Конспект урока по русскому языку в 8 классе «ОБРАЩЕНИЕ И ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НЕМ»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 37»

























Конспект урока по русскому языку

в 8 классе



«ОБРАЩЕНИЕ И ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НЕМ»





Подготовила:

учитель русского языка

и литературы

Зименкова Марина Алексеевна



















г.Кемерово,

2011


Урок на тему «Обращение и знаки препинания при нем».


Цель урока: изучение обращений, формирование умения использовать их в речи и выделять на письме.

Задачи урока:


  1. формирование умения находить в предложении обращение и правильно ставить знаки препинания при нем;

  2. совершенствование орфографических умений и навыков обучающихся;

  3. научить выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию, употреблять его с учетом речевой ситуации;

  4. используя примеры из художественной литературы, воспитывать любовь к языку, к его красоте и выразительности.


Ход урока.


    1. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята, садитесь. Откройте тетради, запишите число, «классная работа» и тему нашего урока «Обращение и знаки препинания при нем».


    1. Цель урока.

Ребята, сегодня на уроке мы должны вспомнить, что такое обращение, изучить его более глубоко, узнать, зачем обращения нужны нам в речи, научиться пользоваться ими. Но вначале давайте повторим орфографию.

    1. Объяснительный диктант.

      1. Один ученик работает на доске с предложением, объясняет орфограммы.

      2. Другой из предложенных схем, выбирает и выписывает ту, которая соответствует предложению.


Солнце подн…мается из(за) облаков и зал…вает все: и л…са, и п…ля, и наших спутников — греющ…м светом.



    1. Реализация домашнего задания (в то время, когда два ученика работают у доски).

      1. Два ученика выписывают из упражнения, сделанного дома, предложения с обращением на доске.

  • Прочитать, соблюдая звательную интонацию.


      1. Остальные зачитывают выписанные предложения с места.

  • Один ученик читает, другие находят в предложении обращение.


    • Что же такое обращение? (Обращение –это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью).


    • Как знаки препинания зависят от местоположения обращения в предложении? ( Если обращение стоит в начале или в конце предложения, то выделяется запятой с одной стороны, а если в середине предложения, то выделяется запятыми с двух стон. Если обращение произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак).



    1. Словарная работа.


Ребята, сегодня в словарик нам надо записать слова, которые мы постоянно употребляем в своей речи и которые делают нашу речь более доброжелательной, культурной. Кстати сказать, эти слова, как правило, употребляются в предложениях с обращениями.

До свидания

Будьте любезны

Пожалуйста

Соблаговолите


  • Составьте, пожалуйста, предложения с данными словами, но только такие, чтобы в них было обращение.



    1. Объяснение новой темы.

Ребята, теперь пришло время узнать об обращении что-нибудь новое, для этого обратимся к учебнику. Когда вы будете читать, найдите те сведения, которые вам до сих пор не были известны.


  • Чтение пар. № 32.


  • Что же нового вы узнали об обращении?


    • Бывают распространенными (распространенное обращение состоит из двух и более слов) и нераспространенными (нераспространенное обращение состоит из одного слова).

    • В устной речи служат для привлечения внимания собеседника к сообщению и для выражения отношения говорящего к собеседнику.

    • Могут называть как одушевленные, так и неодушевленные предметы.

    • Имеют форму именительного падежа и произносятся с особой звательной интонацией.


        • Ребята, я хочу сказать, что в древнерусском языке обращение употреблялось не в именительном падеже, а существовал специальный звательный падеж, некоторые формы мы до сих пор используем в речи.


Отрывок из книги Ю.Гвоздарева «Язык есть исповедь народа…».


Вспомним Пушкина:

Приплыла к нему рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»


Что за форма старче? В обращении у нас обычно используется именительный падеж. А у слова старик именительный падеж иной: Возвратился старик ко старухе… Сравните еще более древние тексты: Пойди, княже, с нами в дань («Повесть временных лет»); Милостивейший государь батюшко! (обращение царевича Алексея к царю Петру). Князь-княже, батюшка-батюшко, отец-отче, старик-старче – во всех этих случаях перед нами устаревший падеж русского языка, который назывался звательным и употреблялся при обращении. Сохранился он в некоторых славянских языках, например, в украинском; в русском же исчез.


  • Итак, звательный падеж исчез, но звательная интонация сохранилась, и мы должны уметь в своей речи употреблять ее.



    1. Закрепление темы.


      1. Один ученик у доски работает по карточке: записывает предложения и расставляет знаки препинания при обращении.


          1. Пой, ямщик! Я молча, жадно буду слушать.

          2. Как я любил твои бури, Кавказ!

          3. Наедине с тобою, брат, хотел бы я побыть.


      1. Остальные в классе работают над выборочным диктантом.

*Задание выписать из предложений обращения.


          1. Друзья мои, прекрасен наш союз!

          2. Взгляни, молодица, смелее, каков воевода Мороз.

          3. Здравствуй, красавица Волга! С детства тебя я любил.

          4. Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас.

          5. Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия!


      1. Работа на доске над упр.356.

(4-5 человек). Разбор записанных предложений.


      1. Творческий диктант (работа у доски).

    • В указанных предложениях поставьте глаголы в повелительном наклонении. Перестроенные предложения запишите.

1. Стихнут ветры, перестанут бури. 2. Дети берегут природу.

(1. Стихните, ветры, перестаньте, бури). 2. (Дети, берегите природу.)


  • Перестройте предложения так, чтобы существительное, выступающее в роли обращения, стало подлежащим. Предложение запишите.

Приди, туча, и напои землю влагой.

(Придет туча и напоит землю влагой.)


  • Запишите предложение, распространив в нем обращение зависимыми словами.

Бабушка, скоро сдам экзамены и приеду к тебе на лето в деревню.

(Дорогая бабушка, скоро…)



      1. Упр. 357 (ч.1) (если останется время).


  1. Возникли ли у вас вопросы?

  2. Вывод. Скажите, что же нового вы узнали сегодня об обращении?

  3. Оценки.

  4. Д/з.: выучить параграф №32, упр. 357 (часть 2).





Cписок использованной литературы:



  1. Бархударов С.Г., Крючков С.Е. Русский язык: Учебник для 8 классов общеобразовательных учреждений/ Бархударов С.Г., Крючков С.Е. и др.- М.: Просвещение, 2009.

  2. Блинов Г.И., Антохина В.А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2007.

  3. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку 5-9 классы. — М.: Просвещение,2007.

  4. Крючков С.Е., Светлаев М.В. Упражнения по русскому языку. Синтаксис. Пунктуация. – М.: Айрис Пресс, 2003.






Свежие документы:  Конспект урока по теме: «Фонетика. Гласные и согласные звуки» 5 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: