Конспект урока на тему «ЗНАКОМСТВО С УЧЕБНЫМ КОМПЛЕКСОМ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»


Урок 1

Тема: ЗНАКОМСТВО С УЧЕБНЫМ КОМПЛЕКСОМ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Цели: познакомить учащихся с учебным комплексом по русскому языку, по которому предстоит заниматься (с оформлением,содержанием и структурой практической части учебного комплекса

по русскому языку для 5 класса); формировать коммуникативные умения и навыки учащихся.

Форма урока: игра «Путешествие по нашим учебным книгам»

Оборудование: учебный комплекс «Русский язык. Теория. 5-9кл. » / В.В.. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова; «Русский язык. Практика. 5кл.» / Л. Ю. Купалова, А. П. Еремеева, Г. К. Лидман-Орлова II и др., «Русская речь. 5 класс» / Е. И. Никитина.



Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

— С 5 класса вы начинаете заниматься по учебному комплексу для 5-9 классов. По структуре он представляет собой трехкомпо- нентный учебник, каждая часть которого выполняет свою функцию во взаимосвязи с другими частями.

В книге «Русский язык. Теория» (авторы В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова) изложены теоретические сведения, предназначен­ные для изучения в 5-9 классах. Откройте с. 7 и обратите внимание на основные темы, которые будут предметом пристального изуче­ния в 5 классе. Это подчеркнуто лупой, выделяющей в тексте из стихотворения А. С. Пушкина именно то, что будет в центре вни­мания в течение всего учебного года.

Учебник разбит на параграфы для удобства пользоваться им как при изучении нового материала, так и при повторении и обоб­щении ранее изученного. Учитесь пользоваться оглавлением.

Вторая книга учебного комплекса — «Русский язык. Практика». Как вы понимаете смысл заглавия? (Дети отвечают.) Назначение пособия — помочь вам найти для себя новое и интересное в языке, понять и освоить его законы и правила, научиться применять свои знания и умения на практике.

Мы еще вернемся к книге, а сейчас обратимся к третьей части учебного комплекса — к «Русской речи» (автор Е. И. Никитина), на первом уроке развития речи познакомимся с ней.

Рассмотрите переплеты всех этих книг: как в их оформлении показано, что перед нами три части единого учебного комплекса? В чем переплеты сходны? Чем различаются?

Обратите внимание на обложки книг: чем объяснить, что они оформлены художником единообразно? Действительно, таким оформлением показывается, что это не случайный набор книг, а комплекс, все части которого помогут учиться лишь в том случае, если будут «работать» вместе. В то же время в оформлении каждой книги есть отличия, которые указывают на их назначение. «Рус­ский язык. Теория» излагает теоретические сведения о языке; «Рус­ский язык. Практика» организует практическую работу над язы­ком; в «Русской речи» рассматривается использование языка как средства общения.

Учитель предлагает учащимся перелистать страницы пособия «Русский язык». Практика».

«Спрашивайте — отвечаем».

Вопросы (задает учитель).

  • Вы уже прочитали изречение, помещенное на обложке книги. К чему оно побуждает? Возможно, и у вас появится желание самим подбирать и записывать интересные высказывания о русском языке?

  • Кто написал эту книгу, какой художник оформил, кто подго­товил к печати, где и когда она издана, каков ее тираж? (Эти све­дения учащиеся находят на титульном листе и обратной его сто­роне, а также в конце книги. Нужно приучать их обращать внимание на эти сведения.)

  • Какие три большие части выделены в оглавлении?

  • Перелистайте страницы и найдите те из них, которыми начи­нается каждая часть книги и где обозначено содержание вводного курса, основного курса и итогового повторения. Это шмуцтитулы. Как они оформлены?

  • Что в оглавлении вам показалось знакомым, а с чем встрети­лись впервые?

  • Физ.минутка

  • Знакомство с условными знаками, принятыми в книге «Практика».

Просматривая страницы «Практики», вы заметили перед некоторыми заданиями условные знаки. Обратите еще раз на них внимание (учащиеся рассматривают их на с. 5). Дело в том, что мате­риал в пособии предусматривает не только различные упражнения, но и решение задач.

И книге также есть таблицы, схемы, рисунки, слова, выделен­ные разными способами (они записаны справа на страницах).

Знакомство с приложением.

Учащиеся выясняют, что в нем содержится; к каким материалам учебника, когда и зачем они будут им пользоваться.

Затем повторяют уже известные им виды разбора, учитель сообщает о незнакомых пятиклассникам (с. 4).

v Итог урока

В конце урока учитель делает вывод.

По книгам, с которыми вы познакомились, будете учиться правильно говорить и грамотно писать, умело воспринимать устную и. и письменную речь, что очень важно для воспитания культуры общения между людьми. Успехов вам!

VI Домашнее задание: подобрать высказывания выдающихся людей о русском языке.


VII Организация на перемену

.

2

Свежие документы:  Урок русского языка для 10 класса по теме: «лексические средства связи предложений в тексте»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: