Конспект урока на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИКЕ»


ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИКЕ 

С введением нового ФГОС школьный учитель должен не только научить учащихся решать количественные и качественные задачи по физике, но и научить применять полученные знания в повседневной жизни. Учащиеся должны научиться самостоятельно добывать знания и находить им применение. Особая роль в обучении отводится внеурочным мероприятиям. Учащиеся должны быть задействованы в исследовательской деятельности на уроке и во внеурочное время. Между уроком и внеурочной деятельностью должна прослеживаться чёткая связь.

Также основу обучения составляет воспитательный процесс. Успех в образовании достижим при совместном учебном и воспитательном воздействии на детей в ходе урока и во внеурочное время, поэтому внеурочные занятия с учителями и родителями важная часть работы школы.

Формы работы:

  1. Опыты по физике в домашних условиях.

Простейшие опыты, возможно, выполнять с 7 по 11 класс. Опыты включены в домашнее задание. Выполнения простых опытов, несложных исследований способствует формированию познавательных способностей у учащихся, вызывает интерес к учебе.

Для выполнения домашних опытов в классе должны быть сделаны заготовки с пошаговым описанием хода выполнения работы. Учащиеся выполняют работу вместе с родителями и представляют результаты работы на уроке.

Например, учащиеся 8 класса выполнили работу: «Микроклимат квартиры»

Цель работы: изучение экологического состояния своего дома.

Задачи:

  • выяснить, что может навредить нам дома;

  • провести анализ микроклимата помещений дома;

  • выявить физические загрязнения своего дома;

  • предложить пути решения проблем связанных с экологией дома.

При выполнении работы учащиеся рассчитали световой коэффициент квартиры, измерили влажность воздуха (психрометром) в квартире и температуру воздуха.

Результаты работы:

  • В целом микроклимат дома наших учеников оказался в норме.

Для его улучшения следует:

  • повысить освещенность помещения. Для этого следует заменить лампочки

( вместо лампочек в 100 Вт поставить более мощные и увеличить их количество)

  • для хорошего доступа естественного света нужно обеспечить доступ в жилище солнечного света в течение всего дня. Не ставить на подоконники большие цветы и другие предметы, утром не забывать открывать жалюзи или теневые занавеси, чаще мыть окна.

  • поддерживать в доме уровень влажности не выше 50 процентов

  • для уменьшения влажности надо установить вытяжку, проветривать комнаты, а для увеличения влажности можно поставить на батарею посуду с водой, приобрести декоративный фонтан. В сухом помещении можно развести побольше цветов.

  • запретить курить в помещении;

Совместное выполнение домашних экспериментов повышает авторитет родителей, делает отношения внутри семьи более доверительными, повышает интерес родителей к учебному процессу.


  1. Исследовательская работа учащихся.


Основной целью организации научно-исследовательской деятельности школьников по физике является:
— выявление и поддержка одарённых учащихся;
— развитие их интеллектуальных и творческих способностей;
— поддержка научно-исследовательских интересов учеников.
Задачами организации научно-исследовательской деятельности школьников по физике являются:
— приобщение учащихся к интеллектуально-творческой деятельности;
— выдвижение и реализация в научных исследованиях творческих идей, создание научных работ и проектов;
— создание условий для расширения среды общения и получения информации;
— формирование навыков исследовательской работы;
— развитие интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей

Этапы работы с учащимися:

  1. Подготовительный.

Выбор темы. Определения цели и задач. Выявление уровня подготовки учащихся к выполнению исследовательской работы. Составления плана работы, знакомство с различными методами проведения эксперимента, обучение работе с литературой.

  1. Курирование научно – исследовательской работы.

Составление плана работы. Помощь в проведении экспериментов и обработке результатов.

  1. Подготовка к защите работы и выступлению на научно – практической конференции

Подготовка работы согласно требованиям к оформлению на данной конференции, подготовка выступления, выполнение презентации. Ученик должно грамотно докладывать о своём исследовании, не бояться аудитории, уметь отвечать на вопросы, отстаивать свою точку зрения, опираясь на результаты исследовательской работы.

  1. Реклама научно-исследовательской деятельности среди учащихся и использование результатов научно-исследовательских работ в учебно-воспитательном процессе.

Учащиеся, представившие свою работу на научно – практической конференции, выступают с презентацией своей научно – исследовательской работы перед учителями и учащимися своей школы.

  1. Посещение музеев, выставок, связанных с предметом.

В качестве примера — посещение выставки «Лабиринтум». Интерактивный музей занимательной науки. В его экспозиции находятся 60 экспонатов, наглядно демонстрирующих принципы действия различных законов физики и объясняющих природу самых удивительных и крaсивых явлений окружающего мира. Лабиринтум разделен на семь тематических зон. Зона «Зеркальный мир» содержит лабиринты и другие экспонаты, связанные с игрой отражений, «Зона логических задач» развивает мышление, «Мир физических экспериментов» демонстрирует маятники, магнитный мост, воздушную пушку и другие экспонаты, предназначенные для коллективных опытов и самостоятельных исследований.

  1. Предметные недели в школе.

 В школе ежегодно проходят недели физики, в течение которых бывает много внеклассных мероприятий, каждое из которых расширяет знания учащихся по физике, их творческие способности, возбуждает интерес к предмету. До начала предметной недели физики выбирается оргкомитет из числа учащихся, изучающих физику, во главе с учителем физики. Составляется план проведения недели с указанием всех мероприятий, сроков их проведения и назначаются ответственные лица. В каждый день недели обязательно проводится одно или два мероприятия, как правило, во внеурочное время.

Например: «План проведения предметной недели»

Примерный план:

  • Своя игра — команды учащихся 7,8 классов

  • Парадоксы физики 11 класс

  • Конкурс презентации « Законы динамики Ньютона» 9 класс

  • Физическая спартакиада 10 класс

  • Посещение музея « Лабиринтум» 7 класс

  • Брейн – ринг по физике для 9 классов

  1. Беседы по физике

Физика – огромная наука. Для бесед можно отобрать лишь некоторые вопросы, обычно затрудняющие учащихся. Эти вопросы затрагивают кинематику и динамику поступательного и вращательного движения, колебания маятника, статику, законы сохранения и импульса, симметрию кристаллов, элементы молекулярно – кинетической теории и термодинамики, физику газов и жидкостей.

Беседы могут быть неодинаковы по трудности содержания и по стилю. Не следует пугаться, если при первом чтении некоторые места покажутся сложными учащимся, к ним можно будет вернуться позднее, когда по мере изучения физики учащиеся окажутся более подготовленными к их пониманию. Возможно даже, что физические явления будут раскрываться перед учащимися совсем не в том порядке, в каком они обычно излагаются в учебниках. Желая показать то или иное явления в его естественном многообразии, придется отступать от рамок школьной программы. Беседы по физике можно проводить в рамках физического кружка.

Возможные темы для бесед по физике:

  • Почему Луна не падает на землю?

  • Вблизи абсолютного нуля.

  • Симметрия и энергетика кристалла.

  • В мире молекул.

  • Что такое инерция?

  1. Подготовка докладов, рефератов по различным темам физики. Выступления с докладами перед младшими школьниками, с целью пробуждения интереса к физике.

  2. Подготовка и проведение КВН, вечеров занимательной физики в средней школе.

  3. Профориентация учащихся во внеурочное время. Лекции студентов, которые обучаются в институтах, где физика является профилирующим предметом. Знакомство выпускников с профессиями, связанными с физикой. Экскурсии на кафедры и в лаборатории технических вузов города.

Внеурочная работа приобщает учащихся к исследовательской деятельности, расширяет кругозор, обогащает ученика новыми знаниями. Учитель должен стимулировать учащихся, направлять их интересы в нужное русло, пробуждать интерес к такой непростой науке, как физика.

Во внеклассных занятиях должны быть заинтересованы все участники этого процесса: учителя, родители и учащиеся. Внеурочная деятельность будет полезна в том случае, если она опирается на потребности ученика и вызывает положительные эмоции.

Свежие документы:  Конспект урока по гимнастике для учащихся 3 класса

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: