Конспект урока для 1 класса «Буква Я ,я. Две функции буквы Я»


Урок обучения грамоте ( чтение) в 1 классе.



Тема: Буква Я ,я. Две функции буквы Я. В. Сухомлинский « Яблоко в осеннем саду».

Цель: познакомить с буквой Я и одной из функций буквы Я – обозначение двух звуков; учить читать слова с буквой Я; обогащать активный словарный запас; раскрыть художественную ценность рассказа В.А. Сухомлинского «Яблоко в осеннем саду»; развивать орфографическую зоркость, наблюдательность, устную речь, мышление, желание познавать окружающий мир; воспитывать интерес к творчеству В.А. Сухомлинского, интерес и уважительное отношение к природе; помочь увидеть духовную красоту человека.

Оборудование: портрет В.А. Сухомлинского, текст рассказа «Яблоко в осеннем саду», презентация «Моя Россия», смайлики.

Ход урока

  1. Организация начала урока.

Долгожданный дан звонок –

Начинаем наш урок!

Все за парты тихо сели

И учиться захотели.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно.

Ответить хочешь –не шуми,

Просто руку подними.

Покажите мне смайлик, который говорит о вашем настроении на уроке.



Проверка готовности к уроку.

  1. Целеполагание.

— Сегодня мы познакомимся ещё с одной буквой-труженицей. Будем читать слова с этой буквой.

III. Первичное восприятие и осознание нового материала.

  1. Работа над отрывком из сказки «Гуси-лебеди».

  2. Составление звуковой схемы.

Яб-ло-ко – (й аблака) – 3сл.,6 б., 7 зв., 3 гл., 4 согл.

— Напишите это слово на доске.

— Какой первый звук? А второй?

— Кто знает, какой буквой мы обозначаем эти два звука?

-Сколько звуков в слове? А букв?

-Почему так произошло?

-Какой вывод мы можем сделать?

3. Игра «Не ошибись».

— Я называю слова. Если в начале слова звуки (йа) – хлопайте в ладоши. Если нет звукосочетания – разведите руки в стороны.

Яма, яхта, ель, юбка, ящерица, якорь, Яна.

  1. Развитие ассоциативного мышления.

— На что похожа буква Я?

Буква Я шагает гордо!

Всем на свете буква Я

Доложить готова:

— А вы знаете, кто я?

— Я- не только буква Я-

Буква, Слог, и Слово!



— Что вы узнали о букве Я из стихотворения?

-Какое слово она называет? Что обозначает это слово?

-В каких словах, буква Я составляет целый слог?

Моя, своя, ягода.

  1. Физкультминутка «Кузнечик»

Сели, травушку покушаем,

Тишину послушаем.

Тише, тише, высоко,

Прыгай на носках легко!

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики!

Прыг – скок, прыг – скок!

IV.Закрепление и осмысление знаний учащихся

1.Продолжение работы над сказкой. Работа в тетрадях.

Ребята, надо девочке помочь спасти её и братца от Бабы Яги, и тогда Баба Яга не сможет догнать девочку.

. Напечатайте букву Яя.

. Нарисуйте якорь.

. Напечатайте слова: якорь, маяк, Яна.

Какую первую букву мы написали в слове Яна?

Сколько букв в этом слове? А звуков?

Почему букв меньше, чем звуков?

Сколько звуков в слове якорь? А букв?

Когда буква Я обозначает два звука?

2. Работу с учебником.

. Чтение слов столбиках хором, цепочкой.

. Чтение текста учителем.

Как называется наша Родина?

. Чтение текста хором, индивидуально.

. Работа над текстом.

О каких странах говорится в рассказе?

Как мы называем нашу страну?

Какой язык мы учим?

С какой буквы будем писать слово Родина, если речь идёт о стране?

3. Работа с презентацией «Моя Россия»

Чем богата Россия?

Что вы знаете о нашей столице?

V. Обобщение и систематизация знаний.

1.Беседа с учащимися. Краткие сведения о В.А. Сухомлинском.

2. Работа над загадкой.

Золотое яблочко

По небу катается,

С утра улыбается.

А улыбка – лучи,

Очень горячи. (Солнце)

— Что помогло вам узнать, что это солнце?

-С чем сравнили яблочко?

-Расскажите и роли буквы Я в слове горячи.

3. Чтение рассказа учителем «Яблоко в осеннем саду».

Поздней осенью маленькие близнецы Оля и Нина гуляли в яблоневом саду. Был тихий солнечный день. Почти вся листва с яблонь опала и шелестела под ногами. Только кое-где на деревьях оставались пожелтевшие листья.

Девочки подошли к большой яблоне. Рядом с жёлтыми листочками они увидели на дереве большое красное яблоко. Оля и Нина даже в ладоши захлопали от радости.

— Как оно тут сохранилось? – удивляясь спросила Оля.

— Сейчас мы его сорвём, — сказала Нина и сорвала яблоко.

Каждой хотелось подержать его в руках. Оле хотелось, чтобы яблоко досталось ей, но она стеснялась сказать об этом, а потому оставила сестре:

— Пусть яблоко останется у тебя, Нина….

Нине хотелось, чтобы яблоко досталось ей, но она тоже стеснялась признаться в этом. Нина сказала:

— Пусть яблоко будет у тебя, Оля…

Яблоко переходило из рук в руки. Девочки не могли прийти к согласию.

Но вот им обоим пришла одна и та же мысль в голову: они прибежали к маме радостные, взволнованные. Отдали ей яблоко.

В маминых глазах сияла радость. Мама разделила яблоко и дала девочкам по половинке.

  1. Беседа.

— О каком времени года идёт речь?

— Что нашли девочки в саду?

— Как вы считаете, почему яблоко переходило из рук в руки?

-Как это характеризует девочек?

-Кому досталось румяное яблоко?

-Как поступила мама?

— А вы делитесь своими подарками с родными и друзьями?

VI. Итоги урока. Рефлексия

— Что нового узнали на уроке?

— Расскажите об особенностях буквы Я.

— Чему нас учат прочитанные произведения?

-Какие поступки должен совершать человек, чтобы его считали добрым?









Свежие документы:  Урок русского языка "Существительные. Безударный гласный, проверяемый ударением" 4 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: