Конспект урока для 4 класса «Имена склоняются, а глаголы»






Урок по русскому языку в 4 классе.

Тема: «Имена склоняются, а глаголы…»

(4 класс, УМК Гармония)

Цель: знакомство с понятием спряжения глагола

Задачи:

Образовательные:

  • формирование умения определять спряжение глагола по его окончанию;

  • закрепление знаний о склонении имен существительных

Развивающие:

  • развитие речи детей, познавательного интереса, умения сравнивать и обобщать

Воспитательная: воспитание любви к родному языку



Оборудование:

  • компьютер, мультимедийный проектор;

  • презентация;

  • учебник М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» 4 класс, часть 2;

  • тетрадь – задачник М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» 4 класс, часть 2;

  • тетрадь для самостоятельной работы Т.В. Корешкова, «Потренируйся!», 4 класс, часть 2

Ход урока

  1. Организационный момент.



В путешествие, друзья,

Приглашаю вас я.

И с собой прошу вас взять

Ручку, карандаш, тетрадь.

В пути вам нужно быть внимательными,

Наблюдательными и старательными.





  1. Словарная работа.

Учитель: Следующим этапом нашего путешествия будет игра «Будь внимательным». Перед вами словарные слова, в которых пропущены буквы. Вам предстоит правильно вставить буквы и записать слова в тетрадь.

(Учащиеся вставляют нужные буквы в слова)

Слова: календарь, капуста, картофель, кефир, кипеть, клеить, комбайн, комната, коридор, красить, кровать.



  1. Сообщение темы урока.



Учитель: На какие две группы можно разделить эти слова?

(Имена существительные и глаголы)

Учащиеся группируют слова на доске.

Учитель: вспомните, что мы знаем о имени существительном.

( Это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет )

Учитель: как изменяются имена существительные?

( По числам и по падежам)

Учитель: что значит, изменить им. существительное по падежам?

(Просклонять)

Учитель: Молодцы! Теперь вспомните, что такое глагол?

(Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действие)

Учитель: как могут изменяться глаголы?

( по временам, по числам, по родам и по лицам)

Учитель: Глаголы в каком времени изменяются по родам?

( В прошедшем времени, в ед. числе)

Учитель: Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени?

(По лицам и числам)

Учитель: Сегодня на уроке мы узнаем, как называется изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам?



  1. Изучение нового. Работа в тетради.

Учитель: Откройте тетрадь – задачник на стр. 25, упр.381. Прочитаем короткий рассказ.

Прилетела пчела. Я всегда пчёл боялся. Вдруг они ужалят?

А теперь не боюсь. Если пчелу не обижать, то и она не тронет.

— Пчела, не тронешь?

— Не трону. Неохота мне нападать. Если ужалю, сама умру.



Учитель: Какие слова автор при употреблении изменяет? Выпишите их в разные столбики. Не забывайте про частицу не.

Учащиеся работают на доске и в задачнике, заполняют таблицу.

Им. сущ

Гл.

Гл.

Гл.

Пчела

Боялся

Ужалят

Не тронет

Пчёл

Не боюсь

Ужалю

Не тронешь

Пчелу



Не трону

Падеж, число

время

число

лицо



Учитель: под каждым столбиком подпишите, как изменялось слово.



Учитель: изменим существительное пчела по падежам. Вопросы будем задавать устно.

Учащиеся работают на доске и в тетради.

Учитель: каким научным словом назовём изменение им. существительного?

(Склонением.)

На доске открывается надпись.

Учитель: продолжим работу в задачнике. Упр. 383, стр. 26

Учитель: В каком времени был употреблён глагол боялся? Выделим примету этого времени.

Дети на доске выделяют суффикс л, примету прошедшего времени.

Учитель: Запишите глагол, соединяя его со словами пчела и пчёлы. Что изменяется в глаголе? Выделите эту часть слова.

Дети дописывают слова.

Пчела боялась. Пчёлы боялись.

Учитель: как изменяются глаголы прошедшего времени? Какая часть слова об этом сообщает?

Учитель: попробуйте к формам боялся, боялась подставить личные местоимения я, ты.

На слайде открывается шторка, дети переносят местоимения к глаголам.

Учитель: изменяются ли формы глаголов?

Учитель: а теперь к форме боялись подставьте вы, они. Изменилась ли форма глагола?

Учитель: так умеют ли глаголы прошедшего времени изменяться по лицам? А как они изменяются?



  1. Физкультминутка.

  2. Изучение нового. Работа в тетради.

Учитель: вернемся к заполненной таблице на стр. 25 задачника. Назовите выписанные глаголы с частицей не.

( не боюсь, не тронет, не тронешь, не трону)

Учитель: Какой из них в настоящем времени, а какой – в будущем?

Учитель: Откроем стр. 27 задачника. Еще раз запишите тот глагол, который в будущем времени в указанном порядке. Устно подставляйте местоимения.



Учащиеся работают на доске и в тетради – задачнике.




Мест.

Ед.ч.

Мест.

Мн.ч.

1 — е л.

я

трону

мы

тронем

2 – е л.

ты

тронешь

вы

тронете

3 – е л.

он, она

тронет

они

тронут



Учитель: Как изменяли глагол?

( по лицам и числам)

Учитель: Изменение глаголов по лицам и числам (в настоящем и будущем времени) называется спряжением.



  1. Первичное закрепление.

Учитель: Склонять имена существительные, прилагательные и местоимения вы уже умеете. Теперь вы часто будете получать задание: проспрягать глагол. Что значит, проспрягать глагол?

Учитель: Проспрягаем в тетрадях глагол класть. Чтобы помочь себе, сделайте в тетради такую же таблицу как на доске.



  1. Итог урока.

Учитель: Итак, как же мы ответим на вопрос: «Имена склоняются, а глаголы…»?

(Спрягаются)

Учитель: В любом ли времени можно глаголы спрягать?

(Только в настоящем и будущем)

Учитель: Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения:

Мне удалось…

Мне понравилось…

Я могу похвалить себя за…



  1. Домашнее задание.

Учитель: Дома выполните упражнение 389, выучите правило на стр. 24



Учитель: Урок окончен. Всем спасибо за работу

6



Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса "Обобщение знаний об именах прилагательных"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: