Конспект урока для 3 класса «Местоимение — закрепление»


Урок русского языка по проблемно — диалогическому обучению.

Учитель: Жила Ирина Васильевна

Класс: 3 класс

Тема: Местоимение — закрепление.

Цель: закрепить знания учащихся о местоимении,

Задачи:

  • формировать умение различать личные местоимения в тексте,

  • развивать умение наблюдать, сравнивать,

  • воспитывать чувство коллективизма, добросовестного отношения к работе.


Планируемые достижения учащихся на уроке: научиться различать личные местоимения в тексте и определять на кого или на что они указывают.


Оборудование: плакат, карточки для индивидуальной работы, М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова «Русский язык. Учебник для 3 класса. Часть 1.». Т.А.Байкова «Тетрадь для самостоятельной работы №1″.


Методы обучения: словесный, частично-поисковый, проблемно- диалогический.


Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир.


Ход урока


Урок начинается при входе в класс. «Входной билет» — назвать личное местоимение.

1. Организационный момент.

— Ребята, начнём урок русского языка.

— Что вы от него ждёте?

— Я уверена, что ваши ожидания оправдаются, если вы будете внимательными, организованными, дружными. А ещё для работы нам потребуется запас хорошего настроения. Давайте улыбнёмся друг другу. Я уверена, что ваши улыбки принесут вам радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов и творческих удач.


— А все ли смогли пройти на урок? Значит, вы сумели получить входной билет. Молодцы!

— Проверим, как вы готовы к уроку.

— Быть должны у нас в порядке ручки, книжки и тетрадки А девиз у нас какой?

— Всё, что надо, под рукой.


2. Проверка домашнего задания.


— Самоконтроль.

1. Сравни свою работу с образцом.

2. Найди ошибки и исправь их.

3. Дай качественную оценку своей работе.

Ученики получают карточки.


Я — 1 лицо, ед.число.

Оно — 3 лицо, ед. число.

Ты — 2 лицо, ед. число.


-Что было трудным при выполнении домашнего задания?


3. Минутка чистописания.

— Определите буквы, с которыми мы будем работать на минутке чистописания. Их две. Они находятся в словах загадки.


В лесу живёт,

Бурый цвет ему идёт. (медведь)


— Первая буква находится в группе существительных. Вторая буква находится в местоимении и обозначает согласный непарный по звонкости-глухости.

— (Д) Мы будем писать буквы Е и М. Буква Е находится в группе существительных — в лесу, цвет. Буква М находится в местоимении, она обозначает согласный звонкий непарный звук.

(Ее Мм Ем Ме медведь)

— Вспомните, как пишется слово медведь. (Мёдом ведает.)

— Где водится бурый медведь?


4. Актуализация знаний.

— Прочитайте предложения. (Медведь водится в лесу. Медведь хоть на кривых лапах, но быстро бегает.)

— Как избежать повтора слов?

— Словами какой части речи можно заменить повторяющиеся слова?

-А к какой части речи относятся те слова, которые можно заменить личными местоимениями?


5. Повторение изученного о местоимении.


— Сегодня мы постараемся вспомнить о местоимении то, что изучали.

— Что такое местоимение?


— Назовите личные местоимения.

— Мы с вами знаем тему сегодняшнего урока. А какую же цель мы поставим перед собой?

(На доске запись: повторить (личные местоимения)

учиться (находить личные местоимения в тексте)

определять (слова, на которые указывают местоимения)


— Обратимся к учебнику. Рассмотрим таблицу личных местоимений.

Единственное число Множественное число

1-е лицо я мы

2-е лицо ты вы

3-е лицо он, она, оно они



— Прочитайте вопросы.

— Сейчас, используя эту таблицу, мы вспомним правила написания писем.

— Какими местоимениями ты пользуешься, когда пишешь письма?

-(Д) Когда я писала письмо в клуб «Ключ и Заря», я использовала местоимения «вы» и «ты». К Анишит Йокоповне я обращалась «Вы», потому что она взрослый человек, а к Маше, Мише и Косте — «ты», потому что они мои ровесники.

— А на что указывает местоимение «оно»?

— (Д) Местоимение «оно» указывает на предмет среднего рода, о котором идёт речь. На небе появилось солнышко. Оно ярко светит.

— А о ком ты составила предложение?

— В каких случаях мы используем местоимение «они»?

— (Д) Местоимение «они» мы используем, когда говорим о нескольких предметах. На дереве висели яблоки. Они уже созрели.


6. Физминутка.


Я иду, и ты идёшь — раз, два, три. (Шагаем на месте.)

Я пою, и ты поёшь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.)

Мы идём, и мы поём — раз, два, три. (Прыжки на месте.)

Очень дружно мы живём — раз, два, три. (Шагаем на месте).


7. Тренировочные упражнения.


— Назовите местоимения, которые вы услышали при проведении физминутки.

— На кого указывает местоимение «я»? («ты», «мы»)


— Поработаем с учебником. Упражнение 49. Прочитайте отрывок из текста.


«Ника был вовсе не маленький мальчик. Он даже в школу ходил. Но он не мог сам одеваться. Его одевали папа с мамой. А раздеваться Ника почему-то мог. Папа с мамой бывало ему говорят: «Ведь ты сам разделся. Теперь сам попробуй одеться». А он машет руками: «Я не могу, я не умею:» Папа с мамой его убеждают: «Мы не можем одевать тебя всю жизнь!» А он ногами стучит, согласиться не хочет: «Вы же мои родители!» Так они Нику и не уговорили самого одеваться. И зря: Вот что вышло:»


— Много ли в тексе личных местоимений? Понимаете, на кого указывает каждое из них? Прочитайте только те предложения, где местоимения указывают на родителей Ники.


— Сколько людей участвуют в разговоре? Назовите их. Найдите те местоимения, которые указывают на то, что людей несколько.


— Каким местоимением пользуется Ника, когда говорит сам о себе?


— Каким местоимением пользуются родители, когда говорят сами о себе?


— Каким местоимением пользуются родители, когда обращаются к Нике?


— А каким пользуется Ника, когда обращается к родителям?


— Каким местоимением пользуется автор, когда говорит о родителях Ники? А о самом Нике?


8. Самостоятельная работа.


Постарайтесь записать текст правильно. Найдите в тексте личные местоимения и выпишите их со словами, на которые они указывают.


1) Лопух интересно размножается. Его плоды крепко держатся за одежду человека. Они крепятся к ней с помощью колючек.


2) Лопух — лекарственное растение. С его помощью легко снимается боль. в нём очень много витаминов.


3) Ещё природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну прослышала она

И ей невольно улыбнулась.


(В карточках для слабых учащихся подчеркнуть слова, на которые указывают местоимения.)


9. Итог урока.

— Вставьте на месте пропусков нужное местоимение. (Запись на доске.)


___ карандаш с бумагой взял,

Нарисовал дорогу,

На __ быка нарисовал,

А рядом с ___корову.

__ сделал розовым быка,

Оранжевой — дорогу.

Потом над ___ облака

Подрисовал немного.


— Какие слова вставили? Какой частью речи они являются? Назовите слова, на которые указывают местоимения. Какой частью речи они являются?


10. Домашнее задание.


1-ый уровень. Тетрадь для самостоятельной работы №1. № 32, с. 37.


2-ой уровень. Найти в учебнике «Литературное чтение» и выписать 5 предложений с местоимениями. Указать лицо и число. Подчеркнуть слова, на которые указывают местоимения.


3-ий уровень. Творческое задание. Написать фрагмент письма, используя местоимения.


11. Рефлексия.


— Если вы чувствовали себя на уроке комфортно и справились со всеми заданиями, положите свой билет в зелёный конверт. Если при выполнении некоторых заданий вам потребовалась помощь — в жёлтый. Если пока ещё многие задания были для вас трудными — в красный.

Поделиться…

Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса "Глагол как часть речи"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: