Конспект урока на тему «Склонение имен прилагательных»


Тема урока: Склонение имен прилагательных

Цель: изучить склонение имен прилагательных

Задачи:

  1. усвоить падежные окончания имен прилагательных единственного числа женского, мужского и среднего рода;

  2. уметь определять падеж и правильно употреблять в речи окончания имен прилагательных;

  3. развить устную и письменную речь, обогатить словарный запас

  4. выработать навык коллективной работы, работы в парах

  5. воспитать любовь к Родине, к русскому языку.

Тип урока: объяснение новой темы

Методы: наглядно-иллюстративный, словесный, частично-поисковый

Оборудование: таблица падежных окончаний имен прилагательных женского, мужского, среднего рода, презентация урока, компьютерный тест, картины с видами Астаны.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Психологический настрой.

Учитесь с улыбкой,

Шутите, учась!

Любая ошибка

исчезнет, боясь

Веселой науки и радостных глаз.

Учитесь без скуки

-В добрый час!

  1. Актуализация опорных знаний

Учитель: Прежде чем мы начнем работать, поставьте на полях отметку, которую вы хотели бы получить. Посмотрите на доску. Рассмотрите картинки. Как вы думаете, какая лексическая тема нашего урока? Составьте предложения с использованием имен прилагательных.

Послушайте стихотворение:

Художницу нашу знает весь свет,

Раскрасит художница всякий предмет.

Ответит всегда на вопросы :

Какой? Какая? Какое? Какие?

Она с существительным живет

На редкость дружно:

Изменит окончание, когда ему так нужно.

Она его не бросит и в воде, и на земле;

Стоит с ним в том же роде, числе и падеже.


Вопрос: Определите грамматическую тему нашего урока. Правильно.

Грамматическая тема. Склонение имен прилагательных.

Сегодня на уроке мы займемся работой по формированию практического навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных. Попробуйте сформулировать цели нашего урока. Что мы должны знать и уметь к концу урока.



Знать:

Уметь:

1. Что такое склонение имен прилагательных?

1. Склонять имена прилагательных М.р., Ж.р., Ср.р.

2. Как изменяются прилагательные М.р., Ж.р., Ср.р.

2. Правильно писать падежные окончания прилагательных М.р., Ж.р., Ср.р.

3. Какие падежные окончания они имеют?

3. Ставить вопросы


ФЛИПЧАРТ.

IV. Объяснение новой темы: Что вы знаете об именах прилагательных?

Имя прилагательное – это….

часть речи

Обозначает..

признак предмета

Отвечает на вопросы…

Какой? какое? какая? какие?

В предложении является…

определением

В словосочетании с именем существительным прилагательное является зависимым словом. Род , число и падеж имени прилагательного зависят от рода, числа и падежа имени существительного.

теплый день (И.п., муж. род, ед.ч.), теплое утро ( И. П., ср. р., ед.ч.,)

Сравнение с казахским языком.

В казахском языке прилагательные не изменяются


теплый день – жылы күн

теплое утро — жылы таң

теплая ночь – жылы түн

теплые дни – жылы күндер

Переведите на казахский язык:

Қызыл гүл.Қызыл раушангүл. Қызыл гүлдер.

Көк (жасыл) шөп. Жасыл қарағай. Жасыл терек.

Работа по таблице «Склонение имен прилагательных»

Мужской и средний род

Женский род

Падежи

Вопросы

Окончания

Вопросы

Окончания

И.

какой?

-ый, -ий, -ой

какая?

-ая, -яя

какое?

-ое, -ее

Р.

какого?

-ого, -его

какой?

-ой, -ей

Д.

какому?

-ому, -ему

какой?

-ой, -ей

В.

м.р. как И. или Р.


какую?

-ую, -юю

ср.р. как И.

Т.

каким?

-ым, -им

какой?

-ой, -ей

П.

(о) каком?

-ом, -ем

(о) какой?

-ой, -ей

Как определить склонение имен прилагательных?

ФЛИПЧАРТ.

АЛГОРИТМ:

1. Найти имя существительное, от которого зависит имя прилагательное и задать вопрос.

2. Определить падеж имени существительного. В этом же падеже стоит и имя прилагательное.

3. По вопросу и падежу узнать окончание.

V. Закрепление материала.

1) Какие ассоциации возникают со словом « АСТАНА»











Составление кластера

















Работа над текстом «Астана – столица Казахстана».



Совсем недавно на географических картах мира появился город Астана – новая столица Казахстана. Астана – четвертый по счету главный город республики. До этого столицами Казахстана были Оренбург, Кызылорда, Алматы.

Если дать определение северной столице в нескольких словах, то сегодня Астана – это огромная стройка. Над городом возвышаются высокие краны, тут и там поднимаются красивые здания, реставрируются старые дома, покрываются асфальтом широкие площади, проспекты и нарядные улицы.

Архитектура Астаны выполняется в евроазиатском стиле. Такое сочетание не случайно. Предполагается, что именно наша северная столица в будущем станет символом единения двух континентов.

Новая Астана в будущем представляется огромным городом, окруженным поселками – спутниками, которые будут обслуживать столицу.



А)Стратегия «Чтение с остановками».

Б) По ходу выполняется словарная работа.

1 остановка: Астана — какой по счету главный город? Какие города были столицами?

2 остановка: Что происходит в Астане в настоящее время? Что является зеркалом государства?

3. остановка: В каком стиле выполняется архитектура Астаны ?

Что ждет в будущем нашу столицу?

В) Найти СС прилагательное + сущ.. Определите род, число, падеж.

Задание: Найдите главные члены предложения. Поставьте вопрос к выделенным словам. Какие это члены предложения. Чем они выражены?

Широко раскинулась огромная наша республика. Казахстан расположен в пустынной зоне. Многочисленные стада пасутся на пустынных участках земли.

Задание: Составьте словосочетания. Найдите главное и зависимое слово. Измените главное слово. Как изменится зависимое?

Больш… страна, … село, …. поселок

Глубок… пруд, …. река, ….. море.

ФЛИПЧАРТ.

Работа над текстом. Вставьте пропущенные буквы .определите род, число и падеж имен прилагательных.

Климат Астаны и ее окрестностей резко континентальный. Коротк…, но жарк… и сух… лето. Продолжительн… суров… и снежн… зима. При северном положении города сравнительно тепл…,но дождлив… осень. Поздн…, но дружн… с возвратами холодов весна.

7) работа парами . Пользуясь таблицей падежных окончаний прилагательных , просклоняйте слова в составе словосочетаний : бескрайняя казахская степь , глубокое синее море, веселый праздник

8) Работа по карточкам.

Поставьте вместо точек словосочетания из правого столбика в указанном падеже. Составьте с ними предложения.

Строить … (В.п.) работать в …(П.П) красивое здание

Жить в … (П.п) уехать из … (Р.п) большой город

9. Компьютерный тест- тренажер .

VI. Обобщение материала..

-Как изменяются имена прилагательные?
— В каком числе имена прилагательные не изменяются по родам?
— Как определить род имени прилагательного?
— Как определить падеж имени прилагательного?
— Что было на уроке самым интересным?
— Самым трудным?
— Чего вы достигли?
— Что нового узнали?

VII. Д/з:

1 уровень: Упр.9стр.180 Спишите, дописывая окончания прилагательных.

2 уровень: Упр. 9 стр.180 Синтаксический разбор предложений ( 1 абзац)

3 уровень: Мини-сочинение «Мой любимый край» с использованием имен прилагательных. Определить склонение имен прилагательных.

-Ребята, наш урок подошел к концу. Как вы думаете, достигли ли мы целей, которые ставили?

— Над чем мы должны еще поработать на последующих уроках?

— Понравился ли вам урок? Теперь поставьте себе отметку, которую , вы считаете заработали за урок.

— У кого совпали отметки?

— У кого отметки выше? Молодцы! Урок закончен.

Свежие документы:  Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ. Комментарий к проблеме. Критерий К2ерий к проблеме, 11 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: