Конспект урока для 4 класса «Понятие о предложении»


Тема: Понятие о предложении

Цели урока:

  1. Формирование представлений о распространенных и нераспространенных предложениях; введение в активный словарь учащихся термина второстепенные члены предложения.

  2. Совершенствование орфографических навыков. Развитие мышления, умение рассуждать.

  3. Воспитывать интерес к изучению русского языка.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Ребята, о чем мы говорили на предыдущих уроках русского языка?

Дети: Мы говорили о предложениях.

Учитель:: Все ли вы знаете о них?

Дети: Нет.

Учитель: Хотели бы узнать? Сегодня нам предстоит большая и серьезная работа, познакомиться с видами предложений. Давайте постараемся получить от этой работы удовольствие.

3. Словарно-орфографическая работа.

Учитель: А начнем урок с работы над словарными словами. Составьте из данных сочетаний букв словарные слова, которые начинаются с буквы “С”.

ГИОСАП, КАООРС, РЕСВЕ, ОБСАКА, ТСОЦАЛИ, АРАСХ.

Дети: Сапоги, сорока, север, собака, столица, сахар.

Учитель: Запишите слова в тетрадь, поставьте ударение и подчеркните непроверяемую безударную гласную. (Проверка: учащиеся меняются тетрадями с друг другом)

4. Актуализация знаний.

Учитель: Назовите главные члены предложения.

Дети: Подлежащее и сказуемое.

Учитель: Чем в предложении может быть выражено подлежащее?

Дети: Существительным, местоимением и другими частями речи.

Учитель: Чем может быть сказуемое?

Дети: Сказуемое может выражаться глаголом, именем существительным и другими частями речи.

Учитель: Какую речь приятно слушать?

Дети: Спокойную, размеренную, без добавления слов “ну, э-э-э” и т. д.

Учитель: О ком в народе сложили пословицу: «Говорит, словно горох сыплет о стену»?

Дети: О тех, кто говорит очень быстро.

5. Изучение нового материала.

1. Анализ языкового материала.

Учитель: Прочитайте текст, записанный на доске.

Днем и ночью мчатся по дороге машины. Рядом с дорогой стоит школа. Ребята посадили вдоль дороги тополя. Деревья охраняют школу от шума и пыльных туч. Зимой тополя задерживают снег. А знойным летом деревья спасают от жары.

Учитель: О чем текст?

Дети: О тополе.

Учитель: Какую пользу приносит это дерево?

Дети: Тополь очищает воздух, задерживает снег, спасает от жары. 
Учитель: А что еще вам известно об этом дереве?

Дети: Один тополь выделяет кислорода столько, сколько три липы, четыре сосны или семь елей. Тополя не прихотливы, очень быстро растут. Если весной посадить в землю черенок высотой тридцать сантиметров, то уже к осени вырастет метровое дерево.

Тополиный лист очень гладкий и с него легко слетают или смываются дождем мелкие частицы пыли. Он свисает на длинном черенке, благодаря этому листья очень подвижны и хорошо улавливают пыль.

Учитель: Назовите главные члены каждого предложения.

Дети: Мчатся машины. Стоит школа. Ребята посадили. Деревья охраняют. Тополя задерживают. Деревья спасают.

Учитель: А теперь прочитайте текст, используя только главные члены предложения. Все ли понятно?

Дети: Нет.

Учитель: А что помогает, уточняет прочитанное?

Дети: Другие слова, другие члены предложения.

Учитель: Эти члены предложения называются второстепенными членами предложения.

2. Осознание формулировки определения понятия.

Дети: Подлежащее и сказуемое — это главные члены предложения. Второстепенные члены предложения служит, чтобы уточнить прочитанное.

3. Запись текста.

Учитель: Выпишите из текста предложения, которые рассказывают о пользе тополя. Подчеркните главные члены предложения.

Учитель: Сделайте вывод, используя это правило.

Дети: Предложения могут быть распространенными, если в них есть второстепенные члены предложения и нераспространенными, если нет второстепенных членов предложения.

6. Физкультминутка

7. Закрепление.

1. Орфографическая зарядка.

Учитель: Я читаю слова с проверяемой безударной гласной, а вы должны подобрать проверочное слово .

Дожди, плохой, сова, медовый, земля, пчела, река, гора, грачи, ведро, моряк.

2. Работа с пословицами.

Учитель: Ребята, прочитайте слова и рассмотрите схемы. Попробуйте составить предложения пословицы, так чтобы они соответствовали данным схемам.

Шутка, не, руки, до, умелые, доведет, скуки, знают, плохая, добра, не.

Дети: Плохая шутка до добра не доведет. Умелые руки не знают скуки.

Учитель: Как вы понимаете эти пословицы? Запишите ту пословицу, которая вам понравилась больше.

3. Распространение предложений.

Учитель: Послушайте отрывок из стихотворения А. Плещеева.

Осень наступила. Высохли цветы. 
И глядят уныло голые кусты. 
Вянет и желтеет травка на лугах,
Только зеленеет озимь на полях.

Учитель: Встретили ли вы нераспространенные предложения? Какие?

Дети: Осень наступила. Высохли цветы.

Учитель: Распространите их, т. е. добавьте второстепенные члены предложения.

4. Игра «Кто быстрее?».

Учитель: Каждому ряду я раздам листок с текстом, где по очереди вы должны выделить главные члены предложения. Какой ряд быстрее и качественнее выполнит эту работу, тот и выиграет.

По воскресеньям мы с папой гуляем в парке. На прогулку я всегда беру угощение для птиц и зверей. Мы крошим хлеб и бросаем крошки уткам. Белочку я кормлю из рук печеньем.

(При проверке используется взаимопроверка.)

5. Работа с предложением.

Учитель: Запишите в тетрадь предложение

Метель очень ласково одела деревца елового царства.

Учитель: Теперь выпишите первую букву каждого слова. Какое слово у вас получилось?

Дети: Молодец!

Учитель: Вы действительно молодцы, очень хорошо поработали!

8. Итог урока.

Учитель: Что нового вы узнали на уроке?

Какое задание понравилось больше? Почему?

Что не удалось выполнить сразу? Почему?

С каким настроением заканчиваем урок?

Свежие документы:  рабочая программа Р.Я. 6 кл.

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: