Творческий отчёт индивидуальной исследовательской работы по теме: «Моделирование современного урока биологии с целью обеспечения наиболее полного усвоение его содержания»


МБОУ «СОШ с. Никольское» МО «Енотаевский район» Енотаевского района Астраханской области

Творческий отчёт индивидуальной исследовательской работы по теме:


«Моделирование современного урока биологии с целью обеспечения наиболее полного усвоение его содержания»






Работу выполнила: учитель биологии

Полякова Светлана Федоровна


















с. Никольское 2012год



Краткое обоснование актуальности темы

На сегодняшний день в преподавании биологии существует множество проблем, которые заставляют учителя постоянно находиться в поиске новых методических идей, приёмов, средств, обучений, использовать уже существующие технологии или их фрагменты.

Как учитель биологии не редко сталкиваюсь в своей работе со следующими трудностями, проблемами и недостатками традиционной методики:

1.Меньшая, чем хотелось бы «популярность», востребованность предмета среди учащихся данной школы.

2.Не умение их чётко выражать свои мысли, «стройно» излагать материал.

3.Не умение использовать в своей речевой практике, как на уроках, так и вне его биологических терминов, обогащающих речь и делающих её более грамотной.

4. Поверхностность в усвоении да же базовых знаний, умений, навыков.

5. Затруднения в применении на уроках знаний, накопленных в предыдущие годы.

6. Высокая степень забывания учебного материала во время каникул и других перерывов в обучении в т.ч. при расписании – 1 час в неделю.

7. Не совершенность существующей оценки знания учащихся (4 х бальная система).

8. Отсутствие хороших практических рекомендаций по устранению и предупреждению пробелов в знаниях и умениях учащихся, учитывающих различия психологии и развития коммуникативных способностей школьников.

Эти издержки результат наслаивания в современном процессе обучения двух парадигм образования: когнитивной, т. е. знаниевой, классиком которой является Ян Амос Коменский и которая в нашем российском образовании реализована в наиболее утрированном варианте как парадигма ЗУН. И второй – основанной на развитии личности. И та, и другая парадигма имеет множество образовательных технологий, свои плюсы и минусы. Поэтому, на мой взгляд, необходим конструктивный компромисс – использование методик сочетающих знаниевый и развивающий подход в обучении. Универсальной методики пока нет, поэтому моей задачей было найти «золотую середину» т. е. ту методику (или методики), которая в сочетании с другими и со спецификой классного коллектива даст наиболее полное (на сколько это возможно) усвоение программного материала.


Объект и предмет исследования.

Объектом данного исследования стал процесс обучения биологии в школе на

ступени 7 – 8 классов.

Предметом исследования являлась эффективность включения в процесс обучения различных методов и приёмов обучения.



Цель экспериментально – опытной работы.

1.Определить те методические подходы в обучении школьников, которые позволят активизировать процесс обучения.

2. Повысить качество знаний по предмету через применение методов и приёмов обучения, которые в данном классе окажутся наиболее эффективными.

3. Помочь детям давать правильную оценку собственным знаниям и умениям.

4. Повысить степень использования школьниками биологических терминов в речевой практике на уроках и вне таковых.

5. Добиться проявления стойкого интереса к предмету биологии.

6. Моделировать уроки биологии таким образом, чтобы добиться наиболее полного усвоение программного материала.

Задачи, которые предстоит решить в ходе исследования.

1.Предварительная оценка возможностей, которыми обладали учащиеся до начала исследования, сопряженные с их здоровьем, умственным потенциалом и коммуникативными способностями.

2. Изменения поурочного тематического планирования, согласно изменяющейся методики преподаваемого предмета. Определение в нём уроков для промежуточного и итогового контроля.

3. Подготовка дидактического материала для проведения уроков.

4. Освоение и оценка эффективности различных приёмов обучения.

5. Определение экспериментального и контрольного класса для проведения исследования.

6.Проведение в данных классах диагностики для предварительной оценки качества знаний.

7.Воспитывать у учащихся стойкий интерес к предмету и вести

профориентационную работу.

8. Информировать родителей (родительские собрания, индивидуальные беседы) об их участии в эксперименте и характере ожидаемых результатов исследования.

Гипотеза (предполагаемый результат).

Подобрав взамен существующей традиционной методики преподавания биологии 6-8-х классов, опробованной годами имеющей неплохие

результаты качества знаний, другую — интересную для детей, включающую элементы самостоятельной работы и дающую устойчивый рост ЗУН методику обучения то, на мой взгляд, можно добиться не только более высокого качества знаний детей « слабых» классов, но и подтянуть до уровня «хороших» знаний детей способных, но педагогически запущенных или « слабых», но имеющих интерес к предмету.

Использование такой методики позволило бы, скорее всего, воспитывать у учащихся стойкий интерес к предмету, а возможно и ориентировать их на выбор профессии, связанной с биологией.

Не исключено, что освоение детьми навыков самостоятельной работы на уроках биологии позволит им более качественно вести подготовку домашнего задания не только по предмету, но и по другим дисциплинам.

Изменение тематического планирования с определением уроков для контроля и самоконтроля позволит более рационально использовать имеющееся время уроков, воспитывать у детей бережное отношение к рабочему времени урока.

Привлечённые к эксперименту родители, должны стать дополнительными помощниками в подготовке детей дома.

Предварительное изучение показателей здоровья учащихся и медицинские исследования в ходе эксперимента не позволят перегружать школьников сверх меры т. к. любая перегрузка сразу должна будет сказаться на их самочувствии.

Сроки проведения эксперимента.

Эксперимент рассчитан на три года. Начало: 11.2003 г. Завершение: 04.2006г

Состав участников эксперимента.

— Учитель биологии Полякова С. Ф.- ответственная за проведение эксперимента.

— Учащиеся 7 «В» класса — экспериментальный класс.

— Учащиеся 7 «А» класса — контрольный класс.

Медицинская сестра школы — Лисицкая Л.В. (оказание помощи в проведении медицинских наблюдений за учащимися экспериментального класса).

Форма представления результатов эксперимента:

— Творческий отчёт.

— Статья в газету «Биология» Издательского дома « Первое сентября».

— Размещение информации в Интернете.

Научный консультант эксперимента:

Попова В. Ф. – методист ЦДАИ педагогических работников районного отдела образования.

Этапы (сроки и содержание работы).

Эксперимент индивидуальный (включающий один класс из параллели), состоит из 4-х циклов:

Первый цикл — предварительный -2003- 2004 учебный год. Он включал в себя работу по подготовке эксперимента.

Второй цикл – « разведочный»-2004-2005 учебный год. Этот этап включал работу по получению предварительных результатов.

Третий цикл — основной- 2005 -2006 учебный год. Методика, показавшая наилучший результат в прошлом учебном году берётся на «вооружение» в новом и преподавание предмета ведётся на её основе. В результате получаем окончательный вариант целесообразности использования этой методики в работе по данному предмету и в данном классе, а так же её результативности.

Четвертый цикл — обобщающий – 05. 2006- 06. 2006- обработка данных, соотнесение результатов эксперимента с поставленными целями, анализ всех результатов, оформление и описание хода и результатов эксперимента.

Первый цикл включал в себя:

1.Работу по изучению учащихся 6-х классов для выбора среди них кандидатов для проведения исследований. Критерии отбора были следующие.

— Класс с самой высокой успеваемостью, качеством знаний и СОУ определялся как контрольный. Им стал 6 «А» класс. Уровень ЗУН в нём как бы становился эталоном, планкой, которую предстояло достичь и добиться более высоких результатов экспериментальному классу.

— Класс с менее высокими показателями планировался как экспериментальный. Им стал 6 «В» класс. У учащихся данного класса способности к обучению приблизительно равны таковым в контрольном, но по неизвестным на начало эксперимента причинам успеваемость, качество знаний и СОУ в нём ниже, чем в контрольном. Поэтому, в контрольном классе уроки планировалось вести по традиционной методике, а в экспериментальном с использованием более результативной для данных детей методики.

Для выявления этих кандидатур были:

а) проанализированы сводные ведомости успеваемости учащихся, где было выявлено, что 6 «В» класс за 2003- 2004 учебный год имеет следующие результаты: успеваемость – 99 %, качество знаний – 67%, СОУ -62,2 %.

В отличие от этого 6 «А» имел более высокие результаты на данный период: успеваемость – 100 %, качество знаний — 95 %, СОУ – 78,1 %

б ) Проведены беседы с классными руководителями данных классов на предмет выявления наклонностей в изучении тех или иных предметов.

Выявлено, что оба класса тяготеют к гуманитарным дисциплинам. Это и стало дополнительным, положительным аргументом в выборе учащихся 6-х («А» и «В») классов.

в) Будущий экспериментальный класс был изучен на совместимость, коммуникабельность, самодостаточность, степень обученности,

профориентацию, притязательность. Это было сделано, для того чтобы в будущем при выборе методик для исследования не было не предвиденных ситуаций. Так заранее было выявлено, что в экспериментальном классе только 12% учащихся от общего числа интересовались предметом биология, тогда как в контрольном он составил 34%.

Изучение уровня притязательности показало, что 32% от общего числа учащихся обладают завышенной и 4% заниженной самооценкой знаний ( не могут реально оценить собственные знания), более того 60% всех учащихся высказали желания в бедующем иметь оценку «отлично», 40% «хорошо». И не оказалось в классе не одного учащегося, который бы хотел иметь оценку «удовлетворительно» (Таблица №1).




(Таблица №1) Итоги исследования на притязательность и оценку знаний.

Ф.И. учащихся

претензии

1 ч — ть

2 ч — ть

3 ч — ть

4 ч — ть

За год

1

Байжариков. Н

4

4

4

4

5

4

2

Бондаренко. Т

5

5

5

5

5

5

3

Бутенко. К

5

5

4

5

5

5

4

Булаш. Н

5

5

4

4

4

4

5

Дюссенов. Д

5

5

5

5

5

5

6

Ермолов. В

4

3

4

4

4

4

7

Коваленкова. С

5

5

5

5

5

5

8

Крутцкая. Т

5

5

5

5

5

5

9

Крынина. Л

5

5

5

5

5

5

10

Лепехина. С

5

5

4

5

5

5

11

Лунёв. А

4

2

2

3

3

3

12

Лисин. Д

4

3

2

3

3

3

13

Мартьянов. М

4

3

3

3

3

3

14

Митрошина. Н

5

5

5

5

5

5

15

Морозова. Т

4

3

3

4

5

4

16

Орлова. Ю

5

5

4

5

5

5

17

Петров. М

5

5

5

5

5

5

18

Попов. Д

4

3

3

3

3

3

19

Портовой. П

4

5

4

5

5

5

20

Цой. Л

5

5

4

4

4

4

21

Чернов. А

5

5

4

4

4

4

22

Черкасова. Е

5

5

4

5

5

5

23

Шапранова. Л

4

3

3

4

4

4

24

Шилдина. К

5

5

4

4

4

4

Проф. ориентационные исследования в виде опроса показали, что ни кто из анкетируемых детей экспериментального класса не собирается приобрести профессию хоть как — то связанную с предметом.

Кроме того, были исследованы техника чтения и техника осознанного чтения у учащихся экспериментального класса. Результаты оказались следующими. Если техника чтения была в норме у 56% учащихся класса, у 40%- выше нормы и лишь у 4% оставляла желать лучшего, то с техникой осознанного чтения дело обстояло гораздо хуже. Для получения результатов использовалась уже известная методика. Учащимся предлагалось прочесть текст и ответить на вопросы к нему. Полученные результаты были следующими. Всего 22 % учащихся класса смогли ответить на все вопросы к тексту, 20 % на половину и 56% ответили на гораздо меньшую часть вопросов. Это натолкнуло на мысль исследовать память и внимание школьников. На начальном этапе, а также в ходе эксперимента проводилось изучение степени забываемости программного материала через определённые интервалы времени ( 2-х недельный перерыв, через 1-2 месяца). Оказалось, что степень забываемости в данном классе составляет 40-44 % у большинства учащихся (74%).

г) В соответствии с полученными результатами подобраны методики, которые должны были дать, на мой взгляд, положительный обучающий результат.

Второй цикл исследования заключался в применении различных методик в экспериментальном классе.

Первое исследование, которое было проведено с этой целью это исследование на степень забывания новых терминов изученных за некоторый период (на предыдущих уроках или в ходе изучения целой темы). В экспериментальном классе в ходе изучения тем «Тип Плоские черви», «Тип Круглые черви», «Тип Кольчатые черви» каждый урок включал кроме прочих ещё один дополнительный этап урока «Разминка» — он проходил перед проверкой домашнего задания. Этот этап включал в себя распознавание терминов по определениям, даваемым учителем, или формулировку определений по терминам, выписанным на доске или предложенных в виде лепестков «ромашки» по схеме: термин – определение или определение – термин. Разминка обычно длилась одну- три минуты в зависимости от объёма терминов накопившихся при изучении тем. Такая форма работы применялась ежеурочно. Результат проверялся после прохождения главы или раздела в экспериментальном и контрольном классах. В итоге был получен положительный результат. В экспериментальном классе, где проводилась, разминка дети не только знали термины, их написание, но и употребляли их в своей речи. В контрольном классе имело место искажение терминов при произношении и написании.

Учащиеся затруднялись и в их расшифровке уже через 5 – 7 уроков, т. е. при большом объёме терминологии имело место забывание терминов уже по окончанию изучения раздела. Наряду с этим, проводилось исследование на забывание терминов после 2–ух недельного перерыва. Проверка знаний

проводилась при помощи специально подготовленного дидактического материала

Проверка знаний терминов по темам: «Амфибии» и «Рептилии».

Вариант№1

Свежие документы:  Сценарий выпускного вечера «Прощай, курносое детство!»

1.Какому термину соответствует следующее определение?

А) Органы змей, располагающиеся на передней части головы и способные воспринимать тепло, идущее от теплокровных животных называются ___________________________.

Б) Выступ головы у рептилий, которым задняя часть черепа причленяется к позвоночнику называется __________________.

В) Сердце, имеющее два предсердия и один желудочек, называется ________

____________ .

Г) Второе название малого круга кровообращения- _____________________.

Д) Органы слуха у рептилий и амфибий называется ____________________.

2. Дайте определение термину регенерация.

Проверка знаний терминов по темам: «Амфибии» и «Рептилии».

Вариант № 2

1.Какому термину соответствует следующее определение?

А) Рост тела у ракообразных и рептилий сопровождающийся отслаиванием и удалением старых покровов тела называется _______________________.

Б) Отряды Хвостатые, Бесхвостые и Безногие относятся к классу _________

____________.

В) Первые земноводные назывались _________________________.

Г) Состояние амфибий в период зимовки, когда у них снижается обмен веществ и поглощения кислорода называется _____________________.

Д) Расширение толстого кишечника рептилий и амфибий называется ________________.

2.Дайте определение термину головастик.


Результат оказался следующим, в экспериментальном классе:

успеваемость – 91,3%, качество знаний – 69,6%, СОУ – 70,8%.

Ошибки: 1. Орфографические ошибки в терминах – 26,1%

2. Не знание термина вообще – 21,7%

3. Не умение формулировать свои мысли – 26,1%

Контрольный класс показал следующие результаты:

успеваемость – 92,9%, качество – 84,6%, СОУ – 69,3%.

Ошибки: 1. Орфографические ошибки в терминах – 28,6%

2. Не знание термина вообще – 42,9%

3. Не умение формулировать свои мысли – 21,4%

Результат оказался всё же хуже, чем планировалось вообще, поэтому для ещё лучшего запоминания на уроках была введена дополнительная работа с терминами. С первых минут изучения новой темы, вместе с записью её на доске и при наличии нового термина осуществляется его разбор по составу. Например, «Класс Головоногие моллюски». Разделяем слово « Головоногие» как сложносоставное на составляющие его слова. Объясняем значение такого объединения. Одновременно такая работа осуществляется и учащимися в их тетрадях. Это способствует:

1) одновременному зрительному, слуховому и моторному восприятию нового для детей слова;

2) наилучшему запоминанию терминов при понимании происхождения слов и их значения;

3) пониманию расположения систематических единиц в классификации.

Например, отряд Зайцеобразные – сходные по образу с зайцем, т.е. имеющие общие черты в строении тела. Далее следует пояснить, что к зайцеобразным относят таких животных, как кролик, пищуха и т.д. предложить рассмотреть их изображение и самим найти те черты, которые позволяют их отнести к данному отряду. А затем, дополнить признаки, предложенные детьми теми, которые они не могут выявить самостоятельно за счет визуального сравнения. Точно так же можно работать с терминами Ракообразные, Китообразные. Несколько иное толкование требуют термины, объясняющие происхождение признаков у некоторых систематических групп животных. Например, Ластоногие — отряд животных, у которых конечности (ноги) превратились в ласты; или Головоногие – класс, у представителей которого голова и ноги (щупальца) совмещены. Кроме того, разбор слов по составу способствует лучшему пониманию учащимися особенностей классификации. Например, подтип Черепные и подтип Бесчерепные – имеющие твёрдое основание (скелет), а значит, оба подтипа относятся к типу Хордовые т.е. животным, имеющим прочную (упругую) опору тела.

При изучении терминов, для наилучшего их усвоения, обязательно необходимо ставить ребенка в условия, когда он сам становится

первооткрывателем. Общеизвестно, что это активизирует процесс обучения, способствует повышению интереса к предмету, даёт наиболее прочные знания. Исследования показали, что при применении данного метода в экспериментальном классе степень запоминания терминов выше в среднем на 18-21%,а степень их забывания ниже в 1,5 -2 раза, чем в контрольном.

При изучении нового материала использовался метод составления опорного конспекта (метод Шаталова) с дифференциацией задания. Т. е. в ходе объяснения нового материала составлялся опорный конспект- знание его обязательно для всех, но оно даёт возможность получить лишь оценку

«4». Для желающих иметь оценку выше предлагается на выбор несколько видов работ, требующих анализа данного материала, применения знаний конспекта при выполнении заданий или ответов на проблемные вопросы, для выполнения творческих работ или применения знаний в нестандартной ситуации. Эталон- «Оценка качества знаний» Министерства образования Российской федерации, издательство «Дрофа», Москва 2000 год.

При использовании данной методики возникла такая проблема как разный уровень предшествующей подготовки учащихся. Она не позволила полностью применять данный метод т. к. часть детей успевала работать вместе те со мной в должном темпе, а часть запаздывала. В результате всё, что успевали делать «опоздавшие» — это бездумно переписывать с доски. Отсюда и результат: при хороших умственных способностях – «троечные» знания, а ведь дети просто медлительные. К ним нужно прибавить тех, кто просто «не в настроении работать», или по какой то причине не готовился к уроку и как следствие не может понять новый материал. Эта методика использовалась одну четверть и результаты, которые я получила по итогам четверти, а это успеваемость- 91,7 % , качество – 75%, СОУ-65% не позволили взять её на « вооружение» в дальнейшем.

Следующим исследованием, проведённом в экспериментальном классе было применение рабочих карт в ходе изучении новой темы. В данном исследовании применялась методика О.А. Борзуновой, (газета «Биология» №39/2004г.). Используемая методика была интерпретирована согласно уровню технической оснащенности учителя готовящего урок. Рабочие карты выполняли функцию путеводителя по изучаемой теме в основе работы с ними – изучение учебника, работа со справочными материалами, задания, полученные учащимися ранее. Результатом работы с картой является краткий конспект изучаемой темы, который записывается на подготовленной заранее учителем заготовке краткого содержания текста.

Рабочая карта по теме: «Кольчатые черви»

Задание 1. Рассмотрите схему пищеварительной системы дождевого червя. Зарисуйте её в тетрадь и подпишите органы, обозначив их цифрами 1-6. Какие функции выполняют эти органы?

Задание 2 . Рассмотрите в учебнике схемы строения кровеносной и нервной систем дождевого червя и напишите, какие органы их образуют.

Задание3. Впишите в текст пропущенные термины.

Изменения длины тела происходят благодаря работе_______________ и

____________ мышц. При сокращении __________ мышц тело червя продвигается _________. При сокращении ___________ мышц задняя часть подтягивается к передней.

Задание 4. Как происходит выделение продуктов жизнедеятельности из организма дождевого червя? Зарисуйте один сегмент с органом выделения.

Задание 5. Как осуществляется размножение дождевого червя? Выпишите ключевые термины.

Задание 6. Перечислите 2-3 признака подтверждающих, что кольчатые черви эволюционно более прогрессивные, чем плоские и круглые черви.

Задание 7. Впишите в текст пропущенные слова.

В_________ кольчатых червей выделяют два основных класса: _________ и __________. Нереиды и серпулиды живут в_____________ и имеют по бокам тела ______________. У дождевых червей на каждом членике есть мелкие __________. Роль кольчатых червей заключается в том, что они _____________________________________________________.

Задание 8. Вместо точек подберите соответствующие слова.

1. Тело планарии снаружи покрыто ………….. .

2. Сосальщики удерживаются внутри протоков печени при помощи …

3. Тело ленточных червей состоит из большого числа … .

4. Кишечник у круглых червей начинается ротовым отверстием, а заканчивается … .

5. Дыхание у паразитических червей происходит через …………… .

6. Сперматозоиды червей развиваются в ………………….. .

7. Яйцеклетки развиваются в … ………………………..

8. Организм, в котором происходит развитие личинок паразитических червей, называется ……………….. .

9. Движение по кровеносным сосудам кольчатых червей происходит благодаря сокращению и расслаблению … …………………………..

10. Нервная система кольчатых червей состоит из нервного окологлоточного кольца и … ……………………………………..


Контроль знаний по темам проводился при помощи зачётных листов по методике О.А.Борзуновой (газета «Биология» Издательского дома «Первое сентября» № 38, 2004год).

Зачётный лист по теме: «тип Моллюски»

Вариант 1.

1. Дать полный ответ: 1. Какие животные могут быть названы моллюсками? 2. Какими признаками они могут обладать?

2. Выпишите лишнее слово: Какая часть не используется для составления схемы строения двустворчатого моллюска? (голова, туловище, нога, мантия, раковина)

3. Дайте определение терминам:

Мантия — это _________________________________________________.

Радула — это __________________________________________________.

4. Выбери правильный ответ:

1. Вторичная полость тела моллюсков называется:

а) мантией. в) мантийная полость.

б) целлом. г) лёгочная полость.

2. Как называются прочные белковые нити, служащие для прикрепления мидий к камням.

а) замок б) биссус в) щупальца г) сифон

5. Закончите фразу:

Различия в строении тела и размерах между самцами и самками у некоторых видов моллюсков называется _______________________.


Анализ использования рабочих листов показал следующие результаты. В экспериментальном классе: успеваемость – 85,7%, качество знаний – 76,1%, СОУ – 66,2%.

В контрольном классе по этой же теме: успеваемость – 73,7%, качество знаний – 63,2%, СОУ — 61,2% .

Результат хороший, но решено было попробовать методику использования информационных листов. Автором (О.А.Борзуновой) она предлагалась как одна из форм самостоятельной работы учащихся на уроке и проверки знаний. В ходе исследования и эта методика была изменена в соответствии с уровнем подготовки учащихся и первоначально применялась исключительно для изучения новой темы, а затем и на других этапах урока. Ниже предлагается моя собственная интерпретация методики О.А. Борзуновой для данного класса т. к. применение информационных листов на уроках показало, что использование такой формы работ возможно на различных его этапах.

Во-первых, на этапе актуализации знаний она может быть предложена учащимся для проверки базового уровня знаний, как у отдельной группы детей, так и всего класса. Такой «тихий» опрос может быть по его окончании продолжен устными ответами учащихся на более высоком «продвинутом» уровне.

Во-вторых, информационные листы, возможно, использовать при изучении нового материала. Опять же в двух вариантах либо как основу для записей основных положений, какой либо информации вслед за объяснением учителя, либо как направляющий алгоритм действий при самостоятельной работе учащихся с учебником (частично- поисковый) метод.

В третьих, информационные листы могут быть использованы при закреплении изученного материала:

а) фронтально (ученики поочерёдно отвечают на вопросы учителя, а класс заполняет информационные листы, пользуясь ответами учащихся как комментариями).

б) индивидуальный (учитель задаёт вопросы информационного листа, а учащиеся самостоятельно заполняют их).

В четвёртых, информационные листы применимы и при работе над ошибками в ранее заполненных листах при «тихом» опросе. Например, на одном из уроков информационные листы применялись для проверки знаний, записи в них учащиеся делали карандашом. Учитель при их проверке напротив ответов учащихся за линией таблицы ставит так же карандашом + если ответ верен, минус если ответ не верен и ? если ответ не полный. Ниже карандашом же ставится предварительная оценка. На следующем уроке по этому же информационному листу проводится работа над ошибками. Учащиеся стирают те записи напротив, которых стоят знаки ?, а затем, вносят туда новые. Здесь так же возможны две формы работы: фронтально (один ученик или несколько поочерёдно комментируют сделанные ими же записи, а класс корректирует каждый свои в информационных листах) или работа в парах, группах (более сильный ученик консультирует более слабых).

И, наконец, последний вариант — комбинированное применение нескольких информационных листов на одном уроке:

а) работа над ошибками по информационному листу № 1 — изучение новой темы по информационному листу № 2. (см. Приложение № 1)

б) проверка домашнего задания по информационному листу № 3 – закрепление знаний по информационному листу № 4 (см. Приложение № 1)

Мною опробованы все выше названные варианты. Вывод один – информационные листы позволяют рационально использовать каждую из 45 минут учебного времени. Кроме того, по ряду тем мною введена системность в использовании информационных листов. Например, по главе « Класс Земноводные или Амфибии» включающей 4 урока разработано такое же количество информационных листов (см. Приложение № 1) Использование их велось по 5 варианту — комбинированно.

На следующий урок после изучения темы « Общая характеристика класса Земноводные. Место их обитания и внешнее строение» учащимся предлагалось проверить свои знания по пройденной теме. При заполнении информационного листа №1 учащиеся пользовались карандашом. После проверки их учителем, информационные листы вновь, уже на следующем уроке, раздаются учащимся с карандашными пометками учителя (+ , — или ?). Проводилась работа над ошибками (4-5 мин.), в ходе которой учащиеся корректировали свои записи уже авторучкой. После такой работы проводится «тихий» опрос по информационному листу № 2 по теме «Внутреннее строение лягушки». На следующем уроке проводится работа над ошибками по информационному листу № 2 и проверяется домашнее задание по информационному листу № 3 « Строение и деятельность систем внутренних органов» и т.д. В ходе такой работы ведётся лист учёта успеваемости. (см. Приложение № 2) Он позволяет отслеживать работу по теме блока каждого учащегося. И приглашать на индивидуальные консультации тех, кто не справляется с такой работой в классе или не готовит домашние задания дома (это отчётливо видно по оценкам в листе учёта успеваемости). Кстати, нерадивые учащиеся очень скоро понимают, что лучше учить материал своевременно дома, чем потом нагонять упущенное в дополнительное время. Таким образом, удаётся решить ещё и вопрос подготовки домашних заданий.

Свежие документы:  Конспект урока на тему «Город Чехов – нет тебя прекрасней»

В конце изучения блока тем обязательно проводится итоговый контроль знаний.

Приложение №1

Информационный лист № 1

Понятия

Сущность

1.Головастик – это…


2.Лёгкие и кожа выполняют функцию


3.Орган слуха – это…


4.Кожа земноводных — …


5.Амфибий называют хладнокровными потому, что…..


6.С наступлением холодов амфибии впадают ….


7.Тело амфибий разделяется……


8.Передняя конечность состоит из….


9.Задняя конечность состоит из…


10.Между пальцами задней ноги имеется…


11.Глаза имеют..


12.Глаза смачиваются…..




Информационный лист № 2

Понятия

Сущность

1.Позвоночник состоит из 4 отделов….


2.Скелет земноводных состоит из….


3.В скелете передней конечности выделяют..


4.В скелете задней конечности выделяют…


5.Кости либо срастаются между собой, либо соединяются..


6.Конечность,имеющую 5 отделов называют


7.Плечевой пояс состоит…


8.Ключицы и вороньи кости соединяются с …


9.Пояс задних конечностей состоит…


10.В движение кости приводят…


11.Лучше всего развиты мышцы..



Информационный лист№3

Понятия

Сущность

1. 12 – ти перстную кишку открываются протоки…


2.В тонком кишечнике происходит..


3.В толстом кишечнике..


4.Всасывание питательных веществ осуществляется….


5.Толстая кишка заканчивается…


6.Дыхание происходит за счёт…….


7.Сердце 3 – х камерное, состоит из…


8.Малый круг кровообращения иначе называется …


9.В газообмене участвуют…


10.Выделительная система состоит из…


11.Передний мозг амфибии состоит из..


12.Средний мозг связан…



Информационный лист № 4

Понятия

Сущность

1.Органы размножения самок..


2.Органы размножения самцов..


3.Во время движения по яйцеводу икринка покрывается…


4.Оплодотворение происходит в …


5.Выводятся икринки в воду через…


6.Головастик как и рыба имеет..


7.Земноводные произошли от…


8.Первые амфибии назывались….


9.Класс земноводные объединяет отряды….


10.Видов амфибий…







Приложение № 2

















 

 

 

 

 

 

 

 

 





 


 

 





учащихся

Имена , фамилии

Фамилии

 





 


 

 





 


 

 





 


 

 





 


 

 





 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контроль по информационному

 





листу № 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа над ошибками

 





информационного листа №1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальные консультации


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контроль по информационному

 





листу № 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа над ошибками

 





информационного листа № 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контроль по информационному

 

 

 

 

 

листу № 3

 

 

 

 

 

 

Работа над ошибками

 





информационного листа № 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальные консультации

 





 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контроль по информационному

 

 

 

 

 

листу № 4

 

 

 

 

 

 

Работа над ошибками

 





информационного листа № 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальные консультации

 





 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Окончательный контроль по

 

 

 

 

 

всей теме

 

 

 

 

 

 

Работа над ошибками

 





 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Успеваемость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Качество знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 





СОУ


 

 

 

 

 

 

 

 

 


При анализе такой сводной таблицы контроля знаний учащихся экспериментального класса отчётливо был заметен рост качества знаний успеваемость и СОУ.


Таблица №4 Сводная таблица контроля знаний


Инф. лист №1

Инф. лист №2

Инф. лист

3

Инф. лист №4

Инф. лист №5

Успеваемость

77,3%

95,5%

100%

100%

100%

Качество

знаний

27,3%

72,7%

72,2%

90,9%

92,9%

СОУ

39,7%

70,1%

71,1%

80,7%

82,7%


Из выше приведённых данных следует, что благодаря применению информационных листов налицо рост успеваемости (достигает 100%), качества знаний (до 92 %), СОУ (до82,7 %). Одновременно наблюдается увеличение прочности знаний. Свидетельством тому исследование на степень забываемости. Оно проводилось с 2-х и четырёх недельным интервалом и показало следующие результаты.

Через две недели по данному разделу — успеваемость- 100 %, качество знаний – 91,8 % , СОУ — 81,6 %.

Через четыре недели аналогичная срезовая работа дала следующий результат. Успеваемость также составила – 100%, качество знаний – 89,7 %, СОУ- 80,8 % .

Эти результаты одновременно оценка знаний учащихся и их умение самостоятельно работать на уроке и дома, ведь данная методика как раз и предусматривает такой вид работ. Уровень самостоятельной работы на уроке также увеличивался. При использовании информационных листов только для изучения нового материала объём самостоятельной работы составлял от 56 до 62,5 % всего времени урока. Если же такая методика кроме этого использовалась и на этапе закрепления изученного, то время самостоятельной работы на уроке увеличивалось до 90,2% времени урока.

Таким образом, данная методика является наиболее приемлемой в экспериментальном классе, так как она даёт наилучший результат. Соответственно в новом учебном году она стала основополагающей в изучении предмета в экспериментальном классе.

Итак, в завершении второго цикла исследований подводим общий итог обученности школьников двух классов.


Таблица №5 Изменение успеваемости, качества знаний и СОУ в течении года в 7 « В» классе ( эксперимент).


1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

Успеваемость

95,5%

91,7%

100%

100%

100%

Качество

72,7%

75%

83,3%

83,3%

83,3%

СОУ

78%

65,6%

73,3%

80,3%

77,3%


Таблица №6 Изменение успеваемости, качества знаний и СОУ в течение года в 7 «А» классе (контроль).


1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

Успеваемость

100%

100%

100%

100%

100%

Качество

94,4%

85%

78,9%

94,7%

100%

СОУ

76,4%

67%

77%

85,3%

79,2%


Наглядно эта же информация отражена на графиках и диаграммах (см. приложение).

Успеваемость- 7 «В» класс (экспериментальный):

Первоначально во второй четверти с началом проведения экспериментальной работы наблюдалось снижение успеваемости. На мой взгляд, это произошло в связи с изменениями требований к учащимся, увеличении интенсивности работы (в связи с применением новой для них методики ) и как следствие – утомляемость и снижение успеваемости. Но затем учащиеся « вошли» в ускоренный темп работы и 100% -ная успеваемость становится нормой до конца года.

Успеваемость – 7 «А» класс (контрольный).

В отличие от экспериментального класса здесь никаких новых методик не применялось, кроме некоторых, требующихся для поддержания успеваемости на одинаковом сходном уровне и препятствующем утомляемости. Например, игровые методики, требующиеся для сохранения и повышения интереса к предмету у школьников.

Качество знаний – 7 «В» класс. Параллельно с повышением успеваемости и как следствие её произошло повышение качество знаний. Отметка, которой оно достигло, не столь высока, как планировалось, но ведь и не все методики в ходе эксперимента дали положительный результат. Поэтому, считаю, что при постоянном применении методик зарекомендовавших себя с наилучшей стороны качество знаний может быть гораздо выше. Более того оно стабильно сохраняется в течении двух последних четвертей. Это говорит о прочном усвоений знаний детьми, хорошо отработанными навыками на этот период.

Качество знаний в 7 «А» классе на первом этапе несколько снизилось. Я связываю это с тем, что данному классу уделялось несколько меньше внимания, чем раньше. Привыкшие к определённому темпу работы и не традиционным формам различных этапов урока ученики всё же несколько «разочаровались» традиционным ведением урока и как следствие – снижение качество знаний в изучении предмета. Однако, проведя промежуточный срез знаний и видя явное угасание интереса к предмету, пришлось вновь ввести применение некоторых методик, в том числе словарную работу с терминами, несколько видов разминок ролевые игры и другие.

А вот СОУ почти зеркально «наложились» друг на друга в обоих классах. Снижение его в обоих классах в начале года, а затем резкий рост к середине и опять снижение к концу года тоже имеет и объяснение. В начале года СОУ снижалось вслед за успеваемостью и качеством знаний, а затем росло вслед за ними к середине года. Снижение же СОУ к концу года вызвано утомлением детей, неизбежно развивающимся на конец года, а так же тем, что этот период был фактически зачётным, и не каких новых методик на этом этапе не применялось. То есть здесь на лицо снижение СОУ при переходе на традиционные формы работы.

Третий цикл исследования начался 09.2005 года. Его цели:

1. Использование в экспериментальном классе в течение всего 2005 – 2006 учебного года одного метода – информационных листов, показавшего наилучший результат в «разведывательном» цикле.

2. Сочетать выше названный метод с игровыми формами проведения уроков для формирования стойкого интереса к предмету.

3. В контрольном классе обучение производить по традиционной методике с чередованием не традиционных форм обучения (чаще всего применялись игровые формы обучения, создание проблемных ситуаций, элементы опережающего обучения).

4. Проводить, в экспериментальном классе исследования на изучения степени изменения нагрузок на организм школьников в связи с использованием метода информационных листов.

5. Отслеживать изменения результатов обучения в экспериментальном и контрольном классах по четвертям, разделам тем. Вести сравнительный анализ.

6. Провести 04.2006г. в экспериментальном классе итоговый срез знаний в виде тестирования.

7. На основе полученных результатов обосновать необходимость дальнейшего использования метода информационных листов в преподавании биологии.

8. При получении положительного результата рекомендовать использования данной методики в этом классе (8 «В») учителям других предметов.

Реализация этих целей на практике осуществляется таким образом. Ежеурочно изучение нового материала происходит с использованием информационных листов. Например, на первом уроке учащиеся работают с информационным листом №1 самостоятельно на этапе изучения новой темы (заполнение ведётся карандашом). На этапе закрепления знаний они проверяются, исправляются при необходимости и дома учащиеся заполняют их авторучкой, а также готовятся по ним к следующему уроку.






На следующем уроке используется уже информационный лист №2 и т.д. Предлагаю разработку информационных листов для одной из групп тем — « Пищеварительная система».

Информационный лист № 1

Сущность

Понятия

1

У взрослого человека …. зуба


2

На каждой челюсти по …. зубов


3

8 передних зубов называются……..


4

4 заострённых зуба за резцами это…


5

Человек откусывает пищу ….


6

Разжёвывается и перетирается пища…


7

Всего малых и больших коренных зубов….


8

Первые зубы человека называются….


9

К 7 – 8 годам первые зубы меняются на….


10

Части зуба…


11

Коронка состоит из….


12

Корень зуба состоит из….


13

Полость в нутрии зуба заполнена….


14

Разрушение зубов называется….


Информационный лист №2

Сущность

Понятия

1

Секрет слюнных желёз называется….


2

Глотание происходит при….


3

Состав слюны….


4

Фермент слюны называется….


5

Кол – во выделяемой слюны в сутки….


6

Глотание происходит при….


7

Самый широкий отдел

пищеварительного канала….


8

Объём желудка равен….


9

Состав желудочного сока….


10

Внутренний слой желудка выделяет….


11

Средний слой состоит из….


12

Наружный слой состоит из….


13

Брюшина – это….


14

Брюшина выполняет функцию….


15

Переваривание пищи длится ….


Свежие документы:  Картотека физкультминуток для дошкольников



Информационный лист №3

Сущность

понятия

1

Тонкая извилистая трубка до 5 – 6 метров длиной …


2

Начальный отдел тонкой кишки называется….


3

Печень вырабатывает….


4

Желчь растворяет….


5

Поджелудочная железа вырабатывает …


6

Поджелудочный сок действует на…..


7

Все петли тонкой кишки подвешены на…


8

Стенки кишечника выделяют…


9

Движение пищевых масс по кишечнику происходит благодаря …..


10

Всасывание питательных веществ происходит в ……


11

Поверхность ворсинок покрыта..


12

Внутри ворсинки пронизаны…


13

Кровь в печень поступает по…


14

Кровь из печени попадает в ….


15

Те аминокислоты, которые не могут синтезироваться в печени, называются …


16

Главная функция толстой кишки…


17

Не переваренные остатки пищи выводятся через…


18

Отросток слепой кишки называется ….


19

В двенадцатиперстную кишку впадают протоки…


20

Печень превращает излишки глюкозы в ……







Информационный лист№4

Сущность

Понятие

1

Чувство голода возникает при..


2

Начинается рефлекс чувства голода с


3

Рефлексы, выработанные в течении жизни называются….


4

Врождённые рефлексы называются…


5

Рефлекс тормозится вследствие…


6

Наполненный желудок организму сигнал …


7

Работа пищеварительных желёз регулируется ……


8

Защитный пищевой рефлекс называется…


9

Питание в одни и те же часы называется….


10

При приёме недоброкачественной пищи возникает…


11

При заражении человека глистами возникают…


12

Болезнетворные микробы вызывают…


13

Заболевания органов пищеварения …



Медицинский аспект.

Благодаря реформе школьного образования в школе произошла интенсификация обучения за счёт включения новых предметов и развивающих программ, расширения программного материала в условиях жатого времени значительно увеличился и объём домашнего задания. Специалисты отмечают, что школьники, занимающиеся по таким программам в 1,5 – 1,7 раза чаще расплачиваются за такое обучение отрицательной динамикой здоровья. Поэтому, начиная третий этап обучения и руководствуясь принципом «не навреди» параллельно с использованием методики информационных листов проводилось исследование измерения артериального давления у учащихся до урока и после. Затем результаты сравнивались, и в зависимости от них корректировалась нагрузка.






Таблица № 8




Изменение артериального давления



школьников экспериментального



класса до и после нагрузки







Медицинские пока-

Показания а/д до

Показания а/д после

Ф. И. Учащихся

Дата

зания здоровья

урока


урока


1.Байжариков Н.

1.02.06.

здоров


130/80


100/70


2.Бондаренко Т.

1.02.06.

здорова


140/90


130/70


3.Бутенко К.

1.02.06.

Здорова


120/60


120/60


4.Булаш Н.

1.02.06.

Здоров


120/90


120/80


5.Дюсенов Д.

1.02.06.

Здоров


120/70


110/70


6.Ермолов И.

1.02.06.

Здоров


110/70


110/60


7.Коваленкова С.

1.02.06.

Здорова


140/80


120/70


8.Круцкая Т.

1.02.06.

Здорова


130/80


120/70


9.Крынина Л.

1.02.06.

здорова


120/70


110/70


10.Лепехина С.

1.02.06.

Здорова


120/70


120/70


11.Лунев А.

1.02.06.

Здоров


100/50


110/60


12.Мортьянов М.

1.02.06.

Здоров


110/80


90/60


13.Морозова Т.

1.02.06.

Здорова


110/70


110/70


14.Митрошина Н.

1.02.06.

Здорова


130/80


130/80


15.Орлова Ю.

1.02.06.

Здорова


110/60


110/60


16.Петров М.

1.02.06.

Здоров


90/60


90/60


17.Попов Д.

1.02.06.

Здоров


130/80


110/70


18.Пртовой П.

1.02.06.

Здоров


120/70


130/80


19.Цой Л.


1.02.06

Головокружение


140/80


110/60


20.Чернов А.

1.02.06.

Здоров


120/70


100/60


21.Черкасова Л.

1.02.06.

Здорова


100/60


110/70


22.Шапранова Л

1.02.06.

Здорова


110/60


110/70


23.Шилдина К.

1.02.06.

здорова


110/60


110/60



В периоды измерения артериального давления учащимся предлагалось не покидать кабинет до окончания исследования. Сравнение показателей (обработка данных) проводилось позднее, и было выявлено, что:

А) Ни у одного из учащихся не произошло значительного повышения артериального давления за время урока.

Б) У 56,2% произошло не больше понижение артериального давления, у 39,1% — оно осталось без изменений.

В) Выявлено большое количество детей страдающих отклонением от нормы (110/70 – подростковый возраст) артериального давления – 26,1%. У них периодически улучшается состояние здоровья.

Г) Некоторое количество детей (30,4%) признались, что у них ни когда не

измеряли артериальное давление, т.е. дети в данном отношении небыли обследованы вообще, хотя признаки отклонения артериального давления на

лицо.

Выявления причин артериального давления до урока позволило назвать следующие:

1.Повышенной возбудимостью детей на предыдущем уроке излишней нервозностью, применением не традиционных форм ведения урока, физические нагрузки и др.

2.Увеличение нагрузки на предыдущем уроке свыше нормы.

3. Быстрым передвижением детей по школе (особенно мальчиков) до прихода на урок биологии.

Кроме того, мною осуществлялся контроль за изменением состояния детей в течение всего времени проведения эксперимента. Данные заносились в таблицу.

Таблица № 9 Анализ изменения состояния здоровья учащихся 8 «в» класса за период с 6 – 8 класс.

Ф.И. Учащихся

2003 – 2004учебный год.

2004 – 2005 учебный год.

2005 – 2006 учебный год.


Хронич.

Заболев.

Текущ.

Заболев.

Хронич.

Заболев.

Текущ.

Заболев

Хронич.

Заболев.

Текущ.

Заболев

1

Байжариков


9/5;3;1




3;3

2

Бондаренко







3

Бутенко К.







4

Булаш Н.







5

Дюсенов Д.

Дискенизия ж.в путей






6

Ермолов И.


21/10;8


4/2


4;3;4

7

Коваленкова







8

Круцкая Т.

Вегетососудистая дистония


+


+


9

Крынина Л.


6/6


9/9



10

Лепехина С.



Пилонефрит




11

Лунев А







12

Мортьянов М

Х.р. гастрит, доуденит

1/1

+


+


13

Морозова Т.




18/13



14

Митрошина







15

Орлова Ю.







16

Петров М.

Неврозо подобный энурез

13/11

+

57/18;22

+

13

17

Попов Д.



Х.р. головные боли


+

3;8

18

Пртовой П.


22/6;16





19

Цой Л.


9/9


11/11


6;

20

Чернов А.

Деформация грудной клетки



1/1



21

Черкасова Л.

Болезнь Шинца


Снята с д/у

4/4


22

Шапранова.Л




24/14;8;2


13;11

23

Шилдина К.

Х.р. тонзелит


+


+



Оценивая ситуацию с состоянием здоровья детей ещё на «разведывательном» этапе ставилась задача сохранения нравственного, физического, умственного здоровья детей. Предполагалось следующее.

Нравственное здоровье:

А — создание благоприятной предметно- пространственной среды;

Б — создание доверительной системы отношений учитель- ученик на уроке;

Умственное здоровье:

А — ритмичная структура учебного процесса;

Б — концентрированное обучение.

Физическое здоровье:

А — постоянный медицинский надзор

Б – определение уровня утомляемости учащихся

Концентрированность обучения — так организованный процесс обучения, предполагающий усвоение учащимися большого количества учебной информации без увеличения учебного времени за счёт её систематизации ( обобщение, структурирование иного (отличного от традиционного) временного режима занятий. Это повышает активность ученика, снижает его утомляемость, уменьшает количество домашних заданий.

Ритмичная структура учебного процесса – это повторяющиеся из урока в урок методы и приёмы применения их на различных этапах урока.

Создание благоприятной предметно – пространственной среды:

1.положительное отношение к предмету с последующим воспитанием стойкого интереса к нему;

2.доверительные отношения между педагогом и школьником, с предупреждением негатива (объяснение школьнику всех возникающих у него вопросов по проведению исследований);

3. уют и комфорт помещения, в котором проводится занятие, и

« храмовое» отношение к ребёнку – он самый главный в процессе обучения. Это снимает психологическую напряженность, нервозность, и способствует сохранению психического здоровья учащихся.

4.Создание доверительной системы отношений. Имеется в виду локальная субкультура отношений. Здесь можно выделить широкий спектр состояний и установок, но если быть конкретным, то самое главное это чтобы на уроке биологии дети шли с удовольствием, любили предмет, видели в учителе друга, советчика, консультанта, помощника, строгого, но справедливого судью. К одноклассникам относились с уважением и сопереживали их удачи и промахи, приходили к ним на помощь.

5.Постоянный медицинский надзор, который проводится школьной мед

сестрой и учителем – исследователем: измерение артериального давления, сравнение показателей до и после урока для того, что бы своевременно фиксировать увеличение нагрузки сверхнормативной и корректировать

объём нагрузок; отслеживать рецидивы хронических заболеваний.


Воспитательная работа в ходе эксперимента.

Одновременно, в ходе эксперимента проводилась воспитательная работа по формированию стойкого интереса к предмету. В ноябре 2005 года проводился опрос среди школьников экспериментального класса. Им предлагалось, определить для себя на какое место по значимости они поставили бы предмет биологии. Получены следующие результаты.

На первое место среди всех остальных наук биологию поставили 4,4% , на второе 30,4%, на третье место 21,7%, на четвёртое и пятое место поставили

по 8,7% соответственно. Ответило, что считают биологию нужным предметом — 8,7 %, столько же, что это важный предмет и 4,4% что он и нужный и важный предмет.

Из проведённого опроса следует, что биология не самый любимый предмет, но и безразличных к нему нет, им интересуются. Интересно, что в феврале был проведён еще один опрос и среди причин побуждающих детей изучать биологию были названы:

1.Изучать новые слова — 4,4% 2.Изучать животных – 8,7%

3.Изучать свой организм 87%

И это тот самый курс, который изучался с помощью информационных листов. Очевидно, использование именно этой методики способствовало развитию интереса к предмету. Это подтверждено и тем фактом, что на вопрос анкеты о том, какая из форм изучения нового материала больше всего нравится, в пользу информационных листов высказалось 73,9 % всех учащихся класса.

Итог эксперимента:

На завершающем этапе эксперимента был подведён итог, для осуществления которого проведены две срезовых работы предварительная и итоговая. Их целью стало выявить результативность методики, используемой в нём.

Предварительная срезовая работа содержала только тестовые задания. Материал для неё был взят из « Тестов для проведения итоговой аттестации за курс основной школы» (http// bio. 1 september.ru.). Все имеющиеся в нем вопросы за курс 8 класса были распределены на 5 вариантов.

Итоговая срезовая работа содержала задания с развернутым ответом. Она составлялась учителями биологии районного департамента образования (см. приложение 2). Результаты этих работ приведены в таблице ниже.


Динамика усвоения учащимися 8 «А» (контрольного) и 8 «В» (экспериментального) классов программного материала.


Класс

Стартовая срезовая работа

1

четверть

Промежуточная срезовая работа

2 четверть

3

четверть

предварительная срезовая работа

Итоговая срезовая работа по результатам эксперимента

8

«А»

У-94,4

К-55,6

СОУ-55,3

У-100

К-89,5

СОУ-74,3

У-100

К-52,9

СОУ-57,2

У-100

К-84,2

СОУ-80,4

У-100

К-84,2

СОУ-80,4

У-100

К-88,8

СОУ-83,5

У-100

К-87,0

СОУ-81,2

8 «В»

У-100

К-100

СОУ-70,8

У-95,7

К-73,9

СОУ-76,1

У-100

К-100

СОУ-98,5

У-91,3

К-87,0

СОУ-81,9

У-95,7

К-91,3

СОУ-72,2

У-100

К-72,2

СОУ-76,2

У-97

К-75,2

СОУ-79,2


Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:

1.Полное усвоение программного материала экспериментальным классом произошло лишь на базовом уровне. Здесь учащиеся показали 100% успеваемость при 72,2 %качестве.

2. Задания, потребовавшие от учащихся умения рассуждать и логически мыслить, дали успеваемость – 97 % при 75, 2% качества знаний.

3. На конец года 47, 8 % учащихся класса выбрали биологию для сдачи переводных экзаменов, что свидетельствует о росте интереса к предмету биология среди этих детей и уверенности их в своих знаниях.

В целом, можно утверждать, что поставленные цели достигнуты. Используемая методика дала положительный результат.


Заключение.

Известно, что ребёнок рождается со стремлением к новизне. Это одно из условий его успешного развития. Страх перед новизной и защитные механизмы от новой информации формируются в результате накопления негативного опыта в процессе обучения. Негативное отношение учащихся к учению (багаж отрицательного опыта) и отрицательные эмоции стоят в ряду основных причин низкой успеваемости. Традиционные методы и приёмы подавляют активность учащихся,

Ведь большая часть времени урока занята монологом учителя. Ученик же работает «в режиме готового знания» (только получают знания). Методика информационных листов предполагает ему одну из форм самостоятельной

работы. А это детям всегда интересно…. Однако при выборе образовательной методики педагогу необходимо учитывать тот факт, что ребёнок индивидуален и методы, которые подходят в обучении и воспитании одного, не всегда применимы для другого. Ведь есть ещё те 13% школьников, которые ответили, что равнодушно относятся к биологии. Значит, есть ещё над чем работать.


Научно – методическое обеспечение

1. « Воспитательный процесс: изучения эффективности», под ред. Е.Н.Степанова, Издательство «Творческий центр», Москва, 2001год.

2. «Зачётные листы», автор О. А. Борзунова, газета «Биология» Издательского дома « Первое сентября», №38/2004год.

3. «Исследование влияний инноваций в обучении на здоровье школьников», автор Ф.Р.Зотова, журнал «Школьные технологии №1/2004год.

4. «Оценка качества подготовки учеников основной школы по биологии», Издательство «Дрофа», Москва 2000год.

5. «Рабочие карты по биологии» автор О.А. Борзунова, газета «Биология», Издательский дом «Первое сентября»№39/2004год

6. «Сохранение и восстановление учащихся в условиях педагогического лицея», авторы В.С.Лукьянова, А. А. Остапенко, В.В.Гузенко, журнал «Школьные технологии» №1 2004год.

7. «Познавательная компетенция школьников», автор А.А.Ярулов, журнал «Школьные технологии» №2 2004год.

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: