Тема. Морфемный состав слова. Способы проверки орфограмм в разных морфемах слова: в корне, приставке, суффиксе.Окончание.
Тип. Постановка учебной задачи.
Цель. Определение УЗ в изучении орфограмм в окончании слова имен существительных.
Задачи:
1. Продолжить работу над формированием навыка в определении морфемного состава слова.
2. Продолжить работу над формированием умения проверять ОСП в морфемах слова.
3. Определить роль окончания в слове.
4. Активизировать познавательную активность учащихся путем определения и поиска учебной задачи и поиска ее решения.
Ход урока.
I. Создание учебной ситуации.
1) — Прочитайте пословицу, которая будет нашим девизом на уроке (записана на доске):
Хорошую речь хорошо и слушать.
— Как вы понимаете эту пословицу?
— Я надеюсь, что вашу речь будет слушать приятно.
— А какой бывает наша речь? (устная и письменная).
— Какую речь мы используем на уроках русского языка?
— Какую речь мы используем сейчас? (устную).
— Я предлагаю вам использовать и письменную речь и записать эту пословицу в тетрадь.
— Что вы можете сказать про слова «хорошую» и «хорошо»?
(словарные – объясняют орфограммы гласных проверяемые и непроверяемые;
однокоренные – доказывают ).
— подберите другие однокоренные слова, запишите.
2) – Итак, в какой части слова мы учились проверять орфограммы гласных сначала? (в корне слова).
— Кто знает способы проверки орфограмм гласных в корне слова и умеет их проверять? Расскажите об этих способах.
— Оцените свое умение (на линеечке в тетрадях самооценка; спросить, как оценили).
— Давайте проверим, как вы научились это делать. Я предлагаю вам небольшое самостоятельное задание.
(у каждого ребенка напечатанный текст с пропусками орфограмм слабых позиций гласных, 1 ученик читает предложение вслух).
Задание: — проверить и обозначить пропущенные ОСП гласных в корнях:
Шёл ежик Филька за мамой _жихой по л_сной тр_пинке, гл_дел на звёзды в небе и улыбался.
Проверка СР.
— Незнайка тоже проверял и обозначал орфограммы гласных в этом предложении. Проверьте и оцените работу Незнайки.
На доске: Шёл ежик Филька за мамой по лисной трапинке, глидел на звёзды в небе и улыбался.
(дети на доске исправляют ошибки).
— Почему ошибся Незнайка? (писал наугад, не знает способа проверки ОСП)
— Что посоветуете Незнайке?
— Кто расскажет Незнайке о способе проверки ОСП гласных в корне слова?
— Кто из вас все орфограммы обозначил правильно?
— У кого были ошибки?
— Определите морфемный состав слов, в которых обозначали орфограммы гласных.
( 1 ученик разбирает слова на доске, остальные в тетрадях).
— Что можете оценить у себя в этом задании?
(с/о: — умею проверять и обозначать ОСП гласные в корне слова;
— умею определять морфемный состав слова).
— Почему хорошо справились с заданием? (знаем способ)
— Молодцы!
3) – А если орфограмма СП будет не в корне, а, например, в приставках или в суффиксах, сможете проверить и обозначить эти орфограммы?
— Я предлагаю вам задание: обозначьте пропущенные орфограммы в суффиксах и приставках слов:
(1 листок со словами на парте; слова записать в тетради; слова написаны на доске)
— Как будете работать? (В парах)
сказ_чка п_дарить
берёз_вый _гибать
отрез_к _твезли
трав_ной пр_красный
градусн_к пр_шить
— Как будем проверять работу? (вместе; выходят к доске, обозначают орфограммы, называют проверочные слова).
— Давайте сделаем вывод: как проверить ОСП гласного в суффиксе? В приставке? ( по сильной позиции или по особому правилу).
С/О: — Что можете оценить у себя в этом задании?
— Молодцы!
— Почему хорошо справились и с этим заданием?
(знаем способ проверки).
II. Постановка учебной задачи.
— А сейчас я предлагаю записать предложения под диктовку:
Воробей сидит на ветке. Воробей слетел с ветки.
— Проверка. – Объясните орфограммы в корне слова «воробей», в корне слова «сидит», в корне слова «слетел».
— Найдите в предложениях изменения одного и того же слова (на ветке, с ветки); выделите окончания.
— Как вы определили окончания? (способ нахождения окончания).
— В какой позиции находится окончание? Почему? А если окончания в слабой позиции, будет ли это орфограммой?
— Какими буквами обозначили окончания в этих словах?
(ответы детей – разные, почему та или иная буква – доказать не могут).
— Как узнать, кто прав?
Вывод: — Не можем точно сказать, т.к. не знаем способа проверки ОСП гласных в окончаниях.
— Тогда определите задачу на дальнейшие уроки.
(Будем искать способ проверки ОСП гласных в окончаниях)
III. Итоговая рефлексия.
— Давайте подведем итог.
— Чем был полезен урок?
— Кто испытывал трудности?
— Кому было легко? Интересно?
— Как бы вы назвали тему урока?
— Оценки за урок.