ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ПРИЕМОВ И МЕТОДОВ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ЗПР


Использование нетрадиционных здоровьесберегающих приемов и методов в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ЗПР

Учитель-дефектолог: Чичорина Е. Н., воспитатель: Подобед О. В.

АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сад № 198 «Вишенка», г. о. Тольятти, Россия, [email protected]

Жизнь в современном технологическом обществе ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей, должна приносить, ощутимые результаты.

Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения – одна из приоритетных задач дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2010г N 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья воспитанников»  ориентирует педагогов на  использование в образовательном процессе форм, методов обучения и воспитания, адекватных возрастным возможностям и индивидуальным особенностям воспитанников; на организацию динамических пауз, физкультминуток на занятиях, способствующих эмоциональной разгрузки и повышению двигательной активности; на использование инновационных здоровьесберегающих приемов, методов, форм, технологий.  Сохранение и укрепление здоровья, как в НОД, так и в свободное время особенно важны для детей с ЗПР, поскольку они соматически ослаблены, а некоторые имеют хронические заболевания. Многие дети дошкольного возраста с ЗПР имеют также нарушения речи, а плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение со сверстниками, снижается познавательная активность. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития ребёнка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, на формировании личности в целом. Поэтому в течение всего учебного года в свою работу дефектологи, логопеды и воспитатели включают здоровьесберегающие технологии, способствующие интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки. Подбор различных инновационных здоровьесберегающих технологий зависит от возрастных и психофизиологических особенностей детей.

Здоровьесберегающие технологии направленные на развитие дыхания, необходимы для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения, а такие упражнения, как пальчиковая гимнастика, способствуют формированию не только мелких движений и координации руки, но и позитивно влияют на развитие интеллекта детей. Постепенно включая в каждую деятельность детей различные виды массажа, динамические и оздоровительные паузы, пальчиковые игры, гимнастику для глаз, педагоги должны стремиться создать необходимую атмосферу, снижающую напряжение и позволяющую использовать время занятия более эффективно. При составлении конспектов НОД должны учитываться развитие познавательных, речевых и моторных  процессов. Все задания следует проводить на фоне позитивных ответных реакций ребёнка. 

Свежие документы:  Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

Дыхательные упражнения в игровой форме.

Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю, тренируют ситуативную фразовую речь. Следует мотивировать интерес детей к дыхательным упражнениям сочетанием наглядности и весёлых стихотворных форм. Вызывая тем самым положительные эмоции, которые к тому же способствуют развитию творческого воображения и фантазии детей.

Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений руки, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони — едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развития речи ребёнка.

Су-джок терапия в коррекционно-речевой практике.

В последнее время всеобщий интерес к инновационным формам и средствам работы с детьми значительно возрос. В своей работе педагоги успешно апробировали метод использования су-джок терапии в сочетании с логопедической и лечебно-оздоровительной работой. Су-джок терапия, обладая высокой эффективностью, безопасностью и простотой, базируется на традиционной акупунктуре и является достаточно хорошей системой самооздоровления. Использование су-джок массажеров, в комплекте с металлическими кольцами, в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создаёт функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной работы с ребёнком.

Биоэнергопластика — это содружественные движения руки и языка. Они выполняются одновременно, ритмично с целью активизации органов артикуляции, для достижения лучших результатов по постановке звуков, оказывают благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивают координацию движений и мелкую моторику, улучшают внимание, память, мышление, речь.

Кинезиологические упражнения в работе дефектологов и воспитателей с дошкольниками выполняются с целью улучшения межполушарного взаимодействия, улучшения мыслительной деятельности, памяти и внимания. Эти упражнения позволяют выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга.

Использование иппликатора Кузнецова при формировании фонетической речи.

Речевые процессы являются сложнейшей системой сенсомоторных координаций имеющих специфическую организацию. Из теоретических и экспериментальных исследований известно, что в организации наших движений, в частности артикуляции, значительное место занимают чувствительные возбуждения. Движения пальцев рук действительно стимулируют  созревание центральной нервной системы, одним из проявлений которого будет ускорение развития речи ребёнка.  В процессе развития ребёнка видно, что постепенное усложнение двигательных навыков способствует и усложнению артикуляции. Все, вышеперечисленные моменты, следует учитывать при построении коррекционно-развивающего и воспитательного процесса.  Принимая во внимание вышесказанное, процесс коррекции звукопроизношения, развитие статико-динамических ощущений, чётких артикуляционных кинестезий наилучшим образом происходит под воздействием раздражителей, в частности, иппликатора Кузнецова. Разнообразные плоскостные формы с игольчатой поверхностью усиливает микроциркуляцию, вызывает расслабление мышц, активизирует кровообращение, в связи с чем, улучшается деятельность центральной нервной системы. Занятия по предлагаемой методике следует проводить в игровой форме.  Можно отметить, что положительные результаты: улучшение интонационной стороны речи, расширение диапазона голоса, процессы автоматизации и дифференциации звуков происходят у детей в более короткие сроки. 

Свежие документы:  Формирование ключевых компетентностей при обучении физике через активные педагогические технологии

Использование вышеперечисленных инновационных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-развивающей работы способствует решению задач гармоничного развития дошкольников более результативно и в короткие сроки, активизирует психические процессы и формирует личность ребёнка в целом.



Литература:

  1. Ахутина, Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. N2. С.21 – 28.

  2. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2001 г.

  3. Евдакимова Е.С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ// Управление ДОУ. 2004. N1.

  4. М.Ю.Картушина. Логоритмические занятия в дет. саду. М.:Сфера, 2003 г.

  5. Кувшинова, И.А. Здоровьесбережение как необходимый аспект комплексной реабилитации детей с речевой патологией [Текст]/ И.А. Кувшинова.-М:2009.(библиотека журнала «Логопед».вып.6) 13 с.

  6. Леонова С.В. «Веселая разминка. Комплекс дыхательных физических упражнений под чтение стихотворных текстов». Логопед. 2004. N6. с. 83.

  7. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения /Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. -М., 2002.

  8. Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н.К. Смирнова. — М.:АПКиПРО, 2003.

5


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физкультура: