Конспект урока для 9 класса «Движение тела по окружности. Искусственные спутники Земли»










Разработка открытого урока в 9 классе.



Тема: Движение тела по окружности. Искусственные спутники Земли.



Разработала и провела:

учитель физики Егошина Т.А.



2014-2015 учебный год.

9 класс. Темы уроков: Движение тела по окружности. Искусственные спутники Земли.

Цели урока: — изучить характеристики движение тела по окружности,

— показать практическую значимость данного движения через знакомство с движением ИСЗ. Учить определять направление векторов ускорения, скорости и силы при движении тела по окружности.

Развивать умение описывать движение, работать с текстом учебника по систематизации знаний.

Создавать условия для самостоятельной работы учащихся,  Воспитывать коммуникативную и информационную культуры учащихся.првивать интерес к предмету.

Используемые методы:

а) словесный метод- через рассказ учителя, работа с книгой.

б) наглядный метод- через иллюстрации таблиц, слайдов и демонстрацию видеороликов

в) практический метод –через выполнения упражнений:

(а) упражнения по воспроизведению известного с целью закрепления — воспроизводящие упражнения;

б) упражнения по применению знаний в новых условиях — тренировочные упражнения.

Планируемые результаты формирования УУД.

1)Коммуникативные УУД:

Формирование умения отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. Формировать умение работать в малых группах.

2)Познавательные УУД:

Умение структурировать знания.

Читать и слушать, извлекать нужную информацию.

3)Регулятивные УУД:

Адекватно оценивать свои достижения.

Осознавать возникшие трудности, искать их причины и пути преодоления.

4)Личностные УУД:

Формировать желания выполнять учебные действия.

Формировать гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;



  1. Задачи урока: 
    продолжить учить работать самостоятельно

  2. Обеспечивать усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в различных ситуациях.

  3. Формировать единую картину мира.

Оснащение урока:  компьютер, проектор, экран, презентация к уроку «Движение тела по окружности», листы с заданиями, видеоролик «Звёздное небо».

Форма организации обучения: фронтальная, индивидуальная.

Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.

Ход урока:

1.Организационный момент. (5 мин)

2.Формулировка темы и цели урока: (5 мин)

Ученик читает стихотворение на экране фрагмент звёздного неба.

Преодолев земное притяженье,
Ракета от Земли оторвалась…
И не было счастливее мгновенья –
Здесь новая эпоха началась.

Ступень… вторая…

Третья отделилась,
Сгорая в атмосфере без следа…
А над Землей внезапно появилась
Стремительно летящая звезда.

И Человечество застыло в изумленье:
Летящий в небе серебристый шар –

Рук человеческих великое творенье

Был послан от Земли Вселенной в дар


О чём мы сегодня будем говорить?

Ответы учеников: об искусственных спутниках Земли.

Как движутся искусственные спутники?

Ответы учеников: по окружности.

А мы проходили движение по окружности?

Ответ учеников: нет

Учитель: Давайте изучим движение тела по окружности, а затем поговорим об искусственных спутниках Земли. Запишем тему урока в тетрадь. Сегодня вы будете работать в парах и индивидуально, по желанию. Для того чтобы вам хорошо заполнилась эта тема я подготовила для вас листы с заданиями, выполняя задания вы можете получить хорошие оценки.

3.Повторение пройденного: (5 мин).

Ученики выполняют первое задание:

Вместо многоточия поставить слова по смыслу и прочитать.

1.Скорость тела обозначается буквой….. и измеряется в ….

2.ускорение обозначается буквой…. И измеряется…

3.сила обозначается буквой….. и измеряется….

4.скорость, ускорение и сила кроме численного значения имеют ещё и……, их называют…….величинами.

5.линия вдоль которой движется тела называется….

Изучение новой темы:(20мин)

Давайте посмотрим на слайд 1 и скажем что общего в этих движениях? -тела движутся по окружности. А вы можете привести пример движения тела по окружности.

Теперь посмотрим на слайд 2. В этих движениях что различно- траектория.

А к какому виду движения можно отнести движение тела по окружности? К криволинейному, Криволинейное движение сложное и поэтому учёные придумали описывать его про помощи дуг окружностей (слайд3)

Введём некоторые характеристики криволинейного движения.

Учитель просит ,выполнить задание №2: заполнить недостающие элементы используя учебник. Приложение №1

Физическая величина

обозначение

Единицы измерения

формула

скорость

U

м/с

S/ t

ускорение

a

м/с2

а=U2/R

путь

S

м

2ПR

сила

F

Н

mu2/R



Учитель просит сравнить со слайдом 4. Ученики проверяют.

Продолжение новой темы:

Учитель задаёт вопрос: какие из данных физических величин векторные?

Ответы: сила, ускорение, скорость.

Учитель: давайте определим направление данных величин, так как при описании физической величины необходимо помимо численного значения знать и направление.

Слайд 5 .вывод: скорость направлена по касательной к окружности.

Слайд 6 вывод: ускорение направлено к центру окружности по её радиусу.

Слайд 7 вывод: сила направлена, так же как и ускорение.

Именно благодаря данной силе тела могут двигаться по окружности. Природа этих сил различна давайте подумаем на примерах какая сила заставляет двигаться данное тело по окружности:

Слайд8-сила трения(машина совершает поворот)

Слайд 9сила всемирного тяготения(спутники вращаются вокруг Земли)

Слайд 10 сила упругости(вращение легкоатлетического молота )

Самостоятельная работа(5мин)

Учитель просит учеников выполнить задание №3

Указать вектор ускорения, силы, скорости на предложенной иллюстрации.



Продолжения изучения новой темы:

Благодаря учёным-физикам, которые охарактеризовали движение по окружности, другие учёные-конструкторы запустили в космос первый искусственный спутник 4 октября 1957 года массой он был всего лишь 84 кг и диаметром 58 см.

А сейчас много ли спутников вращается вокруг Земли? посмотрим таблицу:

страна

год

ИСЗ

количество ИСЗ на орбите на 2010[2]

 СССР

1957

Спутник-1

1454

 США

1958

Эксплорер-1

1113

 Великобритания

1962

Ariel 1

29

 Канада

1962

Alouette 1

34

 Италия

1964

San Marco 1

22

 Франция

1965

Астерикс

57

 Австралия

1967

WRESAT

12

 Европа (ESRO, ныне ESA)

1968

ESRO II

42



Самостоятельная работа: Выполним задание №3 : каждому из вас даны предложения нужно проверить их правильность по учебнику и составить рассказ на тему: «ИСЗ».(10 мин) звучит музыка.

Ученики читают рассказы из составленных предложений(5мин)

7. Подведение итогов урока(5 мин)

Учитель задаёт вопросы:1.что нового узнали? 2.Чему научились?





                             

                                           







Свежие документы:  Практическая работа "Расчет количества теплоты при агрегатных переходах" 8 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: