Конспект урока на тему «Употребление причастий в речи»


Тема: Употребление причастий в речи

Цели: урока:

  • образовательные: систематизировать знания учащихся о причастии; отработать умения применять на практике орфографические и пунктуационные правила; определить роль причастий в художественном и научном  текстах;

  • развивающие: развивать логическое мышление, письменную и устную  речь учащихся, обогащать их словарный запас, совершенствовать навыки выразительного чтения; формировать интерес к русскому языку  как к учебному  предмету; расширять кругозор учащихся.

  • воспитательные: воспитывать любовь к родному языку и родной литературе; воспитывать усидчивость, умение преодолевать трудности, аккуратность при выполнении заданий, настойчивости, упорства; воспитывать доброжелательное отношение учащихся друг к другу

Ход урока

I.                  Организационный момент.Создание проблемной ситуации

«Что-то не так»

  • 1.Появившиеся почки на деревьях говорили о наступившей весне.

  • 2.На пристани толпились ожидающие пассажиры посадки на катер.

  • 3.Его разбудила беготня, поднявшейся в доме.

  • 4.Ребята, увидящие красоты озёр Карелии, надолго запомнят их.

 

В начале  урока учащиеся  исправляют ошибки, устно редактируя предложения. (фронтальная работа)

II.               Вступительное слово учителя. Запись даты и темы урока в тетради.

Как вы думаете, какова будет тема нашего сегодняшнего урока?

Итак, тема сегодняшнего урока – «Употребление причастий в речи».

Русский язык в школе является не только предметом изучения, но и средством обучения всем остальным школьным предметам. Сегодня на уроке у вас будет особое расписание. А какое, вы узнаете, отгадав по описанию, о каком школьном предмете идёт речь. Вам необходимо заполнить «Расписание уроков». Будьте внимательны!

  1. Словарная работа

    1. царица наук, книга природы написана на её языке, в ней нет символов для неясных мыслей.

    2. ничто так не помогает повторять /эту науку/, как извержения вулканов и землетрясения. .

    3. служит вам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей — одним словом, делает вас мудрым.  Дмитрий Сергеевич Лихачёв .

    4. Сквозь волшебный прибор
                        Левенгука
                        На поверхности капли воды
                        Обнаружила наша наука
                        Удивительной жизни следы…
                                              Н.Заболоцкий .

    5. — свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины.  Марк Туллий Цицерон

В результате словарной работы у учащихся появляется список из пяти слов:

1       Математика

2       География

3       Литература

4       Биология

5       История

 

Проводится необходимая корректировка и орфографическая работа .

 Постановка целей.

Сегодня мы с вами будем стараться грамматически и  орфографически  верно употреблять причастия в речи на наших «уроках». Вы поймёте, что роль причастий и в научном, и в художественных стилях речи очень важна

 . Звенит звонок на первый урок. Математика.

На математике  часто употребляются причастия. Ваша задача – сформулировать определение математического  понятия. Вспомним, из каких частей состоит определение понятия (видовое понятие= родовое понятие+видовое отличие) Например: Матема́тика— наука о структурах, порядке и отношениях, + исторически сложившаяся  на основе операций подсчёта, измерения и описания форм реальных объектов

 Развитие речи.  Дать определение понятию, используя причастный оборот.

Попытайтесь сформулировать определения следующих математических понятий :

  • Сложение

  • Треугольник

  • Дробь

  • Уравнение

Учащиеся составляют предложения, в которых обязательно должен быть причастный оборот. Через некоторое время зачитываются некоторые определения. Условие: читают только те ребята, кто использовал в определении причастный оборот.

На  этапе проверки работу можно организовать разными способами:

1       Учащиеся зачитывают первое определение «СЛОЖЕНИЕ» . Если в их определениях нет логических и грамматических ошибок (а такое бывает редко), то переходим к формулировке следующего понятия.

2       Как показала практика, учащимся сложно сформулировать определения ДРОБИ, поэтому это предложение записывают все, выделяя причастный оборот. 



Свежие документы:  Конспект урока на тему "Сложноподчиненные предложения"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: