Конспект урока на тему «Формирование навыков аудирования»


Формирование навыков аудирования

Аудирование — это одновременно цель и средство обучения. Обучение смысловому восприятию речи на слух предполагает выполнение обучающимися упражнений на формирование общих аудитивных навыков, речевых упражнений и последующую учебную работу с аудиотекстом, то есть обучение аудированию направлено на развитие и совершенствование механизмов аудирования. Аудирование как активная мыслительная деятельность — сложный процесс восприятия и понимания звучащей речи. И элементы зрительного восприятия ( жесты, мимика) и интонация, разбивающая речь на синтагмы, помогают понять речь. 

Основные задачи учителя на уроке аудирования: 
— подготовить ребенка в прослушиванию через разнообразные задания PRE-listening, чтобы вызвать интерес, сфокусировать на теме и актуализировать лексику перед прослушиванием; 
— помогать во время прослушивания — DURING-listening, чтобы снять трудности во время аудирования и чтобы заострить внимание на каких-то важных моментах и чтобы научить слышать именно нужную информацию; 
— обсудить, сделать выводы после прослушивания — POST-listening, не только чтобы проверить, насколько хорошо понято содержание аудиоматериала, но и закрепить знания, а также – это мотив для аудирования. 

PRE-listening, DURING-listening и POST-listening — это три этапа урока так называемого приема PDP, который позволяет формировать и совершенствовать рецептивные навыки и умения, чтения и аудирования, а также помогает развивать навыки понимания печатного или аудио текста. Кроме того, деятельность на уроке в рамках PDP организуется в таком объеме и такой последовательности, чтобы учащиеся могли полнее понять содержание текста. И я нахожу, что наиболее важная часть PDP — это PRE-listening. 

Нам кажется, что в реальной жизни мы не готовимся к восприятию речи, но это не совсем так. Подсознательно мы, к примеру, заказывая обед в ресторане, уже готовы услышать, и знаем примерно, что будем отвечать официанту. Или, посещая лекцию, мы также готовы к восприятию речи на определенную научную или познавательную тему, предвосхищая ее содержание. И на уроке ученик также должен быть готов к восприятию аудиоматериала по определенной теме, так как от того, как мы сумеем подготовить учащихся, настроить на прослушивание, зависит уровень его понимания. 

Цели первого этапа — PRE-Listening

1. Установить ситуацию, тему, о которой пойдет речь – дать представление, о чем пойдет речь.
2. Вызвать интерес к теме – возможно, затронув тему будущего просушиваемого материала на личном опыте. Так, если будет речь о животных – поговорить о зоопарке или о том, какие животные водятся в лесу, в поле и т.д. 
3. Актуализировать знания по теме — Что вы знаете о …? Где они…? Что это такое? С какими проблемами они сталкиваются? Почему они важны? 
4. Активизировать лексику по теме — например, в виде микроигры типа мозгового штурма “Kто больше знает слов: (глаголов, существительных, наречий) по теме?” 
5. Прогнозировать содержание — попытка по заголовку, теме, иллюстрациям угадать, о чем может пойдет речь. 
6. Познакомить с новыми словами — незнакомые слова не должны мешать восприятию речи. 
7. Проверить понимание цели аудирования – убедиться, что учащиеся поняли задачу аудирования, имеют некоторые представления о содержании . 


В процессе непосредственно аудирования DURING–listening, учащиеся должны: 
— определить, о чем идет речь, где происходят события и т.д.; 
— обратить внимание на то, что осталось непонятым и сформулировать об этом вопрос; 
— подтвердить или опровергнуть свои догадки, сделанные в процессе PRE-listening; 
— сделать выводы, оценить. 

Важное значение имеют темп и паузы во время прослушивания. Делая паузы в прослушивании, необходимо: 
— резюмировать — что происходило до сих пор; 
— попытаться догадаться, что может произойти дальше, допуская все предсказания равновероятными; 
— попросить учащихся объяснить, почему они так думают, избегая оценок типа «правильно» или «неправильно», и используя такие как «возможно», «вероятно». 

Этап POST-listening не менее важен. Он показывает: 
— насколько глубоко учащиеся поняли аудиоматериал; 
— насколько он им интересен; 
— оказались ли верными их предположения. 

Для этого можно: 
— просмотреть и подкорректировать предварительные записи в “Listening guide”; 
— проанализировать, критически оценить и сделать выводы по прослушанному материалу; 
— суммировать информацию, выполнить это в виде устных высказываний или презентаций, или инсценировки диалогов и т.д. 

Помогают этому следующие упражнения: 
— выполнить задание “Fill in blanks with suitable word” в тексте аудиоматериала; 
— Multiple Choice, True/False, Short Answer, Paraphrase/Summary; 
— ответить на вопросы; 
— проиллюстрировать эпизод; 
— составить план, пересказать; 
— сравнить с ситуацией из жизни и т.д. 

Речь учителя также играет важную роль и занимает немалую часть урока, поэтому к ней предъявляются большие требования. Главные из них: 
— говорить короткими предложениями; 
— говорить грамматически простыми предложениями; 
— интонировать речь; 
— выделять ключевые слова; 
— ограничивать высказывания в рамках только одной темы, далее расширяя круг тем; 
— употреблять повторяющиеся слова, фразы, предложения; 
— перефразировать высказывания; 
— обязательно давать паузы между высказываниями; 
— размер высказывания увеличивать постепенно — сначала слово, затем фраза, одно предложение, несколько предложений, полный текст или диалог; 
— органично использовать мимику и жесты, пантомимические приемы; 
— задавать вопросы, чтобы убедиться, что вас понимают; 
— давать ясные корректные задания; 
— использовать визуальные опоры в виде картинок или позднее — опоры на текст; 
— на начальном этапе задания также иллюстрировать; 
— систематически проверять понимание учащимися речи учителя; 
— соблюдать английские речевые нормы. 

Большое значение имеет и атмосфера на уроке. Вот некоторые рекомендации для учителей об организации урока. Поскольку слушание с пониманием – наиболее тяжелая работа при обучении иностранному языку, и возможен даже некоторый стресс, желательно: 
— вести урок вселяющим спокойствие, но несколько интригующим голосом; 
— подбадривать детей, поощрять за успехи, вселять уверенность; 
— объяснять, что не всегда можно понять все слова — иногда это и не нужно; 
— дети должны ясно понимать, зачем слушают, что должны услышать; 
— развивать языковую догадку детей с помощью системы упражнений; 
— просить детей внимательно смотреть на учителя, в т.ч. на его артикуляцию; 
— просить детей соблюдать тишину во время аудирования; 
— заранее приготовить наглядный материал и визуальные опоры. 



Свежие документы:  Ещё раз о трёх поросятах, или Новогодняя сказка в соавторстве с Л.Филатовым

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: