конспект урока на тему «СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА. ГЛАГОЛЫ – ИСКЛЮЧЕНИЯ»


СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА. ГЛАГОЛЫ – ИСКЛЮЧЕНИЯ.

Цели урока:

формирование умения распознавать спряжения глагола и способности написания гласной в безударных личных окончаниях глагола;

— развитие орфографической зоркости, познавательного интереса, умения сравнивать, обобщать;

— создание атмосферы доброжелательности между учащимися, учителем и учащимися, стимулирование активного творческого труда.


Предметные:

обучающие: — формирование представлений о способах определения спряжения глагола;

развивающие: освоение алгоритма применения правил определения спряжения глаголов по инфинитиву и личным окончаниям;

воспитательные: — формирование стремления к активному творческому труду стимулированием учащихся;

формирования стремления к изучению русского языка интерес к изучаемой теме.


Учитель:


  • Здравствуйте, ребята!

  • Очень рада видеть вас снова на уроке.

  • — Начинаем. Все готовы? Отвечаем …

(Отвечают: Все готовы!)

  • — Начинаем. Все здоровы? Отвечаем …

(Отвечают: Все здоровы.)

  • — Раз здоровы и готовы, посмотрели друг на друга… Улыбнулись… Тихо сели.

( Психологически настраиваются на урок)

  • — Пусть девизом сегодняшнего урока будут слова: «С малой удачи начинается большой успех» (Дети читают)

  • — Какой раздел русского языка мы с вами изучаем?

(Морфологию)

  • — Какую тему мы изучали на прошлых уроках?

(Времена глаголов)

  • — Хотите ли вы расширять свои знания о глаголах?

(Да)

  • — Зачем вам это нужно?

(Чтобы грамотно писать и правильно употреблять их в речи)

  • — Какие два шага необходимо выполнить, чтобы получить новые знания?

(Выяснить: что мы знаем и что мы не знаем)

  • — Каким образом мы будем выяснять, что мы знаем и что мы не знаем?

— Сначала выясним, что мы знаем путем повторения изученного материала.

  • — Затем выполним задание на новое задание)

  • — Правильно. Выполняя задания, мы будем их анализировать и выясним, что еще не знаем. Выясним причину этого затруднения: что еще не знаем. Постараемся самостоятельно выйти из затруднения, т.е. вычленим новое задание.

(- Оформления тетради: Дата урока. Классная работа.)

  • — Что сделать? Что делать? Учащимся школ? На этот вопрос нам ответит…

(- Глагол)

  • — Итак, сегодня на уроке мы продолжаем говорить о глаголах. Чтобы перейти к изучению нового материала, нам необходимо выполнить изученный материал.

  • В течении урока вы будете оценивать свою познавательную деятельность. На партах лежать индивидуальные листы «Карта достижений», куда вы будете вносить полученные на уроке баллы.

  • Прошу каждого подписать их.

( Подписывают «Карту достижений»)

  • — Выполните первое задание: Тест «Время глагола» (приложение 1) (Работа по тесту «Время глагола»)

  • — Проверяем тест и запишем в «Карте достижений» заработанные баллы. Максимальный: 4 балла. (Проверяют тест и вносят баллы в «Карту достижений»)

Предлагает работать по тексту (приложение 2)

  • — Какая часть речи подчёркнута в тексте? (Глагол)

  • — Какова же проблема? Как вы думаете, почему в одних глаголах личные окончания выделены, а в других даны два варианта окончания?

( Не знаем, какую гласную писать в окончании)

  • — От чего зависит правописание гласных в личных окончаниях глагола?

(От спряжения)

  • — Определите спряжение глаголов висят, идёт, сидим, бурлит, стонут, плачут.

(Ударение падает на личные окончания глагола)

  • — Почему это у вас не вызывает затруднение?

( Мы не знаем)

  • — Что нужно сделать, если мы не знаем как писать безударные личные окончания глаголов?

( Спряжение глагола; Дети пишут тему урока. Правильно писать гласные в безударных личных окончаниях глагола, определять спряжение глаголов.

  • — Сформулируйте тему урока

(Дети пишут тему урока.)

  • — Как вы думаете, какова цель нашего урока? Что мы должны узнать на уроке и чему научиться? ( Правильно писать гласные в безударных личных окончаниях глагола, определять спряжение глаголов)

  • — Какой метод мы будем использовать для достижения этой цели и решения данной проблемы? (Наблюдение. Сравнение)

  • — Что мы выбираем в качестве объекта наблюдения?

( Материал для самостоятельного наблюдения в учебнике с условным обозначением «снежинка»)

  • — А что будем сравнивать?

( Наши выполненные работы с эталоном для самопроверки)

  • — Какие шаги мы должны с вами сделать, чтобы правильно написать гласную в личных окончаниях глагола?

(Надо определить сопряжение глагола. Для этого нужно определить, ударное или безударное личное окончание глагола)

  • — Если окончание ударное, то по какому признаку определяется спряжение?

( Спряжение глаголов с ударным личным окончанием определяется по окончанию: 1 спряжения ешь, -ет, -ем, -ете, -ут(-ют). 2 спряжение — -ишь, -ит, -иь, -ите, -ат(-ят)

  • — А если окончание безударное? ( А) поставить глагол в неопределённую форму и посмотреть на глагольный суффикс; Б) если глагольный суффикс –И, то это глагол

  • — Давайте продолжим составление алгоритма. Поупражняемся в определении спряжения глаголов. Распределите глаголы в 2 столбика: глаголы с окончанием 1-го и 2-го спряжения: распил..т, слыш..тся, заявля..т, пряч..тся, стел..т, шага..т, верт..т.

( 1-е спряжение: заявляЕт заявлЯть, прячЕтся прятАть, шагаЕт шагАть. 2-е спряжение: распилИт распилить.)

  • — С какой трудностью вы встретились? Почему в определении спряжения этих глаголов возникли проблёмы?

(Не знаем, как определить спряжение глагола слышится (слышать), стелет (стелить), вертит (вертеть). Дети изучают орфограмму 25 по учебнику (с.267))

  • Справиться с этой трудностью нам поможет таблица «Глаголы-исключения».

( Дети хором проговаривают стихотворение о глаголах исключениях. (приложение №3)

  • — Какой следующий шаг нашей познавательной деятельности?

(Проверить, умеем ли мы применять новые знания на практике, и закреплять их)

  • — Я полностью с вами согласна. Для этого мы выполним упражнение:

(Работа в парах.)

  • — Определите спряжение глаголов, проговаривая способ определения: довер…м, пол…шь, обид…ит, се…шь, смел…м, терп…м, кле…т.

( Учащиеся рассуждают, используя информацию в учебнике (с.268) и пользуясь алгоритмом определения спряжения глагола (приложение 4)

Организация физкультминутки (приложение 5).

( Выполнение физкультминутки)

  • — Теперь вы уверены в своих умениях (Да)

  • — А как проверить? ( Самостоятельно выполнить упражнение и проверить по эталону)

  • Выпишите из предложений, взятых из книги К.Г. Паустовского «Мещерская сторона», глаголы, определите их спряжение.
    1) Между лесами и Окой тянутся широким поясом заливные луга.

2) Восходит солнце.

3) Иней тает.

4) Все они [коты] смотрят на кукан с рыбой.
(Самостоятельная работа по определению спряжения глаголов.)

  • — Сопоставьте свои работы с эталоном
    Тянутся (1 спр.), восходит (2 спр.), тает (1 спр.), смотрят (2 спр.) (Самопроверка по эталону)

  • — Выпишите полученные баллы в «Карту достижений» (4 балла). (Оформление «Карты достижений».)

  • — Какие трудности испытали при определении спряжения глаголов? (Высказывают места, где возникло затруднение, совместно с классом выявляют причины этих затруднений)


Включение в систему знаний и повторений.

  • -Какие новые знания и умения мы получили о глаголе?

(-Знаем способы определения спряжения глагола и правильно выбрать гласную в личных окончаниях глагола.)

  • -Можно ли сказать, что мы достаточно закрепили знания о спряжении глагола?

-Нет, т.к. еще мал объем практического применения нового правила.

  • Тогда мы работаем над следующими заданиями:

  1. Работа по упражнению 683.(письменно)

Баллы заносятся в «Карту достижений»(7 баллов)

  1. Работа парами. Игра «Четвертое лишнее» (глаголы в 3л. ед.ч.) (устно)

1)Смотр..т, дыш..т, тревож..тся, та..т. (тает-1 спр.)

2)Ла..т, се..т, чита..т, клее..т.(клеит-2 спр.)

3)Вид..т, пиш..т, завис..т, держ..т (пишет-1 спр.)

  1. Творческое задание (письменно)

1 уровень: из данных глаголов выбрать:

1 вариант-глаголы 1 спряжения;

2 вариант-глаголы 2 спряжения.

2 уровень: записав глаголы в 3 лице, составить с ними 2 предложения на тему «Шторм на море».

(-Устно проговаривают предложения. Синтаксический анализ составленных предложений.)

Ответы учащихся

(Баллы заносятся в Карту достижений)

Рефлексия учебной деятельности.

-Чему был посвящен урок?

(-Спряжению глагола)

-Чтобы проверить степень усвоения новых знаний, каждый из вас подведет итоги своей учебной деятельности на уроке по «Карте достижений»

(-Оценивание собственной деятельности на уроке по «Карте достижений»).

-Все ли усвоили тему урока?

Домашнее задание

1) Параграфы 119, 120(повторить) и упр. 685,690 (письменно);

2) Придумать рассказ, сказку или стихотворение с использованием глаголов- исключений.


Свежие документы:  конспект урока на тему «Числовой ряд»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: