Современные информационные технологии в компетентностном подходе



1. Компетентностный подход в образовании


Из 24 лет работы в школе 20 лет работаю в старших классах. Это определяет технологию, по которой я работаю. Условно называю ее «технологией воспроизводимого цикла», но по сути — это блочно — модульная технология. Она особенно востребована в профильной школе, ибо успешно формирует ключевые компетенции.

Воспитание социально- активной личности, думающей, готовой действовать и, умеющей действовать — это задача номер один в старших классах. Конечно, я сторонник компетентностного подхода в образовании, поэтому учебный процесс организую таким образом, чтобы дети не только знали, но и умели действовать на основе знаний.

Компетентностный подход – это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека самостоятельно действовать в различных проблемных ситуациях. « Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь» В этих словах китайского мудреца Конфуция и есть, на наш взгляд, смысл компетентностного подхода в образовании.

Чтобы быть компетентным, ученику желательно:

Уметь

организовывать свои собственные приемы изучения;
• уметь решать проблемы;
• самостоятельно заниматься своим обучением.

Искать:
• запрашивать различные базы данных в поисках информации;
• опрашивать окружение;
• консультироваться у эксперта;
• уметь работать с документами и классифицировать их.

Сотрудничать:

уметь сотрудничать и работать в группе;
• включаться в проект, т. е. совместную деятельность.

В образовательном процессе ключевые компетенции могут быть приобретены учеником, если соблюдены следующие условия:

практическая направленность обучения,

ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности,


изменение методики преподавания, введение современных

образовательных технологий.


Именно это позволяет отойти от односторонней активности учителя на уроке и перенести центр тяжести в процессе обучения на самостоятельность, активность, ответственность самих учащихся за результаты их деятельности. Учителю надо уметь использовать новые технологии; быть гибкими перед лицом быстрых изменений; не пасовать перед трудностями; уметь находить новые решения; помогать детям учиться и учиться самому.


2. Информационные технологии обучения


С началом активной компьютеризаци образования появился термин «новая информационная технология обучения», которую иначе можно назвать компьютерной технологией. Среди целей, которые достигаются с помощью использования информационных (компьютерных) технологий, следует отметить:

  • поддержание и повышение качества образования;

  • содействие развитию личности, комфортно чувствующей себя в условиях информационного общества;

  • активизацию и индивидуализацию процесса обучения;

  • повышение эффективности контроля знаний.

Компьютер сегодня — это мощнейший инструмент получения и обработки информации, возможности компьютерных и сетевых технологий, их быстродействие потрясают воображение. Поэтому совершенно естественно внедрение этих средств в современный учебный процесс. Опыт работы показывает, что у тех учащихся, которые активно работают с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков и умений, анализа и компоновки получаемой информации. Тем самым реализуется задача перехода от «знаниевой» к «деятельностной» парадигме образования.

Отметим только некоторые дидактические функции компьютерных технологий:

  • активизируют и стимулируют интерес учащихся благодаря мультимедийным технологиям;

  • активизируют мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала благодаря интерактивности;

  • позволяют организовывать дистанционное обучение, не только в целях заочного или экстернатного обучения, но и для учеников, пропускающих занятия по болезни;

  • предоставляют помощь в поисках ответов на проблемные вопросы;

  • предоставляют ученикам возможность самостоятельного исследовательского поиска материалов, опубликованных в Интернете для подготовки рефератов, сообщений и презентаций по любому вопросу.

Кроме того, компьютер – универсальное техническое средство обучения. Такое техническое средство обучения позволяет упорядоченно хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков. Компьютерные технологии прочно вошли в нашу жизнь, они активно используются на уроках, а также при подготовке к урокам как учителем, так и учениками. Но использование ИКТ и во внеурочной учебной деятельности также имеет огромное значение. Исследовательские работы учащихся в наши дни часто опираются на возможности, которые даёт компьютер.
Подчас, использование компьютерных технологий сводится к представлению результатов исследования — ребёнок создаёт презентацию своей работы. На самом деле, презентация — это самый последний этап работы, и самый сложный из всех.
Как известно, любая исследовательская работа состоит из нескольких обязательных этапов. Ученик должен определить, в чём он видит проблему. Нужно посмотреть, как эта проблема освещена в современном научном мире. Сложный этап — определение целей и постановка задач исследовательской работы. Наконец, сама работа и вывод о её результатах. Видение перспектив работы в будущем.
Использование компьютерных технологий целесообразно на всех этапах исследовательской работы. Традиционно любое исследование начинается с какой- либо проблемы, которая существует в интересующей ребёнка области. Заинтересовавшись проблемой, ученик пытается раздобыть информацию, за ней сейчас принято обращаться в Интернет в первую очередь.
Работа на компьютере начинается со сбора материала, исследования темы, изучаемой учащимся. На страницах Интернета всегда к услугам содержательные, всем доступные Интернет-энциклопедии.
На основе изучения того, как освещена данная тема на страницах Интернета, ученик делает обзор литературы, поднимающей интересующую его проблему. Изучив, как освещён вопрос в современной науке, исследователь начинает свой поиск. И тут опять прибегает к компьютерным технологиям. Отдельного разговора требует работа в форуме. На страницах Интернета существует форумы, в которых можно обсудить любую тему с другими пользователями. Стоит создать тему, и тут открываются огромные поисковые возможности: проведение опроса в форуме, на его основе изучение общественного мнения. Проводя опрос на форуме, можно попросить указать возраст, профессию, пол и сделать выводы с учётом этих данных.
Можно задать какой-либо вопрос или обратиться с просьбой.

3. Использование компьютерных технологий на уроках истории и обществознания (из опыта работы).

1) Пожалуй, наиболее эффективной технологией является использование на уроках электронных учебников. Имеется масса самых разнообразных по качеству электронных пособий: хорошие и не очень хорошие. Для себя я вижу задачу – оптимальным образом организовать на уроке работу с имеющимся электронными пособиями.

Пятый год я с удовольствием работаю с мультимедийным учебно-методическим комплексом- супертьютором «История Отечества» в 4-х частях. Курс охватывает период истории с 882 по 1917 годы, что почти полностью соответствует периоду изучаемому в 10 классе. В 11 классе работаю с электронным учебником «История России» издание КЛИО СОФТ, он содержит материал исторического периода с 1917 по 2000-е годы. Прекрасным дополнением является электронная энциклопедия «История России», издание «Коминфо» и «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» версия 2008 года. Преподавая курс обществознания, использую электронное пособие «Обществознание 8-11 класс», считаю его очень удачным как по содержанию, так по дидактике: интерактивные упражнения, интерактивные игры, богатое собрание информационно – справочного материала, что позволяет планировать различные формы работ учащихся.

2) Активно работаю на уроках с мультимедиа-презентациями. Презентация-это результат проектной деятельности, над которым учащиеся работают в течение недели или значительно большего времени. Эта деятельность:

  • расширяет возможности самообразования учащихся;

  • систематизирует отдельные элементы знания;

  • помогает находить и обрабатывать информацию;

  • обучает приемам публичного выступления;

  • и, что наиболее ценное — плоды творчества учащихся оказываются доступными и востребованными, что повышает интерес к образовательному процессу.

Создавая презентации к уроку, следует иметь ввиду различные цели их использования на занятиях. К примеру, презентация как иллюстративный материал, или как информационно-иллюстративный, или как ресурс для проверки знаний: тесты, слайд-шоу, карты, схемы, таблицы, интерактивные игры. Несомненно, такая форма подачи материала учителем эмоционально заряжена и вызывает интерес учащихся к предмету.

3) Компьютерные технологии позволяют, используя электронную почту, проконтролировать выполнение домашнего задания, контрольной работы или работы с текстом учеником, которого не было в школе или долго болеющего. Возможно таким же образом, проконсультировать ученика, занимающегося исследовательской работой. При такой форме работы согласие самого ребенка обязательное условие. Конечно, такая методика не может быть массовой, но как частный случай, вполне заслуживает внимания.

4) Использование Интернета в педагогической деятельности полезно не только в качестве источника информации, но и как канала распространения и обобщения своего опыта работы. Сеть позволяет презентовать разработки уроков, публиковать презентации, исследовательские работы учащихся и другие педагогические находки на различных сайтах как платных, так и бесплатных. На этих же страницах широко представлен опыт коллег со всей России, который возможно использовать в своей работе, на форумах можно обсудить любой, интересующий вас вопрос. Могут быть полезны следующие ссылки:



Уроки с применением компьютерной технологии дают мне возможность комплексно использовать материально-технические средства обучения. Перейти от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, перенося акцент на аналитический компонент учебной деятельности, формировать и развивать у учащихся умение работы с различными видами информации, её источниками. Использование цифровых образовательных ресурсов повышает эффективность учебных материалов, прежде всего за счет использования интерактивности.

В своей практике стремлюсь активнее применять новые информационные технологии обучения, использовать Интернет-ресурсы при подготовке рефератов и сообщений, использовать мультимедиа проектор на уроках для демонстрации презентаций и проекций на экран исторических карт, портретов исторических деятелей, тестовых заданий, что позволяет учащимся коллективно решать и обсуждать тесты, а учитель может прокомментировать верность суждений учеников. Компьютер позволяет воспроизводить аудио- и видеозаписи, которые используются для сопровождения лекции учителя, либо в качестве проблемного задания, либо как ресурс для обсуждения.

Конечно, идеальной формой использования новых технологий в преподавании, является проведение учебных занятий в компьютерном классе, имеющим доступ к сети Интернет. Не имея пока таких возможностей, необходимо работать с имеющимися ресурсами, подходить творчески к их использованию, моделировать уроки на основе современных технологий преподавания.

Таким образом, информационно-коммуникативные технологии стремительно врываются в современный процесс обучения и расширяют возможности познания и обучения для учителей и учащихся. Они способны:
стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом обновляют содержательную сторону предмета история, позволяют индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников.
В то же время нельзя чрезмерно преувеличивать значение компьютерных технологий для гуманитарных дисциплин. Как показывает опыт, они хороши для поиска информации, тренинговых и проверочньх работ по предмету, которые можно проводить за пределами урока или на уроке в течение нескольких минут, оставив большую часть урочного времени на самое ценное — живое общение учащихся со своим учителем, для рождения идей, наблюдений, выводов и догадок, а может и открытий в процессе коллективной мыслительной деятельности.




Свежие документы:  Открытый урок "Подготовка семян овощных растений к посадке"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: