Конспект урока для 2 класса «Правописание букв и, а, у после шипящих»



Тема: Правописание букв и, а, у после шипящих.

Цель:

  • обучающая: совершенствовать умение определять и писать орфограммы ча-ща, чу-щу, жи-ши;

  • развивающая: развитие наблюдательности, внимания и фонематического слуха;

  • воспитывающая: воспитывать уважение к правилам дорожного движения.

Тип: урок обучения умениям и навыкам.

Вид урока: стандартный

Прогнозируемый результат: умение определять и писать орфограммы

ча-ща, чу-щу, жи-ши.

Оборудование: картинки, доска, мел, учебники, диаграммы, мультимедийная доска, дерево с листочками, Кот в сапогах с мешочком, рыбки, звёздочки.



Ход урока.


  1. Организационный момент. СЛАЙД 1

  2. Психологический настрой учащихся (плакат)

— Улыбнулись друг другу, посмотрели на девочек на плакате у них хорошее настроение, мне хотелось, чтобы и у вас было хорошее настроение.

III. Работа в тетрадях Я тетрадочку открою

И как надо положу

Я друзья от вас не скрою,

Ручку я вот так держу.

IV . Проверка домашнего задания.

    1. Коллективная проверка (с.73 упр.173).

    2. Повтор алфавита по ленте букв (гласные, согласные, глухие, звонкие, парные согласные, йотированные)

V. Чистописание: (записать только отгадки)

1. Он ходит, голову задрав,
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он . . . (Жираф)

2. Хвост виляет,
Зубаста, а не лает. (Щука)

3.Что за звездочки такие.

На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь — вода в руке. (Снежинки)

4. Не портные,
А всю жизнь с иголками. жи)

5. Отгадай загадку: кто мы?
В ясный день сидим мы дома,
Дождь идет — у нас работа?
Топать, шлепать по болотам. (Галоши)

6. Две новые, кленовые
Подошвы двухметровые.
На них поставим две ноги,
И по большим снегам беги. (Лыжи)

7. Палочки волшебные,
Есть у меня, друзья,
Палочками этими
Могу построить я:
Башню, дом и самолет,
И большущий пароход. (Карандаши)

  1. Под полом таятся,
    Кошек боятся. (Мыши)

  2. В клубок свернуться,
    Взять не даются. (Ежи)

— Какое правило употребляли в этих отгадках?


VI. Сообщение темы и целей урока.


-Сегодня на уроке мы будем писать слова с орфограммами ча-ща, чу-щу, жи-ши.


В древнерусском языке все шипящие звуки были мягкими. В дальнейшем в литературном языке [ж] и [ш] отвердели, а [ч’] и [щ’] остались мягкими. Поэтому независимо от того, какая гласная буква следует за буквами ж, ш, ч, щ, звуки [ж] и [ш] произносятся твёрдо, а звуки [ч’] и [щ’] – мягко.

VII. Работа по картине. СЛАЙД 2

Рассмотри рисунок.

Кого вы видите на картине? Что делают звери? Какое время года изображено на рисунке? Весело ли зверятам? Найди ошибки. Спиши. Беседа о ПДД.

Настала зема. Выпал чистый пушыстый снек. Вьюга намела большие сугропы. Мышы и ежы взяли лыжы и пошли кататься с горки. Всем весело!

Вывод: жи – ши пиши с И.

VIII. Работа по учебнику, стр 75 упр 177 СЛАЙД 3

Угадай по ним пословицы. Спиши, подчеркни сочетание ШИ.

Шила в мешке не утаишь. Жирок да сахарок сделают пирожок.

IX. Диаграмма по

рядам.










X. Физкультминутка

Зайчик быстро скачет в поле –

Очень весело на воле!

Подражаем мы зайчишке,

Непоседы — ребятишки.


XI Работа по учебнику. Закрепление изученного. СЛАЙД 4

1. Стр.75-76 упр178 выполнить по заданию

Борис Степанович Житков был человеком разносторонних знаний и профессий: ихтиологом, инженером, штурманом парусника, капитаном научно-исследовательскокого судна, морским офицером, преподавателем физики и черчения. Любил детей и писал много для детей рассказов и стихов.

    1. Стр.76-77 отгадай загадки

А) Жвачное животное с очень длинной шеей и длинными ногами. (Жираф)

Жираф – самое высокое животное в мире. На длинной шее жирафы гордо несут маленькую головку с двумя рожками. Длинные передние ноги с крепкими копытами, надежно защищают от хищников. У них очень чуткий слух, острое зрение. Слова перевёртыши ЛЕВ, ЛЕОПАРД

Б) зимний вид спорта и любимое развлечение детей. (лыжи)

В) Какие животные носят еду на спине? (Ежи)

Ежи — бывают ушастые и длинноиглыми. Живут ежи около 6 лет. Питаются насекомыми, червями, жуками. На зиму залегают в спячку. Раз в год приносят 3-6 детёнышей. Слова перевёртыши СТРЕКОЗА, БАБОЧКА, ПЧЕЛА

XII. Познай мир. СЛАЙД

Как называется прибор для определения сторон горизонта?

Перед учител…м, перед пекар…м, перед сара…м

И- бинокль,

Е – компас.

Что можно назвать основным изменением в неживой природе осенью?

Б…ец, д…щечка, м…ряк.

О – похолодание,

А – листопад.

Беседа учителя:

На улице осень. Все деревья сбрасывают листву. И я хочу, чтобы наше дерево тоже не отставало от природы. (Срывают листочки)


Все слова на ЧА и ЩА –

Пища, чаща, роща, куча,

Саранча, кочан и туча,

Дача, гуща и свеча –

Пишем только с буквой А.


Все сочетания ЖИ и ШИ

Ты только с буквой И пиши:

Жирафы, мыши и моржи,

Шиповник, шипы, камыши,

Чижи, ужи, ежи, стрижи,

Машины и карандаши.


В сочетаниях, ЧУ и Щу

Пишем только букву У

Чум, чудак, чулок, чурбан,

Щука, чудо и чулан.



XII. Подведение итогов.


Всё это время за нами наблюдал Кот в сапогах. И у него осталось последнее задание для нас. Ему повезло на рыбалке. В воскресенье ему 3 раза попадались золотые рыбки, и каждая исполняла по 3 желания. 7 раз Кот просил у золотых рыбок бутерброды с колбасой, а остальные желания использовал на то, чтобы попросить по 1 кг рыбы Хек. Сколько кг рыбы принёс в воскресенье вечером Кот в сапогах с рыбалки.


(Кот в сапогах с мешком и у него 2 рыбки с заданием 1- д/зстр.77 упр. 181, 2- оценки звёздочки.)


XIII. Комментирование оценок.


XIV. Вывод:

— Как пишутся сочетания Жи – Ши? Ча-ща? Чу-щу?


XV. Домашнее задание: с. 77 упр. 181 — правило.






7


Свежие документы:  Конспект урока для 5 класса "Имя существительное – часть речи удивительная"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: