Конспект урока на тему «Основные группы сложноподчиненных предложений по их значению. СПП с придаточными определительными»


Урок 23.


Тема. Основные группы сложноподчиненных предложений по их значению.

СПП с придаточными определительными.


Цель урока:

дать общее представление о группах сложноподчиненных предложений по их значению;

сформировать понятие о придаточных опре­делительных, особенностях их структуры;

совершенствовать пунктуацион­ные навыки.



Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Словарный комментированный диктант: ученики «по цепочке» объясняют орфограммы в словах.

Нюанс, драматический, антифашистский, упрекать, идеализировать, блистательный, контрабандист, премьера, скептицизм, проблема, во что 6Ы то ни стало, пребывание, сверхизысканный, чересчур, видимо-невидимо, призадуматься, теннис, количественный, роскошный, галерея.


Задания:

1) выделить слова с чередованием морфем, подобрать слова с парными морфемами (блистательный — блестеть, пребывание — прибытие, сверх­изысканный — сыграть — взимать (искл.), чересчур — чрезвычайный, призаду­маться — прервать).

Дополнительное задание: объяснить лексическое значение слов нюанс, скеп­тицизм, роскошный. При необходимости воспользоваться толковым словарем.



П. Понятие об основных группах СПП

1. Записать предложения и определить в них второстепенные члены, поста­вив соответствующие вопросы:

1) Сердце предчувствовало (что?) недоброе. (Дополнение.)

2) (чей?) Мой дом находится в новом районе. (Определение.)

3) Мы добрались до цели нашего путешествия (когда?) вечером. (Обсто­ятельство.)



2. Подобрать к данным предложениям синтаксические синонимы, перестроив предложения так, чтобы они стали сложноподчиненными:


1) Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе.

2) Дом, в котором я живу, находится в новом районе.

3) Мы добрались до цели нашего путешествия, когда наступил вечер.



3. Поставим вопросы к придаточным предложениям:

1) предчувствовало (что?)

2) дом (какой?)

3) добрались (когда?)


4. Сравнить простые и сложноподчиненные предложения и сделать выводы:


1) Придаточные предложения сходны по смыслу со второстепенными членами предложения.

2) Три основных группы придаточных предложений соответствуют трем группам второстепенных членов: дополнениям, определениям, обстоя­тельствам.



III. Слово учителя

Основные группы сложноподчиненных предложений носят названия, сходные с названиями второстепенных членов: СПП с придаточными опре­делительными, изъяснительными (сходны с дополнениями) и обстоятельст­венными, которые в свою очередь делятся на подгруппы.

— Как мы определяем, какой второстепенный член перед нами? (По во­просу.)

Точно так же мы определим, к какой группе относится придаточное пред­ложение. Главное — задать правильно вопрос. Начнем с придаточных опреде­лительных.


Запишем предложения, поставив к придаточным вопросы:

1) Грош цена человеку (какому?), который не может сломить дурной при­вычки.

2) Комната (какая?), куда меня привели, была похожа, скорее, на сарай.

Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса "Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ"

3) И боль (какая?), что скворчонком стучала в виске, стихает, стихает…

4) И нищий наездник таится в ущелье (каком?), где Терек играет в свире­пом веселье.

— К чему относятся придаточные предложения, от каких слов в главном предложении ставится вопрос к придаточному? (Придаточные относят­ся к существительным в главном предложении, от них ставится вопрос.)

— Каким способом придаточные предложения прикрепляются к главному?

(С помощью союзных слов который, куда, что, где.) Рассмотрим отдельно, вне контекста слова который, куда, что, где.

— С какими членами предложения могут быть связаны эти слова? (Кото­рый — с определением, что — с подлежащим или дополнением, куда, где — с обстоятельством.)


Обратим внимание, что для определения вида придаточного предложения необходим контекст, необходимо поставить вопрос, который и подскажет травильный ответ. Не столь важно, какими именно союзными словами при­крепляется придаточное. Главное — на какой вопрос оно отвечает.



IV. Работа с учебником

1. Прочитаем теоретический материал § 6 на с. 20.

Что нового вы узнали из статьи учебника?


1. Указательные слова в придаточных определительных служат для выде­ления определяемого существительного.

2. Придаточные определительные всегда стоят после определяемого суще­ствительного.

3. Местоименно-определительные придаточные относятся к местоимениям в значении существительных (тот, каждый, весь и т. д.) и могут стоять как после, так и до определяемого слова.



Для примера преобразуем СПП 1 с придаточным определительным в СПП с местоименно-определительным:


Грош цена тому (какому? кому именно?), кто не может сломить дурной при-

вычки.


2. Словарная работа.

Записать в словарик слова в рамках: активный, деятельный, идеология, идее логический. Придумать сложноподчиненные предложения с этими словами.

4. Упражнение (письменно).

V. Домашнее задание

§ ; упражнение



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: