Конспект урока для 7 класса «Союз»



«Люби и знай русский язык».

Обобщение и систематизация изученного по теме «Союз».


Ход урока


Формулирование темы и целей урока.


Слово учителя.

Мы закончили изучать тему «Союз», как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься? Сформулируйте тему урока и цели.


Наша задача вспомнить и систематизировать знания о союзе как части речи. Закрепить навык расстановки запятых перед союзами. Работая с материалами урока, вы ещё раз убедитесь в богатстве русского языка.

В ходе урока нам предстоит выяснить, так ли это важно «знать союзы в лицо» и уметь правильно расставлять знаки препинания. Пригодятся ли эти знания вам в жизни.

Мы знаем, что союзы относятся к служебным частям речи. Служебные слова не немногочисленны. По подсчётам учёных, предлоги, союзы и частицы составляют всего 0,33% от общего количества слов в русском языке. Однако они большие труженики: каждое четвёртое слово, употребляемое нами в речи — служебное. Не случайно, термин, которым названа эта группа частей речи, образован именно от глагола «служить».

  • Давайте выясним, что означает слово «союз» в обычной речи. Узнаем мы это из словаря В. И. Даля. «Соузъ – взаимные узы, связь, скрепа, соединение, смык, сцепление». Оно образовано при помощи приставки «со». Итак, сделаем вывод: в обычной речи союз – нечто связывающее, соединяющее.

  • А что же такое союз в грамматике?


Учитель.


По частоте употребления союз занимает 7 место (после наречия). Но и среди союзов есть высокочастотные слова.

  • Как вы думаете, какие союзы к ним относятся?

(«и» – 2 место, «а» – 10 место).

  • Давайте выясним, какую роль выполняют союзы в художественной речи.


Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Обвал».


Расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений.

  • Какую картину рисует Пушкин в своём стихотворении?

  • Какие художественные средства использует поэт?

  • Как вы думаете, с какой целью автор 16 раз употребляет союз «и»?


Учитель.


А. С. Пушкин создаёт в стихотворении величественную картину горного пейзажа. Его пейзаж динамичен, подвижен, при описании преобладают глагольные формы. Чтобы более ярко изобразить картину обвала, усилить стремительность движения, показать несокрушимый дух Терека, его могущество, автор использует повторяющийся союз «и».


Работа с текстом.


  1. Озаглавить текст.

  2. К какому стилю литературного языка он относится?

  3. Назовите тип речи.

  4. Назовите главную мысль текста, к чему призывает автор?


Выписать из текста:

1 вариант – сочинительные и подчинительные союзы;

2 вариант – простые и составные союзы;

3 вариант – предлоги и союзы.


Индивидуальная работа.


Выполнить синтаксический разбор предложения и морфологический разбор союза.


Ответить на вопросы:

  • На какие 2 разряда делятся союзы?

  • Назовите разряды сочинительных союзов по значению.

  • Какой сочинительный союз самый опасный и самый коварный?

  • Какие союзы называются двойными, какие повторяющимися? Как ставятся знаки препинания при этих союзах?

Выполнить задания:

  • Продолжите предложения дважды: чтобы получилось сначала простое предложение с однородными членами, а затем сложное.

  1. Пришла весна и…

  2. Солнце всё ярче светит и…

  3. Деревья вновь зазеленели и…

  4. Настроение у всех весёлое и…

— В каком случае нужна запятая перед союзом «и»?


Русские народные пословицы.


Пословицы содержат кладезь народной мудрости.

  • Какие союзы чаще всего встречаются в русских народных пословицах?

  • Назовите пословицы, где есть союзы.

  • Как вы думаете, почему в пословицах очень часто употребляются противительные союз?

  • От чего зависит постановка запятой перед союзом «да»?


Пословицы:

  1. Мал золотник, да дорог.

  2. Дружба дружбой, а служба службой.

  3. Не по словам судят, а по делам.

  4. Голова завита, да не делом занята.

  5. На чужой каравай рта не разевай, а пораньше вставай да свой добывай.

  6. Сонливый да ленивый – два родных брата.

  7. Холоден сентябрь, да сыт.

  8. Двум смертям не бывать, а одной не миновать.

  9. Новых друзей наживай, а старых не забывай.

  10. Ученье – свет, а неученье – тьма.

  11. Сей в ненастья, убирай в вёдра.

  12. Ум хорошо, а два лучше.

  13. Один с сошкой, а семеро с ложкой.

  14. Не даром говорится, что дело мастера боится.

  15. Как аукнется, так и откликнется.

  16. На смелого собака лает, а труса кусает.

  17. Двое пашут, а семеро руками машут.

  18. За учёного двух неучёных дают, да и то не берут.


Тест по производным союзам.


  • Какие союзы называются производными?

  • Как мы различаем производные союзы от других частей речи?


Творческая работа


по картине известного художника В. А. Серова «Девочка с персиками».

Сообщение учащегося о художнике.


Учитель.

В. А. Серов писал: « В нынешнем веке пишут всё тяжёлое, ничего отрадного. Я хочу отрадного и буду писать только отрадное».

  • Что значит «отрадное»?

На картине Серова «Девочка с персиками» изображена 12летняя Вера Мамонтова – дочь знаменитого мецената Саввы Ивановича Мамонтова.

  • Напишите по картине сочинение-миниатюру, используя различные союзы.


Тест по теме «Союз».



Подведём итоги.


  • Какой вывод мы можем сделать? Для чего мы изучаем союзы, пригодятся ли вам эти знания в жизни?

  • Согласны ли вы с утверждением: чтобы правильно писать, мы должны «знать союзы в лицо»?


Учитель.


Изучив союзы, вы обогатите свою речь сложными синтаксическими конструкциями, помогающими наиболее точно выразить свои мысли. Знаки препинания облегчают общение людей, даёт нам возможность правильно понимать друг друга, делают нашу письменную речь выразительнее, ярче.


Полминутки для шутки.


Шарады.


Подсказка. Все союзы, используемые в шарадах простые, сочинительные.

  1. Предлог, союз соединили –

Мгновенно жидкость получили.

Известна каждому она.

Как воздух, всякому нужна.

(во — да).

  1. Союз с местоимением

В одно составим слово –

И музыкой и пением

То слово стать готово.

(но — ты).

  1. Три союза в одно слово-

Вот и опера готова.

«А – и — да».

  1. Союз, предлог и падежная форма личного

местоимения

Дают вкусный плод

Южноамериканского растения.

(а – на – нас).

  1. Мой первый слог на дереве,

Второй мой слог – союз.

А в целом я материя

И на костюм гожусь.

(су — кно).

6 . Две ноты, союз,

Всё вместе – игра,

В которую любит

Играть ребятня.

(до — ми – но).

Рефлексия учебной деятельности.

— Какая цель была поставлена на уроке?

— Как вы считаете, она достигнута?

— Для чего надо изучать союзы?

— Когда вам могут пригодиться знания о союзах?

— Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической таблицей.


Домашнее задание.

Составить предложение, используя различные союзы на тему «Весна в лесу»

— Составить кроссворд по теме «Союз».


5


Свежие документы:  Урок по русскому языку в 5 классе. «Правописание корней с чередованием гласных е-и»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: