Урок математики в 5классе «Деление и дроби»


Приложение №








Урок математики в 5классе


Деление и дроби.

















Подготовила

Белева Н.П.

учитель математики

МОУ«СОШ с.Раздольное»












2008г.

Цели урока. Познакомить учащихся с записью частного в виде дроби и записью натурального числа в виде дроби с любым знаменателем, повторить правила сложения, вычитания, сравнения дробей с одинаковыми знаменателями. Развивать математический кругозор мышление, речь, внимание. Воспитывать интерес к математике, активность. Формировать грамматические навыки (сослагательное наклонение).



Оборудование: карточки для самостоятельной работы, схема ответа, ребус, магнитофон, кассета с записью «Танец маленьких утят», 2 одинаковые шоколадки, игра » Ромашка»


ХОД УРОКА

1. Организационный момент. (1мин)

-Ребята, однажды французский писатель Анатолий Франс заметил:

» Учиться можно только весело, чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом.»

-Так давайте сегодня последуем, совету писателя будем, на уроке активны, внимательны, будем поглощать задание с большим желанием, ведь они вам обязательно пригодятся в жизни.


2. Математическая разминка. (1 мин)

-Отгадайте, что здесь зашифровано?

( показать ребус)

  • Правильно, слово «дробь».


3. Исторический материал. (1мин)

  • Ребята, первое понятие дроби появилось в Древнем Египте много веков назад.

В русском языке это слово появилось лишь в VIII веке, оно произошло от слова «дробить, разбивать, ломать на части». В первых учебниках математики дроби назывались «ломаные числа». Современное обозначение дробей берет свое начало в древней Индии; дробная черта появилась в записи дробей около 300 лет назад. Долгое время дроби считали самым трудным разделом математики. У немцев даже сложилась поговорка «попасть в дроби», что означает попасть в трудное положение.

Задача нашего урока — доказать, что дроби не смогут поставить нас в трудное положение, мы должны преодолеть все препятствия, встретившиеся на уроке.


4. Устный счет. ( 3 мин)

Чтобы узнать, кто же из математиков ввел название «числитель» и «знаменатель», нужно выполнить действия и из вариантов правильных ответов сложить эту фамилию (вывесить плакат на доску)

1. 13/19+5/19

А. 18/38 П.18/19

2. 15/100+26/100

Б.100/41 Л. 41/100

3. 37/100-16/100

А. 21/100 Б.53/100

4.16/25-12/25

К.4 Н.4/25

5.2/7+4/7-5/7

У. 1/7 Е. 2/7

6. 13/16-(3/16+7/16)

В. 17/16 Д. 3/16

-Итак, получилась фамилия ПЛАНУД.

Максим Плануд — греческий монах, ученый математик, ввел в XIII веке название «числитель» и «знаменатель».









5. Математический диктант. (5мин.)

( в рабочих тетрадях)

В тетрадях записываем ответы знаками. Если вы с утверждением согласны, то ставите , если нет, то небольшой отрезок «-«. В результате у вас должна получиться, какая либо схема.

ВЕРНО ЛИ УТВЕРЖДЕНИЕ?

  1. 5/7>1/7

  2. 14/13 — правильная дробь

  3. 3/6=1/2

  4. 102/103-правильная дробь

  5. 19/11< 18/11

  6. 10/10=1

  7. 1/2>1/3

  8. 1< 7/30

  9. 33/17 >1.


Проверка. Если вы все выполнили правильно, то получается схема. ( прикрепить на доску)

Проверьте правильность своих ответов и оцените работу по критериям: Нет ошибок- «5»

1-2 -«4″

3-4 -«3″


Вершины этого рисунка-схемы нам нужно покорить, за правильно выполненное задание вы будете получать буквы.

-А сейчас проверим, удалось ли нам покорить первую вершину?

  • У кого нет ошибок?

  • У кого 1 или 2 ?

Молодцы, вы хорошо поработали и получаете свою первую букву. ( прикрепить над первой вершиной букву П)


6. Физминутка. (1 мин)

  1. Закройте глаза и помассируйте их пальцами.

  2. Несколько раз сильно зажмурьтесь и откройте глаза.

  3. Сделайте вращательные движения глазами по часовой стрелке и в обратную сторону.

  4. Переведите глаза на окно, на дверь, на окно и так несколько раз.


7. Объяснение нового материала. ( 6мин)

( к доске приглашаются 3 ученика)

УЧИТЕЛЬ. У меня всего 2 одинаковые шоколадки.

Как разделить эти шоколадки между тремя учениками? Ведь число 2 не делиться нацело на 3.

УЧЕНИК. Нужно разделить каждую шоколадку на 3 равные части и отдать каждому по одной части от каждой шоколадки. 1 часть- 1/3 шоколадки, а 2 такие части — это 2/3. Вы справились с этим заданием и получаете следующую

букву О

УЧИТЕЛЬ. Мы разделили 2 шоколадки между 3 учениками, и каждый получил 2/3.

2:3=2/3

(прикрепить на доску)
Тема нашего урока записываем ее в тетради » Деление и дроби». Вы должны усвоить, что знак деления можно заменить дробной чертой и любую черту дроби можно понимать как знак деления. С помощью дробей можно записать результат деления любых чисел.

Если деление выполняется нацело, то частное является натуральным числом.

НАПРИМЕР, 18:3= 18/3 =6

Если разделить нацело нельзя, то частное является дробным числом.

-А сейчас запишем число 4 в виде дроби со знаменателем 5.

  • Найдите это число, при делении которого на 5 получилось бы 4.

Числитель этой дроби равен произведению числа и этого знаменателя.


Любое натуральное число можно записать в виде дроби с любым натуральным знаменателем.

— Откройте учебники на стр. 204 и прочтите эти правила.

8. Закрепление изученного материала. (10мин)

Поиграем в «Ромашку» к доске приглашаются 2 ученика, каждый выбирает себе лепесток с заданием и выполняет его на доске, комментируя свое решение. (На лепестках примеры из №1025, 1026)

Остальные ученики выполняют №1025, №1026 по учебнику и проверяют по записям на доске.

( выполнив задание, учащиеся получают букву Б)

ЗАДАЧА. В вашем классе 24 ученика, из них 14 девочек. Какую часть класса составляют девочки.

( ученик решает у доски и получает букву Е)


9. Физминутка. (1мин)

Дети исполняют » Танец маленьких утят»


10. Самостоятельная работа. (6 мин)

( раздать карточки)

  1. Запишите в виде дроби со знаменателем 62 числа

2, 5, 8, 9, 11.

2. 62 метров проволоки разрезали на 2 равных куска. Сколько метров проволоки в одном куске?


Проверка. (Дети получают букву Д)

УСТНО.

3. Периметр квадрата 7 см. Найдите длину его стороны?

4. Дробь равна своему числителю. Чему равен знаменатель?

( вручается последняя буква А)

-Какое слово у нас получилось?

— ПОБЕДА.

  • Нам удалось покорить все вершины и одержать победу над дробями, они не смогли поставить нас в трудное положение.

  • А какое число чаще всего встречается в заданиях на карточках?

  • Как оно связано со словом Победа?

В этом году наша страна и мы с вами будем отмечать 65 годовщину Великой Победы советского народа над фашистской Германией.

А вы еще всего лишь дети

Не знали ужасов войны

Но вы к своей другой победе

Стремиться всей душой должны

К победе в учебе, к победе в труде,

К победе всегда и во всем и везде.

11. Домашнее задание. (2мин)

стр. 204 Выучить правило

стр. 209 № 1050, №1052.

12. Итог урока. (2мин)

  • Какова тема нашего урока?

  • Как еще можно понимать черту дроби?

  • Если деление выполняется нацело, то каким числом является частное?

  • Что было для вас на уроке интересно?

  • Что не понравилось?

13. Оценки за урок. (1мин)

Закончим урок стихотворением Севостьяновой, посвященным дробям

Дроби всякие нужны,

Дроби всякие важны.

Дробь учи, тогда сверкнет тебе удача.

Если будешь дроби знать

Точно смысл их понимать

Станет легкой даже трудная задача.





















Приложение 1


















1. 13/19+5/19

А. 18/38 П.18/19

2. 15/100+26/100

Б.100/41 Л. 41/100

3. 37/100-16/100

А. 21/100 Б.53/100

4.16/25-12/25

К.4 Н.4/25

5.2/7+4/7-5/7

У. 1/7 Е. 2/7

6. 13/16-(3/16+7/16)

В. 17/16 Д. 3/16

Приложение 2


Приложение 3


Карточка №1


1.Запишите в виде дроби со знаменателем 62 числа

2, 5, 8, 9, 11.

2. 62 метров проволоки разрезали на 2 равных куска. Сколько метров проволоки в одном куске?


Устно.

3.Периметр квадрата равен 7см. Найдите длину его стороны ?

4. Дробь равна своему числителю. Чему равен знаменатель.

Свежие документы:  Конспект урока по Математике "Чем больше я знаю, тем больше умею" 5 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: