Конспект урока для 3 класса «Корень слова. Однокоренные слова»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Тогучинского района

Горновская начальная общеобразовательная школа Новосибирской области








Конспект урока

по русскому языку

в 3 классе

УМК «Перспектива»


«Корень слова. Однокоренные слова»








подготовила

учитель начальных классов

Сунцова Татьяна Викторовна








Цель: Формировать умение находить однокоренные слова по двум признакам.

Задачи:

  • уточнить представления о том, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково;

  • обогатить словарный запас обучающихся, расширить тематику самостоятельного высказывания;

  • способствовать развитию умения строить собственные высказывания на основе полученных знаний;

  • способствовать развитию умений и навыков грамотного безошибочного письма;

  • воспитывать любовь к родному языку и речевому творчеству, умению сотрудничать, доказывать и отстаивать свою точку зрения.


Ход урока


I.Организационный момент.


— Добрый день! Садитесь, пожалуйста. Пусть этот день сегодня действительно будет добрым и разбудит в каждом из нас лучшие чувства – желание слышать, понимать и поддерживать друг друга. Я хочу, чтобы этот урок был не только деловым, но и сохранил наше хорошее настроение.


II. Словарная работа.


— На доске записаны буквы. Вставьте гласные так, чтобы получились слова.

В Т Р (ветер)

Д Р В Н (деревня)

М Л Ь Ч К (мальчик)

С Л (село)

— Какие слова увидели?

— Запишите их. Подумайте, что в них общего? (Это существительные, ед.ч.. словарные).

— Сгруппируйте слова так, чтобы одно было лишнее. Назовите признак.

Здесь могут разные варианты ответов. ( Мальчик – одушевленное, кол-во букв больше, чем звуков. Деревня – 3 слога.).


III. Чистописание.

— В слове деревня обратите внимание на буквы согласных звуков. У каких букв есть одинаковые элементы написания? (д, в).

— Запишем разные комбинации сочетания букв.

дрвн нврд врдн и т.п.


IV. Самоопределение к деятельности.


— Из данных словарных слов найдите слова близкие по значению. (Деревня, село).

— Объясните значение этих слов. (Населённый пункт).

— если эти слова близкие по смыслу, значит я предполагаю, что они родственные. Права ли я? (Нет. Разные корни).

— Исходя из этого задания предположите, о чём пойдёт речь на уроке?

Учитель подводит итог высказываниям учащихся.

— Сегодня мы продолжим работу в подборе однокоренных слов и будем упражняться в выделении корня.


V. Работа над темой.


— Что называется корнем?

— Как вы считаете, являются ли слова деревня и дерево родственными? Обоснуйте ответ.

Учащиеся высказывают предположения.

— Прочитаем о происхождении слова деревня и узнаем, правы ли вы.

Данный текст дети читаю на слайде презентации.

«Деревня» – русское по происхождению слово. Первоначально словом «деревня» называли участок земли, очищенный от леса для земледелия, и только позднее так стали называть крестьянское поселение.

— В чём оказались правы? (Родство этих слов дальнее).

— В чём ошиблись?

— Как найти в слове корень?

— Выберите одно из этих слов, подберите родственные слова и разберите их по составу. Что должны помнить о написании корня в родственных словах?

Деревня Дерево

Деревенский Деревце

Деревушка Деревянный

Деревенька

Деревенщина

— Объясните значение слова деревенщина. (О грубом, простоватом человеке, жителе деревни).

— Какую пользу приносят деревья?


VI. Физминутка.


VII. Работа по учебнику.

Упр. 147, стр. 95.

— Прочитайте первое предложение. Что означает словосочетание берёзовая роща?

— Прочитайте второе предложение. Объясните, как появляется роса.

— Какое задание нам предлагают?

— Поработайте в парах и обсудите, какие буквы пропущены. Обоснуйте ответ.

При проверке учащиеся объясняют написание слов.

Игра «Зоркий глаз».

— Кто какие орфограммы ещё увидел?

— Запишите по выбору первое или второе предложения, подчеркните орфограммы.

— Для тех учащихся, кто раньше справится с задание, выполнить третье предложение.

— Посмотрите на все три предложения. Есть ли здесь однокоренные слова? (берёза, берёзовую).

— Какой корень у этих слов?

— Какими бы ещё словами вы бы дополнили?

— А берёза это плодовое дерево?

— Поработаем со слоговой таблицей и узнаем, что же нам говорит народная мудрость.


С – 21 – т — 44 107 – 104 – 29 34 п – 22 – 7 – м, а 120 – 22 – 109 – 6

34 107 – 2 – м.


— У кого что получилось?

— Проверьте, правильно ли записано у вас это предложение?

(Смотри дерево по плодам, а человека по делам).

— Как понимаете смысл этой пословицы?

— Вберите слово из пословицы по вашему желанию и подберите однокоренные слова.


Итог:

— Что можно сказать о нашей работе на уроке. Подведём итог.

— О каких словах мы говорили?

— Какие слова называются родственными?

— Добились ли мы поставленной цели?

-Для чего нам нужна была вся эта работа?


Рефлексия.


— Что вам понравилось в вашей работе?

— Вызвало ли у вас затруднение выполнение заданий?

— Сделали ли вы какое-то открытие для себя?

— Сохранили ли вы хорошее настроение?

— У меня тоже осталось чудесное настроение от нашей работы. Всем спасибо!



Свежие документы:  Сценарий урока для 5 класса "Отличие повествования от описания"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: