Конспект урока на тему «Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука»


Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука.

Цель урока. Выяснить, что такое звук, его свойства, а также характер шума, как разновидности звуковых волн.

  • Человек всегда жил в мире звуков и шумов. Сочетание звуковых раздражителей даёт человеку время, необходимое для оценки их характера и формирования ответной реакции.

Что такое звук?

  • Звук – волнообразное движение воздуха. Скорость звука впервые измерена Уильямом Дерхамом. В воздухе звук распространяется 330 метров в секунду.

  • Звук — ощущение. Звуковые волны улавливаются слуховым органом и вызывают в нем раздражение, которое передается по нервной системе в головной мозг, создавая ощущение звука. Колебания барабанной перепонки в свою очередь передаются во внутреннее ухо и раздражают слуховой нерв. Так образом человек воспринимает звук.

  • Высота звука определяется частотой колебаний вибрирующего тела. Чем чаще колебания, тем выше звук, и наоборот.

  • Громкость звука определяется энергией колебательных движений, то есть амплитудой колебаний. Чем шире амплитуда колебаний, тем громче звук, и наоборот.

  • Тембром звука называется качественная сторона звука, его окраска. Каждый инструмент или человеческий голос обладает характерным для него тембром, и даже один инструмент способен издавать звук различной окраски. Тембр звука позволяет на слух отличать звуки, взятые на разных инструментах (например, звук гитары от звука рояля).









Что такое шум?

  • Шум – тоже звуковые колебания, только это беспорядочные звуковые колебания (негармоническое колебание).

  • В зависимости от источника шум бывает аэродинамический, электромагнитный, высоко, средне и низкочастотный.

  • Уровень шума измеряется в единицах, выражающих степень звукового давления — децибелах. Уровень шума в 30 децибел (шепот, негромкий разговор) практически безвреден для человека. Звуки в130дБ вызывают у человека болевые ощущения.

  • Шум – один из факторов физического загрязнения окружающей среды.

  • Звуки в130дБ вызывают у человека болевые ощущения.

  • Шум – один из факторов физического загрязнения окружающей среды.

  • Большинство воспринимают шум, как неприятный громкий звук.

  • Многие отмечают, что от шума болят уши, голова.

  • Некоторые считают, что причина шума на перемене – это когда все бегают и кричат.

  • Следствие шума на уроках — усталость и раздражение.

  • Способы устранения шума следующие: самому не кричать, делать замечания, не включать музыку в телефонах.



















Какие проблемы со здоровьем возникают под действием шума?

  • снижение разборчивости речи

  • уменьшение слуха на длительное время, иногда без восстановления слуха

  • утомление, снижение работоспособности

  • нервные расстройства

  • головные боли

  • снижение памяти

  • повышенная утомляемость, нарушение сна

  • болезни желудка

  • В настоящее время существует понятие «шумовое загрязнение». Звуки и шумы повышенной интенсивности способны вызвать болевые ощущения и шок. Снижение звуковой и шумовой нагрузки в школьных помещениях поможет сохранить здоровье.



























Рекомендации по уменьшению вредного воздействия шума:

  • — придерживаться нормального тембра речи

  • — не кричать

  • — ограничить прослушивание громкой музыки

  • — регламентировать своё пребывание в шумных помещениях

  • — не создавать шум на перемене

  • не перекрикивать других, а учиться слушать, сохранять в порядке голосовые связки

  • — на уроках отключать сотовые телефоны.

  • — восстанавливать слуховые ощущения с помощью природных звуков( шелест травы, птичьи голоса, и т. д.)































Пословицы про звуки.

  • Как аукнется, так и откликнется.

  • От молота и наковальня звенит.

  • Берегись тихой собаки да тихой воды.

  • Каково в лес кликнешь, таково и откликнется.

  • На то два уха, чтобы больше слышать





































Свежие документы:  Урок по теме "Легкая атлетика"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: