Программа «Формирование трудовых навыков средствами традиционной культуры русского народа»



Казённое образовательное учреждение

Омской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Петропавловский детский дом»








Программа

«Формирование трудовых навыков средствами традиционной культуры русского народа».

автор

воспитатель

Васькова Ольга Васильевна












р. п Муромцево

2010 год.


Содержание


Пояснительная записка ……………………………………………………………………3

Календарно-тематический план……………………………………………………8

Содержание программы……………………………………………………………13

Прогнозируемый результат ………………………………………………………27

Список литературы…………………………………………………………………30

Приложения…………………………………………………………………………32


























Пояснительная записка


Трудовые навыки закладываются в процессе жизни и бытия человека. Трудовая деятельность является необходимым компонентом быта и культуры сельского населения. Жизненный уклад русского народа изначально сопровождался трудовой деятельностью, содержание которой нашло отражение в такой части культуры русского народа как сезонный народный календарь. Он создавался на протяжении многих лет на основе трудовой практики крестьян и отражает типичные трудовые действия народа в различные сезоны года.

Народный календарь представляет собой свод обычаев, обрядов, закономерностей, отражающих связь явлений природы и опыта сельскохозяйственного труда и крестьянского быта, накопленного в процессе тысячелетней истории русского народа. В наше время многие трудовые традиции утратили былое значение, но потребность в воспитании заботливого хозяина своего дома, своего края, своей малой родины осталась.

В программе под трудовым воспитанием понимается, совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних обще трудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирования ответственного отношения к труду и его продуктам.

Формирование трудовых навыков и нравственных качеств личности возможно через вовлечение детей в изучение трудовой народной культуры. Организация трудовой деятельности основанная на народных традициях, поможет воспитать уважительное и бережное отношение к своему прошлому, вызовет интерес детей к традиционной народной культуре, будет способствовать возрождению традиций в трудовой деятельности.

Особенно важно учитывать это при организации воспитательной работы в условиях сельского детского дома. Как показывает практика, воспитанники сельских детских домов возвращаются жить в село и испытывают большие трудности в процессе трудовой деятельности, не могут обустроить свой быт, у них неразвиты социально-бытовые навыки. Воспитанники детского дома живут на полном государственном обеспечении, что приводит к формированию иждевенчиской позиции по отношению ко всем окружающим. Кроме того, они имеют негативный нравственный опыт жизни в семье.

Эти черты присущи и воспитанникам Петропавловского детского дома. В группе-семье № 6 воспитывается десять детей среднего школьного возраста — из них 5 девочек, 5 мальчиков. Все воспитанники семьи являются социальными сиротами.

Проведенная в семье диагностика «Методика выявления уровня подготовки детей-сирот к преодолению трудностей» показала, что социально адаптированы 20% детей, социально активны 20%, автономны 30%, нравственно воспитаны только 15%.

Результаты диагностики «Личностный рост» показывают, что ситуативно-позитивное отношение к труду сформировано только у 10% детей, а у 60% ситуативно-негативное, у 30% — устойчиво-негативное отношение к труду.

При ранжировании ряда нравственных понятий по степени личной значимости на первое место ребята выдвинули такие понятия как «свобода», «любовь», почти на последнем месте – «труд» и «Родина».

Результаты анализа наблюдений за трудовой деятельностью воспитанников показали, что у них практически не сформированы хозяйственно-бытовые навыки, а так же навыки работы на приусадебном участке, в подсобном хозяйстве, у воспитанников отсутствует интерес к организации общественно-полезного труда.

Итак, результаты наших исследований показали необходимость проведения систематической и целенаправленной работы по формированию у детей трудовых навыков и укреплению духовно-нравственных качеств. Трудовое воспитание должно являться одним из основных направлений работы в детском доме, ведь полученные трудовые навыки являются залогом успеха воспитанника в самостоятельной жизни. Это возможно через вовлечение их в изучение трудовой народной культуры. Народный календарь может стать основой организации трудового воспитания, так как:

— вызывает интерес к традиционной культуре русского народа;

— будет способствовать росту привлекательности в глазах детей возрождению народных

традиций в трудовой деятельности,

— позволит формировать в детях лучшие нравственные качества,

— поможет в практической работе по трудовому воспитанию детей,

— дети получат знания о ведении домашнего хозяйства, быта.

При разработки программы мы опирались на опыт известных педагогов. Огромный вклад в решение вопросов организации трудовой деятельности внес отечественный педагог А. С. Макаренко. Выдвинувший и доказавший на практике положение о том, что труд является «основным стержнем, объединяющим детей в коллектив, ядром всей воспитательной системы».

Был изучен опыт А. А. Католикова, который стремился воспитать у детей-сирот потребность в труде и привычку к работе «как основу будущего счастья» в процессе систематического каждодневного труда.

Кроме того, при разработке программы использованы труды В. И. Даля, И.П. Сахарова, А. Н.Афанасьева и других собирателей и исследователей русской старины.

Идеи этих педагогов и исследователей были взяты за основу программы. Особенностью данной программы является то, что трудовое воспитание опирается на народный календарь.

Данную программу могут использовать воспитатели, педагоги дополнительного образования, инструкторы по труду.


Цель: Формирование трудовых навыков средствами традиционной культуры русского народа.

Задачи:

  1. Знакомство с традиционной трудовой культурой русского крестьянина, отраженной в народном календаре;

  2. Углубление знаний в различных видах трудовой деятельности;

  3. Развитие трудовых навыков, навыков ответственного и творческого отношения к труду;

  4. Воспитание уважения к членам коллектива, бережного отношения к результатам труда.


Реализация программы регламентируется следующими документами:

  1. Конвенция ООН о защите прав ребенка;

  2. Программа «Дети России»;

  3. Трудовое законодательство РФ;

  4. Закон РФ «Об образовании»

  5. ФЗ РФ «О дополнительных мерах в решении проблем безнадзорности и

беспризорности».


Программа рассчитана на 3 года работы с детьми среднего и старшего школьного возраста, основана на трудовом народном календаре. Годовой цикл деятельности делится на четыре сезона. В каждом из четырех времен года прослеживаются следующие направления организации труда воспитанников:

Хозяйственно-бытовой труд;

Сельскохозяйственный:

— животноводство;

— растениеводство;

Общественно-полезный труд.

Планирование работы по направлениям начинается с декабря, таким образом, мы приблизились к народному пониманию года, где предпочтительной точкой отсчета было начало зимы.

Для успешной реализации программы необходимо соблюдение следующих принципов:

— учет нормативных документов регламентирующих организацию детского труда;

— учет индивидуальных особенностей и возможностей детей при организации трудовой

деятельности;

— четкая организация труда;

— обеспечение успешности детского труда;

— творческий характер труда.


В зимнее время занятия проводятся 2 раза в месяц, продолжительностью от 30 минут до 1,5 часов в зависимости от характера труда, большая часть занятий проводится по разделу «Хозяйственно-бытовой труд». Весной, летом, осенью предусматривается занятость детей на приусадебном участке ежедневно по 2 часа. Практическая работа в подсобном хозяйстве рассчитана на 30 часов в год. В летний период также предусматривается участие детей в ремонтных работах в своей группе-семье: побелка, покраска, наклейка обоев.

При реализации программы возможно использование следующих форм и методов работы с детьми: инструктивные занятия, практическая и опытническая работа, экскурсии, игры, конкурсы, викторины, беседы, акции. На занятиях широко используются пословицы, поговорки, загадки, приметы и другие элементы русского народного творчества. Дети принимают активное участие в планировании и организации труда. Занятия будут проходить: в группе-семье, на приусадебном участке, в теплице, на хозяйственном дворе, на территории села.

Содержание программы имеет горизонтальную и вертикальную направленность: основывается на методике поэтапного формирования трудовых навыков, а так же учитывая ритмичность народного календаря, основывается на ежегодном повторении с усложнением и углублением содержательной наполненности тематического плана.

Предполагаемые программой мероприятия не ограничиваются рамками образовательного учреждения. Воспитательная система разработана с учётом возможностей сельского социума. Приоритет в организации работы отдается активному привлечению детей к посильному труду и к участию в будничной и праздничной жизни села.

Данная программа предоставляет широкие возможности для организации трудовой деятельности воспитанников сельского детского дома, на основе которой формируются жизненно важные умения и навыки, а также такие качества личности, как инициативность, самостоятельность, умение принимать решение, работать в коллективе, то есть те качества, которые помогут выпускнику более успешнее адаптироваться в самостоятельной жизни.

Материальное обеспечение: инвентарь необходимый для уборки помещений, огородный инвентарь, посадочный материал, посуда для приготовления пищи, расходные материалы для рукоделия и для оформления массовых мероприятий, аудио, видеотехника, фотоаппарат, народные костюмы.

Методическое обеспечение: психолого-педагогическая литература, методические разработки занятий, материалы для отслеживания результатов работы.

Участниками программы являются: воспитанники детского дома, воспитатели, педагоги дополнительного образования, инструктор по труду, социальный педагог, педагог-психолог, библиотекари детского дома и районной библиотеки имени Ульянова.

Предполагается получить следующие результаты:

  1. Повысится уровень знаний детей об основных трудовых народных традициях.

  2. Сформируются основные обще-трудовые умения и навыки в соответствии с возрастными особенностями детей.

  3. Произойдут позитивные изменения в отношении воспитанников к труду, улучшится морально-нравственный климат в семье и детском доме.

Результаты реализации программы будут отслеживаться по следующим методикам:



Что отслеживается

Методика

1

Социальная адаптивность воспитанников.

«Выявление уровня подготовленности детей к преодолению трудностей».

2

Отношение к труду

«Личностный рост»

3

Ценностные ориентации воспитанников

Ранжирование ряда понятий

4

Степень сплоченности коллектива

«Какой у нас коллектив?»

5

Сформированность трудовых навыков

Карта наблюдений за воспитанником.



Результаты реализации программы также будут отслеживаться по итогам участия воспитанников в районных, областных мероприятиях, конкурсах, соревнованиях.



















Календарно — тематический план



Сезон

Дата

Праздники

Хозяйственно-бытовой труд

Теория

Практика

Общее кол-во часов

1 год

2 год

3 год

1 год

2 год

3 год

1 год

2 год

3 год

Зима

21.12.

«Анфиса-рукадельница»


30

30

30

1

1. 30

1. 30

1. 30

2

2

02.01

«Оберег дома»

40

30

30


1

1

40

1. 30

30

04.01

«Узорешительница»


30



1



1. 30



07.01

«Рождество»

40




1. 30

1. 30

40

1. 30

1. 30

25.01

«Татьянин день»


20

20

20

1

1

40

1. 20

1. 20

1

01.02

«Макар валенком раздувал

самовар»

40

20

20

20

20

30

1

40

50

10.02

«Именины домового»


20

20

20

20

30

30

40

50

50

16.02

«Починки»


20


20

20

30

40

40

30

1

18.02

«Широкая Масленица»

1




1

1

1

1

1

21.03

«Вербоносица»

20

20

20

20

1

1

40

1. 20

1. 20












22.03

«Весенние равноденствие»


20

20

20

40

1

1

1

1. 20

1. 20

08.04

«Пасха»


30



1. 30

1. 30

1. 30

2

1. 5

1. 5

16.04

«Акулинин день»




20

20

5

20

20

5

Весна

18.04

«Фёдул-ветренник»


20

20



40

1

20

1

1

16.05

«Мавра-зелёные щи»


20

20

20


40

40

20

1

1

Лето

09.07

«Земляничник»


20

30


1

1

1

20

1

1

22.07

«Ягодник»

20

30


1

1

1

1. 20

1

1


05.09

«Лупа- брусничник»

20

20


40

40

1

1

1

1

Осень



08.10

«Сергей-Капустник»










21.10

«Починки»


20

20


1

1


1. 20

1. 20

1

27.10

«Льняница»

40




30

30

40

30

30

11.11

«Анастасия –Овечница»





2

4

2

2

4

2


Сезон

Дата

Праздники

животноводство

Теория

Практика

Общее

1 год

2 год

3 год

1 год

2 год

3 год

1 год

2 год

3 год

Зима

05.01

«Оберег домашних животных»

30

20

20


12

5

30

12. 20

5. 20

16.01

«Оберег коровы»

30

20



12

12

30

12. 20

12

Весна

06.05

« Егорий Вешний»

30

20



12

10

30

12. 20

12





Сезон

Дата

Праздники

Растениеводство

Теория

Практика

Общее

1 год

2 год

3 год

1 год

2 год

3 год

1 год

2 год

3 год

Зима

18.02

«Уход за комнатными растениями»

20




40


20

40



Весна

29.03

«Ирина-рассадница»

20

20

20

40

40

40

1

1

1

01.05

«Козьма-огородник»

20



40

2


1

2


09.05

«Глафира-горошница»


20



40

1

1

1

1

1

18.05

«Орина-рассадница»


20

20

20

1

1

1

1. 20

1. 20

1. 20

Лето

02.06

«Фалалей-огуречник»


20

20

20

1

1

1

1. 20

1. 20

1. 20

19.06

«Пропольник»


15



3

1

2

3. 15

1

2

Осень

02.09

«Свекольница»


20



1

2

2

1. 20

2

2

20.09

«Луков день »


20



1

1

1

1. 20

1

1



Сезон

Дата

Праздники

Общественно-полезный труд

Практика

Общее кол-во часов

1 год

2 год

3 год

1 год

2 год

3 год

Зима

25.12

«Новый год»

1

3

3

1

3

3

12.02

« Масленица»

2

4

4

2

4

4

Весна

03.03

Акция «Порадуй близких»

1

2

3

1

2

3

28.04

Акция «Поиск волшебных трав»

1

1

1

1

1

1

07.05

Акция «Никто не забыт, ни что ни забыто»

2

3

3

2

3

3

Лето

02.06

Акция «Благоустройство села»


2

2

3

2

2

3

Осень

15.09


Акция «Поможем птицам»

1

2

3

1

2

3


Содержание работы по направление «Хозяйственно-бытовой труд»


Название праздников

1 год

2 год

3 год

«Анфиса-рукадельница»


Теория: История возникновения праздника. Использование вышивки на изделиях.

— Посещение музея.


Теория: История возникновения «ришелье». Применение «ришелье» для украшения изделий. Инструменты и приспособления для «ришелье».

Практика: Выбор рисунка и подбор ниток. Перевод рисунка на ткань. Вышивание воротника-«ришелье».

Теория: История возникновения «мережки». Применение «мережки» для украшения изделий. Инструменты и приспособления для «мережки».

Практика: Выбор рисунка и подбор ниток. Вышивание «мережкой».


«Оберег дома»

Теория: Обряды праздника. Значение супов в жизни человека . Сервировка стола к обеду.

Теория: Виды , подача супов.

Практика: Приготовление щей из квашеной капусты.

Теория: Последовательность приготовления борща.

Практика: Приготовление борща.

«Узорешительница»


Теория: Традиция праздника. Виды вышивки. Инструменты и приспособления для вышивки.

Практика: Выполнение гладьевых стежков.


Теория: Особенности вышивания «бархатным швом».

Практика: Подбор нитей для вышивания. Вышивка салфетки «бархатным швом».


Теория: Использование вышивки «крестик» на изделиях. Особенности вышивания «крестиком».

Практика: Вышивка полотенца «крестиком».

«Рождество»

Теория: Изучение обрядовых традиций.


Практика:

1) Приготовление кутьи.

2) Сервировка Рождественского стола.

Практика: Выпечка куличей.

«Татьянин день»


Теория: История возникновения праздника. Виды уборки. Инвентарь, одежда для уборки.

Практика: Выполнение ежедневной уборки.

Теория: Применение, пользование ,Т.Б с электропылесосом.

Практика: Удаление пыли с помощью пылесоса с мягкой мебели, ковровых изделий.

Теория: Средства, используемые для чистки ковровых

изделий.

Практика: Чистка ковровых изделий.

«Макар валенком раздувал самовар»

Теория: История возникновения самовара, чая. Сорта чая их вкусовые достоинства. Последовательность выполнения заваривания чая. Требования к качеству заваренного чая.

Практика: Заваривание чая.

Теория: Вкусовые достоинства какао. Последовательность приготовления какао. Требования к качеству какао. Практика: Приготовление какао.


Теория: Сырьё для получения крахмала. Промывание протёртой массы водой и просушивание крахмала. Кулинарное использование крахмала.

Практика: Приготовление киселя.

«Именины домового»


Теория: Обряды праздника.

Практика: Приготовление манной каши.

Теория: Способ получения рассыпчатой каши.

Практика: Приготовление пшённой каши.

Теория: Способ получения вязкой каши.

Практика: Приготовление рисовой каши.

«Починки»


Теория: История возникновения праздника. Виды пуговиц. Способы пришивания пуговицы . Практика: Пришивание пуговицы на стойке.

Практика: Пришивание крючочков, кнопок.

Теория: Вид штопки — аппликация. Использование аппликации в одежде.

Практика: Выполнение аппликации на одежде.

«Широкая Масленица»

Теория: Изучение традиций «Масленичной недели»


Практика: Выпечка блинов.

Теория: Разновидности блинов.

Практика: Фаршированные блины с творогом.

«Вербоносица»


Теория: Традиция праздника. Последовательность заваривания вербного чая.

Практика: Приготовление вербного чая.

Практика:

1)Приготовление вербного чая.

2)Выпечка бисквитного пирожного.

3)Сервировка стола к чаю.

Теория: Технология приготовления вербных почек в тесте.

Практика: Выпечка вербных почек в тесте.

«Весенние равноденствие»


Теория: История возникновения праздника. Практика: Приготовление жаворонков из сахарного сиропа.

Теория: Виды дрожжевого теста. Способы приготовления дрожжевого теста безопарным способом.

Практика: Выпечка жаворонков из дрожжевого теста.

Теория: Способ приготовления дрожжевого теста -опарным способом.

Практика: Выпечка жаворонков из дрожжевого теста

«Пасха»


Теория: История возникновения праздника.

Практика: Крашение яиц. Выпечка Пасхи.


Практика:1) Сервировка «пасхального стола».

2) Крашение яиц с нанесением рисунка.

3) Приготовление творожной Пасхи.

Практика: 1 ) Крашение яиц с нанесением рисунка.

2) Выпечка: барашек из теста.

«Настасьин день»

Теория: Назначение ВТО тканьевых изделий. Режим ВТО в соответствием с видом ткани.

Практика: Утюжка и складывание изделия.


Теория: Правила хранения шерстяных, меховых вещей.

Практика: Закладка шерстяных, меховых вещей на хранение.

Теория: Средства, применяемые для подкрахмаливания изделий.

Практика: Подкрахмаливание, отжим, сушка, утюжка изделий.

«Мавра-зелёные щи»


Теория: Значение, использование крапивы в жизни человека.


Теория: Технология приготовления щей из крапивы.

Практика: Приготовление щей из крапивы.

Теория: Значение, использование ревня в жизни человека. Практика: Приготовление щей из ревня.

«Фёдул-ветренник»


Теория: Средства для мытья окон. Практика: Мытьё окон.

Теория: Технология мытья окон.

Практика: Мытьё окон.

Практика: Мытьё окон.

«Земляничник»


Теория: Значение ягод для человека. Одежда, инвентарь необходимый для сбора ягод. Безопасность в лесу.

Практика: Сбор ягод. Заготовка ягод с сахаром в свежем виде.

Теория: Посуда необходимая для приготовления варенья. Последовательность приготовления варенья.

Практика: Сбор ягод. Заготовка варенья на зиму.


Практика: Заготовка земляничного джема.

«Ягодник»

Теория: Безопасность в лесу, ягоды двойники.

Практика: Сбор ягоды. Приготовление томлёной черники.


Теория: Безопасность в лесу, ягоды двойники. Способы заготовки ягод.

Практика: Сбор ягоды. Засушивание ягод черники на зиму.

Практика: Заготовка черничного джема.

«Лупа- брусничник»

Теория: Безопасность в лесу.

Практика: Сбор брусники. Заготовка брусники в свежем виде.


Теория: Безопасность в лесу.

Практика: Сбор брусники. Заготовка брусничного варенья.


Практика: Заготовка брусничного джема.

«Починки»


Теория: Способы ремонта одежды. Виды заплат. Эстетика одежды.

Практика: Определение вида ремонта. Наложение заплаты накладным способом. Утюжка изделия.

Теория: Определение вида ремонта.

Практика: Штопка вязаных изделий. Поднятие петель на трикотажных изделиях.


Практика: Аппликация на шерстяных изделиях.

«Льняница»

Теория: Обряды праздника.


Практика: Стирка льняных изделий.

Практика: ВТО льняных изделий.

«Анастасия –Овечница»


Практика: Вязание варежки –орнаментом.


Практика: Вязание гольф орнаментом.

Практика: Вязание подследников крючком.

«Сергей-Капустник»

Теория: История , обряды праздника.

Практика: Квашение капусты.

Практика: Маринование капусты.

« Акулинин день»

Практика: Замачивание , ручная стирка белья.

Практика: Машинная стирка белья.

Практика: Кипячение белья.

«Иван-да-Марья»

Практика: Побелка помещения.

Практика: Покраска помещения.

Практика: Наклеивание обоев в помещения.



Содержание работы по направлению «Растениеводство»



1 год

2 год

3 год

«Уход за комнатными растениями»

Теория: Комнатные растения, названия. Требования к размещению. Полив цветов, требования к температуре и качеству воды, периодичность, приёмы. Приспособления для опрыскивания.

Практика: Обрезка сухих листьев. Подготовка воды для полива и опрыскивания. Опрыскивание и полив растений.

Теория: Понятие пересадка, перевалка растений.

Практика: Пересадка комнатных растений.

«Ирина-рассадница»

Теория: Сроки посева семян капусты. Способы проверки нормы семян к посеву.

Практика: Подготовка земляной смеси. Разметка посевных рядков с помощью маркера. Раскладка и заделка семян в рядках. Укрытие плёнкой и установка ящиков в тёплое место.

Теория: Сроки посева семян томата. Сорта томата.

Практика: Подготовка земляной смеси. Раскладка и заделка семян в ящиках. Уход за рассадой.

Теория: Сроки посева семян перца. Сорта перца.

Практика: Подготовка земляной смеси. Раскладка и заделка семян в ящиках. Уход за рассадой перца.

«Козьма-огородник»

Теория: Сроки обработки земли. Инвентарь для ручной обработки земли.

Практика: Ручная перекопка земли.

Практика: Подготовка гряд к посеву.

Практика: Подготовка гряд к посеву с внесением удобрений.

«Глафира-горошница»


Теория: Всхожесть семян. Проверка семян на всхожесть. Оборудование для проверки всхожести семян. Условия, необходимые для прорастания семян.

Практика: Посев семян гороха.

Практика: Проращивание семян бобов Посев семян бобов.

Практика: Проращивание семян фасоли. Посев семян фасоли.

«Орина-рассадница»


Теория: Сроки высадки рассады капусты в открытый грунт. Требования капусты к плодородию почвы и её обработке.

Практика: Внесение навоза в почву перед вспашкой под капусту. Разметка маркером мест посадки рассады, посадка и её полив.

Теория: Сроки высадки рассады томата в открытый грунт. Правила высадки томата.

Практика: Высадка томата в открытый грунт.

Теория: Сроки высадки рассады перца в открытый грунт. Правила высадки перца.

Практика: Высадка перца в открытый грунт.

«Фалалей-огуречник»


Теория: Сорта и гибриды огурцов, сроки посева семян. Условия, необходимые для получения здоровой рассады.

Практика: Посев огурцов.

Теория: Сорта и гибриды кабачков, сроки посева семян.

Практика: Посев кабачков.

Теория: Сорта и гибриды патиссон, сроки посева семян.

Практика: Посев патиссон.

«Пропольник»


Теория: Традиция праздника.

Практика: Прополка овощных культур. Составление букета из сорняков

Практика: Рыхление гряд.

Практика: Окучивание картофеля.

«Свекольница»


Теория: Сроки уборки, правила сбора и хранение свеклы.

Практика: Уборка свеклы.


Практика: Уборка, подготовка к хранению свеклы.

Практика: Уборка, подготовка к хранению, закладка на хранение свеклы.

«Луков день »


Теория: Признаки созревания лука. Сроки уборки. Способы хранения репчатого лука, просушка .

Практика: Выборка лука из рядов.

Практика: Раскладка для просушки. Проверка степени просушки, подготовка к хранению.

Практика: Раскладка для просушки. Проверка степени просушки, подготовка к хранению, закладка на хранение.


Содержание работы по направлению «Животноводство»



1 год

2 год

3 год

«Оберег домашних животных»

Теория: Традиция праздника.

Теория: Правила ухода за домашними животными.

Практика: Чистка сараев, смена подстилки.

Теория: Кормление телёнка в первые 10 дней жизни.

Практика: Уход за телятами.

«Оберег коровы»

Теория: Традиция праздника.

Теория: Рацион, режим кормления.

Практика: Кормление животных.


Практика: Подготовка к доению. Доение кулаком.


« Егорий Вешний»

Теория: Обряды праздника.

Практика: Выгон коровы на пастбище.

Практика: Выгон коровы на пастбище.

Пастьба молодняка в вечернее время.



Содержание работы по направлению «Общественно-полезный труд»




1 год

2 год

3 год

«Новый год»

Изготовление новогодних игрушек.

Строительство снежного городка.

Изготовление новогодних костюмов, масок.

Акция «Поможем птицам»

Сбор ягод рябины.

Изготовление кормушек.

Изготовление скворечников.

Акция «Порадуй близких»

Изготовление сувениров : воспитателям, шефам, ветеранам.

Изготовление памятных подарков выпускникам детского дома.

Благоустройство территории у «Пансионата ветеранам».

« Масленица»

Изготовление чучела.

Изготовление работ к выставке-продаже.

Изготовление костюмов к празднику.


Акция «Никто не забыт, ни что ни забыто»

1)Уборка территории у памятника «Неизвестному солдату».

2)Изготовление памятных подарков ветеранам на 9 мая.

1)Изготовление гирлянды к 9 мая.

2)Изготовление памятных подарков ветеранам на 9 мая.

1)Уборка территории у памятника «Неизвестному солдату». 2)Изготовление гирлянды к 9 мая.

3)Изготовление памятных подарков ветеранам на 9 мая.

Акция «Благоустройство села»

1) Оформление клумб у памятника «Неизвестному солдату».

2)«Экологическая облава».

1)Оформление клумб у церкви.

2)Уборка территории центра села.

1)Оформление клумб у библиотеки села.

2)Оформление детской площадки на территории детского сада.

Акция «Поиск волшебных трав»

Сбор берёзовых , сосновых почек.

Сбор одуванчиков, мать — и мачехи.

Сбор медвежьих ушек, подорожника








Прогнозируемый результат

1 года работы


Знать

Уметь

Хозяйственно-бытовой труд

— Истории праздников по народному календарю.

— Последовательность приготовления 1 блюд.

— Последовательность ВТО.

— Последовательность заготовки ягод на зиму.

— Способы ремонта одежды.



— Готовить 1 блюда.


— Выполнять ВТО.

— Заготавливать ягоды на зиму.


— Выполнять ремонт одежды.

Труд на приусадебном участке

— Последовательность ухода за комнатными растениями.

— Сроки посева семян капусты, огурцов, гороха.

— Уход за овощными культурами.


— Сроки уборки урожая свеклы, лука.


— Ухаживать за комнатными растениями.

— Сеять капусту, огурцы, горох.


— Ухаживать за овощными культурами.

— Собирать урожай свёклы, лука.

Подсобное хозяйство

Традиции праздников.


Общественно-полезный труд

— Сроки сбора лекарственных трав.

— Изготавливать новогодние игрушки, сувениры.




2 год работы


Знать

Уметь

Хозяйственно-бытовой труд

— Последовательность выполнения «ришелье».

— Сервировку «Рождественского стола».

— Виды каш.

— Последовательность закладки меховых, шерстяных вещей на хранение.

— Последовательность приготовления варенья.

— Выполнять вышивку «решелье».


— Сервировать «Рождественский стол».

— Готовить рассыпчатую кашу.

— Проводить закладку меховых, шерстяных вещей на хранение.


— Готовить варенье.

Труд на приусадебном участке

— Уход за рассадой.

— Сроки подготовки гряд к посеву.

— Уход за овощными культурами.


— Сроки уборки урожая свеклы, лука, подготовку овощей на хранение.


— Ухаживать за рассадой.

— Подготавливать гряды к посеву.

— Ухаживать за овощными культурами.

— Собирать урожай свёклы, лука, подготавливать овощи на хранение.

Подсобное хозяйство

— Правила ухода за домашними животными.

— Ухаживать за домашними животными.

Общественно-полезный труд

— Сроки сбора лекарственных трав.

— Изготавливать гирлянду к 9 мая.





3 год


Знать

Уметь

Хозяйственно-бытовой труд

— Последовательность выполнения «мережки».

— Способ приготовления дрожжевого теста.

— Технологию мытья окон.

— Последовательность приготовления джема.

— Последовательность стирки белья.


— Выполнять вышивку « мережки».


— Замешивать дрожжевое тесто.


— Мыть окна.

— Готовить джем.


— Стирать бельё.

— Вязать подследники крючком.

Труд на приусадебном участке

— Понятие пересадка.


— Способ проращивания фасоли.

— Сроки посева перца, патиссон.

— Уход за овощными культурами.

— Сроки уборки урожая свеклы, лука, подготовку овощей на хранение.


— Производить пересадку комнатных растений..

— Проращивать фасоль.

— Ухаживать за овощными культурами.

— Собирать урожай свёклы, лука, подготавливать овощи на хранение.

Подсобное хозяйство

— Правила ухода за домашними животными.

— Ухаживать за домашними животными.

Общественно-полезный труд

— Сроки сбора лекарственных трав.

— Изготавливать гирлянду к 9 мая.



Список литературы


  1. Аванесова В. Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе, 1977.

  2. Афанасьев А.Н. Народные русские легенды. М., 1959

  3. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. Т. 1-3. М., 1957

  4. Андреев В.Ф. Праздники и обряды на Руси. М.: «Вече», 2006.

  5. Байбородова Л.В. Преодоление трудностей социализации детей- сирот. Ярославль. 1997.

  6. Баранова С. П., Сластенина В. А. Педагогика М, 1986.

  7. Бурцев А.Е. Народный календарь примет, обычаев и поверий на святой Руси. СПб, 1989

  8. Волков И.П. Учимся творчеству. М.: Педагогика, 1982

  9. Глущенко А. Г. Трудовое воспитание школьников, 1985.

  10. Даль В. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа. СПб.; М., 1980

  11. Даль В.Пословицы русского народа. 1981

  12. Дубровина И.В. О развитии детей, оставшиеся без попечения родителей. М.1995.

  13. Жерицкая .И.Г. За порогом детского дома: образ жизни выпускника. М.1992.

  14. Захаров Н. Н., Симоненко В. Д. Профессиональная ориентация школьников, 1989.

  15. Иванова И.П. Воспитание и развитие детей в детском доме. ТОО Трансервис. 1996.

  16. Католиков А.А . Моя семья: Записки директора школы- интерната. М.1990.

  17. Керженцев В.С. Проблемы социальной адаптации детей-сирот. Пермь: СПТН.1995.

  18. Ковалёв С.В. Подготовка старших школьников к семейной жизни. М . 1991.

  19. Корчак Я. Воспитание личности. М: Просвещение.1992.

  20. Куган Б.А. Становление. Курган .1995.

  21. Куган Б.А. Системный подход к управлению социально- трудовой адаптации.

  22. Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания. Сочинение, 1958.

  23. Макаренко А.А. Сибирский народный календарь в этнографическом отношении. Восточная Сибирь. Енисейская губерния.// Записки РГО по отделению этнографии. СПб., 1913. Т.36

  24. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.1999.

  25. Народные приметы. Казань :Татарское кн.изд-во, 1987.

  26. Общение и формирование личности школьника /Под ред. А.А.Бодалева, Р.Л Кричевского. М.: Педагогика, 1987

  27. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детства. М.: «Народное образование», 2002

  28. Панкеев И.А. Русские праздники. – М.: Яуза, 1998

  29. Печерникова И. А. Трудовое воспитание школьника в семье, 1954.

  30. Поляков С.Д. Технология воспитания. М.2002.

  31. Праздники и обряды народного земледельческого календаря. (Коллектив авторов). СПб.: Искусство, 2001

  32. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. Л., 1963

  33. Профессиональное и личностное самоопределение детей- сирот: Методическое пособие. Ярославль.1999.

  34. Рожнова П.К. Русский народный календарь М.: ОО «АиФ-Принт», 2001

  35. Рубцов Ю.С. Путешествие в историю старой русской жизни. – М.: ООО «ТИД «Русское слова – РС», 2006

  36. Рувинский Л.И., Соловьева А.Е. Психология самовоспитания. М.: Просвещение, 1982

  37. Садакова Л.Г. Проблемы социализации подростков. Киров.1995.

  38. Сахаров И.П. Сказания русского народа. Народный дневник. Праздники и обычаи. СПб., 1985

  39. Семья Г.В. Выпускник, Формирование социально- психологической защищённости выпускников- М. Полиграфсервис.2001.

  40. Сластёнин.В.А. Методика воспитательной работы. М.2004.

  41. Степанов Е.Н. Моделирование воспитательной системы образовательного учреждения: теория, технология, практика. Псков. 1998.

  42. Степанов Н.П Народные праздники на Святой Руси. СПб., 2001

  43. Хренов Л.С. Народные приметы и календарь. М.: Агропромиздат, 1991

  44. Черепанова И.Б. Дети взрослеют в труде. М.: Педагогика, 1990

  45. Чернышенко И. Д. Трудовое воспитание школьника, 1981.

  46. Чудакова Н.В. Праздники для детей и взрослых. М.: ООО «Издательство АСТ», 2000

  47. Энциклопедия российских праздников. СПб: «Респекс», 1997

  48. Юдин Э.Г. Системный подход и принципы деятельности. М.1978.



















Приложение 1


Методика выявления уровня подготовленности детей-сирот

к преодолению трудностей. ( Л. В.Байбородова).

Цель: Выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственности воспитания учащихся.

Уровень социальной активности (реализуемая готовность к социальным действиям).

Социальная адаптированность (способность активного приспособления индивида к условиям социальной среды).

Социальная автономность (совокупность установок на себе, устойчивость в поведение и отношениях, соответствующих представлению личности о себе).

Нравственной воспитанность (степень сформированности детей гуманитарных ценностей).

Обработка полученных данных.

Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при

сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на

пять.

Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчки.

Оценка социальной активности – с третьей строчкой.

Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) – с четвёртой строчки.

Если получаемый коэффициент

— больше трёх, то можно констатировать высокую степень социализированности ребёнка,

— больше двух, но меньше трёх, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств.

— меньше двух баллов, то можно предположить, что учащийся имеет низкий уровень социальной адаптированности.


Баллы

4 – всегда;

3 –почти всегда;

2 –иногда;

1 – очень редко;

– никогда.

  1. Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.

  2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.

  3. За что бы я ни взялся – добиваюсь успеха.

  4. Я умею прощать людей.

  5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.

  6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.

  7. Я становлюсь упрямым , когда уверен , что я прав.

  8. Считаю, что делать людям добро – это главное в жизни.

  9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.

  10. Общаясь с товарищами, оставляю своё мнение.

  11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.

  12. Мне нравиться помогать другим.

  13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.

  14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.

  15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.

  16. Переживаю неприятности других, как свои.

  17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.

  18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие

  19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.

  20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.

Чтобы быстрей и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.


1


5



9


13


17


2


6


10


14



18


3


7


11


15



19


4


8


12


16



20

Приложение 2


Опросник «Личностный рост»

Цель: Определить отношение воспитанников к труду.

Вам будет предложен ряд высказываний. Пожалуйста, прочитайте их и определите, насколько вы согласны или не согласны с ними. Оценить степень вашего согласия или согласия можно в баллах (от «+4» до «-4»):

«+4» — несомненно, да (очень сильное согласие);

«+3» — да, конечно (сильное согласие);

«+2» — в общем, да (среднее согласие);

«+1» — скорее да, чем нет (слабое согласие);

«0» — ни да, ни нет;

«-1» — скорее нет, чем да (слабое несогласие);

«-2» — в общем, нет (среднее несогласие);

«-3» — нет, конечно (сильное несогласие);

«-4» — нет, абсолютно неверно (очень сильное несогласие).


Постарайтесь быть искренними. Здесь не может быть «правильных» оценок и «неправильных» оценок. Важно лишь, чтобы они отражали ваше личное мнение. Свои оценки вы можете занести в специальный бланк рядом с порядковым номером утверждения анкеты. Спасибо!

  1. Мне нравится, когда вся наша семья идёт в гости, отмечает какой – нибудь праздник или просто собирается за общим столом.

  2. Те, кто критикует происходящее в стране, не могут считаться настоящими патриотами.

  3. бродячих собак надо уничтожать, так как они могут быть опасны.

  4. Любой конфликт можно уладить, не прибегая к силе.

  5. Я способен с радостью выполнять разную работу.

  6. То, что многие называют культурными ценностями прошлого, на деле часто оказывается примитивной старой рухлядью.

  7. Не стоит на уроке обращаться к учителю с вопросами: они отвлекают от главного.

  8. Человек, совершивший преступление, никогда не сможет измениться к лучшему.

  9. Глупо брать на себя риск ради пользы другого человека.

  10. Даже самые странные люди с самыми необычными увлечениями и интересами должны иметь право защищать себя и свои взгляды.

  11. Спортивные занятия – жизненная необходимость для каждого человека.

  12. Большинство моих сверстников предпочитает общаться с красивыми людьми.

  13. Свои проблемы я стремлюсь решать самостоятельно, собственными силами.

  14. Я смогу прожить счастливо, и не создавая собственной семьи.

  15. Я многим обязан своей стране.

  16. За новогодней ёлкой лучше сходить в лес, потому что там можно выбрать самую пушистую.

  17. Люди, выступающие против войны, на самом деле трусоваты.

  18. Физический труд – удел неудачников.

  19. Внешний вид – показатель уважения не только к себе, но и к окружающим.

  20. Я стремлюсь узнать значения незнакомых мне слов.

  21. Стране станет легче, если мы избавимся от психически больных людей.

  22. Мне жаль беспомощных людей и хочется им помочь.

  23. Есть нации и народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились.

  24. Я считаю, что курение или алкоголь способны помочь мне расслабиться, снять напряжение.

  25. Я часто чувствую разочарование от жизни.

  26. Выбирая, люди часто ошибаются, но я не боюсь сделать ошибку, совершая выбор.

  27. Без семьи и детей человек чувствует себя более свободным.

  28. Я готов защищать свою Родину в случае серьёзной опасности.

  29. Держать животных в передвижных зверинцах – бесчеловечно.

  30. Фильмы – боевики со стрельбой и кровью воспитывают мужество.

  31. Домохозяйка тоже может быть творческим человеком.

  32. Нецензурные выражения в общении – признак бескультурья.

  33. Учёба – занятие для «ботаников».

  34. Если ради справедливости надо убить человека, то это нормально.

  35. Я испытываю сильные положительные эмоции, когда делаю кому – то подарок.

  36. Большинство преступлений в нашем городе совершают приезжие.

  37. От одной дозы наркотиков я не стану наркоманом.

  38. Я очень сильно переживаю любые, даже незначительные, неудачи.

  39. Я готов спорить с учителем, если считаю, что он не прав.

  40. Я горжусь своей фамилией.

  41. День Победы (9 мая) – праздник только для ветеранов и пожилых людей.

  42. Ввоз редких экзотических животных из-за рубежа – нормальный способ заработать деньги.

  43. На военнопленных не должны распространяться права человека.

  44. Я хотел бы подрабатывать в свободное время, если это не будет мешать учёбе.

  45. Какое общение без бутылки «Клинского»!

  46. Человек не может всего знать, поэтому я не беспокоюсь по поводу своего незнания некоторых важных вещей.

  47. Лучше оправдать 10 преступников, чем казнить одного невиновного.

  48. Люди, просящие милостыню, скорее всего, ленивы и лживы.

  49. Судейство в отношении «наших» на международных соревнованиях часто несправедливо, потому что россиян никто не любит.

  50. Все состоявшиеся в жизни люди стараются поддерживать хорошую физическую форму.

  51. Мне тяжело заводить знакомства с новыми людьми.

  52. Для меня важно найти смысл собственной жизни.

  53. Рассматривать старые семейные фотографии — занятие для чудаков.

  54. Оказавшись за границей, я постараюсь, чтобы меня не воспринимали как россиянина.

  55. Убирать чужой мусор на туристических стоянках – глупое занятие.

  56. Идти на уступки — значит, проявлять слабость.

  57. Хорошая учёба тоже серьёзный труд.

  58. Проявление вандализма – одна из форм протеста молодёжи.

  59. Мне нравится копаться в энциклопедиях, журналах, словарях: там можно найти много интересного.

  60. Я не могу хорошо себя чувствовать, когда окружающие меня люди чем–то подавлены.

  61. Я могу пожертвовать своим благополучием ради помощи незнакомому мне человеку.

  62. Несправедливо ставить людей с тёмным цветом кожи руководителями над белыми людьми.

  63. Я предпочту активный отдых сидению у телевизора или компьютера.

  64. Я неловко себя чувствую в незнакомой компании.

  65. Мои поступки часто зависят от внешних обстоятельств.

  66. Человеку не обязательно знать свою родословную.

  67. Бывает, что я испытываю сильное волне6ние, когда слышу песни о своей Родине.

  68. Если учесть все «за» и «против», то хранение в России иностранных ядерных отходов принесёт больше финансовой выгоды, чем экологического вреда.

  69. Мы – сильная военная держава, и именно поэтому нас должны уважать.

  70. Субботник по очистке территории дома или школы – пережиток прошлого.

  71. Я не могу представить русскую разговорную речь без мата.

  72. Я думаю, что и без получения хороших знаний смогу в будущем сделать неплохую карьеру.

  73. Попыток и издевательств не заслуживают даже отъявленные преступники, ведь они тоже люди.

  74. Я готов помочь пожилому человеку только за вознаграждение.

  75. Власти должны запретить доступ в нашу страну беженцев из экономически отсталых государств, та как их приток увеличивает уровень преступности.

  76. Я думаю, что здоровье сегодня не самое главное в жизни.

  77. Меня не угнетает временное одиночество.

  78. Я чаще всего следую за мнением большинства.

  79. Меня огорчает то, что я не делаю для своих родителей всего, что мог бы.

  80. Я хотел бы съездить в другие страны, но жить я предпочитаю в своей.

  81. Я считаю, что носить шубы из натурального меха безнравственно.

  82. Мне кажется, что в нашей стране слишком много оружия.

  83. Я могу заставить себя делать работу, которая мне не нравится.

  84. Я могу нахамить человеку, если он мне чем – то не нравится.

  85. Телевидение в первую очередь должно быть средством развлечения и отдыха, и только во вторую — источником информации о событиях в стране и мире.

  86. Всех бомжей необходимо вылавливать и принуждать к работе.

  87. Человеку свойственно никогда и ничего не делать без оглядки на собственную выгоду.

  88. Истинной религией может быть только одна единственная религия.

  89. Вкусовые качества продуктов питания, на мой взгляд, важнее их полезности.

  90. В глубине души я знаю, что оцениваю себя низко.

  91. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.


1

14

27

40

53

66

79

2

15

28

41

54

67

80

3

16

29

42

55

68

81

4

17

30

43

56

69

82

5

18

31

44

57

70

83

6

19

32

45

58

71

84

7

20

33

46

59

72

85

8

21

34

47

60

73

86

9

22

35

48

61

74

87

10

23

36

49

62

75

88

11

24

37

50

63

76

89

12

25

38

51

64

77

90

13

26

39

52

65

78

91

Интерпретация результатов

6.Отношение подростка к труду.

От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) – подростка отличает трудолюбие во всем от уборки группы до чтения трудной книги. Он получает удовольствие от сложной, трудоемкой, даже нудной работы. Не считает зазорным помочь по хозяйству, может сам предложить что либо сделать. Подрабатывает он где-то или пока еще нет – в любом случае подросток этого не стыдится.

От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) – скорее всего, только престижная работа вызывает уважение подростка. Хотя если все окружающие заняты чем-то не престижным (например, уборкой территории во время субботника), то может и поучаствовать «за компанию». Он поможет и в домашних делах, но его будет раздражать, что это занимает столько времени.

От –1 до –14 баллов (ситуативно-негативное отношение) – подросток по возможности переложит часть своей работы на другого. Если узнает, что кто-то из одноклассников работает после школы, то отреагирует, скорее всего, так: «Тебе что, делать нечего?!». В его представлении «грязная» работа – удел людей второго сорта или тех, кто не сумел устроиться в жизни. Сам-то он уж точно никогда за нее не возьмется.

От –15 до –28 баллов (устойчиво-негативное отношение) – более-менее сложная работа вызывает у подростка отвращение. Он придумывает себе массу причин, по которым за нее не стоит браться. Подросток с удовольствием воспользуется плодами чужого труда, по возможности выдавая их за свои. Между трудолюбием и жизненным благополучием для него нет никакой связи.


Приложение 3


Ранжирование понятий по степени личной значимости

(Шилова М.И.)

Цель: выявить наиболее значимые для детей понятия.

  1. Здоровье

  2. Свобода

  3. Любовь

  4. Семья

  5. Карьера

  6. Знания

  7. Образование

  8. Родина

  9. Трудолюбие

  10. Собственность

  11. Справедливость


Приложение 4


Методика « Какой у нас коллектив»

( разработанная профессором А.Н Лутошкиным)

Цель: определить степень удовлетворенности воспитанников своим коллективом.

Ход проведения:

Ребятам предлагаются характеристики различных уровней развития коллектива: «Песчаная россыпь», «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий факел».

«Песчаная россыпь»

Присмотритесь к песчаной россыпи — сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет по площадке. Дунет ветер посильнее и не станет россыпи.

Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в тоже время каждый отдельно. Нет того, что «сцепляло» бы, соединяло людей. Здесь люди или еще мало знают друг друга, или просто не решаются, а может быть, и не желают пойти навстречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твёрдого, авторитетного центра приводит к рыхлости, рассыпчатости группы.

Группа эта существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в неё входит.

«Мягкая глина»

Известно, что мягкая глина- материал, который сравнительно легко поддаётся воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера, а таким в коллективе может быть командир или организатор дела, этот материал превращается в искусный сосуд, в прекрасное изделие. Но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложить усилий. Когда мягкая глина оказывается в руках неспособного человека, она может принять самые неопределённые формы.

В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робки, не всё получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы.

Скрепляющим здесь звеном ещё являются нормальная дисциплина и требования старших. Отношения разные — доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного мастера – хорошего организатора пока нет или ему трудно проявить себя, так как по- настоящему его некому поддержать.

«Мерцающий маяк»

В штормовом море маяк приносит уверенность и опытному и начинающему мореходу: курс выбран правильно, «так держать!». Заметьте, маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь».

Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шёл верным путём. В таком коллективе преобладает желание трудится сообща, помогая друг другу, бывать вместе. Но желание- это ещё не всё. Дружба, товарищеская взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого опереться. Авторитетны « смотрители» маяка, те которые не дадут погаснуть огню ,- организаторы, актив.

Эта группа заметно отличается от других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всём общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хватает сил у некоторых членов группы подчиниться коллективным требованиям. Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улучшению дел не только в своём коллективе, но и в более значимом коллективе, в который он, как часть, входит. Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех.

«Алый парус»

Алый парус – это символ устремлённости вперёд, не успокоенности, дружеской верности, преданности своему долгу. Здесь действуют по принципу «один за всех, и все за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника – знающие и надёжные организаторы, авторитетные товарищи. К ним обращаются за советом, помощью, и они бескорыстно оказывают её. У большинства членов «экипажа» появляется чувство гордости за свой коллектив; все переживают горечь, когда их постигают неудачи. Коллектив живо интересуется, как обстоят дела в других коллективах, например, в соседних. Бывает, что приходят на помощь, когда их об этом просят.

Хотя коллектив и сплочен, но бывают моменты, когда он не готов идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свою ошибку сразу, но постепенно положение может быть исправлено.

«Горящий факел»

Горящий факел – это живое племя, горючим материалом является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Да, здесь хорошо проявляются все качества коллектива, которые мы видели на ступени «Алый парус». Но это не всё.

Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, подымаясь на скалы, спускаясь в ущелья, проторяя новые тропы. Но разве можно чувствовать себя счастливым, если рядом кому-то трудно, если позади тебя коллективы, группы, которым нужна твоя помощь и твоя крепкая рука. Настоящий коллектив-тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают всё, чтобы принести пользу людям. Освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего сердца дорогу другим.

Учащиеся оценивают уровень развития своего коллектива. На основании ответов педагог может определить по пятибалльной шкале степень их удовлетворённости своим классом, узнать, как оценивают школьники его сплоченность, единство. Вместе с тем удаётся определить тех учащихся, которые недооценивают или переоценивают (по сравнению со средней оценкой) уровень развития коллективистских отношений, довольных и не довольных ими.

Возможен и другой вариант использования этой методики. Школьники обсуждают, разбившись на группы, следующие вопросы: на каком этапе развития коллектива находится наше классное сообщество и почему; что нам мешает подняться на более высокий уровень развития коллектива; что поможет стать нам более сплоченным коллективом. В этом случае педагог может получить развёрнутую информацию о состоянии взаимоотношений в коллективе, удовлетворенности детей своим коллективом, видении школьниками перспектив его развития.











7


Свежие документы:  Программа факультативного курса «Планета нравственности» для 6 класса

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: