Урок математики в 4 классе по теме «Свойство деления числа на произведение»



Муниципальное общеобразовательное учреждение


«Северная средняя общеобразовательная школа№1

Белгородского района Белгородской области»












Открытый урок

математики

в 4-Б классе

по теме: « Свойство деления

числа на произведение«








подготовила

учитель начальных классов

Яковлева Наталья Анатольевна




п. Северный

2013




Тема урока: Свойство деления числа на произведение

Цели:

познакомить учащихся со свойством деления числа на произведение чисел;

подмеченную закономерность сформулировать и записать в общем виде;

продолжить знакомство с задачами на движение в одном направлении;

продолжить наблюдение за сохранением равенств при делении обеих частей на одно и то же число;

рассмотреть построение прямоугольного параллелепипеда трех видов в натуральную величину;

развивать умение рассуждать и делать выводы.

Ход урока

I. Организационный момент.

-Прозвенел звонок. Пора приняться за дело. Обратите внимание, у нас сегодня на уроке гости. Поприветствуйте их. Тихо присаживайтесь.


II. Устный счет.

1. М а т е м а т и ч е с к и й д и к т а н т.

Выразите:

а) в метрах: 2000 см, 23 км, 4700 см; (20м, 23000м, 47 м)

б) в килограммах: 45 ц, 23 т, 642 т; (4500кг, 23000кг, 642000кг)

в) в минутах: 2 ч, 3 ч 15 мин, 600 с. (120мин, 195 мин, 10 мин)

2. Прочитайте условие задачи:

Для укрепления склонов оврага нужно посадить 900 саженцев деревьев. Уже посадили 300 саженцев клена и 200 саженцев дуба.

Объясните, что обозначают выражения:

300 + 200; ( Сколько уже посадили)

900 – (300 + 200); ( Сколько осталось посадить саженцев)

900 – 300 – 200.( Тоже, что и предыдущая запись)

3. Как называются данные фигуры?

Выберите фигуру, которую нужно нарисовать.

1

2

3

4

( Пропущена фигура №2)

4. «Г о л о в о л о м к а».

У мальчика столько сестер, сколько и братьев, а у его сестры вдвое меньше сестер, чем братьев. Сколько всех братьев и всех сестер?

О т в е т: четыре брата, три сестры.

III. Постановка проблемы.

Прочитайте математические записи:

а) a · b = b · a;

б) (a · b) · c = (a · c) · b;

в) (a + b) : c = a : c + b : c;

г) a : (b · c) = a : b : c.

Объясните данные математические законы. ( Переместительный закон умножения, умножение произведения на число, деление суммы на число, деление числа на произведение)

Какие трудности у вас возникли?

Какое свойство записано последним? Что обозначает данная закономерность? (Деление числа на произведение. Надо разделить число на первый множитель, а затем на второй множитель)

Свежие документы:  Конспект урока математики для 2 класса «Виды углов»



IV. Работа по теме урока.

З а д а н и е 195.

Сравните выражения каждой пары.

Что у них общего? (Количество действий одинаково, числа одинаковы, действия второй ступени.)

Чем они отличаются? (Наличие скобок с действиями.)

Найдите значения данных выражений.

Что вы заметили? (В каждой паре одинаковые значения.)

Составьте и запишите еще несколько таких пар.

З а п и с ь:

48 : (2 · 3) = 8

48 : 2 : 3 = 8

100 : (2 · 5) = 10

100 : 2 : 5 = 10


Как вы думаете, для них тоже выполняется подмеченная закономерность?

Проверьте свой ответ, выполнив действия.

Сформулируйте данную закономерность.

В ы в о д: если число нужно разделить на произведение двух множителей, его можно разделить на один множитель, а получившийся результат разделить на другой множитель.

Запишите этот вывод в общем виде.

З а п и с ь:

a : (b · c) = a : b : c

Объясните, что показывают в данной записи буквы а, b, с.

З а д а н и е 197.

Прочитайте задание в пункте 1.

Какое объемное тело показали ученику? (Прямоугольный параллелепипед.)

Какое объемное тело называют прямоугольным параллелепипедом?

Назовите элементы, из которых состоит прямоугольный параллелепипед.

Как вы определили название этого объемного тела? (Вид сбоку, спереди и сверху – это прямоугольники.)

По трем видам всегда можно узнать, какое рассматривали объемное тело и как оно расположено.

Начертите это объемное тело в натуральную величину, если чертежи его видов даны в масштабе 1:3.

Какие предметы имеют форму прямоугольного параллелепипеда?

Поставьте перед собой на парту спичечный коробок и начертите, как он выглядит спереди, сбоку и сверху.

При выполнении данного задания у ребят получились разные чертежи. Как стоял спичечный коробок у каждого из них? (У Игоря стоял коробок на длинной узкой грани одной из двух самых больших граней вперед. У Юли – на самой большой грани и длинной узкой гранью вперед. У Славы – на узкой короткой грани и самой большой гранью вперед.)

V. Повторение пройденного материала.

З а д а н и е 196.

Прочитайте задачу.

Что известно в задаче?

Что требуется найти?

Решите задачу.

На сколько сократится расстояние между лисой и собакой через минуту?

Свежие документы:  Конспект урока по математике для учащихся 11 класса «Вычисление углов между скрещивающимися прямыми»

Р е ш е н и е:

1) 350 – 320 = 30 (м).

Все данные вы использовали в решении данной задачи? (Нет, мы не использовали расстояние – 120 м. Это задача с лишними данными.)

Сравните данную задачу с задачей 185. Как они связаны? (Это задачи на движение в одном направлении.)

Какой ответ будет у данной задачи, если скорость лисы станет на 10 м/мин больше? (350 – 330 = 20 м.)

Какой ответ будет у данной задачи, если скорость собаки увеличится на 25 м/мин? (30 + 25 = 55 м.)

Какой ответ будет у данной задачи, если скорость лисы увеличится на 10 м/мин, а собаки – на 25 м/мин? (375 – 330 = 45 м.)

Как должна измениться скорость лисы, чтобы расстояние сокращалось на 10 м/мин? (У лисы скорость должна быть 240 м/мин, т. е. должна увеличиться на 20 м/мин.)

Как получить такой результат, изменив скорость собаки? (Скорость собаки должна быть 330 м/мин, т. е. должна уменьшаться на 20 м/мин.)

З а д а н и е 198.

Проверьте устно, верны ли равенства:

84 · 2 – 72 : 4 + 4 · 9 = 18 · (16 – 5) – 54 : 9 · 16 + 14 · 6 – неверно.

120 – (182 – 98) : 6 – 16 · 5 = (72 : 9 + 46) – 6 · 6 + 40 : 5 – неверно.

Умножьте обе части каждого равенства на одно и то же натуральное число. Проверьте, верные ли получились равенства. (Равенства остались неверные.)

Разделите обе части каждого равенства на 2. Какие получились равенства? (Равенства остались неверные.)

Составьте свои верные равенства и проверьте подмеченную закономерность.

64 : 8 + 36 : 6 = 48 : 6 + 30 : 5 – верно.

(64 : 8 + 36 : 6) · 3 = (48 : 6 + 30 : 5) · 3 – верно.

(64 : 8 + 36 : 6) : 2 = (48 : 6 + 30 : 5) : 2 – верно.

Сделайте вывод.

В ы в о д: если обе части верного равенства увеличить или уменьшить на одно и то же число, то получится тоже верное равенство.

Запишите данный вывод в общем виде.


З а п и с ь:

Если а = b, то а · с = b · с и а : с = b : с.

Что в данной записи обозначают буквы а, b, с?





З а д а н и е 106 (рабочая тетрадь 1).

Вам понравились слова Рене Декарта? Заполните цепочку, и вы узнаете, когда он жил: начальное звено содержит год рождения, конечное – год смерти.

Свежие документы:  ПЛАН-КОНСПЕКТ урока по математике "Сравнение чисел" 6 класс







Округлите

с недостатком

(Год рождения: 1596 г.

Год смерти: 1650 г.)

-Какие это века? (XVI и XVII в в.)

VI. Итог урока.

Что нового узнали на уроке?

Сформулируйте свойства равенств.

Какую фигуру называют прямоугольным параллелепипедом?

Из каких элементов состоит прямоугольный параллелепипед?

Сформулируйте правило деления числа на произведение двух множителей.

VII. Рефлексия.

Я



повторил узнал научился







Домашнее задание: рабочая тетрадь 1, задание 107.

Р е ш е н и е з а д а н и я 107:

Ф

Р

А

Н

Ц

И

Я

Какие буквы не использовали? Почему? (Буквы «Д» и «О» зашифрованы смешанными числами.)



Литература

1. Аргинская, И. И. Математика. 4 класс : методическое пособие
[Текст] / И. И. Аргинская. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2006.

2. Аргинская, И. И. Сборник заданий по математике для самостоятельных, проверочных и контрольных работ в начальной школе [Текст] / И. И. Аргинская. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2006.

3. Аргинская, И. И. Математика : учебник для 4 класса [Текст] /
И. И. Аргинская, Е. И. Ивановская, С. Н. Кормишина. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2009.

4. Арутюнян, Е. Б. Математические диктанты для 5–9 классов [Текст] / Е. Б. Арутюнян, М. Б. Волович, Ю. А. Глазков. – М. : Просвещение, 1991.

5. Энциклопедический словарь юного математика [Текст] / сост.
А. П. Савин. – М. : Педагогика, 1985.
















8


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: