Литературно-музыкальная композиция «Защитники Восточного форта»


Пестречинский РОО

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Конская средняя общеобразовательная школа.





«Защитники Восточного форта».


Посвящается светлой памяти Героя Советского Союза, защитника Брестской крепости Петра Михайловича Гаврилова.



Литературно-музыкальная композиция.




Авторы:



Губаева Светлана Ивановна – учитель русского языка и литературы

Муниципального бюджетного образовательного учреждения

«Конская средняя общеобразовательная школа»

Пестречинского муниципального района Республики Татарстан



Хамидуллина Халиса Харисовна – учитель истории

Муниципального бюджетного образовательного учреждения

«Конская средняя общеобразовательная школа»

Пестречинского муниципального района Республики Татарстан









2012год.







«Защитники Восточного форта».




Литературно-музыкальная композиция.




Цель: Воспитание патриотического сознания учащихся на основе героических событий в первые дни Великой Отечественной войны в Брестской крепости; развитие чувства гордости за свою страну, за подвиг земляка Героя Советского Союза П.М.Гаврилова; воспитание интереса к героическому прошлому нашего народа; развитие сценического мастерства.


В композиции участвуют учащиеся 5,11 классов


Наглядность: Книги С.С.Смирнова о Брестской крепости, фотографии защитников Брестской крепости, личные вещи Героя Советского Союза П.М.Гаврилова, фотографии «Теплоход «П.М.Гаврилов», «Дом, где жил Гаврилов», «Памятник на могиле Героя», видеомагнитофон, планшеты с рисунками участников композиции.


Подготовительная работа. Учащиеся заранее нарисовали на планшетах 2х2,5м. различные виды Брестской крепости. Из Дома культуры райцентра привезли гимнастерки, пилотки. Из военкомата — автоматы-муляжи, из районного музея — личные вещи П.М.Гаврилова







(Слайд №2)

(Сцена закрыта белым занавесом. На занавес проецируется вид деревни Альведино.)




(Слайд №3)

1чтец. Альведино! Всем нам знакомо это слово. Здесь родился Петя Гаврилов – будущий Герой Советского Союза, защитник Брестской крепости. В этой деревне он сделал первые самостоятельные шаги, здесь он слушал песни матери.


2 чтец. 30 июня 1900 года в полуразвалившемся доме родился Петя. В тот же год скончался его отец Михаил Гаврилович Гаврилов. Петя и его глухонемой брат Сергей росли под присмотром строгой и требовательной матери Александры Ефимовны. В нищете и темноте прошли детские годы Петра Гаврилова. Семья нищенствовала, и мальчики вынуждены были просить милостыню, наниматься в батраки.


( На сцене появляются два мальчика.)

Петя. — Сергей! Этого хлеба нам на сегодня хватит. Маму обрадуем. Пойдем быстрее, вечереет.

( Сергей кивает. Проходят за сцену).

(Выходят мать и Петя. Проходят по сцене).

Петя.- Эх! Научиться бы у дяди Максима плести лапти. Все бы девочки приходили ко мне с просьбой: «Петя, не сможешь ли сплести мне к празднику лапти?» Работал бы днем и ночью. Это ведь счастье, быть полезным людям.

Александра Ефимовна. — Сыночек, завтра воскресенье, великий праздник Пасха. Проси у Бога здоровья, долгой жизни, сыночек.


1 чтец. — Пете 16 лет. Низкорослый, худой, но здоровый мальчик впервые покинул родной дом. Казань. Он работает дворником, грузчиком в пекарне, через год устраивается на Пороховой завод. ( Слайд № 4) Тяжелая, трудная жизнь с малых лет воспитала в нем характер терпеливый, волевой, привыкший к борьбе с несчастьями и тяготами сурового крестьянского быта.

2 чтец. — Этот твердый, сильный характер пригодился ему, когда в 1918 году он пришел в Красную Армию. Он попал туда темным, неграмотным парнем, но зато принес с собой железное упорство, умение настойчиво преодолевать трудности — качества, так необходимые военному.

1чтец. (Слайд№ 5) –Красная Армия не только дала ему военные знания и навыки — она сделала его политически сознательным человеком. Он мужал и рос в боях с колчаковцами и деникинцами. Все больше появлялись волевые свойства его характера, смелость и мужество. Его недюжинные организаторские способности.

2 чтец. – Воевал в дивизии Азина. Встречался с Фрунзе, Ворошиловым, Кировым, Калининым. После окончания гражданской войны Гаврилов стал коммунистом и красным командиром. Гаврилов принадлежал к числу тех красных командиров, которые были выдвинуты гражданской войной из самой гущи народа. Перед Великой Отечественной войной Петр Михайлович закончил Военную академию имени Фрунзе — лучшую кузницу командиров Красной Армии.


(Занавес открывается).

(В центре аркообразный вход в один из казематов Восточного форта. Самодельный стол, на столе рация, коптилка из гильзы. За рацией сидит радист, постоянно работает с ключом.)

(Звучит песня на слова В.Лебедева – Кумача «Священная война». После припева музыка смолкает.)

Свежие документы:  "Интеллектуальное казино"


1чтец. Война… Это грозное слово ворвалось в наш дом 22июня 1941года, когда гитлеровские полчища совершили вероломное нападение на священные рубежи родной Отчизны. Миллионы советских граждан по зову партии коммунистов взяли в руки оружие и грудью встали на пути врага от Баренцева до Черного морей. 1418 дней продолжалась невиданная в истории человечества грандиозная битва с фашизмом, прежде чем алое Знамя Победы взметнулось над поверженным Берлином.


(Продолжение песни на слова Лебедева-Кумача « Священная война».)


2 чтец. В летопись Великой Отечественной войны вписано немало героических страниц, Одна из первых – страница мужества и отваги гарнизона Брестской крепости, который бесстрашно сражался за каждую пядь советской земли, покорив своим подвигом современников и потомков.

(Слайд № 6)

1 чтец. 4 часа утра. Гаврилов проснулся от невероятного грохота и шума. Земля качнулась словно на крутой волне. Это рвались снаряды, мины и бомбы. Когда одевался, ударом взрывной волны вышибло дверь из комнаты.

2 чтец. Попрощавшись с семьей, он бросился в штаб, где хранились знамя полка и секретные документы. Однако проникнуть туда не смог- штаб, находившийся в северо-западной части кольцевой казармы, пылал огромным костром. Всюду свистели осколки. В огненном вихре метались люди. Слышались стоны, крики раненых. Под ногами содрогалась земля.

1 чтец. В середине дня майор Гаврилов с капитаном Касаткиным направился в Восточный форт, где бойцы вели бой с фашистами. Сюда же перевели штаб. Организовали телефонную связь со всеми ротами, оборонявшими форт (Слайд №7)

2 чтец. Политрук Скрипник сразу же взял на учет всех коммунистов и комсомольцев из разных частей, оказавшихся в Восточном Форту. Обеспечил прием по рации московских радиопередач. Где-то в полдень радист услышал голос Москвы.


( На сцену вносят раненого, санитары перевязывают его. Слышится стрельба, взрыв.)


Радист: Товарищ майор! Товарищ майор!


(Диктор передает Заявление Советского правительства, сделанное в связи с нападением гитлеровской Германии на Советский Союз. Подходят бойцы и взволнованно слушают.)

(Слайд №8)

Скрипник: Враг намеревался овладеть крепостью в первые же часы войны. Он жестоко просчитался. Огнем из автоматов и пулеметов атака фашистов отбита с большими для них потерями. Наше дело правое. Победа будет за нами.

Солдат: Товарищ политрук! Я прошу Вашей рекомендации для вступления в партию!

Скрипник: Лучшая рекомендация для вступления в партию большевиков – наши боевые дела. Утром уже принято более двадцати человек.

Гаврилов: (подходит к радисту) Что слышно?

Радист: Немецкую речь и музыку, товарищ майор. Марши играют.

Гаврилов: Выходите на связь открытым текстом.

Радист: Я крепость! Я крепость! Ведем бой, ведем бой, каков будет приказ, ждем приказа!

Гаврилов: (пауза) Ответа нет. Видно, фронт откатился на восток.

(Входит Абакумова – военфельдшер.)

Абакумова: Товарищ майор! Раненых разместили в трех отсеках конюшни. Не хватает перевязочных материалов. Рвем на бинты белье, простыни. Испытываем острый недостаток в медикаментах. Раненым нужна вода.

Гаврилов: Раиса, дорогая, потерпите до вечера. С наступлением ночи постараемся пробраться к воде. Возьмите в помощники Валю, которую прислали немцы уговорить нас сдаться. А она сама осталась у нас. ( Слайд №9)

(Вбегает солдат с каской в руке. В каске — куски льда.)

Солдат: Товарищ майор! В нескольких десятках метров от нашего форта в продовольственном складе имеется ледник.

Гаврилов: Молодцы! Получить воду из него не составит труда. Сперва дайте раненым, детям, женщинам.


1чтец. А уж потом только по несколько глотков досталось остальным. Глоток воды иногда стоил жизни.

2 чтец. Бои продолжаются. Рвутся снаряды, число защитников ежечасно уменьшается. После артобстрела противник против защитников форта применил танки. Бойцы заминировали подступы к Восточному форту. (Слайд № 10)

1 чтец. Среди штабных документов 45-й пехотной дивизии гитлеровцев была найдена и такая бумага: « Гнездом сопротивления остался Восточный форт. Сюда нельзя было подступиться со средствами пехоты, так как превосходный ружейный и пулеметный огонь из глубоких окопов и из подковообразного двора скашивал каждого приближающегося. Оставалось только одно решение- заморить голодом и жаждой, тем самым принудить сдаться русских в плен, а потому необходимо прибегнуть к любым средствам, ускоряющим их изнурение.

Свежие документы:  Конспект урока на тему «Ознакомления дошкольников со средствами музыкальной выразительности»

2 чтец. На шестой день войны гитлеровские 540 миллиметровые штурмовые орудия стреляли фугасными снарядами, а каждый из них весил 1250 килограммов. Немецко-фашистские захватчики вели также огонь бетонобойными снарядами из 600-миллиметровых пушек. Эти снаряды весили 2200 килограммов.

1 чтец. Не добившись успеха, гитлеровцы пошли на крайние меры. В окопы защитников Восточного форта они стали сбрасывать с самолетов все, что могло гореть: бочки с техническим маслом, бензином, лигроином, керосином. Падая на землю, бочки становились прямо-таки пороховыми. Враг поджигал их бутылками с горючей смесью, снайперы противника расстреливали зажигательными пулями.


( В каземат вносят раненого. Санитары перевязывают. Поддерживая с двух сторон, уносят в глубь каземата.)


Семенюк: Товарищ майор! Многие убиты, ранены, контужены. Раненых и обожженных мы спустили в подземные казематы.

Гаврилов: Хорошо! Там будет безопаснее.

Семенюк: Товарищ майор! Что будем делать со знаменем 393 отдельной зенитно-артиллерийской дивизии?

Гаврилов: Знамя нужно хорошо спрятать, Семенюк. Его надо обязательно уберечь от фашистов. Мы еще в крепость вернемся. (Слайд №11)


( Знамя достают из-за пазухи, прячут в бумажный пакет, потом заворачивают в брезент. Солдат копает яму и осторожно спускают знамя. Засыпают землей)


2 чтец. К исходу этого дня вражеские автоматчики проникли в расположение Восточного форта. Там и тут рвались гранаты, закипали рукопашные схватки, слышались крики и стоны раненых. Истекая кровью и теряя силы, защитники форта сражались до последней возможности


( Из глубины каземата выползает солдат Агеев. Голова перевязана. )


Агеев: ( шепотом) Товарищ майор, вы живы? Четвертый день уже лежим под землей.

(Молчание. Гаврилов открывает рот. Речи не слышно.)

Агеев: Товарищ майор, вы контужены?


( Выползает Аюпов )

Гаврилов: (Говорит по слогам) Здесь оставаться нельзя. До утра необходимо уйти, иначе днем нас фашисты сожгут из огнеметов.

Агеев: Куда же пойдем?

Гаврилов: Будем прорываться на северо-восток, к Беловежской пуще. Там наверняка действуют партизаны.


( Аюпов наблюдает за фашистами и задумчиво говорит.)


Аюпов: Подъехала фашистская кухня. Эх, нам бы сейчас перекусить чего-нибудь горячего.

Агеев: На исходе двадцать первый день войны, а мы ни разу не принимали горячей пищи.

Гаврилов: ( Посмотрел на улицу.) У огня остались только часовые. Итак, товарищи будем прорываться по трем направлениям. Агеев — на юг, Аюпов — к Восточным воротам, я — на северо-запад. Дальше наш путь — к Беловежской пуще.


( Выбегают, слышатся выстрелы.)


(Вид Восточного форта закрывается занавесом. На сцене мать П.М.Гаврилова Александра Ефимовна. Сидит на стуле, вяжет носки. Входит соседка. )


Соседка: — Здравствуй, Сандра! От сына вестей нет?

Александра Ефимовна: — Нет…

Соседка. — Мой вчера прислал письмо. Пишет, что будут гнать немцев до самого логова.

А Петруша ни одного письма не написал. Почему он молчит? А может?…


(Молчание. Александра Ефимовна поет татарскую народную песню «Тоска». Закончив песню, взволнованно говорит: )

-Нет, мой сын живой. Он не может умереть. Он ведь красный командир.


1 чтец. Раненный и контуженный, в бессознательном состоянии, Гаврилов был схвачен, но не побежден. Сражаться с ненавистным врагом до последней возможности — в этом он видел свой долг солдата. 23 июля, — в дальнем капонире в северо-западной части крепости майор Гаврилов бросил в гитлеровцев свои последние гранаты. (Слайд №12)


(Зачитывается приказ о присвоении Звания Героя Советского Союза Петру Михайловичу Гаврилову).

-Указ Президиума Верховного Совета СССР от 3 января 1957 года.

«За образцовое выполнение воинского долга при обороне Брестской крепости в 1941 году и проявленные при этом отвагу и геройство присвоить звание Героя Советского Союза Гаврилову Петру Михайловичу».

2 чтец. Никто не забыт, ничто не забыто.

Умирая, не умрет герой.

Мужество останется в веках.

Имя нашего земляка, Героя Советского Союза П.М.Гаврилова узнал весь мир. Его уже нет в живых. Его сердце перестало биться 26 января 1979 года. Но он живет среди нас, в нашей памяти. Десятки отрядов наследников Татарстана носят его имя. Его именем названы улицы, просторы реки Кубани бороздит теплоход «П.М.Гаврилов». На Родине Героя открыт памятник легендарному защитнику

Свежие документы:  Самоанализ урока математики учителя начальных классов

.(Слайды № 13,14)


(Демонстрируется фильм об открытии памятника Гаврилову в с. Конь. Автор памятника Виктор Рогожин).


1 чтец. О Гаврилове снимают фильмы, пишут книги. У нас в гостях земляк П.М.Гаврилова — П М..Апушев, автор книги о П.М.Гаврилове «Вдоль Меши до Волги».


Апушев:

— Мне посчастливилось два раза встретиться с Героем Советского Союза Петром Михайловичем Гавриловым. Это был удивительный человек. Во время второй встречи наш земляк открылся мне совершенно с другой стороны. Я расспрашивал его о первых днях войны, о защите Восточного форта. Он редко говорил о себе, а чаще рассказывал о других. Он вспоминал о Вале Зенкиной, о Пете Клыпе и о других детях. Со слезами на глазах рассказывал о раненых, которые умирали от жажды.

Петр Михайлович рассказал мне, как он провел долгие дни и ночи в капонире. Выжить ему помогли воспоминания, он мысленно возвращался на Родину, гулял по полям, рыбачил на реке Меше. Не мог он умереть, не увидев свою мать, которая с таким трудом его вырастила.

Я взял на работе машину и ездил с защитником легендарной крепости по окрестностям с. Альведино, долго сидели мы на берегу Меши, посетили соседние деревни. На все я смотрел глазами Пети Гаврилова – будущего Героя Советского Союза. Как он любил свою землю, как восхищался красотой родного края! Нет, не мог он отдать эту землю на растерзание фашистам. Да, трудное было у него детство, побирался, батрачил, глухонемой брат Сергей скончался,.. Но ведь страна его выучила, стал он красным командиром. Не мог он подвести своих односельчан, мать свою, которая за все годы войны ни на секунду не сомневалась, что сын может погибнуть.

Защитники Брестской крепости не получали никаких приказов своего командования, им не сбрасывали с самолетов боеприпасов, продуктов, о них не писали в газетах, и страна даже не знала о том, что они ведут борьбу. Защитники понимали, что может быть, их имена навсегда останутся неизвестными. И все — таки они вели борьбу. Они вели борьбу не ради славы, они просто выполняли свой воинский долг. После этих встреч я понял, что истоки героизма этого скромного человека начинаются на Родине. И мне захотелось написать книгу об этом. Моя книга стала продолжением серии книг о нашем прославленном земляке. (Слайд №15) В книге «Вдоль Меши до Волги» вы узнаете о трудном детстве нашего земляка, о его жизни в Казани. Я буду рад, если вы, как и Гаврилов Петр Михайлович, будете любить и беречь родную землю.

Ребята, я хочу, чтобы вы послушали голос нашего земляка. У него был удивительно добрый, бархатистый голос.

(Включается фрагмент аудиозаписи встречи П.М.Гаврилова со школьниками в Альвединской восьмилетней школе в 1965 году.)


(После выступления Апушева на сцену выходят участники литературно-музыкальной композиции. По очереди обращаются в зал)

(Слайд№16)

— Люди, мы любили жизнь. Мы погибли, защищая нашу любимую землю.

— Погибли, защищая вас. Живите и за нас, любите и за нас.

-Помните, какой ценой завоевана победа.

-Помните, мы погибли за вас, дорогие! Берегите мир на Земле!

— Пусть никогда и нигде не вспыхнет пожар войны!

( Слайд№17)

(Занавес)


Предполагаемые результаты.

После проведения мероприятия сами участники и зрители заинтересуются подвигом защитников Брестской крепости, Героя Советского Союза П.М.Гаврилова. Многие захотят вести переписку с экипажем теплохода «П.М.Гаврилов», с детьми, внуками защитников Брестской крепости. Их адреса известны и выставлены рядом с фотографиями, завяжут переписку со школьниками, чьи отряды носят имя легендарного защитника Брестской крепости. Более сознательно начнут ухаживать за памятником Гаврилову.




Фото на память с учителями из разных областей России — слушателями курсов при ИРО ( г. Казань).


Литература.

1..П. М. Апушев. « Вдоль Меши до Волги», Казань, 1998г.

2.П.М.Гаврилов «Сражается крепость». Краснодарское книжное издательство.1975г.

3.М.Г.Кривенко. Письма.

4. Магнитофонная запись речи Гаврилова в Альвединской школе. 1965г.

5.С.С.Смирнов. «Брестская крепость» М., «Современник»,1961г.

6. Фильм об открытии памятника П.М.Гаврилову в д.Конь.

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: