Конспект урока для 4 класса «Изменение частей речи по числам и родам»




Автор: Каширина Людмила Васильевна

Учитель начальных классов

МАОУСОШ №22

Г.Таганрога, Ростовской области


Урок по русскому языку

4 класс

Программа 2100.






Технологическая карта урока.

Тема: «Изменение частей речи по числам и родам».


2.Результаты деятельности:

2.1. Личностные (ЛР):

— устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом;

— устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

— осознавать роль орфографии и речи в жизни людей;

— формировать потребность быть грамотным человеком;

— устанавливать нравственные нормы при работе в группе ;

— осуществлять самоконтроль;

2.2. Метапредметные (МПР):

регулятивные умения:

— готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;

— определять и формулировать цель деятельности на уроке;

— осознавать последовательность действий; работать по плану, инструкции, алгоритму;

— высказывать свои предположения на основе учебного материала;

познавательные умения:

— ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания);

— находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

— проводить анализ учебного материала, его классификацию и систематизацию;

— делать выводы в результате совместной работы учителя и класса;

— отличать верно выполненное задание от неверного;

коммуникативные умения:

— донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме;

— аргументировать свою точку зрения;

— слушать и понимать речь других;

— учиться общаться; обмениваться опытом при совместной работе.

2.3. Предметные (ЛР):

— правильно списывать слова, проводить самопроверку;

— видеть несоответствие произношения и написания в слове;

— находить в словах изученные орфограммы по определенным признакам;

— писать слова с безударными гласными в корне, проверяемыми и не проверяемыми ударением;

— обозначать на письме проверяемые и непроизносимые согласные звуки;

3. Цель- создание условий для систематизации знаний учащихся об изменениях частей речи по числам и родам, формирования умения действовать по алгоритму (безошибочно писать окончания прилагательных, решать орфографические задачи).

Задачи-

Образовательная – Сформировать у учащихся представление о том, что существительные бывают м. р., ж. р., с. р ,а прилагательные и глаголы в прошедшем времени изменяются по родам. Продолжить формирование навыка грамотного письма .Формирование компетенций младших школьников: коммуникативной, организационной, интеллектуальной.

Воспитательная – воспитание у учащихся уважения к русскому языку и культуре речи.

Развивающая :-Сформировать общий приём умственных действий(анализа ,классификации, синтеза, нахождение лишнего, выделение общего.)


Этап урока

/учебная ситуация

Результаты этапа

Цель этапа

Взаимодействие в образовательном процессе

Определяется в зависимости от планируемых результатов и содержания деятельности по их достижению

Система ценностных отношений

Сформированные УУД

Система преметных знаний (ЗУНы в предметной области), действия с предметным содержанием (опыт решения проблем, опыт творческой деятельности, ценностей)

Формирование и развитие системы ценностных отношений к ЛР, МПР и ПР и их достижению

Действия педагога

Действия обучающегося

Организует ситуации решения учебной задачи, направленной на достижение планируемых результатов, управление действиями обучающихся по достижению этих результатов

Решают учебную задачу, выполняют действия, направленные на достижение планируемых результатов и осознание ценности этих достижений

1. Самоопределение к деятельности

Орг. момент

Формальная готовность к уроку.

Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль Оценка, самооценка.

Формирование и развитие ЦО к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности (на уроке)

Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы: «Каждый день жизнь прибавляет нам частицу мудрости». Как вы ее понимаете?(ответы детей)

Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Я надеюсь, что сегодня каждый из вас сможет поделиться с остальными богатством из своих сундучков.





Узнаем что-то новое.

2. Актуализация знаний, мотивация

Воспроизведенные знания и способы действия.

Осознание необходимости получения новых знаний

Воспроизведение знаний и способов действий необходимых и достаточных для открытия новых знаний

Определение границ знания и незнания

Запишите число.

Мин чистописания Рр ( на мониторе показ написания)

Из словаря выписать слова с буквой « р » в три столбика.

(на мониторе слова )

Учитель: По какому признаку разбили слова на три группы?


Дети в тетрадях пишут число.


Запись букв Р.р

Запись словарных слов с буквой «р»



По родам.


3. Постановка учебной задачи

Сформулированная и зафиксированная (вербально, с помощью схемы, модели…) учебная задача (самостоятельно или в совместной деятельности с учителем).

Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения (самостоятельно или в совместной деятельности с учителем).


Учитель: На доске тест. Из данного теста выберите правильное высказывание.


  1. По родам изменяются существительные, прилагательные, глаголы.

  2. По родам изменяются только прилагательные.

  3. Существительные бывают мужского рода, женского рода, среднего рода, а прилагательные и глаголы прошедшего времени, изменяются по родам.



Учитель: Чему сегодня на уроке мы будем учиться?


И в итоге нашей совместной деятельности вы найдёте правильное высказывание.






Учащиеся: Высказывают разные мнения. Многие выбрали правильный вариант, но не все.


















Учащиеся: Определять род частей речи и изменять части речи по родам.





4. Решение учебной задачи

Новое знание, понятие, правило, способ (алгоритм) деятельности, способ использования алгоритма

Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания, понятия, правила, способа деятельности





1

к

л

а

с

с

2

т

о

п

о

р





3

м

а

л

и

н

а


4

с

к

в

о

р

е

ц





5

б

а

н

а

н



6

г

о

р

о

х


7

я

з

ы

к














Учитель: Какое слово лишнее?

Приведите примеры им. существительных ж. р.


Назовите слово отгадку кроссворда.

Какого рода сущ. колобок?

Из какой зерновой культуры пекут колобок?

Назовите зерновую культуру с.р.

Учитель обращает внимание на текст, написанный на доске:


Пш…ница, рож.., ячмень, овёс, просо, гречиха к…л…сятся на п…лях. Это наш… к…рмильцы. Их называют ещё ж…то, от слова жить.


Учащиеся: С помощью загадок разгадывают кроссворд. Заполняя кроссворд, дети вспоминают

и проговаривают изученные орфограммы.







Малина, т.к. оно ж. р.

Несколько слов по выбору учителя записывают в тетрадь, проговаривая орфограммы.

Колобок.

М.р

Пшеница, рожь -ж. р.

Просо




В ходе работы над текстом учащиеся решают орфографические задачи, заменяют звуки буквами ,пишут текст по памяти. Над существительными указывают их род. Вспоминают несколько пословиц о бережном отношении к хлебу.















5.

Закрепление

(Работа в группах)
















Формирование и развитие правильного написания окончаний имён прилагательных.

Учитель: У какого существительного род не определили? Почему?

-Составьте словосочетание с существительным во мн. ч.

-Какую ещё часть речи использовали при составлении словосочетаний?

-Какого рода им. прилагательные? Почему?

Ну а сейчас немного отдохнём

.Физминутка.



Составьте из данных слов словосочетания( зависимое слово-прилагательное)

Дерево вьюга окно

Зима хлеб туча

Ветер небо снег

Книга дуб чашка

Солнце пальто яблоко


Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на прилагательные в словосочетаниях. Почему прилагательные находятся в этих родах?



Учитель: Найдите в нашем тексте глаголы.

Можно ли определить их род? Почему нельзя?

-На доске написаны глаголы. Найдите глагол у которого можно определить род.

Посмотрю

Учусь

Выбежала

Шествовать..

выбежала

Кормильцы, во мн. ч. род не определяется.


-дорогие кормильцы..и т.д.

-имена прилагательные

-прилагательные такого же рода и числа, что и существительные




Ученики в группах составляют словосочетания, выделяют окончания у прилагательных. (Работа выполняется на больших листах и вывешивается на доску.) Представитель «первой» группы объясняет правописание окончаний прилагательных.



Прилагательное зависит от существительного, его рода и числа.




Колосятся, жить

Нет. Настоящее время и неопределённая форма.



Выбежала -ж.р., т.к.глагол стоит в форме прошедшего времени


6. Самостоятельная работа с взаимопроверкой в группах..

Умение применять алгоритм, правило в самостоятельной деятельности

Формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий.

Учитель: Составьте предложения каждая группа со своими словосочетаниями(каждый самостоятельно), обязательно глагол стоит в форме прошедшего времени.


Дети выполняют задание ,взаимопроверка в группах.

7. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов

Использование нового знания, правила, способа (алгоритма) деятельности с ранее в условиях решения задач и выполнения упражений

Формирование и развитие ЦО к обобщению знаний и способов действий, повторению ранее усвоенных ЗУНов.

Учитель: -Давайте ещё раз вернёмся к тесту, с которого начинался наш урок.


  1. По родам изменяются существительные, прилагательные, глаголы.

  2. По родам изменяются только прилагательные.

  3. Существительные бывают мужского рода, женского рода, среднего рода, а прилагательные и глаголы прошедшего времени, изменяются по родам.


Какой вариант вы выбрали?












Существительные бывают мужского рода, женского рода, среднего рода, а прилагательные и глаголы прошедшего времени, изменяются по родам.


8. Оценка

Умение определять уровень овладения новым знанием, правилом, способом деятельности

Формирование и развитие ЦО к самооценке знаний и способов действий.

Чем мы с вами занимались на уроке?

Осталось ли что то непонятным?

Поставьте себе оценку. Выставляя оценку руководствуйтесь такими нормами.(на доске нормы) Учитель благодарит учащихся за деятельность на уроке. Называет оценки.

Поднимите руки, кто хотел бы улучшить результат?

У вас будет такая возможность. Упр №21 ваше дом. задание.


9. Итог занятий. Рефлексия деятельности

Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности

Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения.


Что вам понравилось на уроке?

Какое задание вы выполняли с большим удовольствием?


Учитель: Спасибо за урок! Желаю вам успехов во всех ваших делах. Думайте! Действуйте! Творите!

Ребята рисуют на листе бумаги своё настроение. По желанию рисунок вывешивают на доску.





7


Свежие документы:  Конспект урока на тему "Конфликты в межличностном общении"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: