урок по физике в 7 классе «Агрегатные состояния вещества»










Открытый урок по физике в 7 классе

Агрегатные состояния вещества











Подготовила:

учитель физики и математики

II категории

КУ « Луганская

специализированная школа №5»

Бутенко И.С.





Цели урока:

Образовательная – сформировать представления о некоторых механических свойствах твердых тел, жидкостей, газов.

Развивающая – развивать речевые и мыслительные навыки учащихся, умения анализировать, умения делать выводы по изученному материалу.

Воспитательная – способствовать воспитанию ответственности, стремление к успеху, создать условия повышения интереса к изучаемому предмету.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор.

Ход урока.

I.Духовно-эстетический.

II.Установочно-мотивационный.

  1. Проверка домашнего задания. Тест.

  1. Какой из приведённых ниже опытов подтверждает гипотезу о том, что вещества состоят из отдельных частиц, между которыми есть промежутки?



а) растворение сахара в воде; б) притяжение булавок к магниту;



в) падение тел на землю; г) расширение тела при нагревании;



2. Явление диффузии можно наблюдать…



а) только в газах; б) только в жидкостях; в) только в твёрдых телах; г) в твёрдых телах, жидкостях и газах.

3. Чтобы диффузия медного купороса в воде протекала быстрее, сосуд с водой и медным купоросом следует поставить….

а) в холодильник; б) в самое тёмное место; в) в любое место; г) в самое тёплое место.

4. Чтобы разломить кусочек мела, нужно приложить усилие, потому что…

а) между частицами вещества действуют силы отталкивания;

б) между частицами вещества действуют силы притяжения;

в) мел – сплошное вещество.



5. Почему, сломав карандаш, мы не можем соединить его части так, чтобы он вновь был целым?



а) т. к. между молекулами увеличиваются силы отталкивания;



б) т. к. препятствием для соединения является воздух;



в) т. к. не можем сдвинуть части карандаша на расстояние, где заметно проявляются силы межмолекулярного притяжения.

6.Молекулы притягиваются друг к другу. Но почему между ними существуют промежутки и они не слипаются между собой ? Это происходит потому, что они …

а) движутся;

б) очень слабо притягиваются друг к другу;

в) при большом сближении отталкиваются.

Проводится взаимопроверка в парах, анализ и обсуждение ответов. На экране представлены правильные ответы.

  1. Мотивация учебной деятельности.

Учитель.Многие древние религии учили , что мир состоит из 4 стихий : воздух, вода, земля, огонь.

С некоторым допущением можно сказать, что это соответствует современному представлению о агрегатных состояниях вещества: твердом , жидком , газообразном и плазме. Но плазма это не только огонь, но и целый ряд других явлений.

Это и будет темой сегодняшнего урока “Агрегатные состояния вещества”
Сегодня на уроке мы выясним, какими свойствами обладают вещества в различных агрегатных состояниях, а также объясним эти свойства.

III. Содержательно-поисковый.

Прием « Виртуальное путишествие»

Учитель: Давайте пофантазируем. Представьте , что мы с вами проходим в лабораторию. Но что такое? Дверь заперта.? На замке код? Кодом являются ваши ответы на вопросы?

  • Из чего состоит вещество?

  • В каких агрегатных состояниях может находиться вещество в окружающей среде?

  • Какое вещество может находиться в трех агрегатных состояниях?

Учитель. Ваши правильные ответы открыли дверь лаборатории, которая изучает разные агрегатные состояния вещества. Давайте сами исследуем некоторые свойства вещества на примере воды

Упражнение « Я исследователь».

Опыт №1 На столе лежит кусочек льда. Попробуйте его разломать , сжать или растянуть.

Вывод.

  • Твердое тело сохраняет форму и объем.

Опыт №3. Кусочек льда имеет форму и объем. Расплавим его. Исчезла форма , объем остался. Греем дальше – исчезает и форма и объем.

Вывод.

  • Газы не имеют постоянного объема и собственной формы – заполняют всю предоставленную им емкость.

Опыт №2. Проверим, имеет ли вода форму и объем.

Берем 3-4 стакана разной формы, в мерный стакан налита вода. Переливаем воду в разные стаканы, а потом снова в мерный .

Вывод.

  • Жидкости имеет свой объем, приобретая при этом форму сосуда , в который налита.

  • Переход одного состояния в другой происходит благодаря изменению температуры тела.

Учитель Опыты и примеры показали нам , какие свойства имеют твердые тела, жидкости и газы. Знания о строении вещества помогут объяснить эти свойства.

Лед, вода и водяной пар – три состояния одного и того же вещества – воды.

  • Что вы знаете о молекулах одного итого же вещества?

Следовательно , эти три состояния различаются не молекулами , а тем, как молекулы расположены и как движутся.

Просмотр мультфильма « Агрегатные состояния вещества»

Физкультминутка

Мы читали , за всем следили

И глаза наши стали уставать.

Им следует отдохнуть, значит сделать зарядку.

Садитесь удобней и все по порядку.

Глаза закрыли. Вы видите ночь?

Открыли, закрыли . Еще раз повторили.

Теперь посмотрите то вправо , то влево.

Вверх и вниз. Еще раз повторим.

Смотрите синеет там даль?

А гляньте на нос не уселся комар?

И вновь глазами ведите то вправо, то влево.

Все отдохнули. Беремся за дело!

Учитель Итак, вы просмотрели фильм. Давайте теперь посмотрим на картинки , на которых показано расположения молекул в веществе. Проанализируем и сделаем вывод, какое это вещество.

От чего зависит агрегатные состояния вещества? Все ли вещества могут находиться во всех трех агрегатных состояниях?

А , правильно ли вы ответили узнаем посмотрев мультфильм.

Просмотр мультфильма 2 « Агрегатные состояния вещества»

Учитель В начале урока я сказала , что существует четвертое состояние вещества – плазма.

Чем выше температура, тем свободнее чувствуют частицы вещества. В твердом теле атомы и молекулы подчинены жесткой дисциплине, четко упорядочены. В жидкостях они могут двигаться, но воля их ограничена. В газах молекулы и даже атомы перемещаются свободно,. Но в середине атомов электроны выполняют гармонический танец по своим орбитам.

В плазме электроны отрываются от атомов и приобретают полную свободу движения. Потеряв часть своих электронов, атомы и молекулы приобретают положительный электронный заряд; после этого они называются ионами.

Плазма — это газ, что состоит из положительно и отрицательно заряженных частиц .Электроны , что свободно движутся , могут переносить электрический ток. Поэтому говорят, что плазма — это проводящий газ.

Более подробно об этом состоянии вещества вы узнаете в старших классах.

IV. Оценочно-смысловой.

Дополните фразу (тест дополнения)

Учитель В каждой фразе точки есть,
Затрудняют всё прочесть.
Я хочу вам предложить
Словом точки заменить.
Смысл появится у фраз,
Приступайте сей же час!

  • Тела, у которых частицы располагаются в определенном порядке, называются

  • Расстояние между двумя молекулами меньше размеров молекул, если вещество находится в … агрегатном состоянии.

  • В условиях действия силы тяжести вещество принимает форму сосуда, в котором оно находится, так как притяжение между молекулами не настолько велико, чтобы сохранить свою форму. Это вещество находится в …. агрегатном состоянии.

  • Движение частиц представляет собой колебания около определенных точек (положений равновесия), частицы не могут уйти от этих точек. Вещество находится в ….. агрегатном состоянии.

  • Расстояния между молекулами много больше размеров самих молекул, поэтому молекулы слабо притягиваются друг к другу. Вещество находится в … агрегатном состоянии.

  • Молекулы расположены почти вплотную друг к другу, силы взаимодействия удерживают их друг около друга. Вещество находится в … агрегатном состоянии.

  • Вещество заполняет весь предоставленный объем, если находится в … агрегатном состоянии.

Ответы к тесту дополнения. I-кристаллическими; II-жидком; III-жидком; IV-твердом; V-газообразном; VI-твердом. VII-газообразном.

V. Содержательно-поисковый.

Объединитесь в группы по 4 человека. Каждая группа получает карточку с условием задачи. В течении 3 минут идет обсуждение. Затем один из членов команды дает ответ, другие члены команды могут дополнить ответ. Члены других команд могут задавать вопросы отвечающему.

Упражнение «Мир интересных задач».

  • Молекулы воздуха в комнате могут пролетать 300-700 метров за одну секунду. Почему запах одеколона распространяется не так быстро?

  • Почему чернильные пятна на столе и на полу легче вывести сразу же после того, как было пролито чернило, и значительно сложнее это сделать через некоторое время?

  • Можно ли заполнить газом сосуд на половину его объема? Почему?

  • Однажды Петя спрятал от товарищей шоколадку в карман и сел у батареи отопления смотреть телевизор.  Сможет ли Петя съесть шоколадку, когда закончит смотреть телевизор?

  • Если джинна выпустить из бутылки, то какой объем он должен занять согласно законам физики?

VI. Контрольно- рефлексийный

Домашнее задание : заполнить таблицу прочитав & 9,10,11,12


Подведение итогов . Выставление оценок»



VII. Духовно-эстетический .

На доске прикреплен рисунок елки. Учитель заранее готовит шары из бумаги со словами : спасибо, активность, внимание, знания, успеха, хорошего настроения.



Учитель. Скоро Новый год. Какой же Новый год без елки. Елка должна быть не простая , а самая красивая .Поэтому хочу украсить эту елочку .

Спасибо вам за внимание, за знания, за активность , за помощь. Успеха. Хорошего настроения.

Свежие документы:  Обществознание 7 класс "Производство. Специализация и разделение труда"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: