Обобщение опыта работы по теме «Формирование у учащихся лингвистического мышления»




МОУ СОШ №2 с УИОП пос. Восточный Омутнинского района








Формирование

у школьников

лингвистического

мышления




Работа выполнена

учителем

высшей категории

Желниной

Людмилой Сергеевной


2010 ГОД


Формирование у школьников лингвистического мышления .


Срок работы над темой-2 года.

Объект изучения — процесс изучения русского языка по учебно-методическому комплексу под редакцией М.М Разумовской.

Предмет изучения – система методов и приёмов для развития у учащихся информационной, коммуникативной и предметной компетенции на уроках русского языка, способствующих формированию лингвистического мышления.

Актуальность темы- « Правило знает, а пишет с ошибками»,-слышим мы от родителей. Проблема противоречий между формальными знаниями и несформированными умениями знакома каждому учителю. Приобретённое лингвистическое мышление освободит ученика от механического заучивания и поможет овладеть способом действий, адекватным правилу. Знания и практические умения в этом случае будут составлять желаемое единство.

Цель – формирование и развитие основных компетенций, способствующих грамотной устной и письменной речи учащихся.

Задачи :

  • Обосновать необходимость выбора данной методической темы;

  • изучить литературу по данному вопросу;

  • проанализировать программу и учебники;

  • определить эффективные методы и приёмы для формирования у учащихся лингвистического мышления;

  • обобщить опыт своей работы и познакомить коллег с результатами наблюдений.

Гипотеза – лингвистическое мышление формируется более эффективно, если:

  • использовать творческий потенциал учителя и учащихся;

  • организовать работу над текстами лингвистического содержания;

  • вместо заучивания правил обучить детей способу действия, адекватному правилу;

  • большое внимания уделять как устной, так и письменной речи, так как способность грамотно рассуждать на различные темы – это показатель хороших знаний по предмету;

  • учитывая идеи компетентностного подхода в обучении, учить учащихся готовности использовать усвоенные знания в реальной жизни для решения практических задач.

  • опираясь на современные образовательные технологии, видеть в ученике субъект своей деятельности.



Многие проблемы, решаемые современной российской школой, связаны с повышением продуктивности обучения, а следовательно, общим благополучием ребёнка в школьные годы, превращение его в активного субъекта собственного учения. В содержание обучения и воспитания школьников включаются накопленные в методике знания, опыт деятельности, ценностные отношения, а важной задачей образовательного процесса становится самоопределение личности, что формирует гуманитарную образованность человека. С помощью языка ребёнок познаёт окружающий мир, перенимает, присваивает опыт поколений, вбирает в себя человеческую культуру, познаёт самого себя, овладевает средствами самоанализа и самовыражения.

Целью процесса обучения языку является не просто усвоение фонетических и лексических особенностей родного языка, но расширение и усложнение индивидуальных интеллектуальных ресурсов личности, развитие её неповторимой субъективности средствами языка. Поэтому важен не только результат обучения, но и сам процесс – глубокое осознание понятий, конструирование их системы, целостной картины языка, овладение обобщёнными способами практической деятельности. На уроках как учебных исследованиях должен возникать полилог, диалог многих, который , становясь формой творческой деятельности, является одним из мощных источников формирования личности. В таком учебном процессе акцентрируется не только фактическая сторона и объективное знание, но и субъективный личностный смысл познания. Кроме того, использование приёмов развивающего обучения в процессе преподавания русского языка позволяет учителю сделать урок более живым, интересным, иногда даже весёлым ( при всей сложности изучаемого материала ), есть возможность сэкономить значительное количество времени на различных этапах урока, повысить мотивацию, найти форму работы, доступную даже слабым учащимся.

Убеждая детей в том, что язык – это система и ничего случайного в нём нет, с пятого класса обучаю их работе над лингвистическими текстами. Система заданий довольно разнообразна: составить план, определить главную мысль, выписать новые термины, приготовить вопросы товарищу, озаглавить текст, подготовить устное сообщение, оформить лингвистический бюллетень, пересказать текст родителям и др. Такая работа вооружает детей необходимыми приёмами осмысления научного текста, позволяет добиваться осознанного чтения, расширяет кругозор учащихся, обогащает словарный запас .

Возьму для примера лингвистический текст «О чём рассказывают устаревшие слова» Учебник 5кл. под редакцией М.М.Разумовской. Дрофа. .2002 год.

На всех словах – события печать.

Они дались недаром человеку.

С.Я.Маршак.

В русском языке постоянно происходят изменения: одни слова рождаются, другие употребляются всё реже и реже, а некоторые и вовсе умирают. Почему так происходит? Да потому, что беспрерывно меняется жизнь человека. Уходит из жизни какой-то предмет, явление – и слово постепенно забывается, а если уж и употребляется, то в текстах, рассказывающих о старине: кольчуга, смерд, помещик, земство, урядник…

Слова, которые перестали употребляться в повседневной жизни, называются устаревшими.

Много в русском языке и таких устаревших слов, которые обозначают вполне современные и хорошо знакомые нам вещи. Но так случилось, что эти старые названия стали забываться потому, что вместо них давно уже используются слова – синонимы: щёки (а не ланиты), палец вместо перст, шея вместо выя, дочь вместо дщерь, очень , а не зело, чтобы вместо дабы. Ещё примеры: сиречь (то есть), понеже ( потому что), виктория (победа), ветрило ( парус), шуйца ( левая рука), иже ( который), вежды ( глазные веки), доколь ( пока), отроковица ( девочка-подросток), тать ( вор), послух (свидетель), смерд ( крестьянин), клюка ( хитрость), туга (печаль), чага (рабыня), говяд ( скот), кур ( петух), бруд ( грязь).

После работы над текстом даю задание: поработать парами и составить кроссворд, включив в него устаревшие слова. Итак, скучное заучивание перешло в интересное для ребёнка занятие. Думая над кроссвордом, дети непроизвольно запомнят многие слова. Такая работа развивает у учащихся коммуникабельность, толерантность, расширяет кругозор, требует от него логического мышления, а конечный результат позволяет ощутить гордость за свой труд. Составленный кроссворд можно предложить отгадать товарищу, родителям, напечатать в школьной газете, поместить в классном уголке.

Таким образом, творческая работа над теоретическим материалом освобождает учащихся от механического заучивания и, несомненно, способствует формированию ключевых компетентностей.

Образовательные технологии, адекватные задаче формирования ключевых компетентностей, отличаются тем, что первостепенным условием их реализации выступает следующий принцип: ученик в рамках работы по данной технологии является субъектом своей деятельности. Это положение рассматривается не как окончательная цель, а как обязательное условие соблюдения технологии. В связи с этим, в своей работе по формированию ключевых компетентностей, в том числе предметной, предпочтение я отдала бы технологии критического мышления. Невозможно сформировать лингвистическое мышление, если я не научу ребёнка критически мыслить, отстаивать свою точку зрения, пользоваться информационными носителями, уметь вступать в диалог, полилог, грамотно говорить и писать. Исходя из этих задач, я строю свою работу.

Развивая критическое мышление, даю детям задание: согласись или поспорь с автором. Предлагаю следующие цитаты:

«…Письмо придаёт прочность летучему слову, побеждает пространство и время». ( Я.К.Грот).

« Нельзя, чтоб тот себя прославил, кто грамматических не знает свойств и правил». (А.П.Сумароков).

«Язык – духовное богатство народа» (В.А.Сухомлинский).

«Обогащайте себя знанием русского языка, читайте больше» ( А.М.Горький).

« Язык есть самая красивая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое историческое живое целое…» (М.А.Шолохов).

«Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск» (К.Г.Паустовский).

«Все науки в грамматике нужды имеют. Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, непонятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики» (М.В.Ломоносов).

«Грамматика не предписывает законов языку, но изъясняет и утверждает его обычаи» (М.В.Ломоносов).

«Неправильность употребления слов ведёт за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни» ( Д.И.Писарев).

« Заговори, чтоб я тебя увидел» ( Сократ).

« Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого как вежливость». ( Сервантес).

« Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла» ( В.О.Ключевский).

« Когда суть дела продумана заранее, слова последуют без затруднений» (Гораций).

« Стыд перед людьми – хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой». (Л.Н.Толстой).

« Люди перестают мыслить, когда перестают читать» ( Д.Дидро).

« Чаще заглядывай в самого себя» (Цицерон).

« Когда посетит тебя горе, взгляни вокруг и утешься: есть люди, доля которых ещё тяжелей твоей « ( Эзоп).

« И ошибка бывает полезна, пока мы молоды, лишь бы не таскать её с собой

до старости» ( Гёте)

« Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик» ( В. Гёте)

Что творческие работы не только обучают ребёнка, но и развивают, я задумалась после работы над изложением по тексту В.П.Астафьева «Учитель». Обсуждение текста перешло в дискуссию. Творческое задание «Как удалось учителю привить своим ученикам «уважительность к слову», пробудить у них жажду творчества» — вызвало бурное обсуждение. Но в одном дети были единодушны: творить, сочинять самим – гораздо интересней и полезней, чем зубрить правило или списывать упражнение. Вот и пришлось искать новые формы работы, изучать современные образовательные технологии, теории, использовать их в своей педагогической деятельности.

В среднем звене предлагаю детям создать своего рода небольшие «мини-проекты» ( сочинения – рассуждения) на следующие темы:

Если бы я был Президентом (Губернатором, мэром посёлка, учителем русского языка, классным руководителем, директором школы и т. д.)

В старших классах рассуждаем на темы: легко ли быть молодым; что значит быть счастливым человеком; всегда ли нужно говорить правду; плюсы и минусы моего поколения; вечна ли проблема «отцов» и «детей»; кем быть или каким быть и другие.

Такая работа приближает уроки к жизни, позволяет задуматься над проблемами сегодняшнего дня, формирует критическое мышление, учит аргументировать свою речь. А главное – это отличная практика для формирования орфографической и пунктуационной зоркости. Известно выражение: чтобы научиться ездить на велосипеде, надо на нём ездить, следовательно, чтобы научиться грамотно писать – надо писать.

Несмотря на то, что из всех видов речевой деятельности, как свидетельствуют исследования, наименее востребованным в жизни является письмо – на него приходится лишь 9% времени от общего объёма, а слушание, говорение и чтение забирают остальные 91- это, по- моему, не значит, что мы не должны уделять должное внимание письменной речи. Уже в школе наблюдается, что навыки письма отстают от навыков речи. Следовательно, опыт письменной деятельности значительно уступает практическим навыкам других интеллектуальных видов. Естественно, этот опыт необходимо накапливать. Я помогаю учащимся осмыслить роль письма в эволюции человеческого общения, в его культурном и интеллектуальном развитии. предлагаю поразмышлять над высказыванием Н.И.Либан : « Уметь писать обозначает умение думать. Когда человек пишет, он общается не с бумагой, а с вечностью, он излагает своё понимание вещей и приобщается к общему мировому движению мысли…» .Ребята понимают, что роль письма велика, сами приводят в подтверждение этому весомые аргументы. Поэтому, как правило, большинство моих учеников любят письменные творческие работы.

Современные образовательные технологии позволяют не только вооружить учащихся знаниями базовой науки, но и организовать деятельность обучающихся в данной сфере познания, прививать им опыт решения лингвистических вопросов, поскольку познание, как утверждают философы, оперирует как научными теориями, понятиями, фактами, так и правилами практики, методами получения знаний. Истинность этого утверждения понятна каждому учителю. Заученное знание, воспроизведение учеником теоретических сведений, которые обычно сформированы в виде определений и правил, не обеспечивают ещё необходимых умений определять части речи и виды предложений, разбирать слово по составу, устанавливать его фонемный состав, грамотно писать, употреблять в речи художественные тропы и стилистические фигуры и т.д.

Возникает острая проблема формального знания и неудовлетворительно сформированных умений. Как часто приходится слышать от родителей: «Правило знает, а пишет с ошибками». Я стараюсь это противоречие разрешить. Не заставляю детей заучивать правила, а обучаю их рассуждению, то есть, способу действия. Если ребёнок овладевает способом действия, то он усваивает и суть теории, приобретая необходимые умения. Знания и практические навыки в этом случае составляют желаемое единство. Например, вместо того, чтобы ученик заучил, что такое однокоренное слово, ему рекомендую овладеть способом подбора однокоренных слов, на толковании данного слова через ближнеродственное.

Что значит хв…стливый человек? Ребёнок рассуждает: « Это такой человек, который хвастает, хвастун. Значит, корень хваст, Следовательно, в корне пишу букву а . Как нетрудно заметить, предлагаемый способ подбора однокоренных слов опирается на суть понятия и показывает, как с точки зрения научного знания следует действовать, чтобы избежать ложных аналогий, которые так типичны для учебной практики. Когда в слове хв…стливый выделяют корень хвост, нак…зать –корень коз, Значит, дети формально понимают проверку: правилу они обучены, а способу действия нет. Вот и возникает противоречие между знанием и умением. Выбранный мною подход позволяет организовать деятельность учащихся в решении лингвистических задач, формирует элементы научного мышления, пробуждает интерес к знаниям . Допустим, когда ребёнок осознаёт, что нельзя определить морфемный состав слова СТЕКЛО, не зная его морфологической принадлежности и лексического значения, у него начинается процесс поиска, повышается учебная активность. Довольно часто обобщение теоретического материала завершаю сочинением на лингвистическую тему: какова роль глаголов в речи; что я знаю о причасти; о чём может рассказать словообразовательная модель и другие. На мой взгляд, получаются довольно серьёзные рассуждения научного стиля ( см. приложение к работе). Практикую уроки – семинары ( конспект одного из подобных уроков имеется в приложении к работе). Предлагаю детям и исследовательскую функцию: проследите частоту употребления односоставных предложений в текстах разных стилей; попробуйте найти речевые и грамматические ошибки в газетной статье; подумайте о роли авторских знаков в одном из рассказов А.П.Чехова. Такая работа требует внимания, необходимых умений и навыков, знания теоретического материала, у детей возникает желание поделиться «находкой», обсудить с кем-либо появившуюся мысль, поэтому использую групповую форму работу. Это позволяет подключить к работе детей с разным уровнем лингвистического мышления. Закрепляя орфографию и пунктуацию, предлагаю детям самим сочинить диктант. Не все справляются с этим заданием: не просто составить связный текст, включив в него все случаи изученной орфограммы или пунктограммы. Но желающие поработать над диктантом есть всегда, чаще всего это групповые работы.

Большую роль в обучении русскому языку отвожу информационным технологиям. Я согласна, что невозможно в школе обучить всему, главное – пусть школьник приобретёт навык работы с информационными носителями как печатными, так и электронными. На моих уроках, кроме контрольных работ, ребята пользуются любыми лингвистическими словарями, помимо этого, у каждого ученика есть свой, рукописный, справочник, куда внесена трудная для него информация. К 11 классу, как правило, это по объёму общая тетрадь-98 листов. Ребята очень дорожат своим трудом, это их первый помощник при подготовке к экзамену, при написании творческой работы, если возникает трудная ситуация при постановке знака или выборе правильного написания. Беседуя с выпускниками, ныне студентами различных учебных заведений, узнаю, что этот справочник помогает им учиться дальше — не затрачивая много времени, они восстанавливают забытый материал. Кроме того, там есть памятки: как написать реферат, как приготовить доклад, как составить план, тезисы, тематический конспект статьи, есть образцы необходимых деловых бумаг, есть рекомендации по написанию аннотации, рецензии, отзыва, характеристика функциональных стилей речи, сейчас начинаем разрабатывать рекомендации по созданию презентации, а также проекта. Несмотря на то, что ведение справочника – дело добровольное, записи делают практически все ученики, а увлечённые языком самостоятельно продолжают процесс познания, внося дополнительную информацию. Это, конечно, радует.

Итак, современный ученик требует профессиональной и коммуникативной компетентности учителя. Действительно, в процессе реализации развивающего обучения складывается особый тип педагогического мастерства, так как учащиеся ждут от нас не готовых знаний, а ситуаций, в которых новые знания могут быть добыты и осмыслены самими учащимися. Именно в таких учебных ситуациях создаются возможности для развития и самоутверждения ребёнка, формируются ключевые компетентности, складывается благоприятная атмосфера психологической поддержки. Те формы работы, приобретённые мною в процессе изучения современных образовательных технологий, позволяют мне поддерживать интерес к предмету, способствуют овладению средствами и способами лингвистического мышления, развивают воображение, внимание, волю, память, формируют культуру общения. Анализируя работу за 5 последних лет, я наблюдаю тенденцию к росту качества знаний и уровня обученности. Ежегодно мои ученики одерживают победу на районных олимпиадах по русскому языку и , считаю, успешно защищают честь района на областных олимпиадах. Хорошие знания показывают выпускники школы на ЕГЭ и на вступительных экзаменах в различные учебные заведения. Я стараюсь, чтобы в процессе обучения обе стороны общения – учитель и ученики — были деятельны: учитель создаёт предпосылки, ученики их реализуют. В этом и проявляется педагогика сотрудничества, так необходимая современной школе, сегодняшнему ученику.




Литература

  1. Гуманитарное образование в системе развивающего обучения.

Кировский институт повышения квалификации и

переподготовки работников образования. Выпуск-1.

Киров, 2005 г.

2.Колокольцев Е.Н., Зельманова Л.М. Развитие речи. Русский

язык и литература. Учебно-методический комплект для 5-9

классов общеобразовательных учебных заведений.

Дрофа. Москва,2004г.

3.Кыркунова Л.Г., Дускаева Л.Р. Речевое мастерство.

Пермь, 1998г.

4.Разумовская М.М., Лекант П.А. Учебно-методический

комплект по русскому языку для 5-9 классов

общеобразовательных учебных заведений.

Дрофа. Москва,2004г.

5.Сборник. Программно-методические материалы. Русский язык

5-9 классы. Дрофа. Москва,2002г.



























Приложения.

Зачётная работа по элективному курсу

«Учусь писать грамотно»

ученицы 9 «б» класса Жарвиной Ксении .

Сочинение- эссе.


Грамотным человек должен быть всегда: в школе, в разговоре с друзьями, в своем резюме, даже в записках, которые ты пишешь маме. С первого класса мы начинаем долгий путь к грамотности. С каждым днем, месяцем, годом мы покоряем вершины знаний. Кто-то с самого начала не стремится быть грамотным – научится кое-как говорить и писать и считает этого достаточно. А кто-то с первых дней начинает грызть гранит науки, в том числе и я. Пришлось попотеть, чтобы достичь последних лесенок грамотности. Сейчас я учусь в девятом классе и этим очень горжусь. Урок русского языка – главный для меня предмет в школе. Чтобы стать по – настоящему грамотной, я большое внимание уделяю языку. Дома я тщательно разбираюсь в теме, всю нужную информацию записываю в справочник, который веду с пятого класса. Также посещаю элективный курс, где получаю дополнительную, интересную для меня информацию, которая мне очень пригодится в будущем. Я стремлюсь быть грамотной, вслушиваясь в речь дикторов радио и телевидения, участвуя в конкурсах, изучая словари и справочники. Очень люблю художественную литературу. Язык писателей – классиков – вот образец для подражания! Как точно и тонко они умеют подметить свое отношение к происходящему, используя различные средства выразительности. Вот у кого следует учиться гибкости и образности языка! Мне очень обидно за свой язык, когда я слышу нецензурные выражения, неграмотную грубую речь… Невольно возникает вопрос: сумеем ли мы сохранить красоту и чистоту нашего языка для последующих поколений?


Как сохранить русский язык.

Сочинение- рассуждение

Ученицы 9 класса «А» Кротовой Анастасии.


Язык – это инструмент, необходимо знать

Его, хорошо им владеть.

А.М.Горький.

Недавно я принимала участие в областной олимпиаде по русскому языку и очень этому событию рада. Интересно было слушать юных ораторов, участвовать в дискуссии, выполнять задания, да и просто пообщаться со сверстниками. Я узнала ещё больше о красоте и величии родного языка.

Но, к сожалению, наш язык – это ценнейшее богатство, дарованное нам предшественниками, — в опасности. Да, я не побоялась здесь употребить слово «опасность», и это не средство выразительности, а диагноз! Мы забыли о том, что свой язык мы должны передать последующим поколениям чистым, великим, гордым, красивым. Мы безжалостно засоряем речь иностранными словами, нецензурными выражениями, или, как образно сказал академик Д.С.Лихачёв, словами-плевками. Перечитывая его статьи, я обратила внимание ещё на одну фразу: « Язык ещё в большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе». И действительно, наблюдая за речью говорящего, мы делаем выводы не только о его образованности и начитанности, но и интеллигентности и воспитанности. Много речевых и грамматических ошибок допускают в своей речи даже журналисты.

Конечно, всё это должно ранить сердце нашего соотечественника, каждый обязан внести свой вклад в спасение нашей культуры, а значит, и языка. Я думаю, поэтому этот год объявлен годом русского языка. У нас есть ещё возможность задуматься над своей речью, совершенствовать знания, учиться этому у писателей-классиков. К бережному отношению к языку призывали ещё великие люди XVIIIXX веков. То есть, эта проблема появилась не сегодня, а зрела годами, и очень хорошо, что наконец она оказалась в центре внимания наших политиков и Президента. Хочется верить, что мероприятия, проводимые в защиту русского языка, проникнут в сердце каждого русского человека и найдут там живой отклик. А своеобразным ориентиром пусть будут слова К.Д.Ушинского: « Язык есть самая красивая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое историческое живое целое…».




Роль глаголов в художественной речи.

Сочинение

Ученицы 6 класса МОУ СОШ №2 пос. Восточный

Кротовой Анастасии.

На удивительную силу глагола обращали внимание многие писатели. Л.Н.Толстой, например, писал: « Движение и его выражение- глагол – являются основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе».

По подсчётам учёных, глагол занимает второе место ( после имени существительного) по частоте употребления в речи. Причём в текстах разных стилей глаголу отводится неодинаковая роль. Так, в официально-деловом стиле примерно 6% глаголов, а в научном – около 10%. В художественной речи глагол употребляется значительно чаще: до 15% всех слов художественного текста – глаголы.

Мастера русской речи умело используют в своих произведениях прямое и переносное значения глаголов. Вот как при помощи глаголов в переносном значении поэт достиг юмористического содержания:

Велосипед меня понёс.

Понёс куда-то под откос.

Он там остался без колёс,

И дальше я его понёс…

( О.Григорьев )

Часто при помощи глаголов создаётся метафора. Это одно из средств

выразительности, помогающее автору более ярко и образно нарисовать картину:

Розовеют сугробы под лучами зари.

Полыхают рябины, и горят снегири…

( Я.Хелемский )

Писатели и поэты умело используют и морфологические категории глагола.

Переносное употребление будущего времени в значении настоящего придаёт описанию большую яркость, живость, красочность; события, о которых повествует автор, словно приближаются к читателю, и он становится как бы их участником. Понаблюдаем это явление в тексте: «Хорошо сидеть и прислушиваться к тишине: то ветер подует и тронет верхушки берёз, то лягушка зашелестит в прошлогодней листве, то за стеной колокольни часы пробьют четверть…». ( А.П.Чехов ).

Переносное употребление настоящего времени в значении прошедшего как бы делает читателя участником событий: « До ближайшей деревни оставалось ещё вёрст десять, а большая тёмно-лиловая туча, взявшаяся бог знает откуда, без малейшего ветра, но быстро продвигалась к нам…Изредка вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гул…» ( Л.Н.Толстой )

Глаголы используются в составе фразеологизмов: дрожит как осиновый лист, делать из мухи слона, знать как свои пять пальцев, водить за нос и другие.

В художественных текстах часто употребляются глаголы-синонимы: « Уж я и не ворочусь тогда, я просто сгину куда-нибудь…» (Ф.М.Достоевский).

А также глаголы-антонимы. Такое противопоставление обычно лежит в основе русских пословиц: дело веди, а безделье гони; человек от лени болеет, а от труда здоровеет и другие.

Согласитесь, что без глаголов наша речь не может быть такой живой, чёткой и меткой. Я поддерживаю мнение нашего современника, писателя Юрия Бондарева: « По моему глубокому убеждению, вся разительность прозы – в глаголе, ибо глагол – это действенность характера».























Весёлый диктант

Не с разными частями речи.

Составила ученица 9 класса «Б»

Нелюбина Светлана

Петя Незабудкин мчался на встречу со своим неразлучным другом Васей. Они решили идти в лес, расположенный недалеко от деревни. Там их ждёт вовсе не простое занятие: ребята будут строить убежище, в котором они спрячутся от недругов. Вы не знакомы с ними? Это Коля Недотрога и Алёша Недотёпа. Фамилии у них отнюдь не случайные.

В лесу ребята не захотели разжигать костёр, чтобы не привлекать внимания неприятеля. Вася, не умеющий пользоваться молотком, ушиб себе палец. Орудие труда перешло к Пете, друг дал ему небольшой совет, предотвращающий новый несчастный случай. Но Петя, не слушая пострадавшего, усердно забивал непослушный гвоздь. Вдруг лес огласился неистовым криком. Незадачливого друга постигла та же участь.

А их недруги – Коля Недотрога и Алёша Недотёпа — не спеша приближались к месту событий. Они не могли не предложить свою помощь « строителям». С тех пор ребят водой не разольёшь, как говорят в народе.

Н-НН в разных частях речи.

Диктант составили ученики 6 класса Вихляев Иван и Кладов Роман.

В старинном деревянном доме жили-были дядя Фред и кот Матроскин. Был у них конь, кованный истинным умельцем. Дядя Фред – смышлёный труженик, а кот – юный шалунишка. Не умел он беречь одежду и постоянно носил стираную — перестиранную матроску. Вот поехали они в деревню Целинную, чтобы купить гусиные перья для соломенных шляп, вязаную шапочку, овчинный полушубок и невиданной красоты матроску.

Нежданно-негаданно наши друзья попадают на деревенский праздник. Артисты читали заученные стихи, смешили клоуны с деревянными лицами, восторженно аплодировали очарованные зрители. Только преданные хозяевам собаки да сонные куры не обращали внимания на происходящее. После праздника отправились друзья в длинный путь, обвешанные покупками и воодушевлённые праздником.

Конспект урока русского языка по теме: «Употребление имён прилагательных в речи»

Желнина Людмила Сергеевна

Учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя образовательная школа №2

пос. Восточный Омутнинского района Кировской области.612711.


Цель урока: систематизация, обобщение и контроль знаний, умений и навыков по теме урока.

Задачи урока:

1.Выявить степень усвоения учебного материала и пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся по пройденному материалу.

2.Активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы через элементы исследовательской работы.

3.Способствовать созданию положительного настроя на уроке, работать над формированием коммуникативной компетентности через групповую работу.


Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма урока: семинар-практикум.


Организация урока

1.Организационный момент. Ребята, давайте назовём правила работы в группе.

2.Сообщение темы и цели урока.

Ребята, сегодня мы с вами постараемся научиться обобщать материал и подбирать необходимые аргументы, находить нужную информацию в словарях и справочной литературе. Работая в группах, вы должны проявить умение общаться, прислушиваться друг к другу, анализировать ответы товарищей, сделать коллективный вывод по обобщённому материалу.

3.Представление команд.

Команда «Забавная и славная»

Наш девиз: « Без прилагательных мы жить не сможем,

Оно везде и всюду нам поможет».

Команда «Крепкая»

Наш девиз: « Что за жизнь без прилагательного?

Оно такое увлекательное,

Интересное, смешное,

Классное, приятное и даже ароматное».

Команда «Острая»

Наш девиз: « Дружить нам с прилагательным совсем, совсем не лень,

Мы можем описать чудесный зимний день

И даже тот причудливый , прикрытый снегом пень».

Команда «Смешная»

Наш девиз: « Прилагательное – украшение языка:

В краски яркие оденет всё, чем наша жизнь полна».

Команда « Гордая, умная, смелая, разумная»

Наш девиз: « Поле зелёное, синее море,

Светлая радость души-

Признак любого предмета на свете

Прилагательное нам пояснит».




4.Теоретическая часть урока.

Ребята, сейчас каждая команда получит маршрутный лист. Вы видите, что теоретическая часть состоит из пяти заданий. У нас пять команд, поэтому по жребию распределим задания. (См. приложение к уроку «Маршрутный лист команды») Ваша задача — приготовить сообщение по теме, используя предложенный материал. Затем слушаем сообщения каждой группы, обсуждаем своей командой, обобщаем услышанное и вывод записываем в маршрутный лист с помощью вводных слов, которые записаны на доске. Запомним, что именно эти слова помогут вам оформить вывод и на других уроках.

Вот эти слова: таким образом, итак, отсюда следует, следовательно, как известно, следует отметить, бесспорно и другие.

Мне будет очень интересно посмотреть на ваш коллективный труд, а результативность, конечно, будет зависеть от вашего умения слушать, выделять главное и грамотно оформить мысли.

5.Исследовательская работа.

А сейчас нам предстоит установить соотношение глаголов, прилагательных и существительных в тексте художественного стиля. На уроках литературы мы изучаем рассказ И.С.Тургенева « Бежин луг» и отмечали примеры различных типов речи: описание, повествование, рассуждение. Первые две группы поработают над описанием, следующие две – над рассуждением, а пятая группа исследует повествование. А раз мы сегодня говорим о роли прилагательного в речи, то посмотрим, зависит ли частота употребления прилагательного от типа речи. Каждая группа ознакомит других с результатами исследования и вместе сделаем вывод.

6.Практическая часть.

Ребята, в своих девизах команд вы отмечали основное назначение прилагательных – помогают описать предмет. Давайте попробуем сочинить загадку, используя только прилагательные. Каждая группа вытянет отгадку, которую держит в секрете .Сочинённую загадку вы читаете вслух, а другие команды отгадывают.(Были предложены слова: учитель, зима, русский язык, школа, книга .Вот что из этого получилось: Умный, добрый, мудрый, справедливый, эрудированный ( учитель); холодная ,морозная, снежная, пушистая ( зима); красивый, нежный, правдивый, свободный, великий, могучий ( русский язык)

7.Творческая работа.

Рассмотрим репродукцию картины А.А .Пластова « Сенокос». Какими красками пользуется художник, чтобы изобразить пёстрый ковёр цветущего луга, пронизанные солнечными лучами деревья? Запишите их в маршрутный лист.

( Вот одна из работ: сиреневый, лазоревый, бирюзовый, жёлтый, шафранный, пунцово-багряный, пурпурный, золотой, оранжевый, фиолетовый, беловатый, тёмно-зелёный…)

8. Вслед за автором.

Попробуйте вставить прилагательные в деформированный текст. Назовите автора и название произведения, из которого взят отрывок.

( См. маршрутный лист).

После работы учащиеся сверяют свой текст с текстом И.С.Тургенева «Бежин луг».

9.Какое средство выразительности лежит в основе пословицы: «Корень учения горек, а плод сладок»? Напишите, как вы её понимаете.

10.Домашнее задание.

Напишите сочинение на тему «Сбежало прилагательное!».

11.Рефлексия и подведение итогов. Вопросы к классу.

Какие знания вы приобрели в ходе изучения темы? Чему научились?

Какие задания вызвали интерес или затруднения?

На ваших столах есть ведомость, оцените работу каждого.



Самоанализ

урока русского языка, проведённого в 6 классе.

Учитель Желнина Л.С.

Тема: «Употребление имён прилагательных в речи».

Цель: систематизация, обобщение и контроль знаний, умений и навыков по теме.

Задачи урока: выявить степень усвоения учебного материала и пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся по пройденному материалу;

активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы через элементы исследовательской работы;

способствовать созданию положительного настроя на уроке, работать над формированием коммуникативной компетентности через групповую работу.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма урока: семинар-практикум.

1.На уроке реализованы основные принципы образования с точки зрения соблюдения оптимальной меры в их сочетании.

2.Учитывалось сочетание точного и одновременно творческого выполнения программно-методических требований к уроку.

3.Грамотно определён тип урока.

4.Реализован учёт обученности, обучаемости и воспитательных возможностей через выбранную форму урока.

5.Поставленные задачи урока в основном реализованы.

6.По ходу урока не было необходимости изменять задачи урока и содержание учебного материала.

7.В начале урока были поставлены перед учащимися основные задачи урока и записаны на доске: соблюдать правила работы в группах, учиться делать выводы, используя вводные слова, приводить необходимые аргументы из различных информационных носителей, полученные знания применить на практике.

8.По мере необходимости старалась подчеркнуть значимость изучаемого материала в нашей речи, а также применять умение обобщать материал на других уроках.

9.Не только учитель, но и учащиеся подчёркивали главное, вывод оформляли в маршрутном листе.

10.Были выделены воспитательные идеи :умение общаться в группах, стремление грамотно оформить свои мысли, желание заглянуть в словари и справочники, наслаждение красотой художественного слова.

11.Была возможность обеспечить практическую направленность учебного материала, связать с личным жизненным опытом: придумать название и девиз команды и связать с темой урока, сочинить загадку из прилагательных, т.е. умение описать предмет как можно точнее, увидеть роль антитезы в пословицах и поговорках.

12.В урок включены упражнения творческого характера: описание картины, сочинение «Сбежало прилагательное».

13.С целью формирования у учащихся целостного представления о мире, о системе знаний с целью развития их эрудиции была опора на межпредметные связи: литература, ИЗО, математика (умение определить частоту употребления прилагательного в художественном тексте).

14.Учащиеся учились находить информацию по теме не только в учебнике, но и в различных словарях, справочниках, художественных текстах, а также через результаты исследовательской работы.

15.Считаю, что на уроке удачно определены методы обучения, их сочетания и соотношения.

16.Использованы методы познавательного интереса, этому способствовала форма урока и подобранный учебный материал.

17.Выбранные методы учебной работы, думаю, были целесообразны .Групповая работа позволила учесть творческие способности, уровень обученности и обучаемости, проявить

чувство ответственности за результат работы группы.

18.Используемая технология образования способствовала здоровьесберегающим задачам.

19.В основе урока – идея компетентностного подхода: установка на формирование ключевых компетенций ( предметной, информационной, коммуникативной, учебной, рефлексивной).Это один из уроков в системе развивающего обучения, что позволяет учителю заменить ситуации репродуктивного характера на творческие ситуации: побуждение учащихся к выдвижению гипотез, стимулирование фантазии, создание дискуссионной ситуации, возможность высказать критическое суждение, постановка и решение творческой задачи.

20.Материал урока, бесспорно, вызывает интерес учащихся к теме и формирует любовь к предмету.

21.В своей работе использую педагогические технологии, разработанные на основе педагогики сотрудничества (Селевко Г.К., Тихомирова Н.К.),технология коллективного способа обучения (Первин И.Д., Дьяченко В.К., Ривин А.Г.), а также педагогические технологии на основе активизации деятельности учащихся ( игровые, проблемные, коммуникативные и др.)

22.У учащихся есть частичные навыки организации рационального труда.

23.Работа по формированию надпредметных способов была не запланирована.

24.Состав групп был сформирован с учётом дифференцированного подхода.

25.Думаю, культуру труда учителя и учеников можно оценить на «хорошо».

26.Оценка работы каждого складывается из оценки, поставленной в группе, и оценки учителя за грамотное оформление заданий в маршрутном листе.

27.Творческое домашнее задание: сочинить сказку « Сбежало прилагательное».

28.Рациональное использование времени на различных этапах урока.

29.Взаимоотношения учителя и учащихся доброжелательные.

30.Ребята показали ЗУН по теме, проявили активность, творчество, ответственность, но не всегда хватало тактичности по отношению друг к другу, сдержанности (над этим предстоит ещё работать).

31.Стараюсь быть образцом для учащихся во всех аспектах.

32.Были созданы рабочие места с учётом групповой работы, на столах табличка с названием команды, ведомость оценок, маршрутный лист, учебники русского языка и литературы, словари, оформлена доска.

33.На уроке уместно использованы информационные и коммуникативные технологии.

34.Соблюдены школьные гигиенические требования.

35.В кабинете обеспечены эстетические условия обучения.

36Учитель может по необходимости изменить ход урока, если этого потребует возникшая ситуация и сумеет перейти к реализации запасных методических вариантов.

37.Ранее было предложено администрацией больше внимания уделять здоровьесберегающей среде. Над высказанным предложением работаю. В последнее время подобных рекомендаций нет.

38.Урок соответствует современным принципам и подходам в обучении русскому языку, способствует задачам филологического образования: развитие личности как носителя языка, приобщение учащихся к богатству и красоте родного слова, овладение речевой деятельностью, развитие творческого потенциала личности.

Приложение к уроку.


Маршрутный лист команды ……………………………………………

Урок семинар-практикум по теме «Употребление прилагательных в речи»

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.


1.Составить план лингвистического текста(стр.98-99).







2.Роль имён прилагательных в текстах художественного стиля (упр.236,237,240,250,рассказ «Бежин луг»).

ВЫВОД:




3.Роль прилагательных-синонимов (упр.242, 243 ,245 ,249 ,словарь синонимов.)

ВЫВОД:




4.Роль прилагательных-антонимов (упр.246 ,248,словарь антонимов).

ВЫВОД:




5.Прилагательные в роли существительных (стр.106 упр.253).

ВЫВОД:




Исследовательская работа

1.Установите соотношение прилагательных, существительных и глаголов в тексте И.С.Тургенева «Бежин луг». Объём текста -одна печатная страница.

Глаголов –

Прилагательных –

Существительных –

ВЫВОД:



Практическая часть.

  1. Сочините загадку из прилагательных по заданному ответу.







2.Рассмотрите репродукцию картины Аркадия Александровича Пластова «Сенокос». Какими красками пользуется художник, чтобы изобразить пёстрый ковёр цветущего луга, пронизанные солнечными лучами деревья? Запишите их.









3.Вставьте прилагательные в деформированный текст. Назовите автора и произведение.

«Картина была ………………. . Около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, ……………………….. ………………….

отражение; пламя , вспыхивая , изредка забрасывало за черту того круга ……………………….. отблески; ……………………… язык света лизнёт …………………. сучья лозника и разом исчезнет; ………………….. ……………………… тени, врываясь на мгновение ,в свою очередь , добегали до самых огоньков : мрак боролся со светом.»



4.Какое средство выразительности лежит в основе пословицы: «Корень учения горек , а плод сладок.» Напишите, как вы её понимаете?











Сказка

«Сбежало прилагательное»

Сочинили ученицы 6 класса

Сабурова Лера и Дитятьева Лиза.

Жило на свете прилагательное.

Било оно очень привлекательное.

Считали его увлекательным!

Считали его занимательным!


Жило оно в домике под крышей.

И познакомилось с лесником дядей Мишей.

Друзья любили вечерком и днём

Сидеть на пне и говорить о том о сём.


Они любили праздники справлять вместе

И булочки печь на вкусном тесте,

Любили на рыбалочку сходить

И вкусной рыбки наловить.


И вот одним чудесным днём,

Поговорив о том, о сём

И посидев под чудным пнём,

Лесник сказал: « Домой пойдём».


Пошёл лесник домой,

Спросил: «А ты что не со мной?»

« Нет, я пойду,

Дорогу сам себе найду…»


Пустилось прилагательное в путь,

Шло, шло, решило отдохнуть,

Но заблудилось, и бодрость спала с ног.

Смелый дух в это раз не помог.


Оно шло и шло целый день,

Решило сесть на незнакомый пень.

Лесник в то время всё сидел

И на дорожку всё глядел.




Он не знал уж слово прилагательное,

Не мог сказать то слово привлекательное.

Речь его стала не занимательной,

Жизнь его стала не увлекательной.


Лесник не смог описать свой день,

Не смог сказать какой тот пень.

«Где друг?»- говорил лесник,

Но не раскрыл он прилагательных тайник.


Он огорчился, встал, пошёл,

Нигде прилагательных он не нашёл.

Пришёл на следующий день,

Но занят был его любимый пень.


Лесник тихонько подошёл,

Прилагательное там нашёл.

Выходит весело из леса оно,

И прямой тропинкой пошло.


Друзья снова вместе оказались,

Друг другом полюбовались.

И снова жизнь стала прекрасной:

Синей, голубой, салатовой и красной.


Дружите с прилагательным:

С самым очаровательным.

Вы с ним везде ходите

И ни на шаг не отходите.


Ведь без него у нас не жизнь,

А просто плесень, просто плесень!

Чтоб дружить с ним было вам не лень

Вы вместе пойте песни.













Сбежало прилагательное…

Сказку сочинили Попов Данил, Кладов Роман, Мельник Ксения.

Ученики 6 класса.


Было это не так давно. Жил один мальчик, звали его Петя Галочкин. Учился он во второй школе в 6 классе. Очень не хотелось ему учиться, идёт он в школу и думает:

— Что же это за жизнь такая? Скорей бы на пенсию! Школа надоела, учителя достали, опять читать, опять считать — надоело!

Взял да и выкинул все учебники. И пошёл на каток. А в школе ребята изучали в это время имя прилагательное. Вот приходит на следующий день Петя в школу, а ребята ему говорят:

— А мы вчера прилагательное изучали, без него нельзя на свете прожить.

— Да ну,- возразил Петя, — обойдусь как-нибудь без него.

Обиделось тут прилагательное на Петю и ушло из его речи.

Вечером бабушка говорит:

— Внучек, у тебя завтра День рождения, хочу подарить тебе кроссовки. Скажи, какой цвет ты бы выбрал?

Задумался Петя, хотел сказать – чёрные, да не может выговорить это слово. Пришлось сказать – не знаю.

Бабушка и подарила ему кроссовки на свой вкус – жёлтые!

Надулся Петя на бабушку – не могла ничего лучше выбрать.

Сидит, уткнулся в телевизор, ни с кем не разговаривает. А бабушка опять опять воркует:

— Петенька, тебе чаю или компотику?

— Чаю, бабуль, чаю!

— Тёплого или горячего?

Молчит Петя, нет в его речи прилагательных, нет!

— Чего-то ты сегодня странный какой-то, — продолжает бабушка, —

налью-ка я тебе целебного отвара.

Петя как закричит: «Не надо, не надо!» но всё-таки пришлось ему выпить отвар. С тех пор стал Петя каждый день ходить в школу и с прилагательным дружить!







Гимн прилагательному.

Работу выполнили ученики 6 класса

Першина Лера, Антонова Юля, Дитятьева Лиза, Сабурова Лера.

Славься, прилагательное!

Красивое и доброжелательное,

Такое привлекательное

И очень занимательное!

Славься, прилагательное!

Часть речи незаменимая.

Культурная, спортивная.

Везде необходимая.

Славься, прилагательное!

Лети через года.

И посети квартиры

И малые дома.

Славься, прилагательное!

Иди по улицам,

И улыбайся взрослым

И даже курицам.

Славься, прилагательное!

Гуляй по небесам.

И чтобы день не хмурился,

Делай чудеса!

Славься, прилагательное!

Танцуй зимой метель,

Танцуй, если небо дуется.

Танцуй и в жаркий день!

Славься, прилагательное!

Рисуй картину счастья!

Рисуй картину радости,

Но не рисуй несчастье!

Славься, прилагательное!

Читай всем детям сказку,

Устраивай балы!

И карнавалы в масках!


Свежие документы:  Развитие отношений Белого дома и Кремля, январь-декабрь 1944

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: