Программа «Детство без насилия и жестокости»


Бюджетное учреждение Омской области

«Комплексный центр социального обслуживания населения

Оконешниковского района»













«Детство без насилия»


программа профилактики насилия и жестокого

обращения с детьми и подростками в семье










Составитель программы:

специалисты отделения профилактики

безнадзорности и правонарушений

несовершеннолетних:

заведующий отделения — Масленкова О.П.

специалист по социальной работе — Прокопченко А.В.

социальный педагог — Иванова Г.М.










Оконешниково 2014

Пояснительная записка


Родительский дом и семья являются для несовершеннолетних детей гарантами стабильности и надежности. Однако в современных условиях многие семьи не смогли адаптироваться и сформировать защитные механизмы. Снизился воспитательный потенциал, ухудшился нравственно-психологический климат в семейной сфере и обществе в целом. Отчуждение родителей от детей, нарастание процессов деформации семьи, разрушение нравственно-этических норм, социальных связей, обострение криминогенной ситуации, ухудшение здоровья детского населения — все это привело к снижению уровня защищенности детей и подростков.
 
Одним из показателей неблагополучия в семье является жестокое обращение с несовершеннолетними детьми.

Следует отметить повышение количества случаев жестокого обращения по отношению к детям со стороны взрослых по Омской области. Аналогичные случаи отмечаются и в Оконешниковском районе. Так в 2014 году было выявлено 5 фактов жестокого обращения с несовершеннолетними, были возбуждены уголовные дела. Двое родителей привлечёны к уголовной ответственности по ст. 116 «Побои» УК РФ, по одному факту ведётся расследование, остальные — не нашли своего юридического подтверждения.

Для устранения причин, способствующих возникновению в семьях насилия, жестокого обращения с детьми, необходимо организовать планомерную, комплексную профилактическую работу с неблагополучными семьями, направленную на восстановление семьи, обеспечение в ней условий для соблюдения прав ребенка. Необходимо направить усилия всех субъектов профилактики на организацию индивидуальной профилактической работы, реабилитацию семей и детей, находящихся в социально опасном положении, для того, чтобы своевременно выявлять неблагополучные семьи, корректировать их проблемы как можно на более ранней стадии, помочь семье противостоять трудностям, содействовать в разрешении кризисных ситуаций, чтобы сохранить безопасность ребенка, его связь с кровной семьей, везде, где это возможно стремиться сохранить ребенку его биологическую семью. 

Одним из направлений данной программы является: используя результаты диагностики, исследовать проявления жестокости в детско-родительских отношениях; подготовить личность умению противостоять насилию и жестокому обращению, используя варианты предупреждения (конструктивность взаимодействия, оптимальный уровень коммуникабельности, выработка алгоритма действий в ситуациях насилия и др.)

Основные принципы реализации программы:

1. Принцип приоритета интересов ребенка.

2. Принцип системности.

3. Принцип комплексного подхода.

Участники программы: семьи, имеющие несовершеннолетних детей, находящиеся в трудной жизненной ситуации, состоящие в банке данных СОП.

Программа состоит из двух блоков:

-профилактический;

-работа со случаем жестокого обращения.  


I Блок: Профилактический


Этапы реализации блока:

Организационный этап
1. Разрешение организационных вопросов по условиям реализации программы. 

2. Анализ Банка данных о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении с целью подбора участников программы.
3. Использование диагностических методик:
 
-анкета по выявлению жестокого обращения;

-тест-опросник для детей «Исследование проявлений жестокости в детско-родительских отношениях»;

-шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д. Спилберга – Ю.Л. Ханина (ШРЛТ);

-проективный тест «Несуществующее животное»;

-тест-опростник для определения уровня самооценки.
Основной этап

1. Реализация программы согласно плану.

2. Отслеживание процесса эффективности и результативности ведения программы. 
Итоговый этап
Завершает курс заключительное занятие, на котором используется те же диагностические методики. Полученные результаты сравниваются, подводятся итоги проделанной работы.


Срок реализации профилактического блока: занятия проводятся в течение трёх месяцев, с периодичностью 1 раз в неделю.


Формы и методы реализации программы: 
групповые и индивидуальные беседы, консультации, тренинговые занятия, тестирование, наблюдение, психологическая диагностика, коррекция. 

Цель: предупреждение случаев жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних в семье. 
Задачи: 
1. Способствовать формированию позитивных межличностных отношений в семье, повышению педагогической грамотности родителей.
 
2. Способствовать повышению правовой грамотности несовершеннолетних, их родителей и родственников через формирование навыков ответственного поведения.
 
3. Повышать уровень психологической компетентности несовершеннолетних и их родителей.
 

Календарно-тематический план


Тема занятия

Сроки реализации

Ответственные

Диагностический этап

1.

Занятие № 1

Знакомство. Диагностика.



Основной этап

2.


Занятия № 2

«Мой дом – моя крепость»



3.

Занятие № 3

«Что такое счастье»



4.

Занятие № 4

«Конфликт в семье»



5.

Занятие № 5

Если насилие рядом



6.

Занятие № 6

Насилие, пережитое в детстве, его негативные последствия



7.

Занятие № 7

Как защитить себя от насилия. Алгоритм действия в ситуации насилия.



8.

Занятие № 8

«Ответственность и свобода каждого члена семьи»



9.

Занятие № 9

«Доверие в семье»



10.

Занятие № 10

«Что мешает мне быть идеальным родителем, ребёнком»



11.

Занятие № 11

«Наше семейное богатство»



Итоговый этап

12.

Занятие № 12

Итоговая диагностика







Ожидаемый результат: 
1. Урегулирование внутрисемейных отношений с целью предотвращения случаев жестокого обращения с детьми, вывод семьи из кризисной ситуации. 

2. Повышение правовой грамотности несовершеннолетних и их родителей.

3. Повышение уровня психологической компетентности несовершеннолетних и их родителей. 

II Блок: Работа со случаем жестокого обращения


Срок реализации II блока: работа проводится в течение 1дня.


Цель: Оказание комплексной помощи семьям, в которых установлены факты жестокого обращения с детьми. 

Задачи:

— информирование правоохранительных органов и остальных ведомств системы профилактики о случае жестокого обращения;

— определений условий, в которых находится ребёнок; создание условий, обеспечивающие качественное проведение процедуры оценки безопасности и оценки риска жестокого обращения;

— содействие в сборе доказательств, если таковые имеются, для возможного возбуждения уголовного дела;

— восстановление благоприятного эмоционального — психологического микроклимата семьи;

— разрешение межличностных конфликтов;

— восстановление социально-правового статуса всех членов семьи.



Мероприятия

Ответственные

Подготовительный этап

1.

Изучение содержания документации по принятому сигналу


2.

Проверка наличия поступивших ранее сигналов по данной семье и ребёнку и проведённой по ним работе

3.

Согласование состава группы по проведению расследования сигнала и сроков для проведения проверки сигнала (при необходимости)

Установление контакта с семьёй

1.

Установление контакта с родителями (законными представителями) ребёнка, членами его семьи.


2.


Беседа с родителями (законными представителями) о цели и задачах взаимодействия, вовлечение родителей в сотрудничество

Оценка безопасности

1.

Осмотр места и оценка условий проживания семьи, беседа с родителями (законными представителями), другими взрослыми членами семьи.


2.

Опрос представителей ближайшего социального окружения семьи с целью оценки защитных ресурсов семьи и её ближайшего окружения (факторов и условий, снижающих риски безопасности и жестокого обращения с ребёнком)

3.

Составление и согласование плана обеспечения безопасности ребёнка (при необходимости)

Проведение оценки риска жестокого обращения

1.

Интервьюирование взрослых членов семьи


2.

Интервьюирование ребёнка

3.

Интервьюирование представителей ближайшего социального окружения семьи

Анализ и оценка собранной информации

1.

Анализ полученной информации. Заполнение формы оценки риска жестокого обращения с ребёнком


2.

Передача в установленном порядке результатов проведения оценки в орган, уполномоченный принимать меры по защите прав и законных интересов ребёнка

3.

Изъятие детей из семей в случае наличия угрозы их жизни и здоровью



Ожидаемые результаты:


1. В случае позитивных изменений в семье повышение правовой грамотности несовершеннолетних и их родителей; осуществление постреабилитационного патронажа ребёнка и его семьи.

2. В случаях невозможности изменения ситуации в семье, в которых имеются факты жестокого обращения с детьми, с целью защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, изъятие детей и решение вопроса о лишении родителей родительских прав. 

Кадровое обеспечение:


Специалисты всех ведомств и учреждений, занимающиеся вопросами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.




Список литературы:


  1. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Издательство ЭКСМО, 2010.

  2. Жестокое обращение с детьми. Помощь детям, пострадавшим от жестокого обращения, и их родителям. Под ред. Доктора медицинских наук, профессора Т.Я. Сафоновой, кандидата медицинских наук Е.И. Цымбала. Москва 2010.

  3. Синдром жестокого обращения с ребёнком. Диагностика. Помощь. Предупреждение. И.Н. Григович. Издательство Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения. Г. Москва, 2012.

  4. Жестокое обращение с ребёнком. Причины. Последствия. Помощь. 2-у издание, дополненное и переработанное. И.А. Алексеева, И.Г. Новосельский. Издательство Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения. Г. Москва, 2012.

  5. Конвенция о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года).

  6. Декларация прав ребёнка (Принята резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года).

  7. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года № 223-ФЗ (с изм. от 2 июля 2013 года).

  8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ (с изм. от 23 июля 2013 года).

  9. Право на детство: профилактика и защита детей от жестокого обращения: Сборник информационно-аналитических, методических и сценарных материалов для специалистов органов и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних / Министерство по делам молодёжи, физической культуры и спорта Омской области; Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Омской области. – Омск: «НПК «Техносервис», 2013. – 254с.









Приложение 1.


Занятие № 1

Тема: Знакомство. Диагностика.

Задачи: создание благоприятной обстановки для личностного самораскрытия, определение правил совместной работы.

Ход занятия:

  1. Знакомство участников. Упражнение «Здравствуй, я рад познакомиться».

  2. Выработка правил.

  3. Диагностики: анкета по выявлению жестокого обращения; тест-опросник для детей «Исследование проявлений жестокости в детско-родительских отношениях».

  4. Подведение итогов.


Занятие № 2

Тема: Мой дом – моя крепость.

Задачи: формировать атмосферу доверия и открытости, создание благоприятного климата общения, активного слушания.

Ход занятия:

  1. Приветствие. Упражнение «Улыбка».

  2. Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики». Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д. Спилберга – Ю.Л. Ханина (ШРЛТ)

  3. Упражнение «Наш дом».

  4. Упражнение «Связанные одной цепью»

  5. «Ритуал прощания».


Занятие № 3

Тема: «Что такое счастье»

Задачи: формировать понятие «счастья» в следующих вариантах: счастье, как

настроение, как мечта.

Ход занятия:

  1. Приветствие. Упражнение «Улыбка».

  2. Тест-опростник для определения уровня самооценки.

  3. Упражнение «Я».

  4. Упражнение «Фигура счастья».

  5. «Ритуал прощания».


Занятие № 4

Тема: «Конфликт в семье»

Задачи: осознание своих эмоций и чувств в конфликтной ситуации, формирование навыка преодоления эмоций, навыка самоконтроля.

Ход занятия:

  1. Приветствие. Упражнение «Улыбка».

  2. Причины конфликтов детей и родителей.

  3. Упражнение «Ассоциации».

  4. Упражнение «Давящий кулак».

  5. Игра «Поведение в конфликте»

  6. «Ритуал прощания».


Занятие № 5

Тема: «Если насилие рядом»

Задачи: формировать психологическую культуру и компетентность родителей по предупреждению семейного насилия; определение качеств личности человека, которые приводят к жестокости.

Ход занятия:

  1. Приветствие. Упражнение «Улыбка».

  2. Что такое семейное насилие?

  3. Упражнение «Мозговой штурм».

  4. Упражнение «Жестокость в СМИ».

  5. «Ритуал прощания».


Занятие № 6

Тема: «Насилие, пережитое в детстве, его негативные последствия»

Задачи: формировать психологическую культуру и компетентность родителей по предупреждению семейного насилия.

Ход занятия:

  1. Приветствие. Упражнение «Улыбка».

  2. Ролевая игра «Я в детстве».

  3. Негативные последствия насилия.

  4. Релаксационное упражнение «Мой – внутренний ребёнок».

  5. «Ритуал прощания».



Занятие № 7

Тема: Как защитить себя от насилия. Алгоритм действия

в ситуации насилия.

Задачи: преодоление неуверенности в себе; формирование адекватной самооценки; преодоление страха.

Ход занятия:

  1. Приветствие. Упражнение «Улыбка».

  2. Проективный тест «Несуществующее животное».

  3. Практические советы «Как защитить себя в ситуации запугивания?»

  4. Упражнение «Доброта».

  5. «Ритуал прощания».


Занятие № 8

Тема: «Ответственность и свобода каждого члена семьи»

Задачи: познакомить с Конвенцией ООН о правах ребёнка;

Ход занятия:

  1. Приветствие. Упражнение «Улыбка».

  2. Право ребёнка на защиту от жестокого обращения.

  3. Виды ответственности в соответствии с действующим законодательством.

  4. Упражнение «Мир семьи».

  5. «Ритуал прощания».


Занятие № 9

Тема: «Доверие в семье»

Задачи: формировать между родителями и детьми умения сопереживать, понимать; освоить базовые коммуникативные навыки и умения.

Ход занятия:

  1. Приветствие. Упражнение «Улыбка».

  2. Ролевая игра «Путешествие в страну Добра».

  3. Упражнение «Друг для друга».

  4. Мастер класс «Добрый ремень».

  5. «Ритуал прощания».


Занятие 10.

Тема: «Что мешает мне быть идеальным родителем, ребёнком»

Задачи: осознание стереотипов поведения, мешающих свободному течению детско-родительской любви.

Ход занятия:

  1. Приветствие. Упражнение «Улыбка».

  2. Ролевая игра «Наоборот».

  3. Упражнение «Что мешает мне быть идеальным родителем, ребёнком».

  4. «Ритуал прощания».


Занятие № 11.

Тема: «Наше семейное богатство»

Задачи: воспитывать чувства любви и гордости за свою семью.

Ход занятия:

  1. Приветствие. Упражнение «Улыбка».

  2. Ролевая игра «Семь Я».

  3. Упражнение «Азбука настроения»

  4. Игра «Угадай, что за спиной».

  5. Упражнение «Переписанная биография».

  6. «Ритуал прощания».


Занятие № 12.

Тема: Итоговая диагностика

Задачи: осознание и принятие навыков конструктивного взаимодействия; подведение итогов.

Ход занятия:

  1. Приветствие. Упражнение «Улыбка».

  2. Упражнение «Успех».

  3. Диагностики: шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д. Спилберга – Ю.Л. Ханина (ШРЛТ); проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики».

  4. Подведение итогов.






































Приложение 2


Диагностические методики



«Исследование проявлений жестокости» в детско-родительских отношениях» (опросник для детей)

  1. Когда ты не слушаешься родителей, они чаще всего:

а) кричат на тебя;

б) пытаются уговорить, убедить;

в) обижаются и ждут твоей реакции;

г) дают подзатыльник;

д) не обращают на тебя внимания;

е) пугают избиением, ремнём;

ж) могут ударить, избить;

з) пытаются объяснить, что ты не прав;

и) другое __________________

2. Часто ли в стрессовом состоянии родители могут проявить агрессию на тебе?

а) часто;

б) иногда;

в) трудно сказать;

г) никогда;

д) другое ___________________

3. Укажи причины, которые на твой взгляд, наиболее часто вызывают гнев родителей:

а) стремление тебя воспитать;

б) «разрядка» их стрессовой ситуации (не зависящей от твоего поведения);

в) ссора родителей;

г) когда ты чего-нибудь просишь, требуешь;

д) когда огорчаешь родителей;

е) желание убедить тебя в своей точке зрения;

ж) не можешь объяснить;

з) другое _________________

4. Как часто появляется у родителей желание похвалить тебя, обнять, поцеловать:

а) часто;

б) редко;

в) никогда;

г) трудно сказать;

д) другое ____________________

Или же наоборот, избить тебя, выгнать из дома, запереть в тёмной комнате и т.п.

а) часто;

б) редко;

в) никогда;

г) трудно сказать;

д) другое _________________

5. При тяжёлых провинностях какой вид наказание выбирает мать (отец)?

_________________________________________________________

Сколько лет тебе? _____________

Сколько лет твоим маме ______________, папе _____________

Сколько детей в семье (укажи их возраст) _____________________________________________________________

Опиши ситуацию праздника, радости в доме. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Приложение 2


Родительская анкета для оценки травматических переживаний детей.


Порядок проведения

Перед началом исследования с родителями проводится беседа, основной целью которой является мотивирование родителей на ответственное и точное заполнение анкеты.

Далее каждому родителю выдается пакет, в котором содержится подробная инструкция о порядке заполнения анкеты, собственно анкета и карточка с телефонами, по которым они могут задать необходимые вопросы. На другой стороне этой карточки — напоминание о том, что вся полученная от родителей информация конфиденциальна и не будет разглашаться.

Анкета состоит из трех частей:

1.Биографические данные. Эта часть содержит необходимый минимум данных о ребенке: ФИО, возраст, пол. Здесь же отмечается, кто именно из родителей или опекунов заполнял анкету.

2.Скрининг. Эта часть направлена на определение типа травмы и возраста травматизации ребенка. Родителям предлагается отметить в списке возможных травматические ситуации, пережитые ребенком, и его возраст во время травмы. Дается инструкция: «Возможно, что ваш ребенок пережил какое-либо событие, которое могло травмировать его психику. Пожалуйста, отметьте галочкой каждое из событий (и напишите возраст вашего ребенка во время каждого из случаев), в списке, приведенном ниже». Затем приводится список возможных травматических ситуаций (см. ниже). Список, используемый в анкете, более подробный, чем приведенный в литературном обзоре, некоторые типы травм вынесены отдельно, поскольку в таком виде анкета более понятна для родителей и более полно отражает реальную ситуацию. Далее для уточнения характера, степени тяжести травмы и непосредственной реакции ребенка на нее родителям предлагается рассказать о травматической ситуации более подробно: «Пожалуйста, опишите это событие (например, где это произошло, кто был с вашим ребенком во время происшествия, насколько часто это происходило, как долго это продолжалось, насколько тяжелыми были последствия для ребенка, обращались ли вы за медицинской или психологичес­кой помощью по этому поводу и т. д.)».

3.Утверждения. Эта часть состоит из двух таблиц, перед заполнением которых дается инструкция: «Пожалуйста, отметьте в следующем списке (поставьте крестики в соответствующие столбцы) насколько характерны данные чувства или подобное поведение для вашего ребенка. Если ребенок пережил несколько травмирующих случаев, то отвечайте о наиболее тяжелом из них». Первая таблица содержит 5 вопросов, касающихся непосредственной реакции на травматическую ситуацию — критерий A. Перед таблицей уточняется, что речь идет о поведении ребенка непосредственно после травмы.

Затем следует вторая таблица из 30 вопросов, относящихся к четырем шкалам (навязчивое воспроизведение, избегание действий, мыслей, мест и людей, напоминающих о травматическом событии, возросшая возбудимость и нарушения функционирования), которые соответствуют критериям B,C,D и F шкалы для клинической диагностики ПТСР DSMIV соответственно. Эти вопросы описывают поведение ребенка в течение последнего месяца. Вопросы, относящиеся к одному и тому же критерию, были разнесены нами для большей достоверности результатов.

Обе таблицы содержат по три варианта ответов: «да», «нет», «скорее да». Такое смешение вариантов ответов было использовано для того, чтобы уравновесить стремление родителей предоставить социальное желаемое описание ребенка, отвечая отрицательно на большинство вопросов. Ответ же «скорее да» не является слишком категоричным и более охотно используется родителями.

Обработка результатов

Проводится подсчет баллов отдельно по каждой из шкал, а также отдельно по вопросам первой и второй таблиц. Ответы родителей оцениваются следующим образом: 2 балла за ответ «да», 1 балл за ответ «скорее да» и 0 баллов за ответ «нет».

Критерию A (немедленное реагирование) соответствуют вопросы: 1- 5 таблицы 1 (см. ниже).

Критерию В (навязчивое воспроизведение) соответствуют вопросы: 1,3,12,19,22,23,25 таблицы 2.

Критерию С (избегание) соответствуют вопросы: 4, 5, 7, 9, 14, 16, 18, 20,21,26,27,28,30 таблицы 2.

Критерию D (возросшая возбудимость) соответствуют вопросы: 2, 6, 8,13,17, 29 таблицы 2.

Критерию F (нарушения функционирования) соответствуют вопросы: 10, 11,15, 24 таблицы 2.

Общий уровень посттравматических симптомов: вопросы 1-30 таб­лицы 2.


Бланк родительская анкета для оценки травматических переживаний детей.

Уважаемые родители!

Заполнение анкеты начните с указания вида психологической травмы, возможно, перенесенной вашим ребенком. Независимо от того, были ли в жизни вашего ребенка травматические случаи, перейдите к заполнению следующей части анкеты. Она состоит из двух таблиц. Первая включает 5 вопросов, описывающих поведение ребенка непосредственно после травмы. Если в жизни вашего ребенка не было травматических случаев, то вам ее заполнять не надо. Вторая таблица, состоящая из 30 вопросов, описывает поведение ребенка в течение последнего месяца. Даже если Ваш ребенок не переживал травматических случаев, тем не менее, пожалуйста, заполните эту часть анкеты.

На каждое утверждение выберите один из трех вариантов ответов. Если вы считаете, что утверждение не отражает поведение вашего ребенка, то поставьте галочку напротив этого утверждения в колонке «Нет». Если вы сомневаетесь или не можете точно вспомнить, то по­ставьте галочку напротив этого утверждения в колонке «Скорее да». Если вы считаете, что утверждение точно описывает поведение вашего ребенка, то поставьте галочку напротив этого утверждения в колонке «Да».

Спасибо за сотрудничество.


Ф. И. О. ребенка Возраст______________________________

Пол: М Ж

Кто заполнял (отец, мать, другой воспитатель)_______________________________________

Возможно, что ваш ребенок пережил какое-либо событие, которое могло травмировать его психику? Пожалуйста, отметьте галочкой каждое из событий (и возраст вашего ребенка во время каждого из случаев) в списке, приведенном ниже:

Автомобильная катастрофа ___________________возраст________________лет

Другая катастрофа (несчастный случай) ___________________возраст_______________лет

Пожар ___________________возраст_________________лет

Стихийное бедствие ___________________возраст________________лет

Серьезное физическое заболевание ___________________возраст________________лет

Длительная или повторные госпитализации ___________________возраст________________лет

Физическое насилие ___________________возраст________________лет

Сексуальное домогательство или насилие ___________________возраст________________лет

Смерть близкого человека ___________________возраст________________лет

Пребывание в зоне военных действий ___________________возраст________________лет

Пребывание в качестве заложника ___________________возраст________________лет

Другое травмирующее событие (уточните) ___________________возраст________________лет

Пожалуйста, опишите это событие (например, где это произошло, кто был с Вашим ребенком во время происшествия, насколько часто это происходило, как долго это продолжалось, насколько тяжелыми были последствия для ребенка, обращались ли Вы за медицинской или психологической помощью по этому поводу и т. д.)______________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Пожалуйста, отметьте в следующем списке (поставьте крестики в соответствующие столбцы), насколько характерны данные чувства или подобное поведение для Вашего ребенка. Если ребенок пережил несколько травмирующих случаев, то отвечайте о наиболее тяжелом из них. Сразу после травмы:

Утверждение

Нет

Скорее да

Да

1.

Ребенок чувствовал ужас (очень сильный страх).




2.

Ребенок чувствовал отвращение.




3.

Ребенок чувствовал себя беспомощным.




4.

Ребенок был возбужденным. Он был гиперактивен, трудно контролируем, импульсивен.




5.

Поведение ребенка стало отличаться от обычного: оно стало менее организованным,

менее осмысленным.




В течение последнего месяца:

Утверждение

Нет

Скорее да

Да

1

Ребенок рассказывает о неприятных воспоминаниях о событии.








2

Ребенок легко пугается. Например, сильно вздрагивает, когда слышит неожиданный или громкий звук




3

Ребенок расстраивается, когда вспоминает о событии.




4

Ребенок кажется «оцепеневшим» (его эмоции не видны).




5

Ребенок избегает действий, которые напоминают ему о событии.




6

Ребенок кажется злым или раздражительным.




7

Ребенку трудно вспомнить детали случившегося.




8

У ребенка появились проблемы со сном или засыпанием.




9

Кажется, что ребенок старается держаться на расстоянии от других людей.




10

Ребенку трудно оставаться наедине с друзьями, одноклассниками, учителями.




11

Ребенок делает вещи, которые были свойственны ему в младшем возрасте: например, сосет большой палец, просится спать с родителями, появился энурез и т. д.




12

Ребенок говорит, что у него возникают такие же чувства, как если бы событие произошло снова.




13

Ребенок суетлив и не может сидеть спокойно.




14

Ребенок избегает мест, которые напоминают ему о случившемся.




15

Ребенку трудно оставаться наедине с членами семьи.




16

Ребенок стал сильно смущаться, когда в его присутствии обсуждают проблемы пола.




17

Кажется, что ребенок находится на грани нервного срыва.




18

Кажется, что ребенок ошеломлен или одурманен.




19

Бывает, что ребенок ведет себя так, как если бы событие произошло снова.




20

У ребенка проблемы с оценкой времени. Он может спутать время суток, день недели или перепутать время, когда произошло какое-то событие.




21

Ребенок избегает разговоров о случившемся.




22

Ребенку снятся плохие сны.




23

Ребенок жалуется на плохое физическое самочувствие, когда что-то напоминает ему о событии. Например, у него возникает головная или зубная боль, затрудненное дыхание и т. д.




24

Ребенку стало трудно справляться с обычной деятельностью (школьные занятия, работа по дому).




25

Ребенок играет в случившееся (он проигрывает событие, рисует или придумывает).




26

Ребенок кажется заторможенным. Ему требуется больше времени, чем раньше, на обычные действия.




27

Ребенок говорит о том, что окружающий мир выглядит непривычно. Например, вещи стали выглядеть или звучать по-другому.




28

Ребенок избегает людей, которые напоминают ему о событии.




29

У ребенка возникли проблемы с концентрацией внимания.




30

Ребенок говорит, что не хочет думать о случившемся.




















Приложение 3


Тест «Несуществующее животное»

Предназначен для описания внутреннего мира человека. Эту методику по праву можно считать одной из наиболее информативных рисуночных тестов. 

Возьмите лист белой бумаги А4 (или тетрадный двойной листок), простой или цветные карандаши (можно пользоваться ластиком). Если все приготовлено, можете приступать к тесту – начинайте рисовать на протяжении трех минут несуществующее животное, а затем назовите его подходящим именем.  Тест выполняется на протяжении трех минут, так как за это время не успевает включиться ваше сознание, и вы рисуете этот рисунок на подсознательном уровне. И не заглядывайте в расшифровку, пока не выполните задание. 

Положение рисунка

Нормой считается, если вы лист расположили вертикально, а несуществующее животное нарисовано примерно в центре, вдоль средней линии. Чем ближе рисунок к верхнему краю, тем более высокая у вас самооценка, тем больше вы недовольны своим положением в обществе. Признания окружающих вам не достает, вы претендуете на большее. Чем ниже рисунок относительно средней линии, тем больше в вас неуверенности в себе. У вас низкая самооценка, нерешительность, подавленность,  отсутствие желания самоутверждаться.

Голова или заменяющие ее детали

Поворот головы

Если у вашего животного голова повернута вправо, вы – человек действия. Вы постоянно строите планы и осуществляете свои планы, активны и нацелены на результат. Голова, повернутая влево, означает человека размышляющего и переживающего. Вас преследуют приступы нерешительности и боязнь активных действий. Вам хочется обдумывать каждый свой поступок, прежде чем совершить следующий.

Положение головы в анфас (смотрит прямо на зрителя) означает эгоцентризм.

Глаза 

 Глаза рассказывают, насколько силен в человеке страх. Чем более детально прорисованы глаза, тем больше чувство страха. Если человек изобразил не только зрачки, но даже чётко обозначил радужку, то он, вероятно, перенес в своей жизни страшные события. 

Ресницы

Мужчины ресницы изображают редко, это присуще женщинам. Ресницы – показатель женственных черт характера, особенно в сочетании с прорисованной радужкой. Ресницы означают желание, чтобы окружающие восхищались вами, вашей красотой и манерой одеваться. Также наличие ресниц у животного намекает на некоторую истеричность.

 Уши 

Чем более крупно и детально прорисованы уши, тем большее значение вы придаете мнению окружающих и зависите от него. 

Рот

Приоткрытый рот в сочетании с языком означает болтливость, с подрисовкой губ трактуется как чувственность. Открытый рот без губ и языка, а тем более заштрихованный рот означает страх и недоверие. Рот с зубами – агрессивность и грубость. Дети и подростки часто рисуют рот округлой формы, что значит тревогу и боязливость. Непропорционально большой рот трактуется как эрудиция, рациональность, высокий интеллект.

Дополнительные детали

Если вы нарисовали животному рога, то это означает агрессию и стремление защищаться (особенно в сочетании с щетиной, когтями, иглами). Но эта агрессия – не нападающая, а ответная. Перья у животного – желание украсить себя, стремление к оригинальности, проявление демонстративности. Шерсть, грива и подобие прически означают чувственность, подчеркивание к половой принадлежности. Чем заметнее эти детали, тем больше в человеке проявляется сексуальный инстинкт.

Лапы и ноги

Опорная часть фигуры (нижняя) рассматривается как степень рациональности, основательности, умения все обдумывать.

Широкие лапы, занимающие не менее трети всей фигуры, – признак солидного и уравновешенного человека, умеющего принимать решения. 

Эмоциональные люди рисуют тонкие маленькие ножки, что означает импульсивность, поверхностность, легкомысленность, неумение принимать решения. Частичное или полное отсутствие лап еще более усугубляет эти качества.

Обратите внимание, как соединены ноги с корпусом тела – тщательным образом, небрежно, слабо или совсем не соединены. Это говорит о степени вашего самоконтроля, об умении рассуждать, нести ответственность и делать выводы.

Однотипность и однонаправленность ног может означать традиционность, отсутствие своеобразия, банальность. Если же лапы написаны по-разному, если они необычной формы и различны в своем положении, то это говорит о вашем творческом начале и даже инакомыслии.

Дополнительные части

Дополнительные ноги, крылья, щупальца, перья, панцирь – это энергия, увлеченность своей деятельностью, охват разных областей деятельности, любознательность, уверенность в себе, желание быть среди людей и завоевывать себе место под солнцем. Завитушки, кудри, цветки означают склонность к обращению на себя внимания, демонстративность, манерность.

Хвост

Хвосты выражают ваше отношение к своим решениям и поступкам. Если хвост повернут вправо, вы довольны собой, если влево – недовольны. Вверх – бодрость, уверенность, позитивность характера. Вниз – сожаление, подавленность, раскаяние, «вредность» характера.

Контур фигуры

Наличие шипов, выступов, панциря, игл – это защита от окружающих. Защита, особенно агрессивная, если рисунок выполнен в острых углах.

 

Если поставлены щиты, «заслоны» и они направлены вверх, то такой человек часто сталкивается с ограничениями, запретами, принуждением, его волю постоянно подавляют «сверху» – начальники и старшие родственники.

Если щиты направлены вниз, то человек часто слышит насмешки от себе подобных, сталкивается с непризнанием, страдает от отсутствия авторитета, ему очень трудно защищать свое мнение.

Общий вид

Посмотрите, как нарисовано животное – экономно или щедро, со штриховкой и дополнительными линиями. Чем больше деталей, тем выше жизненная энергия человека.

Животные делятся на угрожающих, подавляемых и нейтральных. Дайте оценку своему животному – это и будет ваше отношение к своему «я», представление о вашем положении в мире.

Если животное похоже на человека (например, стоит на двух лапах, морда похожа на лицо, одето в человеческую одежду) — это свидетельствует об эмоциональной незрелости.

Обратите внимание на сексуальные признаки – соски, груди, вымя. Можно ли определить пол животного? Это символизирует ваше представление о сексуальности.

Ваше животное должно быть действительно несуществующим. Нетворческий и банальный человек нарисует зверюгу, которая подозрительно похожа на уже существующее животное.

Название

Если вы назвали свое животное по принципу «Водоплавающий олень», «Летающий заяц», это свидетельствует о наличии у вас четкого понимания, в каком направлении вы двигаетесь по жизни. Наукообразные названия, иногда с латинским суффиксом («Глабиронис», «Корнолетиус»), свидетельствуют об эрудиции, которую вы любите демонстрировать.

Встречаются названия безо всякого осмысления – «звуковые» («Баляка», «Мюмзик»). Это обозначает обычное легкомыслие и ничего больше.

Бывают юмористические названия («Хомо несапиенс», «Пузырь») – они характеризуют ваше позитивное или ироническое отношение к миру.

Инфантильные люди часто используют в названии повторяющиеся элементы («Тру-тру», «Хо-хо-хо»).

Склонность к фантазированию (чаще всего это означает потребность защищаться) выражается непомерно длинным названием.








Приложение 4


Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности

Ч.Д. Спилберга – Ю.Л. Хаина (ШРЛТ)

Состояния тревоги или ситуативная тревожность, возникают как реакция человека на различные, «чаще всего социально-психологические стрессоры ( ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие неблагоприятного к себе отношения, угрозы своему самоуважению, престижу. Личностная тревожность (ЛТ) как черта, свойство даёт представление об индивидуальных различиях в подверженности действию различных стрессоров. То есть, относительно устойчивая склонность человека воспринимать угрозу своему «Я» в самых различных ситуациях и реагировать на эти ситуации повышением ситуативной тревожности. Величина ЛТ характеризует прошлый опыт индивида, то есть насколько часто ему приходилось испытывать СТ.

Шкала реактивной и личностной тревожности (ШРЛТ) имеет две самостоятельные подшкалы для отдельного измерения той или другой формы тревожности: подшкала СТ с главным вопросом о самочувствии в данный момент и подшкала оценки ЛТ с формулировкой о самочувствии обычном.

Обработка результатов:

Ситуативная тревожность (СТ) определяется по ключу:

СТ = (3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18) – (1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20) + 50 = …

Личностная тревожность (ЛТ) определяется по ключу:

ЛТ = (2, 3, 4, 5, 8, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 20) – (1, 6, 7, 10, 13, 16, 19) + 35 = …

Результаты оцениваются в градациях:

До 30 баллов – низкая;

31 – 45 баллов – средняя;

46 баллов и более – высокая тревожность.

Бланк к методике ШРЛТ

Ф.И.О. ________________________________________

Инструкция к первой группе суждений о самочувствии. В зависимости от самочувствия в данный момент зачеркните наиболее подходящую для вас цифру: «1» – нет, это совсем не так; «2»- пожалуй, так; «3» — верно; «4» – совершенно верно.

  1. Вы спокойны 1 2 3 4

  2. Вам ничто не угрожает 1 2 3 4

  3. Вы находитесь в напряжении

  4. Вы испытываете сожаление

  5. Вы чувствуете себя свободно

  6. Вы расстроены

  7. Вас волнуют возможные неудачи

  8. Вы чувствуете себя отдохнувшим человеком

  9. Вы встревожены

10. Вы испытываете чувство внутреннего удовлетворения

11. Вы уверены в себе

12. Вы нервничаете

13. Вы не находите себе места

14. Вы взвинчены

15. Вы не чувствуете скованности и напряжённости

16. Вы довольны

17. Вы озабочены

18. Вы слишком возбуждены и вам не по себе

19. Вам радостно

20. Вам приятно

Инструкция ко второй группе суждений о самочувствии. Прочитайте внимательно каждое из приведённых ниже предложений и зачеркните подходящую для вас цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Цифры справа означают: «1» – почти никогда, «2» – иногда, «3» – часто, «4» – почти всегда.

  1. Вы испытываете удовольствие

  2. Вы быстро устаёте

  3. Вы легко можете заплакать

  4. Вы хотели бы быть таким же счастливым человеком, как и другие

  5. Бывает, что вы проигрываете из-за того, что недостаточно быстро принимаете решения

  6. Вы чувствуете себя бодрым человеком

  7. Вы спокойны, хладнокровны и собраны

  8. Ожидаете трудностей, очень тревожит вас

  9. Вы слишком переживаете из-за пустяков

10. Вы бываете вполне счастливы

11. Вы принимаете всё слишком близко к сердцу

12. Вам не хватает уверенности в себе

13. Вы чувствуете себя в безопасности

14. Вы стараетесь избегать критических ситуаций и трудностей

15. У вас бывает хандра, тоска

16. Вы бываете довольны

17. Всякие пустяки отвлекают и волнуют вас

18. Вы так сильно переживаете свои разочарования, что потом долго не можете о них забыть

19. Вы уравновешенный человек

20. Вас охватывает сильное беспокойство, когда вы думаете о своих делах и заботах.










Приложение 5


Тест – опросник для определения уровня самооценки

Самооценка – это оценка личностью самой себе, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Именно уровень самооценки во многом определяет критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, взаимоотношения с другими людьми.

Определить собственный уровень самооценки вы сможете с помощью несложного теста – опросника. Он включает 32 суждения, по поводу которых возможно пять вариантов ответов, каждый из которых соответствует определённому количеству баллов. Отвечая на вопросы теста, вы проставляете баллы в зависимости от выбранного вами варианта ответа:

«очень часто» — 4 балла;

«часто» — 3 балла;

«иногда» — 2 балла;

«редко» — 1 балл;

«никогда» – 0 баллов.

Суждения

  1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

  2. Постоянно чувствую свою ответственность по работе.

  3. Я беспокоюсь о своём будущем.

  4. Многие меня ненавидят.

  5. Я обладаю меньшей инициативой, нежели другие.

  6. Я беспокоюсь за своё психическое состояние.

  7. Я боюсь выглядеть глупцом.

  8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.

  9. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.

10. Я часто допускаю ошибки.

11. Как жаль, что я не умею говорить как следует с людьми.

12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.

13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другие чаще.

14. Я слишком скромен.

15. Моя жизнь бесполезна.

16. Многие неправильного мнения обо мне.

17. Мне не с кем поделиться своими мыслями.

18. Люди ждут от меня очень многого.

19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.

20. Я слегка смущаюсь.

21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.

22. Я не чувствую себя в безопасности.

23. Я часто понапрасну волнуюсь.

24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.

25. Я чувствую себя скованным.

26. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.

27. Я уверен, что люди почти всё принимают легче, чем я.

28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

29. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.

30. Как жаль, что я не так общителен.

31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.

32. Я думаю о том, чего ждут от меня люди.

Для того, чтобы определить уровень самооценки, необходимо сложить баллы по всем 32 суждениям.

Сумма баллов от 0 до 25 говорит о высоком уровне самооценки, при котором человек, как правило, не отягощён «комплексами неполноценности», правильно реагирует на замечания и оценки других, редко сомневается в своих действиях. Сумма баллов от26 до 45 свидетельствует о среднем уровне самооценки. Если вы набрали такое количество баллов, то вероятно, время от времени ощущаете необъяснимую неловкость во взаимоотношениях с другими людьми, нередко недооценивая себя и свои способности без достаточных на то оснований. Сумма балловот46 до 128 указывает на низкий уровень самооценки, при котором человек нередко болезненно переносит критические замечания в свой адрес, чаще старается «подстроиться» под мнение других людей, в большей степени страдает от «комплекса неполноценности». Заметим, что будучи одним из важнейших качеств личности, самооценка зависит от множества факторов. Вместе с тем с двумя наиболее существенными и пользуются для его выражения так называемой «формулой Джемса», гласящей:

Самооценки (самоотношение) = Успех/ Притязание

Из этой пусть упрощённой, но весьма наглядной формулы следует, что повысит самооценку можно либо максимизируя успех, либо минимизируя неудачи. Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что расхождение между притязаниями и реальным поведением ведёт к искажениям самооценки и, как следствие, неадекватному, чреватому эмоциональными срывами поведению.













Приложение 6


Анкета на выявление жестокого обращения с детьми

1. Приходилось ли тебе убегать из дома?

а) да

б) да, из-за ссоры с родителями

в) нет

2. К тебе применяли физическое наказание?

а) нет

б) иногда

в) меня наказывают справедливо

3. Считаешь ли ты физическое наказание жестоким обращением над личностью?

а) да

б) нет

в) это моя обычная жизнь

4. За что тебя чаще всего наказывают?

а) меня вообще не наказывают

б) за плохие оценки

в) за позднее возвращение домой

г) за лень и ложь

д) когда оговариваюсь

е) за употребление спиртных напитков

5. Как ты считаешь, всегда ли тебя наказывают справедливо?

а) всегда справедливо

б) чаще справедливо

в) чаще несправедливо

г) всегда несправедливо

6. Если родители дома наказывают тебя, ругают?

а) это жестоко по отношению ко мне

б) это необходимая воспитательная мера

7. Какие чувства у тебя возникают, когда на тебя кричат, ругают, унижают, оскорбляют?

а) обида

б) гнев

в) желание исчезнуть

г) безразличие

д) страх

е) ненависть

ж) унижение

з) желание ответить тем же

8. Как тебя наказывают дома?

а) ставят в угол

б) бьют

в) лишают любимого занятия

г) ругают, «читают нотации»

д) оскорбляют

е) выгоняют из дома

ж) ограничивают в покупках

з) прекращают общаться на длительное время

и) не пускают гулять

9. Ты кому–нибудь рассказывал о жестоком обращении с тобой?

а) Да

б) Нет

в) Кому?______________________________





































Приложение 7

Памятка детям и подросткам «Как выжить, если вы в опасности»

До нападения:

Узнайте, кто сможет вам помочь (родные, близкие, социальные службы, кризисные центры, телефоны доверия).

Во время нападения:

Обороняйтесь и защищайте себя.

Зовите на помощь как можно громче (кричите «Пожар!»).

Постарайтесь вызвать полицию.

После нападения:

Немедленно обратитесь в травматологический пункт. Даже если вам кажется, что вы в этом не нуждаетесь, медосмотр поможет вам собрать необходимые доказательства для возможного судебного разбирательства. Правоохранительные органы обязаны назначить экспертизу. Если милиция отказывается направить вас к медэксперту, обратитесь в травмпункт или в поликлинику. В соответствии со ст. 20 Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» граждане имеют право на медицинскую экспертизу. Кроме того, если неоказание помощи врачом стало причиной нанесения среднего или тяжелого вреда здоровью обратившегося за помощью лица, врач несет уголовную ответственность в соответствии со ст. 124 УК РФ.

Проследите, чтобы врач записал всю информацию в медицинскую карту. Сохраняйте порванную одежду и сломанные вещи. Расскажите обо всем людям, которым вы доверяете. Позвоните в кризисный центр. Если это случится снова, это может быть еще опаснее. Помните: 70-80% убийств происходит в семьях! Обратитесь за помощью прямо сейчас!




















Приложение 8


Как помочь ребенку?

Рекомендации родственникам, родителям ребенка

— Разговаривайте со своим ребенком, отвечая на его вопросы.

— Очень внимательно прислушивайтесь к тому, что говорит ребенок: слышится ли вам страх, тревога, беспокойство. Очень полезно повторение слов ребенка. Например: «Ты боишься, что…». Это поможет вам и ребенку прояснить чувства.

— не уставайте уверять ребенка: «Мы вместе. Мы заботимся о тебе». Эти уверения повторяйте многократно.

— Дотрагивайтесь до ребенка, обнимайте его как можно чаще — прикосновения очень важны для ребенка в этот период.

— Не жалейте времени, укладывая ребенка спать, разговаривайте с ним, успокаивайте его.

— Не отягощайте ребенка виной за собственную реакцию и не пытайтесь насильственно сделать малыша стойким, сильным, смелым. Не читайте морали, не наказывайте в этот период.

— не требуйте от ребенка быть прежним, таким же, как раньше. Многие прежние требования к нему становятся уже сверхтребованиями (например, учиться только на пятерки, ничего не бояться), и временно эти планки придется снизить.

— Не пытайтесь манипулировать ребенком, используя его любовь к вам. Например, не стоит говорить: «Ты что все время грустный. У меня же сердце от этого болит».

— Не представляйте ребенка жертвой других людей, особенно в ситуациях, когда он может это слышать.

— В вашем общении с ребенком создайте возможность для проговаривания и отреагирования его страхов.

Рекомендации педагогам, воспитателям, социальным работникам.

— Создайте безопасную ситуацию, в которой ребенок может исследовать свои чувства без риска получить повторную травму.

— внимательно следите за тем, чтоб не смешивать собственные потребности и потребности ребенка, чувство беспомощности перед травмой, которая может возникнуть у вас, не должно передаваться ребенку.

— Принимайте и уважайте те способы защиты и преодоления травмы, которые есть у ребенка.

— Стресс, испытываемый ребенком, уменьшится, если вы расскажете ему, как обычно реагируют на травмы другие люди. Ребенку станет легче, когда он услышит, что ночные кошмары, плаксивость, страхи, тяжелые мысли — это нормальные человеческие реакции.

— Помните, что многие дети имеют искаженную информацию о том, что с ними произошло.


Свежие документы:  Внеклассное мероприятие по астрономии "Что? Где? Когда?", посвящённое Дню космонавтики, 10 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: