Изучение темы «Тире в БСП» в 9 классе




Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Приморская средняя общеобразовательная школа»

Агаповского района Челябинской области






Изучение темы «Тире в БСП» в 9 классе





подготовила

учитель русского языка и литературы

Алексеева Елена Александровна

















г. Магнитогорск

2012



Содержание

Изложение темы «Тире в БСП» в учебных изданиях

Изучение темы «Тире в БСП» на уроках

Закрепление темы «Тире в БСП»

Список использованной литературы


3

7

11

15



Изложение темы «Тире в БСП» в учебных изданиях

На тему «Тире в БСП» отводится один урок. В трёх учебниках за 9 класс постановка тире в БСП сводится к трём значениям. В учебнике В.В. Бабайцевой, Л.Д. Чесноковой излагается теоретический материал (перечисление значений постановки тире в БСП с примерами) и приводится обобщающая таблица «Знаки препинания в БСП», где перечислены все знаки препинания в БСП, значения и каким образом себя проверить (Таблица 1).

Таблица 1

Значение постановки тире в БСП и способы его проверки

Значение

Как проверить?

при противопоставлении

союзами а, но и др.

в первом предложении время и условие

союзами когда и если

во втором предложении следствие

союзом так что

Такая таблица систематизирует все значения постановки знаков и способы проверки, в ней нет лишней информации, она удобна и функциональна. Однако в ней не приводятся примеры, что может вызывать трудности при её рассмотрении, так как некоторым ученикам необходимы примеры для лучшего понимания и запоминания материала.

Таким образом, в учебнике В.В. Бабайцевой, Л.Д. Чесноковой материал по теме «Тире в БСП» представлен в двух вариантах: теоретическое изложение и обобщающая таблица. Это способствует лучшему усвоению материала, и она рассчитана на учеников с разным восприятием информации.

В учебнике М.М. Разумовской, С.И. Львова, В.И. Капинос так же излагается материал, как и в учебнике В.В. Бабайцевой, Л.Д. Чесноковой. Однако в учебнике М.М. Разумовской, С.И. Львова, В.И. Капинос предложения сопровождаются графическими изображениями, показывающие место паузы, интонацию. Авторы учебника приводят три значения постановки тире в БСП (Таблица 2):


Таблица 2

Значение

БП

С каким предложением можно соотнести

Противопоставление одной части предложения другой

На дворе палил зной – в доме было прохладно (И. Бунин)

([ ] – [ ].)

На дворе палил зной, а (но) в доме было прохладно. (сложносочинённое с противительными союзами)

В первой части предложения значение времени или условия

Напролом идут – волос не жалеют. (Посл.)

([ ] – [ ].)

Когда (если) напролом идут, волос не жалеют (сложноподчинённое времени, условия)

Во второй части предложения значение следствия или вывода применительно к тому, о чём говорилось в первой части

Кругом были болото – вечером наплывал туман.

([ ] – [ ].)

Кругом были болота, так что (потому)вечером наплывал туман (сложноподчинённое следствия)


Таким образом, в данном учебнике приведён как теоретический, так и обобщающий материал, в котором есть примеры, пояснения, графическое изображение – всё это помогает школьникам лучше понять тему и справляться с заданием.

В учебнике С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова перечисляются 3 значения постановки тире в БСП. Авторы учебника не приводят обобщающую таблицу, графических изображений. Материал учебника не даёт достаточной информации, ученикам сложно ориентироваться в нём.

В учебниках указываются три наиболее распространённых и чаще встречаемых значения постановки знака тире в БСП. В то время как в методических пособиях их количество значительно больше. В учебном пособии Д.Э. Розенталя и И.Б. Голуб таких значений восемь. Авторы подробно показывают, в каких предложениях ставится тире в БСП, приводя примеры, указывая способы проверки знаков препинания. Однако в пособии материал сложен для восприятия, так как он не систематизирован, все знаки препинания БСП и значения их постановки перечислены в одном параграфе, не отделены друг от друга.

В учебном пособии В.М. Первовой приведены 7 значений, которые представлены в виде таблице с примерами, значениями, схемами предложений и возможной замены союзной конструкцией (Таблица 3).

Таблица 3

Примеры

Значение

Возможна замена конструкцией с союзом

Не учи безделью – учи рукоделью

[ ] – [ ] противопоставление

а, но

Слово молвит – соловей поёт.

[ ] – [ ] сравнение, сопоставление

будто, словно

Восходит солнце – слепнут ночные птицы.

[ ] – [ ] время

когда

Автор пособия приводит сначала пример, а затем поясняет, почему ставится знак тире. С одной стороны, такой способ наилучший для восприятия, ученики изучают, в первую очередь, предложение, выясняют, как связаны между собой части и сравнивают свой ответ со вторым столбцом, самостоятельно объясняя постановку знака тире, что развивает у них логическое мышление, способствует умению анализировать. С другой – не все ученики могут на основе примера делать выводы, что затрудняет восприятие материала.

Свежие документы:  Рабочая программа по биологии - 11 класс для домашнего обучения

В то же время материал логичен, строен, понятен, но в пособии нет теоретического изложения, что может вызвать трудности при изучении у некоторых учеников.

В пособии В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко перечислены только 5 значений, изложены они теоретически, нет сводной таблицы, материал не разбит на подразделы, что усложняет восприятие материала. Ученикам сложно в сплошном тексте выявить значения постановки тире в БСП.

Таким образом, в школьных учебниках материал изложен доступно, логично. В двух учебниках приведены обобщающие таблицы, что способствует лучшему пониманию, восприятию и запоминанию материала. В пособиях материал излагается либо в таблице, либо теоретически, рассчитанный на восприятие не всех учеников, так как одним ученикам легче понимать материал теоретически, другим – систематизированный в таблицу. Наиболее полно, логично и систематизировано представлен материал в учебнике М.М. Разумовской, С.И. Львова, В.И. Капинос.




Изучение темы «Тире в БСП» на уроках

При изучении темы «Тире в БСП» необходимы знания, полученные ранее. Ученикам необходимо знать, что такое сложное предложение, сколько частей оно должно обязательно включать в себя, как эти части отделяются друг от друга, какие функции выполняют знаки препинания, когда в БСП ставят двоеточие, запятую, точку с запятой. Полученные знания на уроке «Тире в БСП» ученикам необходимы при изучении последующих тем, например, «Сложное предложение с различными видами связи», так как при разборе бессоюзных предложений необходимо указывать значение знака препинания и аргументировать его постановку. В последующих классах школьники повторяют курс русского языка, поэтому необходимы знания о постановки тире в БСП.

При изучении данной темы ученикам должны уметь систематизировать, анализировать, рассуждать, отличать схожие примеры друг от друга, уметь сопоставлять одно с другим. На уроке «Тире в БСП» часто используется приём трансформации, который школьникам необходим при изучении последующих тем.

Данная тема сложна при изучении, так как не всегда возможно точно определить значение предикативных частей, школьники могут их путать. В БСП используются несколько знаков препинания (двоеточие, запятая, точка с запятой, тире), которые ставятся в зависимости от значения, ученики не сразу запоминают правила. Для того чтобы ученикам было легче определить знак препинания в БСП, учителю необходимо весь материал представить в систематизированном виде, разрабатывать такие упражнения, которые развивали бы разные умения и навыки определения знаков препинания в БСП, возможны нетрадиционные формы запоминания.

Изучение темы «Тире в БСП» можно представить несколькими вариантами.



I вариант (по учебнику М.М. Разумовской, С.И. Львова, В.И. Капинос)

На доске записаны 4 предложения:

Метель не утихала небо прояснялось.

Павел чувствует чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше кисти.

Дорога вилась передо мною между густыми кустами орешника уже залитыми мраком я подвигался вперёд с трудом.

Дунул ветер всё дрогнуло ожило и засмеялось.

Задание ученикам: расставить знаки препинания и объяснить их постановку.

Четвёртое предложение вызовет затруднение, поэтому ученикам необходимо ответить на следующие вопросы.

  1. Какие знаки отделяют одну часть сложного предложения от другой?

  2. При каком значении ставится двоеточие, запятая, точка с запятой в БСП?

  3. Какое значение БСП в последнем предложении?

Задание ученикам: на странице 143 в учебнике прочитать теоретический материал, рассмотреть таблицу.

После этого ученики отвечают на вопросы.

  1. При каких значениях в БСП ставится знак тире?

  2. Чем отличаются БСП в устной и письменной речи со значением противопоставления, времени, условия, следствия?

  3. Каким способом можно проверить знак тире в БСП?

  4. Какой знак препинания ставится между частями в четвёртом предложении (на доске). Аргументируйте свой ответ.

Вывод: в БСП ставится тире, если одна часть предложения противопоставлена другой, в первой части предложения значение времени или условия, во второй части предложения значение следствия или вывода. В устной речи между частями БСП делается пауза, а при письме ставится тире.


II вариант

Учитель диктует предложение:

Ввысь взлетает Сокол – жмётся Уж к земле.

Ученики расставляют знаки препинания и аргументируют их постановку. Школьники предлагают разные варианты.

Слово учителя: В БСП части отделяются друг от друга запятой, точкой с запятой, двоеточием, а также тире.

На доске записаны ещё 3 предложения.

Ехал сюда – рожь начинала желтеть.

Смерти бояться – на свете не жить.

Я умираю – мне не к чему лгать.

Учитель вместе с учениками составляет схему «Тире в БСП», определяя значение частей.


Тире в БСП

противопоставление = в первой части время во второй части

ССП с противительными или условие = СПП значение следствия,

союзами а, но времени, условия вывода = СПП

Ввысь взлетает Сокол – (когда, если) (так что, потому)

жмётся Уж к земле. = Ехал сюда – рожь Я умираю – мне не

Ввысь взлетает Сокол, а начинала желтеть.= к чему лгать. =

жмётся Уж к земле. Когда ехал сюда рожь Я умираю, так что

начинала желтеть. (потому) мне не к

Смерти бояться – чему лгать.

на свете не жить.

Если смерти бояться =

на свете не жить

Вывод: в БСП ставится тире, если одна часть предложения противопоставлена другой, в первой части предложения значение времени или условия, во второй части предложения значение следствия или вывода. БСП со значением противопоставления, времени, условия или следствия можно соотнести с ССП или СПП с соответствующим значением, что позволяет проверить правильность постановки знака препинания в БСП.



Закрепление темы «Тире в БСП»

В учебнике М.М. Разумовской, С.И. Львова, В.И. Капинос на тему «Тире в БСП» дано 8 упражнений, имеются упражнения первичного и вторичного закрепления. В некоторых упражнениях есть дополнительные задания, которые направлены на проверку знаний, полученных на предыдущих занятиях, развивающие письменную речь. Однако в учебнике недостаточно упражнений, связанных только с темой «Тире в БСП», так как во многих упражнениях требуется поставить один из четырёх знаков (запятую, точку с запятой, двоеточие, тире), что не позволяет достаточно хорошо отработать навыки и умения постановки знака тире в БСП.

В учебнике С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова на данную тему представлены 9 упражнений. Недостаточно упражнений первичного закрепления. В основном упражнения связаны с трансформацией, развивающие устную и письменную речь. Некоторые упражнения проверяют знания по литературе.

Закрепление материала

Первичное закрепление

Задание: объяснить постановку тире в БСП.

1. Просился на Кавказ – отказали.2. Оглядываюсь – мы от берега около пятидесяти сажен.3. Я бы в лётчики пошёл – пусть меня научат.4.На глаз поверишь – криво отмеришь.5. Он гость – ты хозяин. 5. Книга подобна воде – дорогу пробьёт везде [7].

Задание: найти БСП, объяснить постановку тире в них.

1.Старший брат – мой учитель. 2.На столе – стопочка книг и даже какой-то цветок. 3.Брожу ли поздней порой – небо светит мне луной. 4.Это общежитие – для рабочих. 5.Солнце выглянуло – она повеселела. 6.Упустишь огонь – не потушишь [3].



Задание: списать, расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

1.Крикнуть хотел не может. 2.Не хочешь ехать оставайся. 3.Зима без снега лето без хлеба.4.Раз солгал навек лгуном остался. 5.Совесть потеряешь другой не купишь. 6. Солнце дымное встаёт будет день горячий. 7. Проснулся пять станций убежало назад [7].

Задание: найти БСП, в которых ставится тире между предикативными частями, аргументировать свой ответ.

1.Погода была ужасная ветер выл мокрый снег падал хлопьями. 2.Он весь в слезах голова поникла лицо бледно. 3.Ругаться будут не бойся. 4. Не было никакой возможности уйти незаметно он вышел открыто будто идёт во двор. 5.Уже вечерело солнце тень от неё без конца тянулась через неподвижные поля. 6.Нравиться рисовать рисуй на здоровье никто не запрещает [5].

Вторичное закрепление

Задание: списать предложения, расставить знаки препинания. Написать второе предложение с соответствующим союзом.

Образец: Восходит солнце – слепнут ночные птицы. – Когда восходит солнце, слепнут ночные птицы.

1.Несусь ли я на коне степь отвечает мне. 2. Брожу ли поздней порой небо светит мне луной. 3.Встанешь утром часа в четыре выйдешь в сад роса блестит на цветах. 4.Стали искать никто не откликнулся. 5. Кончишь школу поедешь в Академию художеств. 6.Было бы здоровье остальное будет [7].

Задание: изменить предложения так, чтобы они стали бессоюзными, в которых ставится тире между частями.

1.Отряд наш несколько отстал, а мы с Дерсу шли впереди и говорили между собой. 2. Сердце его сильно билось, но страха не было в душе его. 3. Ты сегодня же должен поговорить с отцом, а то он будет беспокоиться о твоём отъезде. 4.Когда взошло солнце, вся природа ожила. 5.Солнце ярко блеснуло ему в глаза, так что больно стало глядеть. 6. Когда учитель вошёл в класс, все ученики встали. 7. Если неожиданные обстоятельства меня не задержат, я непременно приду к тебе [5].

Задание: написать минисочинение, используя БСП, между предикативными частями которого ставится тире.

Проверка домашнего задания

Дома ученики выполняли упражнение 235 по учебнику М.М. Разумовской, С.И. Львова, В.И. Капинос.

Слабые ученики

Один ученик объясняет правописание слов, постановку знаков препинания. Остальные ученики используют сигнальные карточки. Если они согласны с вариантом, поднимают зелёную карточку. Если у школьников возникли вопросы или они не согласны с отвечающим – красную карточку.

Средние ученики

Проверка домашнего задания происходит с использованием перфокарта.

Сильные ученики составляют по упражнению обобщающую таблицу «Знаки препинания в БСП».

При изучении каждой темы необходимо развивать речь учащихся.

Развитие речи

Задание: описать картину «Первый снег» А. Пластова (репродукция в учебнике), используя БСП, в которых ставится между частями тире.

Задание: придумать БСП, соответствующие схемам.

[ ] – [ ]. – времени [ ] – [ ]. – следствие

[ ] – [ ]. – условие [ ], [ ] – [ ]. – любое значение

[ ] – [ ], [ ]. – любое значение.

На уроке вводится новое словарное слово «галерея».

Задание: написать 2-3 БСП с использованием слова «галерея». В БСП должен стоять знак тире между частями.

Задание: составьте БСП, в которых между частями ставится тире, распространяя одну или две грамматические основы.

Образец: Иван поднялся. Было тихо. – Иван поднялся по лестнице и подошёл к квартире – там было тихо.

1.Солнце взошло. Роса блестела. 2. Подошёл поезд. Все побежали.3.Я сильно устал. Не мог идти. 4.Прошли дожди. Шёл пешком. 5.Зима было холодная. Играли.6. Буду свободен. Приду на собрание [5].

Вывод

Таким образом, в учебниках тема «Тире в БСП» имеет схожее изложение. В них перечислены основные значения постановки тире в БСП между частями, что не перегружает учеников информацией. Материал доступен, понятен. Упражнения в учебниках даны первичного и вторичного закрепления. Однако недостаточно упражнений, которые позволяют отрабатывать только навыки и умения постановки тире в БСП. В пособиях же материал не всегда понятен ученикам, при этом в них отражены все значения постановки тире в БСП, материал излагается либо теоретически, либо в таблице. Приведены упражнения первичного и вторичного закрепления. На уроке данной темы учитель должен развивать речь учащихся, вводить новые слова, обогащая словарный запас учеников.



Список использованной литературы

  1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория: Учеб. для 5-9 кл. общеобразоват. учеб. заведений. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1994. – 256 с.

  2. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. Русский язык: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений. – 22-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 143 с.

  3. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 384 с.

  4. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2004. – 272 с.

  5. Первова В.М. Задания по русскому языку для учащихся 9-11 кл. – 4-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с.

  6. Разумовская М.М., Львов С.И., Капинос В.И. Русский язык: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004. – 272 с.

  7. Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка: В 2 ч. Ч. 2. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2002. – 384 с.









скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: