конспект урока «о-ё после шипящих» 5 класс


Урок русского языка

(в соответствии с требованиями ФГОС)

Класс 5


Тема: «О и Ё после шипящих в корне слов»




Разработала Тенищева Валентина Ивановна

(г.Сочи, МОБУ гимназия №15)


Урок русского языка (5 класс)

Тема: Буквы О, Ё после шипящих в корне слова

Тип урока: урок изучения новых знаний

Методы: эвристические, , наглядно – практические, проблемного изложения, самоконтроля.

Цели урока:

  1. Образовательные:

  • сформировать умения применять правило написания О-Е после шипящих.

  • развить умение находить орфограмму;

  • отработать способы действия при выборе написания О-Е в после шипящих;

  • развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

  • обогащать словарный запас учащихся;

  • совершенствовать орфографические умения.

  1. Развивающие:

  • осуществлять системно-деятельностный подход;

  • развивать умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

  • развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развивать умение применять новые знания;

  • развивать умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

  1. Воспитательные:

  • воспитывать интерес и уважение к родному языку;

  • воспитывать ценностное отношение к слову;

  • развивать коммуникативные УУД:

  • формировать взаимодействие учащихся в парной работе на основе уважения друг к другу.


Планируемые результаты:

Предметные: обеспечить в ходе урока развитие учебно-языковых, правописных и речевых умений,


Личностные: формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания, стремление к речевому самосовершенствованию, установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;


Метапредметные: продолжать формирование общеучебных знаний, умений и навыков, содействовать развитию воли, настойчивости посредством решения проблемных задач.


познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний; владение приёмами анализа и систематизации материала, синтеза, сравнения,

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.


Оборудование:

  • ПК; интерактивная доска , презентация к уроку.






Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I. Оргмомент.

1 мин.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.


Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и улыбнитесь. Вы рады видеть друг друга, я рада видеть вас всех. А когда мы все вместе, все у нас получится. Садитесь, пожалуйста.


Включение в деятельность

мобилизация внимания, уважение к окружающим;(Л)

планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками (К);

саморегуляция (Р)



II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.


5 мин.

Используется презентация (см. презентация сл.2,).

1. – Запишите слова группами в зависимости от орфограммы (слова представлены на слайде с помощью компьютера):

Ночь, чаща, круча, дрожь, роскошь, луч, ключ, жизнь, шило, пустошь, щавель, чудо.

Слова должны быть записаны в два столбика с орфограммой «Буква Ь после букв шипящих в конце имён существительных» и «Буквы И, У, А после букв шипящих». (Это материал, изученный в начальных классах.)

2. Проверка проводится с помощью следующего слайда:

ночь чаща

дрожь круча

роскошь жизнь

луч шило

ключ щавель

пустошь чудо

Какие группы у вас получились? Сравните их с группами слов на слайде. Озаглавьте каждую группу по виду орфограммы. Подчеркните названные орфограммы.

Что объединяет эти слова? (Общий опознавательный признак орфограмм – наличие буквы шипящего.)

Обозначьте в словах этот опознавательный признак.

Назовите условия выбора орфограмм.

На основе графических обозначений сформулируйте правила.


3. – Назовите слово, при произнесении которого нужно знать орфоэпическую норму. (Щавель.)

С какой особенностью произношения связана эта норма? (С ударением.)

Опираясь на подобранный дома материал, проведите самопроверку домашнего задания.

Несколько человек записывают на доске по 3–4 слова из своих личных орфоэпических мини­словариков, не делая никаких дополнительных обозначений (это слова, в которых возможны ошибки в произношении или ударении). Остальные учащиеся читают их вслух, при необходимости объясняются орфоэпические особенности данных слов.


Записывают слова, распределяя их по группам

в зависимости от орфограммы








Самопроверка



Отвечают на вопросы






Формулируют правила






Самопроверка домашней работы

Владеть приёмами анализа и систематизации материала, синтеза, сравнения, (П);

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

подведение под понятие (П);

выполнение пробного учебного действия (Р);

фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);

волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

аргументация своего мнения и позиции (К);

учет разных мнений (К);



Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические нормы.(К)






















III. Постановка проблемы (основного вопроса урока).


5мин.


Проблемная ситуация.

Определяем основной вопрос урока. (Этот материал представлен в презентации, работа проводится при закрытых учебниках.) слайд 3

При подходе к проблеме важно зафиксировать ещё раз опознавательный признак орфограммы – наличие шипящего, а также новый вид орфограммы, так как есть возможность выбора буквы гласного О или Ё под ударением.

Вставьте букву Ё или О.
В каком случае возникла проблема выбора?

б…чка ч…лка

м…д ш…лк

л…дка щ…тка

т…плый ж…лтый

Это и служит основой постановки проблемного вопроса: какую букву – О или Ё – нужно писать под ударением после шипящего? Проблемный вопрос можно записать на доске, а после этого сравнить с формулировкой в учебнике.сл.4



Обучающиеся работают в тетрадях, после чего сверяют с эталоном на доске.









Работа со словами, поиск цели урока, формулирование проблемного вопроса.



Целеполагание(Р)

Высказывание предположения на основе наблюдений.

Формулирование проблемы урока. (П);

определение основной и второстепенной ин-

формации (П);

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

аргументация своего мнения и позиции в ком-

муникации (К);

учет разных мнений, координирование в со-

трудничестве разных позиций (К);








IV. Открытие нового знания.


7 мин.

  1. На слайде 5 с помощью компьютера предлагается материал для наблюдения (два столбика слов из упр. 59), используются вопросы и задания перед упр. 59.

2. Далее учащиеся самостоятельно ( в парах) по заданию после текста упр. 59 подбирают и записывают в тетрадях однокоренные слова к словам 1­-го столбика, устанавливают закономерность замены буквы Ё на Е в корнях однокоренных слов сл.6:

жёлтый – желтеть,

шёпот – шептать,

чёрный – чернеть

и существительные щёлка – щель.


Затем устанавливают невозможность подобной замены при подборе однокоренных слов во 2­-м столбике, делают вывод о написании буквы Ё или О после шипящих в корне и сравнивают с формулировкой в учебнике.сл.7,89,10

Отдельно проводится работа с графическими моделями орфограммы.

Графическая работа со словами

Выявление особенностей правописания слов с орфограммой































Предположения, вывод самостоятельная формулировка правила





Анализ, синтез, сравнение, обобщение, (П);

использование знаково-символических средств(П);

подведение под понятие (П);

установление причинно-следственных связей

(П);

построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);

учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);достижение договоренностей и согласование общего решения (К); осознание ответственности за общее дело (Л);




V. Развитие учебно­языковых, правописных и речевых умений.

.       10 мин.


 

7.    








  


VI.Включение нового  знания в систему знаний и повторение.


10мин.

1 Выполнение упражнений для первичного развития умений.. Развивается умение писать букву О или Ё в корне слова после шипящих. орфограммы.

1) Найдите лишние слова в столбиках

«е-ё»

Ш…мпол

Ш…лкать

Расч…т

Ч…лка

Обж…ра

Щ…чка


«о»

Ш…рник

Ш…рох

Щ…тка

Реш…тка

Ш…в

Капюш…н



2) В каких словах допущена ошибка?

а) жолтый; д) жокей

б) решотка е) шорох

в) чёрный ж) крыжовник

г) жёнглёр з) шопот



2. сл.11,12 – развивается умение объяснять условия выбора орфограммы – буквы Ё, О после букв шипящих в корне слова, ориентируясь на мнемоническое правило (заучивание слов­ исключений)







1.Развитие лексического умения соотносить слово с изученной орфограммой и его лексическое значение, совершенствуются орфографические умения

По толкованию лексических значений узнайте слово, запишите его и объясните правописание гласной в корне после шипящих( 1ч) и наоборот (2ч), сначала читается толкование, потом ученики называют слово.

1.     Наездник на скачке —                                           (жокей)

2.     Цирковой актер, ловко подбрасывающий

     в воздухе предметы —                                         (жонглер)

3.     Опущенная на лоб и подстриженная

прядь волос   —                                                       (чёлка)

4.     Пестрая клетчатая ткань —                             (шотландка)

5.     Плод дуба —                                                          (жёлудь)

6.     Небольшая корзина —                                          (кошёлка)

7.     Тихая речь —                                                         (шёпот)

8.     Тонкая веревка —                                                  (бечёвка)

9.     Длинное углубление, выдолбленное

в бревне —                                                             (чёлн)

 


2. Задание на разграничение омофонов. На доске записаны два предложения:

Мальчик нечаянно ожёг руку. К счастью, ожог был несильный.

Вопросы и задания к ним:

Назовите два одинаково звучащих слова. ([ажок].)

Сравните их написание. Что необычного заметили?

Как связаны эти слова с темой урока? (После букв шипящих под ударением гласные звуки обозначаются разными буквами.)


Как называются такие слова? (Омофоны – имеют только одинаковое звучание, а пишутся по-­разному.) -Предположите, почему слова пишутся по-­разному. В чём их различие? (Разная часть речи, член предложения.)

Предложения записываются с доски, делаются графические обозначения.сл.13


3. Развитие умений не смешивать изученную орфограмму с орфограммой – буквой безударного гласного после буквы шипящего в корне слова.

На доске записаны слова: ш_ссе, ш_колад, Ш_тландия, ш_фёр, ж_нглёр.

Какой опознавательный признак объединяет эти слова? (Наличие шипящего перед гласным.)

Можно ли сказать, что перед нами слова с орфограммой – буквой О/Ё после буквы шипящего в корне слова? Почему?

Чем отличаются эти слова от слов с изученной орфограммой? (Выбор написания – О или А (а не Ё), безударное положение гласного.)

Какие бы буквы вы вставили в эти слова? Почему?

Проверим себя. Прочитайте правило на с. 48 (после упр. 63), а также слова под рубрикой «Запомни».

Как называется эта орфограмма? (Непроверяемые буквы гласных в корне слова.)




Записывают и объясняют правописание гласной в корне после шипящих

























Письмо по памяти

Проверка по образцу







Самостоятельная работа с использованием знаний по лексике и комментированием своих

действий

















Анализ примеров, рассуждение по вопросам,

Формулировка вывода



Запись в тетради, графическое выделение






Анализ примеров, рассуждение по вопросам,

Формулировка вывода


Самопроверка

нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

анализ, синтез, сравнение, обобщение, (П);

использование знаково-символических средств(П);

установление причинно-следственных связей

(П);

построение логической цепи рассуждений, вы-

ведение следствий (П);

самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П);

осознанное и произвольное построение

речевого высказывания (П);

контроль, коррекция, оценка (Р);






















Включение нового  знания в систему знаний (П)

совершенствовать орфографические умения(П)































Анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.).

Строить логические рассуждения.(П)












VII. Итог урока. Рефлексия



2 мин.


Назовите ключевые слова (сочетания слов) урока. (Шипящий, корень, буквы Ё, О, звук под ударением, непроверяемая буква безударного гласного О.)

Подберите и сгруппируйте примеры так, чтобы они отражали ключевые понятия урока.

1) шёлк, шов (искл.);

2) ожог (сущ.), ожёг (гл.);

3) шоссе, жонглёр.


Возвращение к цели урока, ее формулировка, ответы на вопросы.



рефлексия способов и условий действия (П);

контроль и оценка процесса и результатов дея-

тельности (П);

самооценка на основе критерия успешности

(Л);

адекватное понимание причин успеха / неус-

пеха в учебной деятельности (Л);

выражение своих мыслей с достаточной пол-

нотой и точностью (К);

использование критериев для обоснования своего суждения (К);



VII. Домашнее задание.



1. Составить схемы правил §6, выучить слова ­исключения.

2. Упр. 64 – составление самодиктанта (с ИКТ­поддержкой) в группах (4–5 групп) для последующей работы в классе.


Запись в дневниках

Свободно пользоваться электронными ресурсами в учебных целях.(П)



Ресурсы сети Интернет:


1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (https://festival.1september.ru)

2. Разработки уроков, презентации, конспекты занятий ( https://www.testsoch.com)


Источники:

1.Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку 5 класс. М. «ВАКО» 2011

2. Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 5 классе. М. Мнемозина, 2003

3. С.И.Львова, В.В.Львов Русский язык М. Мнемозина, 2007

4.«Нестандартные уроки. Русский язык. 5 – 11»,автор-составитель Н. А. Шарова, Волгоград, 2010








































Свежие документы:  Конспект урока на тему «Согласные звуки [м], [м’]. Буквы М, м. Написание строчной буквы м»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: