Конспект урока на тему «Заглавная буква А. Чтение и напи¬сание слов и предложений с заглавной буквой А»


Обучение грамоте

Тема: Заглавная буква А. Чтение и напи­сание слов и предложений с заглавной буквой А.


Цели:

формируем умение понимать роль заглавных букв в русском языке;

формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов;

формируем умение писать предложения;

формируем умение анализировать текст.


Оборудование: буквы печатные и письменные.

Символы:



















Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Организационный момент

Цель: создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс

Слышишь звонкий голосок?

Нам пора начать урок!

Мы-умные!

Мы-дружные!

Мы-внимательные!

Мы- старательные!

Мы отлично учимся!

Все у нас получится!

— У нас сегодня много гостей. Издавна русские люди говорили «Гости в дом, радость в нем»

Тихо встали

Повернулись и гостям все улыбнулись.

Повернулись и друг другу улыбнулись.

Настроенье каково?

-Во!

Сядет тот чье имя начинается с гласного звука. Затем с согласного твердого. А теперь с согласного мягкого. Молодцы, никто не остался без места.

Актуализация знаний

Цель: снятие усталости

На уроках обучения грамоте нам приходится много говорить. Давайте подготовим наш речевой аппарат к работе.

  1. Дыхательная гимнастика.

  2. Артикуляционная гимнастика.

— Что мы произносили с помощью язычка?

— Какие умения формировали?

  1. Работа над скороговоркой.

— Мы подготовили наш речевой аппарат к работе и можем смело перейти к следующему этапу урока.

Повторение ранее изученного

  • Ребята, давайте составим кластер и вспомним, что вы уже знаете?

  • А чем отличается устная речь от письменной?

  • Какое правило про слоги знаете?

  • На какие 2 группы делятся все звуки?

  • А как отличить гласный звук от согласного?

  • А согласные звуки в свою очередь, на какие группы делятся?

  • А вспомните способ различения согласных по звонкости – глухости.

  • А ещё, на какие группы делятся согласные звуки?

  • А как отличить твердый звук от мягкого?

  • А ещё, что мы уже знаем? (З-Б)

— Мы повторили ранее изученные знания. Для чего мы это сделали?

— Какие умения мы формировали с вами на этом этапе урока?

Постановка проблемы


1. Откройте с. 90 «Букваря». Посмотрите на столбики слов.

Что объединяет все слова? (Все слова с заглавной буквы А.)

Сколько раз потребовалась заглавная буква А?

Прочитайте только имена людей.

Как ласково можно назвать Анну?

В каких именах удвоенные буквы? Какие?

А какие ещё слова помните с удвоенными буквами согласных?

Прочитайте имена девочек.

— Прочитайте имена мальчиков.

2. – Предложения или текст написаны под словами? Почему?

Сколько всего предложений?

Прочитайте.

Какие знакомые имена встретились в предложениях?

Кто из вас любит комиксы? А кто такой Микки-Маус?

Кто заболел ангиной?

Что делала Алла?

Кто учится в музыкальной школе?

Какое полное имя у этой де­вочки?

К какому предложению подходят картинки на кубиках?

А как по-другому называют гиппопотама? (Бегемот.)

Прочитайте все имена, которые встретились в предложениях.

Подберите предложение соответствующее схеме.

— Какие умения мы формировали с вами?

3. – Что обозначают слова 2-го столбика?

Прочитайте название реки.

Прочитайте название города.

Как вы думаете, почему он получил такое название? (Находится на берегу реки Ангары.)

Прочитайте название государства, которое находится в Африке.

4. Постановка ударения в словах 2-го столбика, выделение заглавной буквы.

Если учитель проводит индивидуальный опрос, то учит детей алгоритму самооценки.

Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки):

Что тебе нужно было сделать?

Удалось тебе выполнить работу?

Ты выполнил всё правильно или были недочёты?

Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

5. – Какая буква нужна, чтобы записать слова 1-го и 2-го столбика в прописи?

Догадались, какая тема урока? Назовите её сами.

— Какую цель мы поставим с вами?

— Как вы думаете, какой у нас урок «открытия новых знаний» или повторение ранее изученного?

6. Составление плана урока.

Давайте составим план нашего урока.

План (примерный)

  1. Чтение слов.

  2. Звуко-буквенный анализ слов.

  3. Чтение предложений и текстов.

  4. Знакомство с написанием заглавной буквы А.

  5. Письмо слов и предложений.

Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

Какие умения мы формировали с вами?

Открытие нового знания

Работа в прописи.

Знакомство с заглавной буквой А (с. 8).

1) Анализ буквы А.

-Посмотрите в прописи на табло есть печатная и прописная буква А.

-Перечислите из каких элементов состоит заглавная буква А.

— Из каких элементов состоит прописная буква А?

— Чем отличаются печатная от прописной?

— Какие умения мы с вами формировали?

2) Анализ рисунка.

Посмотрите на рисунок.

Что делает старушка?

А что произошло с ниточкой?

Какое имя можно дать старушке?

А какое имя ей дали авторы, узнаем позже.

Обведите ниточку у старушки. Что заметили?

А какую кличку дадим котёнку?

3) Показ образца учителем и объяснение последовательности напи­сания буквы А:

Начинаю писать, как и букву Л, чуть выше нижней линии рабочей строки, закругляю вправо и веду наклонную линию вверх (счёт: -и-), затем опускаю прямую наклонную линию до нижней строки (счёт: -раз-) и начинаю писать петлю: веду вверх по написанному, отвожу линию влево в сторону, загибаю вправо и пересекаю написанное (счёт: -и-).

4) Письмо в воздухе.

5) – А теперь на табло обведите эту букву. Точка и стрелки помогают определить направление движения.

Написание заглавной буквы А на строке. Учитель анализирует ошибки, по­казывает пути их исправления.

6) Написание заглавных букв К, Н.

Посмотрите на третью строку. Какие буквы там написаны? Почему?

Напишите на доске одинаковый элемент этих букв.

Назовите по 5 слов, которые начинаются с этих заглавных букв.

Напишите буквы разными цветами. Сначала зелёным цветом все буквы К, потом синим цветом все буквы Н.

7) Написание ол, ом. Отработка нижнего соединения.

Какие соединения написаны на следующей строке?

Напишите соединения ручками двух цветов каждое.

8) Написание соединений с заглавной буквой А.

9) Написание слов с этими соеди­нениями: Аким, Анна, Алик.

Мы выполнили с вами сложную работу. Кому из вас было нелегко? В чём? А что у вас хорошо получилось?

Нарисуйте в конце страницы кружок и раскрасьте его тем цветом (символом), который скажет, как вы оценили свою работу в прописи.

Применение новыхо знаний



Работа в «Букваре».

1) Чтение слов, работа над их лексическим значением.

Откройте «Буквари» на с. 90.

Прочитайте слова, которые написаны над схемами.

Что такое пустыри? (Это пустынное место, где ничего не растёт, кроме сорняков, нет построек.)

Что такое пустыни? (Природная зона с песчаной поверхностью, без леса, со скудной растительностью и жарким климатом.)

Чем похожи пустырь и пустыня?

Что общего в значении этих слов? (У них общий корень -пуст-, от слова пустой. Значит, это одно­коренные слова.)

Кто такие туристы? (Люди, которые ходят в походы, путешественники.)

В чём отличие: пустырь – пустыри; пустыня – пустыни?


2) Звуко-буквенный анализ слов пустыри, пустыни, туристы (работа в парах по вариантам)

  • Но сначала повторим правила сотрудничества:

  • Слушать друг друга;

  • Уметь уступать;

  • Уметь договариваться;

  • Распределять роли в группе.

  • Справившаяся группа показывает сигнал готовности. Оценивает себя

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

Что тебе нужно было сделать?

Удалось тебе провести звуко-буквенный анализ?

Ты сделал всё правильно или были недочёты?

Ты сделал всё сам или с чьей-то помощью?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Итог

Какую букву научились писать?

Какие необычные слова встретились сегодня на уроке?

Все ли пункты плана выполнили?

Чему научились на уроке?

Кому сегодня было легко?

Кому ПОКА было трудновато?

Кто или что вам помогало справиться?

Кто доволен сегодня своей работой?

Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

А каким словом вы бы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?

Отметьте своё настроение в дневнике.

2



Свежие документы:  КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В 5 КЛАССЕ «Прыжок в длину с места»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: