Конспект урока для 4 класса на тему «Глаголы-исключения»


Тема: Глаголы-исключения.


Цели: 1) познакомить учащихся с глаголами-исключениями;

2) научиться распознавать спряжение глаголов и обосновывать написание

безударных окончаний;

3) способствовать формированию интереса к предмету, умение прогнозировать,

организовывать и оценивать свою деятельность.


Оборудование: сигнальные карточки, алгоритмы, таблицы.


Ход урока.

  1. Самоопределение к деятельности.

На доске написана пословица: Не выучишь неволей – выучишь охотой.

( Дети объясняют смысл пословицы.)

— А вы хотите много знать?

— Все получится. Приступим к работе. Какую орфограмму я выделила?

( На конце глаголов во II лице пишется ь.)

— Глаголы какого спряжения?

— В 3-м лице множественного числа? ( ат, ят)

— А глаголы I спряжения какие окончания имеют? (ут, ют).


Чистописание: ишь ешь.


— Вернемся к пословице. Как вы понимаете слово неволя? Какие люди попадают в неволю? ( Люди, нарушающие законы, принятые в обществе)

— Как называют людей, обладающих сверхъестественными способностями?

( Уникум – уникальный, необыкновенный, исключительный в чем-то человек.)

— Перейдем от общественных понятий к предметам. Какое общее свойство имеют все металлы? ( Они твердые.)

— А нет ли такого металла, который находится в жидком состоянии? ( Ртуть.)

— А в математике: на все числа можно делить. А на 0?

— Оказывается, какую бы область познания мы не взяли, везде есть примеры, где не все подчиняется принятым законам.


  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

На доске стихотворение: Чтобы курицу соседки

Чисто наголо побрить,

Надо бы на табуретке

Две салфетки постелить.

-Это, конечно, шуточное стихотворение. Вредные советы. Какой детский поэт их замечательно пишет?

-Какого спряжения эти глаголы?

-Давайте вспомним алгоритм: № 1, .№ 2, .№ 3.


III. Постановка учебной задачи.

2 ученика у доски, остальные в тетрадди спрягают глаголы брить, стелить.

Что заметили необычного? (Они не подчиняются правилу, закону) Как их можно назвать?

Дети сами формулируют, тему и цели урока.

Мы можем их спряжение определить по нашему алгоритму? (Их надо запомнить. И при опеделении спряжения глаголов, нужно вспомнить, не является ли глагол исключением.


1V. Построение проекта выхода из затруднения.

1. Прочитайте пословицу:

Не умел держать за крылышки – так за перышки не удержишь.

Что вы заметили?

2. Прочитайте отрывок из сказки Пушкина:

К морю лишь подходит он,

Вот и слышит будто стон…

Видно, на море не тихо.

Смотрит – видит: дело лихо…

Давайте понаблюдаем окончания глаголов. Нет ли здесь необычного? Что мы можем о них сказать? Почему?

7 глаголов на –еть, 4 глагола на –ать 2ого спряжения. Их надо запомнить.

3. Запись под диктовку:

Смотреть, все слышать, видеть,

Зависеть, ненавидеть,

Вертеть, держать, дышать,

Терпеть, обидеть, гнать.

4. Работа в парах: выучить и рассказать друг другу.


V. Первичное закрепление.

(текст на доске) Тихо в лесу. Перелетает с дерева на дерево пугливый рябчик. Смело бежит волк по знакомому следу. Хорошо знает он дорогу в свое логово. Сидит на голом суку головастый совенок. Серый часовой видит жизнь зимнего леса, слышит малейший шорох и хруст.

Как надо действовать, чтобы правильно написать окончания глаголов? (по алгоритму)


VI. Самостоятельная работа.

Упр. 480.

Проверка: Прочитайте глаголы I спр. (их здесь нет)


VII. Включение в систему знаний и повторение.

(работа с сигнальными картами)

— Зеленого цвета. Глаголы I спр. легко отличить от глаголов II спр. только тогда, когда их личные окончания … (стоят под ударением)

— Желтого цвета. Будь осторожен: не спутай –е или –и. Если у глагола безударное окончание, то … (его надо поставить в н.ф. Если –ить – II спр, не –ить – I спр.)

— Красного цвета. Глаголы – исключения.

Несешь кормит гоняет

Говорит собирают держит

Бежишь красит смотрят

Спешат диктует видит

Поют вянет дышишь

Идут красишь стелет


VIII. Подведение итогов. (Рефлексия деятельности)

— Над какой темой мы сегодня работали?

— Почему эти глаголы являются исключениями?

— Как у них определить спряжение?

— Мы достигли поставленной цели?


Д/з: выучить глаголы — исключения, упр. 483, (сочинение о гл. – искл.)




Свежие документы:  Урок биологии в 7 классе по теме: «Понятие о природном сообществе, как биологической системе и экосистеме»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: