Программа факультативного курса по физике в 10 классе «Решение олимпиадных задач»



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Болчаровская средняя общеобразовательная школа»

Кондинского района Тюменской области ХМАО-Югры






Программа

факультативного курса

по физике в 10 классе

«Решение олимпиадных задач»



подготовил

учитель физики

высшей категории

Змановский Леонид Владимирович






с.Болчары

2012

1. Пояснительная записка

Решение физических задач – один из основных методов обучения физике. С помощью решения задач сообщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, формируются практические и интеллектуальные умения, сообщаются знания из истории науки и техники, формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность, развиваются эстетические чувства, формируются творческие способности. В период ускорения научно-технического прогресса на каждом рабочем месте необходимы умения ставить и решать задачи науки, техники, жизни. Поэтому важнейшей целью физического образования является формирование умений работать с школьной учебной физической задачей. Последовательно это можно сделать в рамках предлагаемой ниже программы, целями которой являются:

— развитие интереса к физике, к решению физических задач;

— совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;

— формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения школьных физических задач.

Кроме того, в данном курсе мы акцентировали внимание учеников на решении нестандартных физических задач, задач на смекалку, занимательных и экспериментальных задач. Все вышеперечисленное развивает физическое мышление школьников, прививает им интерес к науке физике и расширяет кругозор ученика о том увлекательном мире, в котором он живет.

Данная программа, общим объемом 9 часов, изучается в 10 классе.

2. Требования к уровню подготовки учащихся

Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных уме­ний и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного курса «Решение олимпиадных задач» на этапе основного общего образования являются:

использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;

выделение характерных причинно-следственных связей;

творческое решение учебных и практических задач;

сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;

самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной дея­тельности;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различ­ных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и дру­гие базы данных;

самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведе­ния, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;

соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;

Свежие документы:  Воспитательное мероприятие «Война. Блокада. Ленинград.»

использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

В результате изучения курса ученик должен:

Знать/понимать:

смысл понятий: физическое явление, физический закон, гипотеза, теория, вещество, поле, взаимодействие, звезда, Вселенная;

— смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

— смысл физических законов: Ньютона, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики;

— вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физической науки.

Уметь:

описывать и объяснять физические явления: движение небесных тел и искусственных спутников Земли, свойства газов, жидкостей и твердых тел, электрические явления;

— отличать гипотезы от научных теорий;

— делать выводы на основе экспериментальных данных;

— приводить примеры, показывающие, что наблюдение и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов, физическая теория дает возможность объяснять не только известные явления природы и научные факты, но и предсказывать еще неизвестные явления;

— приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики;

— воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, интернет, научно-популярных статьях.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе­дневной жизни для:

— обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов;

— оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

— рационального природопользования и защиты окружающей среды.




3. Учебно-тематический план

Содержание темы

Кол-во часов

Дата

всего

теор

практ

1.

Кинематика материальной точки.

1

1


2.

Динамика материальной точки.

1

1


3.

Работа, энергия. Законы сохранения.

1

1


4.

Статика, гидро- и аэростатика.

1

1


5.

Молекулярная физика.

1

1


6.

Термодинамика.

1

1


7.

Электростатика.

1

1


8.

Законы постоянного электрического тока.

1

1


9.

Параллельное и последовательное соединение проводников.

1

1



ИТОГО:

9

9



4. Содержание тем учебного курса

1. Кинематика материальной точки (1 час).

Решение задач на равноускоренное движение, свободное падение тел, движение тел по углом к горизонту с начальной скоростью.

2. Динамика материальной точки (1 час).

Решение задач на применение второго закона Ньютона, нахождение силы трения, центробежной силы инерции.

3. Работа, энергия. Законы сохранения (1 час).

Решение задач на нахождение работы, потенциальной, кинетической и полной механической энергии тела с использованием законов сохранения энергии и импульса.

Свежие документы:  Конспект урока на тему «Электроёмкость. Конденсаторы. Применение конденсаторов»

4. Статика, гидро- и аэростатика (1 час).

Решение задач на применение законов равновесия тел, нахождение момента силы, силы Архимеда.



5. Молекулярная физика (1 час).

Решение задач на применение уравнения Менделеева-Клапейрона, основного уравнения молекулярно-кинетической теории, газовых законов, уравнения теплового баланса.

6. Термодинамика (1 час).

Решение задач на нахождение внутренней энергии тела с использованием первого и второго начал термодинамики.

7. Электростатика (1 час).

Решение задач на применение закона Кулона, нахождение напряженности и потенциала электростатического поля с использованием принципа суперпозиции.

8. Законы постоянного электрического тока (1 час).

Решение задач на применение закона Ома, нахождения силы тока, напряжения и сопротивления цепи, применение первого и второго правил Кирхгофа.

9. Параллельное и последовательное соединение проводников (1 час).

Решение задач на расчет цепей, содержащих параллельное и последовательное соединение проводников.

5. Ожидаемый результат

Учащиеся должны расширить знания по физике и научиться применять эти знания при решении задач разного типа.

6. Литература и средства обучения

Для учителя:

Основная:

1. Каменецкий С.Е., Орехов В.П. Методика решения задач по физике в средней школе. — М.: Просвещение, 1987.

2. Физика. Задачник. 10-11 кл.: пособие для общеобразоват. учреждений / А. П. Рымкевич. – 10-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2006. – 188, [4] с.: ил. – (Задачники «Дрофы»).

3. Сборник задач по физике: Для 9-11 кл. общеобразоват. учреждений/ Сост. Г.Н. Степанова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1997. – 256 с.: ил.

Дополнительная:

4. Кобушкин В.Н. Методика решения задач по физике. — Л.: ЛГУ, 1972.

5. Савченко Н.Е. Задачи по физике с анализом их решения. — М.: Просвещение, 2000.

Для учащихся:

Основная:

1. Физика. Задачник. 10-11 кл.: пособие для общеобразоват. учреждений / А. П. Рымкевич. – 10-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2006. – 188, [4] с.: ил. – (Задачники «Дрофы»).

2. Сборник задач по физике: Для 9-11 кл. общеобразоват. учреждений/ Сост. Г.Н. Степанова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1997. – 256 с.: ил.

Дополнительная:

3. Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения. — М.: Просвещение, 1983.

4. Бутиков Е.И., Быков А.А., Кондратьев А.С. Физика в задачах. — Л.: ЛГУ, 1976.

5. Гурский И.П. Элементарная физика с примерами решения задач. — М.: Наука, 1984.









Список использованной литературы

1. Авдеева А.В. Методические рекомендации по использованию учебников по физике под редакцией Г.Я. Мякишева при изучении физики на профильном уровне. – М.: Дрофа, 2004;

Свежие документы:  Конспект интегрированного урока по истории, литературе, краеведению и МХК для 10 класса

2. Программно-методические материалы. Физика: Средняя школа. 7-11 кл. – М.: Дрофа, 2002;

3. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по физике. – М.: Дрофа, 2002.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. https://lib.podelise.ru.

2. https://nsportal.ru.









скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: