Конспект урока для 4 класса «имена собственные»


Тема: имена собственные

Класс: 4

Цель:

— формировать умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственные;

— развивать наблюдательность, внимание, умение сравнивать слова;

Воспитать любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию;

— расширить кругозор учащихся.

Ход урока

  1. Орг. Момент

Прозвенел звонок для нас.

Вы зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо

Все легонечко вздохнем

И урок мы наш начнем.


  1. Закрепление знаний

— Итак, ребята, давайте вспомним, с какими темами мы знакомились на предыдущих уроках? (названия действий, предметов, признаков)

— На какие вопросы отвечают названия предметов? (кто? что?). А чем отличаются эти слова? (На вопрос кто? отвечают слова – одушевленные, а на вопрос что? – слова неодушевленные).

— Молодцы! А на какие вопросы отвечают названия действий? (что делает? что сделает? что будет делать?)

— Молодцы!

— На какие вопросы отвечают названия признаков? (какой? какое? какие?)

— Молодцы! А теперь, ребята, все внимательно посмотрите на доску. Здесь даны слова, кто нам прочитает? (Москва, красивый, пришел, Марина, доска, зеленый, увидел, Иванов, посмотрел, книга, муравей, хмурый).

— Нам нужно распределить слова по группам «На названия действий, признаков и предметов»

Названия предметов

Названия действий

Названия признаков




  1. Изучение новой темы

— Молодцы! А теперь прочитайте, какие же слова остались? Эти слова нужно распределить еще на две группы. На какие группы можно распределить эти слова? (Слова, которые пишутся с большой и маленькой буквы)

— Почему вы их так распределили? ( ответы детей)

— Молодцы! Имена людей, фамилии, отчества, клички, названия городов, деревень, озер и рек – это имена собственные. Они всегда пишутся с большой буквы.

4. Работа по учебнику

— Открываем тетради, записываем дату и тему нашего сегодняшнего урока. Запишите эти слова в тетрадь.

— Открываем учебники на странице 112, упражнение 2,3,4.

5. Закрепление изученного материала

— Ребята, вчера нашему классу пришло письмо от почтальона Печкина. Он нас просит уму помочь разобраться в обозначении слов. Он сделал таблицу и не может заполнить его. Поможем ему?

— У вас на партах лежат таблицы, но таблицу мы будем заполнять с помощью отгадывания загадок. Ответы будем записывать в левый столбик, а обозначения в правый столбик. Готовы?

1. Той девочки прекрасней нет,

Той девочки нет умней,

И Пьеро, ее вздыхатель,

Целый день поет о ней. (Мальвина)

2. В какой деревне жил дядя Федор со своими друзьями? (Простоквашино)

3. В Простоквашино живет

Все хозяйство там ведет.

Адрес точно я не знаю,

Но фамилия морская. (Матроскин)

  1. Продолжите фразу: Лиса Патрикеевна, Кот Котофеевич и Михайло … (Потапыч)

  2. Как звали любимую корову кота Матроскина? (Мурка)

  3. Самое глубокое озеро. (Байкал)

  4. Столица Республики Бурятия (Улан-Удэ)

— Молодцы! А теперь напишем в правый столбик обозначения этих слов. Что обозначает слово Мальвина? (имя)

Простоквашино – деревня

Матроскин – фамилия

Потапыч – отчество

Мурка – кличка

Байкал – озеро

Улан-Удэ – город.

— Значит, какой можно сделать вывод? Что имена, фамилии, названия городов, деревень, клички животных, озера, реки – это имена собственные. И как они пишутся? (С большой буквы)

— Молодцы! А теперь мы с вами попробуем составить рассказ с этими словами.

— Мы помогли почтальону Печкину. И мы уже готовы отправить ему ответ.

6. Итог урока

— С какой новой темой мы с вами познакомились?

— Что такое имена собственные? Как они пишутся?

7. Оценивание

8. Домашнее задание стр. 112 Упр. 1



Свежие документы:  Конспект урока на тему "Закрепление понятия о согласовании"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: