МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №7 «СКАЗКА»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
на тему:
«Знакомство с геометрическими понятиями»
Воспитатель: Кривоносова В.Я.
г. Троицк
11 ноября 2011г.
Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения.
Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. Они сравнивают предметы по величине, устанавливают количественные и пространственные отношения, усваивают геометрические эталоны, овладевают моделирующей деятельностью и т.д.
Первые представления о форме, размерах и взаимном расположении предметов в пространстве дети накапливают ещё в дошкольный период. В процессе игры и практической деятельности они манипулируют предметами, рассматривают, ощупывают их, рисуют, лепят, конструируют и постепенно вычленяют среди других свойств их форму. Я считаю, что формирование представлений о геометрических фигурах в дошкольном возрасте одна из сложных задач в интеллектуальном развитии ребенка.
Геометрический материал в обучении дошкольников математике традиционен. Однако методика за последние годы значительно изменилась. Математика, как известно, наука, которая изучает количественные свойства предметов и пространственные отношения. Геометрия — область математики, изучающая определённые неизменные (не зависящие от времени) формы и свойства пространства.
Понятие количественные свойства в традиционном курсе дошкольной математики в основном связывают со счётом предметов а в отношении геометрических фигур — со счётом их элементов (стороны, углы), между тем геометрическая фигура представляет собой богатый материал, с помощью которого у детей можно формировать количественные представления. Например, такое свойство, как длина. С одной стороны, это пространственная характеристика, а с другой — она всегда имеет своё числовое выражение, являясь одновременно количественным свойством геометрической фигуры, при этом длина — это свойство геометрической фигуры.
Форма — свойство геометрической фигуры, связанное с протяжённостью и со свойством быть в определённых отношениях в пространстве; так, отрезок имеет характеристику «длина», но, расположенный на плоскости определённым образом, даёт новую форму — фигуру. Причём фигура обладает теми же свойствами, что и образующие её отрезки, а также новыми свойствами — площадью, или периметром.
Геометрия — наука, которая на первой ступени развития занималась собиранием фактов, характеризующих свойства окружающего пространства.
Геометрические понятия возникли путём абстрагирования от реальных предметов. В отличии от чисел геометрические фигуры, как и реальные предметы, имеют ориентацию на плоскости и в пространстве.
Рассмотрим основные геометрические понятия, с которыми необходимо знакомить дошкольников.
Первое геометрическое понятие — это точка. Точка — неопределённое понятие геометрии, не имеет ни длины, ни ширины, ни площади. При опросе детей, что в окружающем мире напоминает точку, дети отвечали — капелька дождя, бусинки, град, крупа — гречка, горох, манка. Обычный способ показа точки — рисование или прокалывание на листе бумаги.
Треугольник —
По углам:
остроугольный треугольник, в котором все углы острые (угол 90°);
прямоугольный треугольник — треугольник, в котором один из углов прямой;
тупоугольный треугольник — треугольник, в котором один из углов тупой.
разносторонний треугольник — треугольник, в котором все стороны имеют разные длины;
равнобедренный треугольник — треугольник, в котором 2 стороны равны;
равносторонний треугольник — треугольник, в котором все стороны равны.
Четырёхугольник ограничен ломаной из 4 звеньев, соответственно имеет 4 стороны и 4 вершины.
Прямой угол — это угол, который по определению содержит 90°. Поскольку дошкольников не знакомят с градусной мерой углов, понятие прямого угла даём методом показа. Получать модель прямого угла детей учат с помощью листа бумаги, который следует сгибать соответствующим образом. Методом проб дети учатся находить прямой угол и на различных геометрических фигурах: прикладывают к ним свою модель, выделяя углы, с ней совпадающие.
Прямоугольник — четырёхугольник, у которого все углы прямые. Основное свойство прямоугольника — противолежащие стороны прямоугольника имеют равные длины. Ребята свойства прямоугольника определяют опытным путём — бумажный прямоугольник перегибают, совмещая противоположные стороны, или измерением длин противоположных сторон.
Квадрат — прямоугольник, у которого все стороны равны.
Окружность и круг образованы замкнутой кривой линией и имеют точку, которая называется центр окружности, радиус и диаметр.
Радиус — отрезок, соединяющий центр окружности с какой-нибудь точкой. Основное свойство радиусов одной окружности — они равны.
Диаметр окружности — это отрезок, проходящий через центр окружности и соединяющий две любые её точки. Основное свойство — диаметры одной окружности равны. Диаметр равен двум радиусам.
Угол — это фигура, образованная двумя лучами, имеющими общее начало. Стороны угла — это лучи, образующие угол.
Вершина угла — это общее начало лучей, образующих угол. «Две дороги встретились и пересеклись в одной точке. Получился угол. Точка пересечения — вершина угла, лучи — стороны угла».
В геометрические понятия входят и объёмные фигуры, которые называют телами: куб, призма, пирамида — это многогранники. Шар, конус, цилиндр — это тела вращения. Многогранники имеют рёбра, вершины и грани. Тела вращения имеют гладкие криволинейные поверхности. Объёмные фигуры рассматривают спереди, вид сверху и вид сбоку.
Формированию представления о геометрических фигурах способствует организация работы с моделями геометрических фигур. Моделирование фигур из бумаги, палочек, пластилина. Также выполнение простейших заданий на построение геометрических фигур, выполняются по образцу.
Знакомство с объёмными формами и моделями объемных геометрических фигур происходит в процессе игр со строительным и другим материалом. С объемными геометрическими фигурами необходимо знакомить на основе сравнения их между собой.
По моему мнению, немаловажную роль в математическом развитии дошкольников занимает организация самостоятельной детской деятельности в развивающей предметно-пространственной среде. Взрослые должны создавать условия для стимуляции интереса детей к обследованию предметов, увлечения их математическими и логическими играми.