Конспект урока на тему «Морфемный состав слова»



Тема. Морфемный состав слова. Способы проверки орфограмм в разных морфемах слова: в корне, приставке, суффиксе.Окончание.

Тип. Постановка учебной задачи.

Цель. Определение УЗ в изучении орфограмм в окончании слова имен существительных.

Задачи:

1. Продолжить работу над формированием навыка в определении морфемного состава слова.

2. Продолжить работу над формированием умения проверять ОСП в морфемах слова.

3. Определить роль окончания в слове.

4. Активизировать познавательную активность учащихся путем определения и поиска учебной задачи и поиска ее решения.


Ход урока.

I. Создание учебной ситуации.

1) — Прочитайте пословицу, которая будет нашим девизом на уроке (записана на доске):

Хорошую речь хорошо и слушать.

— Как вы понимаете эту пословицу?

— Я надеюсь, что вашу речь будет слушать приятно.

— А какой бывает наша речь? (устная и письменная).

— Какую речь мы используем на уроках русского языка?

— Какую речь мы используем сейчас? (устную).

— Я предлагаю вам использовать и письменную речь и записать эту пословицу в тетрадь.


— Что вы можете сказать про слова «хорошую» и «хорошо»?

(словарные – объясняют орфограммы гласных проверяемые и непроверяемые;

однокоренные – доказывают ).

— подберите другие однокоренные слова, запишите.

2) – Итак, в какой части слова мы учились проверять орфограммы гласных сначала? (в корне слова).

— Кто знает способы проверки орфограмм гласных в корне слова и умеет их проверять? Расскажите об этих способах.

— Оцените свое умение (на линеечке в тетрадях самооценка; спросить, как оценили).

— Давайте проверим, как вы научились это делать. Я предлагаю вам небольшое самостоятельное задание.

(у каждого ребенка напечатанный текст с пропусками орфограмм слабых позиций гласных, 1 ученик читает предложение вслух).

Задание: — проверить и обозначить пропущенные ОСП гласных в корнях:

Шёл ежик Филька за мамой _жихой по л_сной тр_пинке, гл_дел на звёзды в небе и улыбался.


Проверка СР.

— Незнайка тоже проверял и обозначал орфограммы гласных в этом предложении. Проверьте и оцените работу Незнайки.

На доске: Шёл ежик Филька за мамой по лисной трапинке, глидел на звёзды в небе и улыбался.


(дети на доске исправляют ошибки).


— Почему ошибся Незнайка? (писал наугад, не знает способа проверки ОСП)

— Что посоветуете Незнайке?

— Кто расскажет Незнайке о способе проверки ОСП гласных в корне слова?

Свежие документы:  Конспект урока для 7 класса «Слитное и раздельное написание не с наречиями на – о, - е»

— Кто из вас все орфограммы обозначил правильно?

— У кого были ошибки?

— Определите морфемный состав слов, в которых обозначали орфограммы гласных.

( 1 ученик разбирает слова на доске, остальные в тетрадях).

— Что можете оценить у себя в этом задании?

(с/о: — умею проверять и обозначать ОСП гласные в корне слова;

— умею определять морфемный состав слова).

— Почему хорошо справились с заданием? (знаем способ)

— Молодцы!


3) – А если орфограмма СП будет не в корне, а, например, в приставках или в суффиксах, сможете проверить и обозначить эти орфограммы?

— Я предлагаю вам задание: обозначьте пропущенные орфограммы в суффиксах и приставках слов:

(1 листок со словами на парте; слова записать в тетради; слова написаны на доске)

— Как будете работать? (В парах)


сказ_чка п_дарить

берёз_вый _гибать

отрез_к _твезли

трав_ной пр_красный

градусн_к пр_шить


— Как будем проверять работу? (вместе; выходят к доске, обозначают орфограммы, называют проверочные слова).

— Давайте сделаем вывод: как проверить ОСП гласного в суффиксе? В приставке? ( по сильной позиции или по особому правилу).

С/О: — Что можете оценить у себя в этом задании?

Молодцы!

— Почему хорошо справились и с этим заданием?

(знаем способ проверки).


II. Постановка учебной задачи.

— А сейчас я предлагаю записать предложения под диктовку:

Воробей сидит на ветке. Воробей слетел с ветки.


— Проверка. – Объясните орфограммы в корне слова «воробей», в корне слова «сидит», в корне слова «слетел».

— Найдите в предложениях изменения одного и того же слова (на ветке, с ветки); выделите окончания.

— Как вы определили окончания? (способ нахождения окончания).


— В какой позиции находится окончание? Почему? А если окончания в слабой позиции, будет ли это орфограммой?

— Какими буквами обозначили окончания в этих словах?

(ответы детей – разные, почему та или иная буква – доказать не могут).

— Как узнать, кто прав?

Вывод: — Не можем точно сказать, т.к. не знаем способа проверки ОСП гласных в окончаниях.


— Тогда определите задачу на дальнейшие уроки.

(Будем искать способ проверки ОСП гласных в окончаниях)


III. Итоговая рефлексия.

— Давайте подведем итог.

— Чем был полезен урок?

— Кто испытывал трудности?

Свежие документы:  Конспект интегрированного урока русского языка по теме «Подготовка к сочинению-описанию храма святого великомученика Георгия в Краснодаре» в 8 классе

— Кому было легко? Интересно?

— Как бы вы назвали тему урока?

— Оценки за урок.


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: