Конспект урока на тему «Суффикс. Образование новых слов»


Уйгурский районный отдел образования

Чунджинская средняя школа №1











Урок русского языка

«Суффикс.

Образование новых слов»



















Тема: Суффикс.Образование новых слов.

Цель: Дать определение суффикса.Познакомиться с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Задачи:

1)Образовательная: дать понятие о суффиксе,как значимой части слова.

2)Развивающая: развитие логического мышления,обогащение активного словаря,развитие внимания.

3)Воспитательная: способность сплочению классного коллектива , содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки , помочь учащимися осознать ценность совместной деятельности .

4)Здоровьесберегающая : создание атмосферы успешности каждого ученика, создание благоприятного психологического климата, предупреждение утомляемости детей

Оборудование : интерактивная доска , слайды , раздаточный материал , карточки

Ход урока.

1.Минутка чистописания

1.СЛАЙД 1

Учитель: — Заполнив клетки кроссворда , определим букву для минутки чистописания.

(слова : еж, щенок , утенок , теленок , котенок , ребенок , цыпленок )



У : — Какую букву пишем (е)

-Что можете сказать об этой букве ?

(Означает 2 буквы : [й , о], гласная , если она есть в слове , то всегда под ударением )

Слайд 2

У : — составьте цепочку , используя следующий шифр :

Беп веф ….

(Берутся парные согласные, между ними «е»)

У : — Какое слово «лишнее»?

(щенок – не имеет буквы е)

Утенок – начинается с гласного звука :

Еж – не обозначает детеныша , это слово нельзя перенести , оканчивается на звук (ш).)

2. Введение к тему урока.

У : Запишите слова . Какую предложите выполнить работу ?

(Можно поставить ударение , обозначить орфограммы , разделить на слоги , выделить корень )

Слайд 3

У: — Что заметили , когда выделили корень?

(Слово «еж» имеет только корень , а остальные лова еще и суффикс . Среди слов с суффиксами «щенок» лишнее, так как в нем – ок , а остальных – енок )

Слайд 4

У : — Итак , тема нашего урок «Знакомство с суффиксом «. Хотя мы уже с первого класса знаем , где стоит суффикс , как его выделять , но что это такое , еще не учили.

У : — Что же такое суффикс

(Дети дают свое определения суффикса. В моем классе оно прозвучало так : — Суффикс- это кусочек слова , который стоит после корня )

У: — вы правы , только говорят не «кусочек» , а часть слова . Посмотрите на экран .



3.Работа над образованием новых слов с помощью суффиксов .

Слайд 6

У : — У нас на уроке в гостях уравнения , только в математике уравнения с буквой , а у нас с цифрами .

У-Рассмотрите первое уравнение и скажите , что обозначает цифра 2?

(Она говорит о том , что с помощью двух букв из слова «сыр» надо получить слово «сырок»)

Свежие документы:  Конспект урока для 7 класса "Стили речи"

Слайды 7-11 Аналогичная работа . Образованные слова записывают в тетрдь и выделяют корень.

Слайды 12

У:- Проверьте слова

У: — На какие 2 группы можно разделить эти слова?

(Если бы я не уточнила количество групп,то вариантов несколько, но на 2 группы можно разделить только по родам: мужской и женский)

У: — Что есть у существительных женского рода, но нет у мужского?

(Окончание А. Это тема 2-го класса)

У: — Выделите окончания у существительных женского рода.

-Выделите суффикс.Как можно уточнить наше правило?

(Суффикс стоит после корня перед окончанием)

У:- Для чего служит суффикс?

(Мы с помощью него образовали новые слова,значит для образования новых слов он

служит)

УЧЕБНИК,стр 37

У:- Сравните наш вывод с правилом в учебнике.Что можете сказать?

(Мы были правы,только у нас правило точнее,мы добавили,что суффикс стоит перед окончанием)

СЛАЙДЫ 13,14 ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ.4

4. Понятие об уменьшительно-ласкательных суффиксах.

СЛАЙД 15.

У: — Определите,какое значение предстоит нам выполнить.

(Выбрать из стихотворения слова,подходящие к схемам)

У:- Попробуйте выполнить это задание самостоятельно,потом проверим.

СЛАЙД 16.

У:- Что можете сказать о словах ?Когда говорят «штанишки», «братишка»?

(Когда хотят сказать ласково)

У:- Зачем нам говорить слова ласково?

-Вот начало одной известной сказки « Жили-были сестра Алена и Брат Иван.»

Что скажете? Нравиться? А представьте,кем стал Иванушка, когда попил из козлиного копытца,если ласковых слов в русском языке не было бы.

— Как назвать суффиксы- ИШК, — УШК,- ОШК,- ОК, если они образуют ласковые слова?

УЧЕБНИК Самостоятельная работа.

У: — Какие уменьшительно-ласкательные суффиксы встретились в задании?

(-ок-,ик-,ёк-.)

У:- Какие из них можно назвать орфограммами и почему?

(-ок- и –ик-,так как в них может быть безударная гласная)



5.Рефлексия.Подведение итогов урока.

Слайды 17-20.Проверка знаний в форме теста.

У:- Ну,а теперь соберем вместе все правильные ответы и еще раз повторим,что же такое суффикс.

Заполните таблицу: поставьте галочку или знак + в нужной графе

Фамилия.Имя

Я знал(а)это раньше

Я узнал(а)об этом сегодня

Суффикс-это значимая часть слова



Суффикс стоит после корня



Суффикс служит для образования новых слов.



Я считаю,что я сегодня на уроке работал (а)на оценку







СЛАЙД 18.Итог урока.

Домашнее задание: выучить правила,упражнение 37.



















скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: