Конспект урока для 1 класса «Заглавная буква в именах собственных»


Русский язык, УМК «Школа России», 1 класс, урок открытия нового знания.

Тема урока: Заглавная буква в именах собственных

Цель: углубить представление детей о написании заглавной буквы в именах собственных, создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, для применения ЗУН в знакомой и новой учебной ситуации через общую и индивидуальную формы организации познавательной деятельности.

Задачи:

Личностные УУД:

— внутренняя позиция школьника;

— учебно-познавательный интерес к учебному материалу;

— ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

— самоанализ и самоконтроль результата;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные

Познавательные УУД:

-поиск и выделение необходимой информации;

-применение методов информационного поиска;

 формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы.

Коммуникативные УУД:

формировать умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

— формировать умение концентрировать внимание;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

-коррекция;

-оценка.

Образовательные:

Формирование навыка правописания большой буквы в именах, фамилиях людей и кличках животных.;

Развивающие: Развивать умение находить в тексте имена собственные и аргументировать в них написание заглавной буквы, развивать у обучающихся логическое мышление, внимание.

Воспитательные: Воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию, формировать коммуникативные навыки и познавательный интерес к самостоятельному чтению книг.



Методы:

— частично-поисковый;

— объяснительно-иллюстративный.

Оборудование:

Выставка детских книг: А.Толстой «Приключения Буратино», К.Чуковский «Доктор Айболит», Г.Андерсен «Дюймовочка», Ш.Перро «Золушка».

Презентация «Заглавная буква в именах собственных».

Карточки для работы в парах, для индивидуальной работы.

Толковый словарь.

Выставка фотографий и детских рисунков с изображением домашних животных.

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД



1.





















































2.



















































































3.



























































4.























































































































































5.

























































































































































































































































































































































































6.







7.













































































































































































































































































8.















































9.

















10

Организационный момент – психологический настрой «Подари улыбку»







































Включение в учебную деятельность.























































Чистописание.



















































Самоопределение к деятельности.







































































































Работа по теме урока.





































































































































































































































































Физкультминутка.





Работа по теме урока.



































































































































































Проверка знаний.





























Подведение итогов урока.









Рефлексия.




— Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть! Сегодня у нас необычная встреча. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей. Улыбнитесь им, теперь друг другу. Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости, только такое настроение нам понадобится сегодня для работы.

— Ребята, с чего вы начали свой день, как только проснулись?

— Для чего человек каждое утро делает зарядку? Какую пользу она приносит?

— Каждый человек, который хочет быть здоровым, бодрым, своё утро начинает с зарядки. Чтобы наши пальчики стали писать красивые буквы и не уставали быстро, начнём урок с пальчиковых упражнений. А затем выполним чистописание.

Сделали мы гнёздышко –Посмотри, посмотри! Маленькие птенчики Там внутри, там внутри! Стали наши птенчики Подрастать, подрастать и, расправив крылышки, улетать, улетать!

— Сегодня мы повторим, как пишутся заглавная и строчная буквы К, к.

Слайд 2.

К к

— Сколько элементов у заглавной буквы К?

— Вы согласны?

— У строчной?

— Что нужно помнить, когда будем прописывать буквы?

— Пропишите всю строчку.





Слайд 3.

-Внимательно посмотрите на буквы, расположенные на доске. Найдите среди них лишнюю (з,н,п, Л, Б,М) и объясните свой выбор.

Слайд 4.

Катя Коля Кристина

— Что общего в написанных словах?

— Для чего нужны заглавные буквы?

— Определите тему урока.

Слайд 5. (тема урока)

















































































Слайд 6.



— Сформулируйте цель урока, используя начало фразы.

Ознакомление с употреблением заглавной буквы в …





— Ребята, отгадайте загадки.



-Человечек деревянный,

На земле и под водой,

Ищет ключик золотой. (Буратино) Слайд 7.



— Он в лесу у нас живёт,
Лечит весь лесной народ.
Всем на помощь он спешит —
Добрый … (доктор Айболит).



Слайд 8.



— Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке та девочка спала

И маленькую ласточку от холода спасла. (Дюймовочка) Слайд 9.

— Скорей бы приблизился вечер,

И час долгожданный настал,

Чтоб мне в золоченой карете

Поехать на сказочный бал. (Золушка) Слайд 10.



Слайд 11.

— Кто это такие? Дайте общее название?



Слайд12.



— Посмотрите внимательно на записи и выберите нужные буквы: (Н, н)езнайка, (А,а)йболит. Запишите слова.

— Какие буквы выбрали?







Слайд 13.

— Проверьте себя.

— Почему выбрали заглавные буквы?



Слайд 14.



— Посмотрите на следующие записи и выберите нужные буквы: (З,з)олушка, (Д,д)юймовочка. Запишите слова.

— Какие буквы выбрали?

— Проверяем.

Слайд 15.

— Почему снова выбрали заглавные буквы?

— Вспомните правило правописания имен людей.



— В сказках живут сказочные герои. У многих из них есть имена. Эти имена придумали писатели, их не встретишь у людей, но всё же это имена.

— Из каких сказок эти герои?

Слайд 16.

— Посмотрите на следующий слайд. Прочитаем, что здесь написано.

— С какой буквы написаны слова? Почему?

— Ребята, а вы знаете кто они?

— А какие сказки они сочинили, вы знаете?

— Книгу про Буратино написал Алексей Толстой, а сказку про Айболита Корней Чуковский.

— А кто из вас знает, какие ещё произведения они написали?

Слайд 17.

— Прочитаем , что здесь написано.

— Почему написано с заглавной буквы?

— А эти сказочники что написали?

-Сказку про Дюймовочку написал датский писатель Ганс Христиан Андерсен, а сказку про Золушку французский сказочник Шарль Перро.

-Посмотрите, ребята, на выставку книг у нас в классе. В этих книгах встречаются наши герои, загадки про которых мы сегодня с вами отгадывали, и не только, здесь, в этих книгах, живёт много сказочных героев, о которых, я думаю, вам захочется прочитать.

— Запишите имя, отчество и фамилию одного из писателей.

— Итак, как мы пишем имена, отчества и фамилии?

Вывод: Имена, фамилии, отчества пишутся с большой буквы.

Имена сказочных героев пишутся с большой буквы.























— Мы познакомились с героями сказок. А где можно встретить всех героев сразу?



Слайд 18.



— Кто знает, что же означает слово «библиотека»? Обратимся к толковому словарю.





— Слово «библиотека» означает «книгохранилище». Значит, библиотека – дом, в котором хранятся книги. Но книги в библиотеке не просто хранятся, они здесь живут и ходят в гости к своим читателям. Ведь книга – лучший друг всех, кто любит читать.



Словарная работа.

— Запишите слово библиотека, поставьте ударение, подчеркните буквы, написание которых нужно запомнить.

— Составьте с этим словом предложение.



-Послушайте стихотворение-шутку.

Жили-были дед да баба

С маленькою внучкой.

Кошку рыжую свою

Называли Жучкой.

А Хохлаткою они

Звали жеребёнка.

А ещё у них была

Курица Бурёнка.

А ещё у них была

Собачка Мурка.

А ещё два козла:

Сивка да Бурка!

— Что это за слова Мурка, Жучка, Буренка, Хохлатка?

Слайд 19.

Вставим пропущенные буквы.

— Какие буквы выберем? Почему?

Слайд 20.

— «Одна голова хорошо, а две лучше», как мы будем работать?



Учитель раздаёт карточки с заданием.

— Соедините линиями кого, как надо назвать (соедините имя собственное с именем нарицательным).



— Как написаны клички животных? А названия животных?



Проверка. Слайд 21.









— Какой сделаем вывод?

Вывод: Клички животных пишутся с большой буквы.



Учитель обращает внимание детей на выставку рисунков и фотографий домашних животных.

— Давайте посмотрим на выставку рисунков и фотографий домашних животных, которую вы подготовили. Представьте своих питомцев.











Учитель раздаёт карточки с заданием каждому учащемуся.



— Вспомните, когда пишется заглавная буква. Выберите нужную букву, подчеркните одной чертой.

Самопроверка, самооценка.

Слайд 22.

— Оцените свои успехи. Если работа выполнена верно, нарисуйте красный кружок, если есть ошибка, нарисуйте жёлтый.







Слайд 23.

— Дополните одну из фраз:

Я узнал…

Я понял…

Мне было интересно…

Мне было трудно…





Слайд24.

— Если Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим, поднимите красную карточку.

— Если Вы считаете, что научились писать слова с заглавной буквой в именах собственных, но вам ещё нужна помощь, поднимите синюю карточку.

— Если Вы считаете, что было трудно на уроке, поднимите желтую карточку.

— Очень приятно, что преобладают красные и синие карточки. Тема нашего урока достаточно важная, многогранная, и нам придётся ещё не раз к ней возвращаться.



— Спасибо за урок!
















Приветствуют гостей, улыбаются. Улыбаются друг другу и учителю. Рассаживаются по местам.









































Учащиеся отвечают на вопросы.

















































Выполняют упражнения для пальчиков.













































Отвечают на поставленные вопросы.























В тетради прописывают заглавную и строчную букву к.















Смотрят на доску, находят лишнюю букву.

















Отвечают на вопросы.











Определяют тему урока.









Ученица читает стихотворение Е. Измайлова.

Буква обычная

Выросла вдруг,

Выросла выше

Всех букв-подруг…

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело.

Ставится в слове

Не зря и не просто

Буква такого высокого роста.

Ставится буква

У строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее,

Чтобы звучали

Громко и гордо

Имя твое,

имя улицы,

города.

Буква большая – совсем не пустяк!

В букве большой – уважения знак.















Определяют цель урока.













Отгадывают загадки.































































































Отвечают на вопросы.











Смотрят на записи.











Записывают слова в тетрадь.







Сверяют написанное с записью на слайде.

Отвечают на вопрос.





























Рассказывают правило правописания имён людей.





















Отвечают на вопрос.









Смотрят на слайд, читают.





Отвечают на вопросы.





























































































Рассматривают выставку книг.



























Записывают в тетрадь.







Отвечают на вопрос.































Учащиеся под музыку выполняют упражнения.













Отвечают на вопросы.

























Ученик читает в словаре .







































Записывают слово в тетрадь.











Составляют предложения.













































Отвечают на вопрос.







Устно вставляют пропущенные буквы.

Отвечают на вопросы.









Отвечают на вопрос.















Учащиеся работают в паре по карточке.













Отвечают на вопросы.







Проверяют сделанное в карточке с записями на слайде.



Отвечают на вопрос.



































Дети представляют своих питомцев.

































Работают по карточке.















Оценивают свою работу.





















Дополняют фразы.





























































Поднимают соответствующую карточку.





Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителями и одноклассниками. Личностные: самоопределение.









































Коммуникативные: умение точно и полно высказывать свои мысли. Личностные: смыслообразование – какое значение это имеет для меня.



























































































Познавательные: анализ объектов, выбор критериев для сравнения и классификации объектов. Регулятивные: самооценка и взаимоконтроль выполняемой работы. Работа по образцу. Коммуникативные: развитие внимания.





















Регулятивные: целеполагание. Познавательные: анализ объектов. Коммуникативные: умение точно и полно высказывать свои мысли.



















































































































































Коммуникативные: развитие внимания, развитие монологической и диалоговой речи. Познавательные: анализ и синтез, опора на уже известное, формирование знаково-символического действия. Регулятивные: самооценка и взаимоконтроль выполняемой работы.



















































































Коммуникативные: умение слушать и записывать содержание, развитие диалоговой и монологической речи. Познавательные: развитие логических умений, построение цепочки рассуждения.



























































































































































































































































































































Формирование навыков чтения, умение находить конкретные сведения, факты; умение ориентироваться в словарях.

















































































































































Коммуникативные: умение работать в парах, учитывая позицию собеседника.





















Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.









































































Личностные:установление связи между учебной деятельностью и мотивом. Регулятивные: планирование деятельности; самооценка и самоконтроль выполняемой работы, формирование навыков работы по алгоритму.











































Регулятивные: самооценка и самоконтроль. Коммуникативные: формирование способов учебного сотрудничества.

Свежие документы:  Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Функциональные стили речи" 9 класс



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: