Конспект урока для 1 класса «Буквы Щ.щ Правописание сочетаний ща ,щу»



Конспект урока по русскому языку (обучение грамоте: письмо)

Учитель начальных классов Моисеенко Алла Григорьевна.

Предмет: русский язык (обучение грамоте: письмо), 1 класс, УМК «Школа России»


Тема урока : «Буквы Щ.щ Правописание сочетаний ща ,щу.»


Цели

Задачи

Ход урока



Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности.

Песенка

— Отгадайте загадку.


Хвостиком виляет,

Зубаста, а не лает?

-О ком идет речь?


— Что вы знаете о щуке?

Щука – хищная пресноводная рыба с плоской вытянутой головой и удлиненным телом.

РИСУНОК

-Из какой сказки этот герой?

— Кто автор этой сказки? — Это русская народная сказка


Пальчиковая гимнастика:


Щука хищная, зубастая,

Для лещей, ершей опасная,

Чей-то рядом хвост мелькает?

Хвать? Тут щука не зевает!

Но попалась на крючок –

Тащит щуку рыбачок!


Двумя руками изображают пасть щуки.

Щука щёлкает зубами – пальцами.

Ладонь сложить лодочкой.

Руками имитируют движения рыб.

машут кистями рук, как хвостом.

Пасть щуки захлопывается.

Указательным пальцем изображают

крючок, перебирают руками

воображаемую леску, тащат из воды

щуку.

Я тетрадочку открою, уголочком положу,

Я, друзья, от вас не скрою,

Ручку я вот так деру.

Сяду ровно, не согнусь, за работу я возьмусь.

Открыли тетради и приготовились писать

Рассмотрите образцы написания элементов букв.

Что означают стрелки?

Обведите элементы.

Какие буквы можно из них собрать? Какие это звуки? Какой лишний? Дайте хар- ку согласным звукам.

Сравните строчные согласные буквы ц, ш, щ

Чем похожи? Отличаются?

Допишите по образцу в 1-й строчке буквы.

Работа в парах: проверка правильности и оценивание.

Поменяйтесь тетрадями, подчеркните самую красивую букву







Ии, Цц, Шш, щ

Ц- Ш Щ



Записывают под счет.

Что записали?

А произносим и слышим ?


Сравните звуки [щ] [ш]

Буквы, звуки



[щ] – всегда мягкий

[ш] – всегда твердый

Что ищет себе щука?

Произнесите слово. Какой звук слышим?

( как правильно писать сочетания ща, щу).
Сегодня на уроке нам нужно найти правильный вариант написания таких слогов и закрепить правило.

Актуализация знаний учащихся.

— Кто догадался, какая тема нашего урока? —


— Сформулируйте чему должны научиться?


— Для чего нужно научиться писать сочетания ща и щу ?

Прочитайте слоги в широкой линии

Пищу /ю

Пища /я

Плакат с темой









чтобы быть грамотными




Чему дальше нужно научиться? (дети в тетрадях, я на доске показываю)

— прочитайте слово

( Слого-звуковой анализ слова.)


— обратите внимание ударение уже стоит

Следующее прочитайте слово


Определим количество слогов в этом слове.

— определите ударение

— Дайте характеристику каждому звуку?

Какое правило в этом слове?

Напишите это слово в прописи


будем писать слова с этими слогами

ЩАВЕЛЬ

Совместно составляем схему на доске и в тетради

2 сл., 6 б., 5 зв.

ЩА подчеркнули

ЩУЧКА

Буква Щ- согласный звук:

мягкий глухой звук

Буква У – гласный ударный

Буква Ч — согласный звук: мягкий глухой звук

К- согласный звук: твердый глухой звук

А-гласный, безударный

Физкультминутка

Кто из вас был на рыбалке? Как вы забрасываете удочку?

– А когда рыба клюет, какие действия вы производите?

Щуку я тащу, тащу,
Щуку я не упущу.
Вот она какая,
Славная, большая!

Щука плавает кругами,
Щука щелкает зубами.
Ну и зубы – как пила!
Где такие ты взяла?



Дети показывают руками.


Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Прочитайте что записано на следующей строке?

Докажите.

сколько в нём слов? О ком говорится в предложении?

Какое это предложение по цели высказывания?

Какой шрифт здесь использовался?

Вспомним правило написания предложения,внимательно рассмотрите написание слов в предложении и приготовьтесь писать под диктовку.

Поверьте .Поставьте ударение в словах и выделите опасные места.



Предложение







письменный

Включение нового знания в систему знаний и повторение

Работа в парах.

Учитель. А кто из вас хотел бы сейчас оказаться в лесу? О!..сколько рук…

 Сели поудобней. Закрыли глазки и представили, что вы отправились на прогулку в лес. Проезжаем мимо больших домов, зданий, магазинов и попадаем в Небольшой, обычно лиственный лес

А как называется такой лес?

Идем вглубь и попадаем в густой, труднопроходимый лес.

 А как называется такой лес?

 

« Вставить пропущенные слоги»

Обсудите и составьте слова

Какое правило не забываем при написании?

Самостоятельно запишите эти слова





На доске слова для проверки

Последняя строка.

Встречались ли нам уже подобные правила?

 — Верно, так же, как и в случае с сочетаниями ЖИ, ШИ, ЧА, ЧУ. Эти написания нужно запомнить.

Какое правило выучили сегодня?

Пропишите самостоятельно слоги рядом по образцу.















РОЩА





ЧАЩА

(На доске появляются картинки рощи, чащи.)





ЩА, ЩУ , соединения

Пишут слова самостоятельно без предварительного разбора.Самостоятельно проверяют

Хором проговаривают оба правила

Рефлексия учебной деятельности.

Все ли учебные задачи решены?

Что у вас вызвало затруднения? Почему?

Над чем ещё тогда предстоит поработать?

Какое новое знание мы сегодня открыли?

Для чего мы его изучали?

Пригодится ли нам это знание?

Оцените свою деятельность на уроке.










Свежие документы:  Конспект урока для 7 класса "Родительный падеж существительного"









скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: