Внеклассное занятие для подростков «Искусство жить в семье»


Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Кейзесская средняя общеобразовательная школа»

Седельниковского муниципального района Омской области»




















Внеклассное занятие для подростков:

«Искусство жить в семье»








Серобабова Анна Александровна

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Кейзесская СОШ»

Омская область село Кейзесс







Цель: знакомство с понятиями гражданский брак и супружеская измена. Формирование позитивного отношения  к семейным ценностям, готовности решать проблемы молодой семьи.


Вступительное слово: Тема нашей сегодняшней встречи «Искусство жить в семье».

Для начала, небольшая статистическая закономерность:

В России сейчас распадается каждый второй брак.  Каждый третий ребенок рождается вне брака. Каждый седьмой ребенок воспитывается в неполной семье. На учёте в милиции состоит огромное количество родителей. Ежегодно рассматриваются тысячи заявлений о лишении родительских прав, а среднестатистический россиянин – это человек, который, скорее всего,  живет в гражданском  браке.

Как вы думаете, о чём говорят эти цифры? (о том, что семья не ценность, молодые люди неумело создают семью, для них более ценна свобода, независимость и т.д.). С какой целью люди вступают в брак? Где учат создавать счастливые семьи? Статистика показывает, что изначально нет примера для подражания в родительской семье.

Нашим разговором мне ещё раз хочется подчеркнуть значение семьи и меру ответственности каждого члена семьи за добрые, теплые и дружественные отношения.

Введение тестовой методики «Кто виноват?»: Сейчас я предлагаю вам внимательно послушать одну жизненную историю, с которой мы будем работать в течение всего занятия.

Текст методики: Девушка по имени Ирина больше года встречалась со своим парнем Женей и недавно переехала в его квартиру. И вот в один прекрасный день Женя узнал, что Ирина изменила ему с его лучшим другом Павлом. Поздним вечером Женя устроил грандиозный скандал и велел Ирине немедленно убираться из его дома, не став слушать её попытки оправдаться. Ирина позвонила Павлу, чтобы тот приехал на машине и забрал её с вещами. Но Павел не захотел встречаться с Женей и отказал Ирине, сославшись на занятость. Ирина выбежала на улицу, даже не успев собрать вещи, и пошла, куда глаза глядят. По дороге её сбила случайная машина, которой управлял мужчина по имени Тимофей. У него не было при себе документов, и он предпочёл скрыться с места происшествия.

Бригада врачей прибыла только через полчаса. Пострадавшую отвезли в больницу, но дежурный врач по имени Роман не стал осматривать Ирину, сказав, что его смена закончилась, а у него срочные дела. Роман пообещал, что через несколько минут придет его сменщик, который произведет осмотр и окажет необходимую помощь.

Роман ушел домой, а его сменщик, врач по имени Анатолий, не вышел на работу по причине того, что накануне отмечал рождение племянника и не рассчитал свою дозу алкоголя. В результате Ирина скончалась в приемном покое от внутреннего кровотечения.

Задание: В истории шесть действующих лиц: Ирина, Женя, Павел, Тимофей, Роман и Анатолий. Проанализируйте весь рассказ и решите, кто, по-вашему, главный виновник происшествия. Впишите его имя под первым номером. Далее впишите имена остальных по мере убывания их вины.

Хочу напомнить вам, что нет правильных или неправильных ответов, важно ваше мнение о конкретной ситуации.

Дети анализируют рассказ и делают записи

С вашего позволения результаты вашей работы мы обсудим немного позже.

Организация дискуссии: Вы наверняка заметили, что эта история насыщенна событиями, но сегодня нас с вами интересует два момента:

— отношения главных героев;

— факт измены (это норма или отклонение от нормы?)

Обсуждение темы гражданского брака: В каких отношениях состоит главная героиня со своим другом? (гражданский брак, сожительство).

Комментарий юриста: С юридической точки зрения Такого понятия как «гражданский брак» в правовом смысле не существует. На территории РФ действительным признается только брак, зарегистрированный в соответствии с российским законодательством в государственных органах записи актов гражданского состояния. Фактическое совместное проживание, ведение общего хозяйства, не являются браком в юридическом смысле и не порождают правовых последствий.

NB! Церкви такие отношения называют «блудным сожительством».

Но, не смотря на всё это, в нашей стране наблюдается большое количество молодых людей, не желающих заключать законный брак. Хорошо это или плохо? Предлагаю вам определиться «за» вы или «против» гражданского брака.

Свежие документы:  Мастер-класс для родителей «Квиллинг. Красота в бумажном завитке»

Сначала послушаем тех, кто считает, что гражданский брак – это хорошо.

Желающие высказываются

А теперь слово противникам гражданского брака.

Желающие высказываются

А теперь я прошу вас вспомнить те понятия, которые мы с вами рассматривали на предыдущих занятиях: брак, семья, супружество (лист с понятиями для напоминания).

Давайте сейчас попытаемся сопоставить каждое из этих понятий со словосочетанием гражданский брак. Может ли гражданский брак называться: браком, супружеством, семьёй.

Примерные аргументы для ведущего, которые он может использовать, организуя взаимодействие между группами:

— Браком это можно назвать только в смысле «ошибка», «изъян», потому что никто не берет ответственности, никаких обязательств, а значит, никакого брака там нет.

И супругами нельзя назвать тех, кто живет в гражданском браке: они не в одной упряжке, каждый держится за свою свободу.

Если, к примеру, эта пара живет в квартире мужа, и вдруг с ним что-то случилось, жена просто окажется на улице. Но если он не хочет об этом думать, то какая же это любовь? Тут и проверять нечего.

А вдруг в этом браке появится ребенок, а партнеры уже решили, что не подходят друг другу?

Это нельзя назвать браком, потому что в этом союзе, как правило, никто не берет   особых обязательств в отношении того, с кем живет. И ни перед кем в такой ответственности «не расписывается».

–  При появлении ребенка мужчина не чувствует ответственности за его жизнь, он даже может усомниться, его ли это ребенок, ведь в этом браке всё было основано на свободе, клятвы верности никто не давал.

Брак и сожительство — разные пути. «Брак начинается с момента, когда мужчина берет на себя ответственность за женщину и говорит: да я хочу прожить с ней всю свою жизнь».

А в сожительстве (в «гражданском браке») никакой ответственности нет. Более того — это школа безответственности. Люди из года в год в этой школе учатся тому, что отношения — это только удовольствие.

Чем более размыты границы отношений, тем меньше в паре стабильности. Люди, которые сознательно идут на «невнятность» отношений, скорее всего, не обретут устойчивость и подставляют себя под больший риск.


Завершение обсуждения темы гражданского брака: Я считаю, что если между людьми есть чувства, и они понимают, что любят друг друга, то бояться замужества нет оснований. Женщине необходимо быть более женственной и мягкой, но твёрдой и настойчивой в принципиальных моментах; мужчине – быть более мужественным и ответственным.

 Теперь давайте рассмотрим следующий момент в нашей истории.

Дискуссия об измене: Как вы думаете, почему Ирина изменила своему другу?

Что такое измена? С чего начинается измена, почему возникает желание её совершить?

Смогли бы вы простить измену любимому человеку?

Сексуальные отношения — не просто физические отношения. В них участвует душа человека, его совесть, его ценности. Какова сексуальная жизнь человека, таковы и его ценности. Здесь есть прямая связь. Если сексуальные отношения происходят до брака (а, значит, без взаимных обязательств) или «на стороне», то назвать человека ответственным или преданным и верным очень трудно.

Попробуем провести такой эксперимент. Склеим два листа разноцветной бумаги (делается заранее, чтобы клей высох), а когда клей высохнет, попробуйте потянуть их в разные стороны. Что получается? Разве они спокойно отделились друг от друга? Отнюдь… Рвутся они неровно, кусочки от каждого остаются на другом листке. И никогда они не будут теми же, что до склеивания. В сексуальных отношениях точно так же. Слившись с другим человеком во едино, ты отдаешь ему частицу сердца и души, — она к тебе никогда не вернется. Эта часть тебя останется с ним, к добру или не к добру. Но на всю жизнь.

Информация к размышлению о телегонии: Именно этим объясняется тот факт, что каким-то образом сексуальные связи не проходят бесследно для генетической памяти человека. Гены человека хранят память о сексуальных отношениях всю жизнь и передают эту информацию по наследству новым поколениям. Это явление называется телегонией. Телегония (от «теле» — далеко и «гони» — рождение) — наука, которая утверждает, что на потомство женской особи влияют все ее предыдущие половые партнеры. И особенно — первый мужчина. Именно он, а не будущий отец ребенка, закладывает генофонд потомства каждой женщины, вне зависимости от того, когда и от кого она будет рожать своих детей. Он, нарушивший девственность, становится как бы генным отцом всех будущих детей женщины. Наши предки знали об этом: они умели подметить, что от гулящей девушки не бывает хорошего потомства. Поэтому нравственно падшую девушку считали испорченной, недостойной замужества. А началось открытие с того, что примерно 150 лет назад коннозаводчики, выводившие новые породы лошадей, для повышения выносливости решили скрестить лошадь с зеброй. Опыты не удались: не произошло ни единого зачатия — ни у лошадей от мужских особей-зебр, ни у зебр-кобыл. Опыты прекратили и о них постарались забыть, полагая, что дело закончено. Однако через несколько лет у кобыл, побывавших в опытах, стали рождаться полосатые жеребята. От породистых жеребцов!.. Ошеломленный научный мир назвал это явление телегонией.

Опыты многих ученых подтвердили этот факт в дальнейшем (Ч.Дарвина, профессора Флинта, Феликса Ладантека и др.)  — подтвердили данный феномен. Есть научные труды по этой теме. Только практики-собаководы давным-давно знали: если хотя бы раз породистая собака повяжется с кобелем-дворнягой и даже, если в результате этого, у нее от него щенят не будет, то в будущем все равно породистого потомства от нее ждать нечего.

Обобщение по результатам обсуждения: Я считаю, что все зависит от того, что у нас в голове, что ценно для каждого из нас, если больше ценим свободу и независимость, если боимся брать на себя ответственность, то скорее всего счастливой и крепкой семьи у нас не будет никогда. Если же ценностью для нас является счастье, уважение, дружеские отношения, любовь, дети то вы непременно будете счастливы в семейной жизни.

Свежие документы:  Классный час "Человек и профессия" 6 класс

Возвращение к тестовой методике: Открою вам небольшой секрет, та история, с которой вы познакомились в начале занятия, является тестовой методикой, с результатом, которой я вас сейчас и познакомлю.

Результаты теста озвучиваются

Ключ: Первые два качества вы не простите никогда. Третье и четвертое качества, вероятно, сможете простить, если ситуация будет тому благоприятствовать, хотя дастся вам это нелегко. Пятое и шестое качества простить сможете и, возможно, даже попытаетесь каким-то образом повлиять на любимого человека, захотите помочь ему избавиться от них, хотя, в сущности, это будет абсолютно бесполезным.

Ирина — измена. Главная героиня обозначает именно это качество. В принципе, все несчастья начались именно с измены. Если вы считаете, что виновата Ирина, то в жизни вы никогда не простите любимому человеку измену, что бы ни говорили, рассуждая. И даже если сумеете сохранить семью (или имеющиеся отношения), то все равно будете чувствовать себя глубоко несчастным человеком.

Женя — жестокость. Для таких людей, как Женя, превыше всего личные интересы. И если ему кажется, что кто-то их нарушает, пусть даже самый близкий человек, он, не задумываясь, жестоко ему отомстит. Если вы считаете, виновником трагедии Женю, то жестокость — самое отвратительное для вас качество в людях.

Павел — предательство. Павел предал и лучшего друга Женю, и Ирину, с которой весело проводил время. Если бы он примчался к ней на помощь и объяснился с Женей, то Ирина не попала бы в такую жуткую ситуацию и осталась бы жива. Поэтому, если вы пришли к выводу, что главный виновник трагедии Павел, то вы больше всего бойтесь предательства.

Тимофей — трусость. Испугавшись проблем с законом, Тимофей поспешил скрыться с места аварии. Такие люди в подобной ситуации предпочитают уйти в сторону, сделав вид, будто они совершенно ни причем. Обвинив в смерти Ирины Тимофея, вы констатировали, что больше всего ненавидите в людях трусость.

Роман — равнодушие. Этот человек фактически не сделал ничего дурного, просто поступил по правилам. Но за его поступком скрывается обыкновенное пренебрежение к людям, ставшее одной из причин смерти героини истории. Приписав вину Роману, вы признались себе в том, что ненавидите больше всего равнодушных людей.

Анатолий — алкоголизм. Это еще один порок общества. Из-за пагубной страсти Ирина осталась без квалифицированной медицинской помощи. Если во всем вы обвинили Анатолия, то вы никогда не примиритесь с этим пороком.

Свежие документы:  Классный час "Музей современного человека" 10-11 класс

Заключительный этап: Закончить наше занятие позвольте притчей.

«Путь к морю»

В одной бедной деревушке родился на свет мальчик. Он проводил свои дни бессмысленно, механически и монотонно, так же как и остальные обитатели этой угасающей деревушки, не имея представления, что делать с собственной жизнью. И в одну прекрасную ночь ему приснилось море. Ни один из жителей деревни ни разу не видел моря, поэтому никто не смог подтвердить, что где-то в мире существует такая бескрайняя вода.

А когда юноша заявил, что собирается отправиться на поиски моря из своего сна, все крутили пальцем у виска и называли его сумасбродом. Но он, несмотря ни на что, пустился в путь и долго странствовал, пока не оказался на развилке дорог. Здесь он выбрал ту дорогу, которая вела прямо, и через несколько дней добрался до посёлка, жители которого вели спокойную, обеспеченную жизнь. Когда юноша сообщил им, что странствует, мечтая найти море, они начали убеждать его, что он зря тратит время и лучше будет ему остаться в этом селе и жить так же счастливо, как и все.

Несколько лет молодой человек жил в достатке. Но однажды ночью ему опять приснилось море, и он вспомнил о своей несбывшейся мечте. Юноша решил покинуть посёлок и вновь отправиться в путь. Попрощавшись со всеми, он вернулся на развилку и на этот раз пошёл в другом направлении. Шёл он долго, пока не дошёл до большого города. Восхитился его гомоном и пестротой и решил остаться там. Учился, работал, веселился и со временем совсем забыл о цели своего путешествия.

Однако через несколько лет он опять увидел во сне море и подумал, что, если не исполнит мечту своей юности, то впустую растратит жизнь. Поэтому он опять вернулся на развилку и выбрал третью дорогу, которая привела его в лес. На небольшой полянке мужчина увидел избушку, а возле неё уже не слишком молодую, но прекрасную женщину, которая развешивала выстиранное бельё. Она предложила ему остаться с нею, так как её муж ушёл на войну и не вернулся. Мужчина согласился.

Много лет они прожили счастливо, вырастили детей, но однажды нашего героя, который уже состарился, опять навестил сон о море. И он оставил всё, с чем был связан много лет, вернулся на развилку и пустился в путь последней, доселе неизвестной ему тропой, очень крутой и каменистой. Он шёл с трудом и стал опасаться, что вскоре совсем выбьется из сил.

Оказавшись у подножия большой горы, старик решил подняться на неё в надежде хотя бы издали увидеть море из своих снов. Через несколько часов на исходе сил он добрался до вершины горы. Перед ним раскинулись необозримые просторы: старик увидел развилку дорог и село, в котором жители вели благополучную жизнь, и большой город, и избушку женщины, с которой провёл много счастливых лет. А вдали, на горизонте, увидел голубое, бескрайнее море.

И, прежде чем остановилось его измученное сердце, растроганный старик сквозь слёзы сожаления заметил ещё, что все дороги, по которым он шёл, вели к морю, но только ни одну из них он не прошёл до конца.


Заключительное слово: Вам ещё только предстоит выбрать свой путь и когда этот выбор будет сделан — пройдите его до конца, преодолевая все препятствия и соблазны. И пусть любой ваш путь будет счастливым, а путешествие по нему — радостным.





Литература:

  1. З.А. Бадирова, А.В. Козлова «Классные часы и беседы для девушек 6-11 классов», 2004г.

  2. Толковые словари Ожегова и Ефремовой (Интернет ресурс)

  3. Энциклопедический словарь (Интернет ресурс)

  4. Газета «Школьный психолог» №6 2008г.

  5. https://www.realove.ru/

  6. https://festival.1september.ru/

  7. https://www.telegonia.ru/articles/articles_09.htm

  8. https://pritchi.ru/id_1483


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: