Конспект урока по русскому языкув 8 классе «Правописание имен собственных»


Конспект урока по русскому языку

в 8 классе





Цисевич Светлана Анатольевна,

учитель русского языка

и литературы 1 категории,

МКС(К)ОУ

«Специальная (коррекционная)

общеобразовательная

школа-интернат 8 вида

п. Нижний Куранах».









Тема урока «Правописание имен собственных»













Урок русского языка в 8 классе

Тема «Правописание имен собственных»

Цели.

Обучающий аспект:

дать знания о новых категориях имен собственных, которые заключаются в кавычки;

— закрепить знания учащихся об употреблении прописных букв и кавычек в именах собственных;

— совершенствование умения дифференцировать собственные и нарицательные имена существительные.



Развивающий аспект:

— создать условия для творческого развития учащихся с ОВЗ с учетом их индивидуальных способностей;

— развитие речевой мотивации и, как следствие, речевой активности учащихся.



Коррекционный аспект:

— формирование высших психических функций: внимания, памяти, мышления, речи через выполнение творческих заданий, участие в дидактических играх, развивающих упражнениях.



Воспитательный аспект:

— повышение уровня мотивации к изучению русского языка.





Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Дидактическая игра «По предложенному набору слов узнай, о каком произведении идет речь?»

Например, матушка, конь, поле, град Киев, Добрыня, река Пучай, Забава.

(былина «Добрыня и Змей»).

Мартынка, кот Васька, собака Журка, мать, король

(сказка «Волшебное кольцо»);

Алена Дмитриевна, Русь, царь Иван Васильевич, купец

(М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»).

Вводная беседа.

-Слова какой части речи были использованы в игре? (имена существительные).

— Докажите, что все эти слова являются именами существительными? (ученики перечисляют признаки имени существительного).

— Почему некоторые имена существительные были написаны с большой буквы, а некоторые – с маленькой? Ответ на этот вопрос вам подскажет тема прошлого урока («Имена существительные собственные и нарицательные»).

II. Актуализация ранее полученных знаний

Устный опрос

— Дайте определение нарицательным именам существительным? (Нарицательные имена существительные обозначают предмет из ряда однородных) Приведите примеры (например, существительным стол называются все столы, какие бы они ни были: и письменный, и обеденный, и кухонный, и операционный)

— Какие имена существительные мы относим к собственным? (Чтобы из всей группы однородных членов выделить какой-то отдельный предмет, ему дают специальное, единичное, индивидуальное название). Приведите примеры (например, рек много, а река Алдан одна).

— Перечислите категории существительных, относящихся к именам собственным (Ф.И.О. людей, клички животных, названия географических объектов и т.д.)

— В чем принципиальное отличие правописания имен собственных и нарицательных?

Запись числа и месяца в рабочую тетрадь

Учащимся предлагаются разнообразные картинки: девочка, учитель, изображения географических объектов, животные, портрет писателя и иллюстрация к одной из басен И.А. Крылова.

Задание 1

Запишите названия имен существительных, изображенных на иллюстрациях и их индивидуальные имена. Некоторые имена вам известны, а остальным придумайте какое-нибудь необычное (можно веселое, забавное) имя, проявив при этом свою фантазию, так как в этом задании оцениваться будет не только правильность написания слов, но и оригинальность придуманных вами имен собственных. Задание выполняйте в форме таблицы, распределив по столбцам: в левый — нарицательные имена существительные, в правый – имена собственные.

Анализ выполненного учащимися задания.

— Какие имена существительные мы написали с маленькой буквы? (то есть нарицательные). Словарная работа: правописание слов медведь, собака, девочка.

— Бывают ли случаи, когда нарицательные существительные пишутся с большой буквы? (если они являются первым словом в предложении).

— Прочтите имена собственные? Какую необычную кличку вы придумали собачке, медведю? А какое оригинальное имя для девочки?

Учитель отмечает наиболее интересные имена собственные, придуманные школьниками. Далее учащимся предлагается самостоятельно оценить правильность написания имен нарицательных и собственных (выставление оценки на полях тетради). Форма контроля — самооценка

III.Введение в тему урока

Проблемный вопрос: как вы написали название басни И. А. Крылова? Это имя собственное или нарицательное?

Учитель предлагает записать на доске и сообщает, что названия басен, рассказов и других произведений являются именами собственными, и пишутся не только с большой буквы, но и заключаются в кавычки.

Вот сегодня на уроке мы и поговорим о тех именах собственных, которые заключаются в кавычки.

Тема урока «Правописание имен собственных в кавычках и без кавычек»

Цель урока: узнаем, какие категории имен собственных берутся в кавычки, а какие пишутся только с большой буквы и заключения в кавычки не требуют.

— Как оформляются кавычки в печатных текстах?

Например, журнал «Мне 15»

— А на письме? (Ученик у доски показывает)

— Откройте учебники на с. 54 и скажите, под какими цифрами в рамке расположены имена собственные, которые пишутся только с большой буквы? (1, 2. 3, 4). Назовите эти категории имен собственных. Приведите свои примеры.

— А теперь назовите имена собственные, которые пишутся не только с большой буквы, но и заключаются в кавычки.

— Какие еще категории имен собственных берутся в кавычки, но не указаны в учебнике? (названия марки автомобиля, телевизоров, пароходов, конфет, тортов (правильность ударения), магазинов, музыкальных групп, кинофильмов)

Дидактическая игра. Учитель называет имя собственное, а учащиеся поднимают карточку с той цифрой, которая соответствует номеру имени собственного, предложенного в учебнике.

IV. Закрепление полученных знаний

Задание 1

Ответьте письменно на вопросы и задания не полным ответом. Ответы распределите по столбцам. В левый – без «..», в правый в «…». Ответы записывай с номерами тех вопросов, которым они соответствуют.

Учащимся предлагаются индивидуальные карточки.

  1. Напиши имя любого члена твоей семьи.

  2. Запиши название произведения из игры, которая была предложена в начале урока.

  3. Как называется улица, на которой ты живешь?

  4. Напиши название магазина, в который ты любишь ходить за покупками.

  5. Какая кличка у твоего домашнего животного?

  6. Как называется город (поселок), в котором ты родился?

  7. Как называются твои любимые конфеты (торт, шоколад)?

Форма контроля — взаимопроверка.

Правильные ответы: Без «..» -1, 3, 5, 6; в «..» — 2, 4, 7

Задание 2

Работа в парах.

Дополните диалог, раскрывая скобки и дописывая имена собственные.

1 вариант имена собственные, входящие в тематическую группу «Спорт»;

2 вариант – имена собственные в рамках тематической группы «Кулинария».

Будьте внимательны при написании кавычек при именах собственных.

Разговор двух приятелей

— Смотрел я фильм (название кинофильма) не так давно.

— А я на речке (название реки) был.

— Как было мне весело, смешно.

— А я разделся и поплыл.

-Потом в магазин (название магазина) зашел и торт (название торта) я там купил.

— А я котенка (кличка) на берегу нашел. Он мне вдруг стал так мил.

— И угостил сестру (имя) и мать и чай я стал всем наливать.

— Принес найденыша домой и молочка (название молока) ему налил.

— Затем я басню (название басню) стал учить, чтоб «2» по чтению не получить.

— И сказку (название сказки) котику я дома прочитал, чтоб хорошо он ночью спал.

Все вместе: да, день прожили мы не зря, ведь делали мы добрые дела!

Зачитывание диалогов. Форма контроля — оценивание учителем

V. Итог урока

Подведем итог урока.

Дидактическая игра. Учитель называет имена собственные, а учащиеся показывают с помощью кистей рук наличие или отсутствие кавычек в именах собственных.

Автомобиль «Жигули», собака Жучка, сказка «Колобок», магазин «Купец», А.С. Пушкин, конфеты «Ласточка», тот «Наполеон», озеро Байкал, газета «Алданский рабочий», улица Школьная, Черное море, Россия, гостиница «Космос».

Вывод: какие категории имен собственных заключаются в кавычки?

Оценки за урок. Домашнее задание: с. 56, I группа учащихся упр. 73 (1, 2); II группа учащихся – упр. 73 (1).

-Всем спасибо за работу на уроке.







Использованная литература:

— Галунчикова Н.Г., Э.В. Якубовская. Русский язык. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, М.: «Просвещение», 2006;

— Малышева З.Ф. .Чтение. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, М.; «Просвещение», 2006









































Свежие документы:  Конспект урока по Химии "Общие способы получения металлов" 9 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: