Конспект урока для 2 класса «Как связаны между собой слова-названия предметов и слова-названия признаков»








«Современные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС НОО»



Модель урока

по ОС «Школа 2100» ( 2 класс)


предмет русский язык


тема урока: Как связаны между собой слова-названия предметов и слова-названия признаков




Составила:

учитель начальных классов

Семыкина Татьяна Фёдоровна

МКОУ СОШ № 5 г. Михайловска













г. Михайловск 2014





Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» – РКМЧП) возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия. В основу ее положены идеи и положения теории Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребенка; Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка; К. Поппера и Р. Пола об основах формирования и развития критического мышления; Э. Браун и И. Бек о метакогнитивном учении; гражданского и правового образования и др.

В России Педагогическая технология развития критического мышления школьников посредством чтения и письма (РКМЧП) известна с 1997г в рамках международного проекта, в реализации которого принял активное участие институт «Открытое общество».

Основные идеи технологии РКМЧП:

  • Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.

  • Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.

  • Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить.

  • Существует неразрывная связь между развитием мыслительных навыков и формированием демократического гражданского сознания.

Данные положения обосновывают средства и методы, с помощью которых развивается критическое мышление.

Критическое мышление — это комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания (говоря привычным языком, самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи). Кроме того, учащиеся должны научиться (а педагоги должны помочь им в этом) подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для использования теоретического знания, принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений и т.д. Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности.

Процесс учения – это процесс увязывания нового с уже известным. Обучаемые строят новые представления на основании предыдущих знаний и представлений.

Понятие критического мышления

Так, по мнению ученых Дж. А. Брауса и Д. Вуда, «критическое мышление – это поиск здравого смысла (как рассудить объективно и поступить логично с учетом, как своей точки зрения, так и других мнений) и умение отказаться от собственных предубеждений».

Опираясь на данное определение можно выделить следующие основные характеристики критического мышления: взвешенность, логичность и целенаправленность, вероятность получения желаемого результата.

Свойства критического мышления

— оценочность

— рефлексивность

— открытость (непринятие догм)

— развивающий характер мышления (путем наложения новой информации на имеющийся жизненный опыт)

Для развития критического мышления у учащегося должны быть сформированы следующие качества:

— Готовность к планированию.

— Гибкость.

— Настойчивость.

— Готовность исправлять ошибки..

— Осознание.

— Поиск компромиссных решений.


Личностные функции обучающихся

— изобретательности (способность к выбору)

— рефлексии (способность оценивать свои действия)

— бытийности (поиск смысла жизни и творчества)

— формирующая (формирование образа «Я»)

— ответственности («Я отвечаю за все»)

— автономности личности

По мнению авторов, в аспекте прогнозируемых результатов, данная технология:

— формирует самостоятельность мышления и способы самостоятельной работы у учащихся:

— дает возможность педагогу сознательно управлять образовательным процессом в системе «ученик – учитель», а также влиять на цели, методы осуществления и результаты обр. процесса

Особенности проектирования урока по технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»


Технологические этапы

I стадия

II стадия

III стадия

Вызов:

  • актуализация знаний;

  • побуждение интереса к новому;

  • постановка собственных целей

Осмысление содержания:

  • получение новой информации;

  • корректировка поставленных целей обучения

Рефлексия:

  • Размышление,рождение нового знания;

  • постановка новых целей обучения


Первый этап – ВЫЗОВ. Функции этапа:

  • актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;

  • пробудить к ней интерес;

  • активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;

  • структурировать последующий процесс изучения материала.


Деятельность учителя:

  • направленность на вызов у учащихся уже имеющихся знаний;

  • активизация их деятельности;

  • мотивация к дальнейшей работе.


Деятельность учащихся:

  • делают предположения;

  • систематизирует информацию до изучения нового;

  • задают вопросы, на которые хотят получить ответы

Приемы и методы:

  • рассказ-предположение по ключевым словам;

  • систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;

  • верные и неверные утверждения;

  • перепутанные логические цепочки

  • Внимание!

  • Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается.

  • Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения. Функции этапа:

  • получение новой информации;

  • ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем);

  • соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание;

  • поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.

Деятельность учителя:

  • направлена на сохранение интереса к теме при работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»

Деятельность учащихся:

  • читают, слушают текст, используя, предложенные учителем активные методы чтения;

  • делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации.

Приемы и методы активного чтения:

  • маркировка («+», «-», «v», «?»);

  • двойной дневник;

  • поиск ответов на поставленные в первой части вопросы;

  • проверка первоначальных предположений.

Внимание!

  • На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, материал параграфа).

  • Работа ведется индивидуально или в парах.


Третий этап – РЕФЛЕКСИЯ. Функции этапа:

  • выражение новых идей и информации собственными словами;

  • целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;

  • анализ всего процесса изучения материала;

  • выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).

Деятельность учителя:

  • следует вернуть учащихся к первоначальным записям -предположениям;

  • внести изменения, дополнения;

  • дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации

Деятельность учащихся:

  • соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержания

Приемы и методы:

  • возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;

  • ответы на поставленные вопросы;

  • заполнение кластеров, таблиц;

  • написание творческих работ;

  • исследования по отдельным вопросам темы

Внимание!

  • на стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации;

  • работа ведется индивидуально, в парах или группах


Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС.

Предметная область: русский язык

Класс: 2 класс

Автор: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Русский язык 2 класс (ОС «Школа 2100»),

Тип урока: урок развития умений

Тема урока: Как связаны между собой слова-названия предметов и слова-названия признаков


Триединая дидактическая цель урока:

  • образовательная: развитие умений устанавливать связь между словами-названиями предметов и словами-названиями признаков по вопросу и графически её оформлять.


  • развивающая: развивать у учащихся творческие способности, в учебной ситуации и находить ответы на проблемные вопросы.

  • воспитательная: формировать коммуникативные навыки: выслушивать мнения других и корректно их оценивать в процессе выполнения работы.

Учебные задачи:

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

-проявляется устойчивый познавательный интерес к русскому язык

— способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

— развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости.


2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):

— уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;

— уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

— формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

— формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные УУД:

— ориентироваться в своей системе знаний;

— находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

— развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.

Коммуникативные УУД:

— уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;

— формирование умения взаимодействовать в с парах,

— уметь контролировать собственные действия и действия партнера.


3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

— правильно списывать слова, проверять написанное, сравнивая с образцом;

— ставить вопросы к словам в словосочетании, выделять слова-предметы, слова-признаки

Средства (оборудование):

1)учебник по русскому языку(ОС «Школа 2100»);

2)проектор-компьютер

3)интерактивная доска




















Русский язык 2 класс ОС « Школа 2100»

Тема: Как связаны между собой слова-названия предметов и слова-названия признаков

Цель:

развитие умений устанавливать связь между словами-названиями предметов и словами-названиями признаков по вопросу и графически её оформлять.



Этап урока и его цели

Деятельность

учащихся

Деятельность

учителя

Содержание урока


Планируемые

результаты

  1. ВЫЗОВ

Актуализация знаний:

Цель: актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;

побуждение интереса к новому;















Цель: постановка собственных целей, основываясь на проблемную учебную задачу














































I. Осмысление содержания:

Цель:

Соотнесение новой информации с собственными знаниями;

Поддержание активности, интереса и инерции движения созданной во время фазы вызова.

























III. РЕФЛЕКСИЯ

Цель:

-зафиксировать новое содержание урока;

-организовать рефлексию собственной учебной деятельности











Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции (устные и письменные), учебные навыки






Объясняют правописание словарных слов и записывают в тетрадь











Учащиеся в парах заполняют кластер










Проверяют правильность по образцу












Делают предположения

Учащиеся установили связь между словом-предметом и признаком для определения цели урока






























Ученики выполняют задание в тетради по алгоритму

1) прочитайте словосочетание;

2) найдите слово-название предмета. Задайте вопрос;

3) от этого слова задайте вопрос к слову-названию признака;

4) Обозначьте связь графически стрелкой



Дает самооценку своей деятельности








Ученики делают вывод о связи слов предметов и слов-признаков и показывают связь на своем кластере



Пробуждает интерес к теме







Выявляет уровень знаний учащихся














Предлагает учащимся

заполнить таблицу








Учитель организует самопроверку




























Подведение уч-ся к самостоятельному выводу о постановке цели урока через ситуацию «успех»




















Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке, контролирует выполнение работы












Учитель предлагает учащимся соотнести и оценить результат своей деятельности с целью урока



Возвращает

кластеру

1. Пятиминутка чистописания с элементами проверки.

– Нарисуйте радугу первыми буквами слов-названий цветов.

Записывают буквы к, о, ж, з, г, с, ф.

– Что вам помогло в этом? (Подсказка. «Каждый….»

– Назовите эти слова.

Перечисляют цвета.

– Сравните свои ответы с записью на слайде. Появляются слова красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.

– Одинаковые или разные вопросы вы к ним можете задать? Почему? Ведь цвета же разные?

2.Словарная работа (интерактивная доска)

Прочитайте слова записанные на слайде и объясните их правописание и запишите их в тетрадь:

П(а,о)мидор, (а,о)гурец, м(а.о)рковь, к(о.а)пуста, ов(а,о)щи, к(а,о)ртофель.

-Как назвать эту тематическую группу слов?

-На какой вопрос отвечают?

-Что обозначают эти слова?


3. Работа в парах

Заполните кластер(таблицу)



Учащиеся проверяют правильность выполнения задания с таблицей на слайде.


-Чем отличается таблица на слайде?(появилась дополнительная стрелка с вопросом)

-Что может она обозначать?


Соедините слова признаки (цвета радуги) и слова предметы (словарные слова) (красный помидор, зелёный огурец…) с аргументацией собственного вывода.

— Запишите сочетание: красный помидор


К какому слову мы задаем вопрос что?

А какой вопрос мы задаем слову красный?

(запишите вопросы над словами)

— От какого слова к какому мы задаем вопрос?

Оформите это в виде схемы

Проверьте правильность своей работы по алгоритму данной схемы на слайде.

(какой?) (что?)


красный помидор


Составим план урока.

План (примерный).

  1. Задавать вопросы от слов-названий предметов к словам-названиям признаков.

  2. Графически обозначать зависимость слов-названий предметов и слов-названий признаков.

  3. Умение читать схемы сочетаний слов-названий предметов и слов-названий признаков.


Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность


Работа с учебником через метод чтения с остановкой, применением маркировки(+,-)

У.с.55 № 70



Упр. 72 – развивается умение читать схемы сочетаний слов-названий предметов и слов-названий признаков, объяснять по схеме зависимость и подбирать к схемам примеры сочетаний. Коллективно выполняется 1–2 примера (с опорой на картинки), 1–2 примера учащиеся подбирают самостоятельно






Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки):

– Удалось тебе правильно подбирать словосочетания?

– Ты записал все словосочетания?

– Ты записал словосочетания сам или с помощью товарища?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Молодец! Ты не только правильно выполнил упражнение, но и объективно оценил свою работу.



.


Личностные УУД


-проявляется устойчивый познавательный интерес к русскому языку



Познавательные УУД

-учиться выявлять сущность, особенности объектов.

 на основе анализа объектов делать выводы



Коммуникативные УУД


Развиваются умения:

-слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

-оформлять свои мысли в устной форме;

работать в паре










































Регулятивные УУД

Развивается умение высказывать своё предположение на основе знаний полученных ранее.

-учиться прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
















Познавательные УУД.

-Развивается умение использовать знаково-символическое моделирование при составлении словосочетания;

-Формируется умение находить и выделять необходимую информацию в учебнике

-Формируется умение осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.


Коммуникативные УУД

Развивается умение слушать и понимать других.


Формируется умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.




Литература

1.Фундаментальное ядро содержания общего образования. Просвещение, 2011- (серия «Стандарты второго поколения»). 

2.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. Под ред.А.Г. Асмолова. М.,Просвещение, 2011- (серия «Стандарты второго поколения»).

3.Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов/ А.Г. Асмолов // Практика образования.-2008.- №2.

4.Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода. https://omczo.org/publ/393-1-0-2468

5.Лекция: «Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» / Учебно-методический комплекс, составлен доцентом кафедры начального образования, к.п.н. Хижняковой О.Н

6.Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002. – 176 с.

7.Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб., 2003. – 192 с.

8.Мередит К.С., Стилл Д.Л., Темпл Ч. Как учатся дети: свод основ: учебное пособие для проекта ЧПКМ. – М.: 1997.

9. «Теория и практика педагогического проектирования в системе повышения квалификации учителей начальных классов»/2011г., Хижнякова О.Н

10. Реализация ФГОС начального общего образования: методические рекомендации для руководителей и педагогов по составлению тематического планирования вариативных УМК (2 класс) ,1 часть, Ставрополь 2012, О. Н. Хижнякова, В.В. Журавлева


10


Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса "Культура общения"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: