 15.

-Прочитайте его, используя названия компонентов.

-Составьте задачу.

(Учащиеся составляют задачу по записи.)

Вариант учителя: «У Миши было несколько рублей. Когда он купил альбом за 25 рублей, у него осталось 15 рублей. Сколько денег было у Миши?»(40)

-Каким действием решается задача? (Сложением)

-Почему?(Т.к. находим уменьшаемое)

-Запишите только решение. (1 ученик – у доски.За правильный ответ – 2 балла.)

в)-На улице Умножения нам нужно решить такую задачу: «Пятнистая кукушка подкладывает в каждое гнездо по 6 яичек. Сколько яичек она подложит в 3 гнезда?»(18)

-Выберите, каким действием решается задача: 6 ∙ 3; 6 : 3.

— Почему? (Т.к. находим произведение)

-Запишите только решение. (1 ученик – у доски.За правильный ответ- 2 балла.)

г)-На улице Деления нам предстоит решить такую задачу: «В библиотеке на 3 полках находится 18 книг. Сколько книг на одной полке?(6)

-Каким действием решается задача? (Делением)

— Почему?(Т.к. находим частное)

-Запишите только решение. (1 ученик – у доски.За правильный ответ – 2 балла.)

Подведение итогов соревнования.

4.Самостоятельная работа.(Работа по индивидуальным карточкам.)

а)-Пройдя по математическим улицам,наши друзья-знаки оказались на красивой большой площади прямоугольной формы. Здесь находится дворец Королевы Математики. Давайте узнаем, какой периметр имеет эта площадь.

— Что такое периметр? (Периметр — сумма длин всехсторон многоугольника.)

— Как найти периметр прямоугольника?(Р = (а + в) · 2)

— Это задание находится на карточке под №1.(см. приложение)

(Учащиеся выполняют задание самостоятельно.)

Проверка.

б)-Площадь украшают цветы, на которых записаны числа.

-Ребята, запишите примеры, произведением которых являются эти числа.

-Это задание на карточке под №2.(см.приложение)

(Учащиеся выполняют задание самостоятельно.)

Проверка.

в)-Чтобы войти во дворец, необходимо решить примеры.

-Это задание на карточке под №3.(см. приложение)

(Учащиеся выполняют задание самостоятельно.)

Проверка:-Какой компонент пропущен? Чему он равен? Как получили?

-Ребята, благодаря вам наши друзья –знаки попали на бал, который даёт Королева Математики.

VI.Подведение итогов.

-Давайте покажем Королеве, чему мы научились во время путешествия.

Игра «Молчанка».

(Цель: проверка знаний учащихся с помощью веера знаков арифметических действий.)

1.Чтобы найти слагаемое, нужно выполнить действие… («-»).

2.Уменьшаемое находим действием… («+»).

3.Чтобы найти вычитаемое, нужно выполнить действие…(«-«).

4.Множитель находим действием…(«:»).

5.Делимое находим действием… («х»).

6.Делитель находим действием… («:»).

-Наше путешествие подошло к концу.

-Ребята, скажите, что мы повторяли сегодня на уроке? (Ответы детей.)

Рефлексия.

-Оцените свою работу на уроке с помощью веера – «светофорика».

-Если вам было понятно – покажите зелёный цвет.

-Если вы испытывали затруднения, чувствовали себя неуверенно – жёлтый цвет.

-Если вам на уроке было очень трудно, вы не справились с заданием – красный цвет.

Приложение

Самостоятельная работа.

1.Найди периметр прямоугольника, если его длина 35 м, а ширина 15 м.

35 м

15 м 15 м



35 м

Р = (35 + 15) · 2 = 100 (м)

72

81

14

63

42

21

2.Запишите примеры, произведением которых являются эти числа.





7

·

3

=

21





9

·

7

=

63





9

·

9

=

81






























6

·

7

=

42





7

·

2

=

14





8

·

9

=

72






5

27

в)Вставь в «окошки» пропущенные числа.

9

64

: 3 = 925 := 5

: 8 = 836 := 4











Список использованной литературы


1. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П.. Нетрадиционные уроки в начальной школе – Воронеж: Издательство ТЦ «Учитель», 2004.

2. Семенова Я.Г., Иевлева О.В. и др. Приглашаем на урок. 2 класс — Волгоград: Издательство «Учитель», 2009.








Свежие документы:  Конспект урока по Математике "Решение примеров на нахождение наибольшего общего делителя и наименьшего общего кратного" 5 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: