«Задачи на местном материале – эффективное средство развития математической культуры»


Министерство Образования Республики Саха (Якутия)

МУ «Аллайховское улусное (районное) управление образования»
МОУ «Чокурдахская средняя общеобразовательная школа имени А.Г. Чикачёва.»









Статья

Задачи на местном материале – эффективное средство развития математической культуры.



Автор: Кочкина З.В,

учитель математики,

категория: высшая.

























п. Чокурдах. 2013г.

Задачи на местном материале – эффективное средство развития математической культуры.

Кочкина Зинаида Васильевна,

учитель математики МОУ «Чокурдахская

СОШ имени А.Г.Чикачёва»,

п.Чокурдах, Республика Саха (Якутия).


В последние годы идет сокращение часов на обучение математике. И в то же время уровень требований к умениям и навыкам учащихся растет с каждым годом. Вместе с тем увеличился объем и уровень сложности предлагаемых задач на экзамене за курс основной школы и за курс средней школы.

Повышение интереса учащихся к решению задач одна из острых проблем в преподавании математики в средней школе. Нужно привлекать учащихся к решению задач, предлагая им качественные задачи практического содержания, при этом нужно учитывать среду, где формируется личность. С помощью таких задач можно укреплять межпредметные связи, познавать окружающий мир, изучать историю родного края.

Решение задач является одним из самых эффективных средств формирования у учащихся математических знаний, для развития математической культуры школьника.

Излишняя абстрактность предлагаемых школьным курсом задач, неинтересная информация ведет к снижению эффективности работы учащихся, а вследствие этого к потере интереса к решению задач. Многие ученики, не вникая в суть задачи, решают механически, неосознанно, только по аналогии с предшествующим. Нужно предложить учащимся содержательные задачи из реальной жизни. Вникая в условия таких задач учащиеся могут образно представить величины и факты, и на этой основе они смогут анализировать, сравнивать, конкретизировать и делать выводы. Именно эти моменты могут определить умение применять математику на практике.

Каждое новое понятие должно по возможности появляться в задаче практического характера. Такая задача убеждает школьников в необходимости и полезности теоретического материала и показывает, что математические абстракции возникают из практики и из задач связанных с жизнью.

А где взять задачи практического содержания?

Я начала составлять задачи на местном материале, из разных источников информации: из газет, из материалов музея и архива. Предложила ученикам самим составлять задачи и самые удачные оставляла себе. Предложила учащимся иллюстрировать составленные ими задачи и убедилась в том, что когда ученики рисуют, то лучше вникают в суть задачи. В итоге появилась самодельная брошюра в 2006г «Решение практических задач на уроках математики в 5,6 классах».

Свежие документы:  Конспект урока по Геометрии "Скрещивающиеся прямые" 10 класс

Математика имеет существенные преимущества перед другими предметами в том, что она с помощью задач может касаться самых разнообразных явлений природы окружающей жизни, можно предложить исторические задачи, что может расширить интересы учащихся.

Вот задача познавательного характера: белые журавли устраивают свои гнездовья только в Якутии и на Оби. В Якутии их на 1/5 часть больше, чем на Оби от общего числа белых журавлей, сохранившихся в природе. Сколько белых журавлей сохранилось в природе, если в Якутии на 60 особей больше, чем на Оби?

На уроках математики можно воспитывать у учащихся бережное отношение к общественной собственности и большой воспитательный эффект могут дать задания о бережном отношении к школьному имуществу.

Задача 1: Во время ремонта в школе пришлось заменить 20 поврежденных столов на новые. Цена одного стола 1200 рублей. Сколько рублей сэкономила бы школа при более бережном отношении учащихся к школьному имуществу?

Задача 2: Сколько штук штакетника необходимо заготовить для забора вокруг школы, если длина забора 35 м, а его ширина 25 м и если на каждый метр длины идет 10 штук? Сколько денег сэкономили бы школа, если эти штакетники изготовили бы сами ученики учитывая, что цена 1 штакетника 3 рубля?

При изучении отдельных разделов программного материала нужно использовать задачи связанные с географией и с историей родного улуса.


Задача1: 23 сентября измерили температуру воздуха в п. Чокурдах и записали в виде таблицы:

Время (ч)

8

10

12

14

16

18

Температура (t C)

-3

-2

3

2

1

Ответьте на следующие вопросы:

А) В какое время была самая низкая температура?

Б) В какое время была самая высокая температура?

В) Температура воздуха выше в 8 ч. или в 10 ч?

Г) Постройте график зависимости температуры воздуха в зависимости от времени.

Задача 2: Территория Аллайховского улуса занимает 107,3 тыс.кв.м. 27 % территории относится к особо охраняемым (резерват «Кыталык»). Вычислите площадь территории резервата «Кыталык».

Задача 3: В августе 1929 г. появился первый гидросамолет в небе нашего района, сделавший посадку в с. Русское-Устье (командир самолета О.А. Кальвица). Сколько лет прошло от посадки первого самолета в Русском -Устье?

Задача 4: Какой записан год МСМХХХVI? Чем знаменателен этот год для нашего улуса?

(1936 год, год основания п. Чокурдах)

В наше трудное время – время рыночной экономики, нужно предлагать детям задачи с экономическим содержанием.

Свежие документы:  Открытый урок по математики в 6 классе "Нахождение числа по его дроби"

Задача 1: Два друга решили заработать. Они купили в киоске 200 газет по 4 руб. за газету и стали продавать их по 6 руб. за штуку. Какой доход получат ребята, если продадут все газеты?

Задача 2: Девушка связала свитер и его продала за 2000 руб. Какую прибыль она получила, если пошло 5 мотков шерсти по 100 руб. за моток, а на украшение свитера понадобился бисер стоимостью 300 руб.?

Я написала пособие, в практической части которого, предлагается более 70 задач для учащихся средней классов:

— задачи познавательного характера, составленные из разных источников;

— задачи на местном материале, из истории родного улуса, республики, поселка;

— задачи, составленные учениками, в том числе иллюстрированные самими авторами.

Актуальность данного подхода состоит в том, что решение задач – ключ к познанию окружающего мира. Эта деятельность содействует тому, чтобы личность приобретает важнейшие навыки и знания, необходимые в дальнейшей жизни и работе, учитывается особенность среды, где формируется личность.

Любому учителю или ученику можно присоединиться к творческой работе по составлению собственных задач по математике, используя материалы их местности, изучая историю края, где они живут.


Список используемой литературы:


  1. Балк М.Б., Балк Г.Д. «Математика после уроков», М. «Просвещение», 1971г.

  2. Виленкин Н.Я., Жохов В.И.. Математика. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. Издательство «Сайтком», г. Москва.

  3. Нурк Э.Р., Тельгмаа А.Э. Математика. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. Москва «Просвящение», 1991г.



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: