Односоставные предложения Урок русского языка в 8 классе (по УМК С.И.Львовой, В.В.Львова)



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 5″ г. Брянска





Односоставные предложения

Урок русского языка в 8 классе

(по УМК С.И.Львовой, В.В.Львова)






подготовила

учитель русского языка и литературы

высшей категории

Радькова Юлия Николаевна














Брянск-2013



Урок русского языка в 8 кл. (по УМК С.И.Львовой, В.В.Львова).

Технология: разноуровневое обучение с использованием межпредметных связей с литературой.

Тип урока: обобщение и закрепление изученного.


Цели урока: обобщение, закрепление и систематизация изученного по теме «Односоставные предложения»; развитие орфографической и пунктуационной зоркости уч-ся; развитие устной и письменной речи уч-ся; пополнение словарного запаса уч-ся; воспитание активной гражданской позиции, любви к русской литературе.



Ход урока.


  1. Подготовка к восприятию. Организационный момент.


— «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье ещё драгоценней самой вещи», — говорил Н.В.Гоголь. И действительно, читая великолепные произведения писателя, нельзя не отметить богатство и выразительность их языка. На уроках литературы мы изучаем пьесу Н.В.Гоголя «Ревизор», и наш сегодняшний урок русского языка построен на материале этого произведения. А начнём мы работу со зрительного диктанта.


  1. Зрительный диктант.


На доске Произвол Казнокрадство

Беззаконие Мошенничество

Взяточничество Подобострастие


— Что объединяет эти слова? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните, о чём мы говорили на уроках литературы.

— Какое из слов, вошедших в зрительный диктант, стилистически окрашено? Поясните значения слов, составьте с ними словосочетания, определите способ связи.

— Произвол, беззаконие, взяточничество, казнокрадство и мошенничество чиновников были типичны для николаевской России, однако чиновники города N снисходительно называют эти пороки «грешками». В чём разница между двумя словами?

— Т.е., по сути, и городничий, и судья, и смотритель училищ, и другие чиновники считают, что ничего предосудительного не совершают. Давайте запишем их высказывания, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.


  1. Работа с предложениями.


На доске 1) Нет человека (не)имеющего за собой каких(нибудь) грехов. 2) Дай только Боже чтобы сошло с рук поскорее. 3) Ведь на то и живёш(?) чтобы срывать цветы удовольствия. 4) Говорю всем открове…о что б…ру взятки борзыми щенками. Это совсем иное дело.


— Что объединяет эти предложения с точки зрения структуры? Выделите их основы.

— Сделайте вывод, о чём мы будем говорить сегодня на уроке. Попробуйте определить цели нашего урока.


  1. Формулирование темы и целей урока.


  1. Обобщение изученного по теме.


— Вспомните, какие предложения называются односоставными. Чем они отличаются от двусоставных предложений?

— Для какого стиля речи характерны односоставные предложения?

— Какие виды односоставных предложений различаются? Расскажите, опираясь на презентацию, приведите примеры из домашней работы.

— Определите виды записанных нами предложений.

— Сделайте вывод, как различить разные типы односоставных предложений.


  1. Закрепление.


— Цифровой диктант+ карточки для индивидуальной работы.


На доске 1 – определённо-личные, 2 – неопределённо-личные, 3 – обобщённо-личные, 4 —

4 – безличные, 5 – назывные, 6 – двусоставные (неполные) предложения.


1) Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь. 2) Да, и над каждой кроватью надписать по-латыни или на другом каком языке всякую болезнь. 3) О Боже! вот уж и тележку подвезли схватить меня. 4) Сделаешь подряд с казною, на сто тысяч надуешь её, поставивши гнилого сукна, да потом пожертвуешь двадцать аршин, да и давай тебе ещё награду за это? 5) Оробел, ваше бла…преос… сият… 6) Какой скверный городишко! 7) арестантам не выдавали провизии! 8) На улицах кабак, нечистота!


Карточка 1. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Выделите основы предложений. Определите виды односоставных предложений.

Советую вам Артемий Филиппович сделать так что(бы) пр…лично было. (Не)хорошо что у вас такой крепкий табак курят что всегда ра…чихаеш(?)ся когда войдёш(?). Да и лучше если бы больных было меньше: (тот)час отнесут к дурному смотрению или (не)и(с, сс)ку(с, сс)тву врача.


Карточка 2. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Выделите основы предложений. Определите виды односоставных предложений.

Ужасно как хочет(?)ся есть! Какой скверный городишко! В овощённых лавках (н…)чего не дают в долг. Это просто подло. Этак я могу совсем отощать (не)шутя это говорю. Разве из платья что(нибудь) пустиш(?) в оборот? Нет уж лучше поголодаю да пр…еду домой в петербургском костюме.


— Работа по уровням.

Репродуктивный. Списать, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Выделить основы, определить вид предложения.


На доске Послушайте сделайте вот что: поставьте квартального Пуговицына для

благоустройства на мосту.Да разм…тать (на)скоро старый забор возле сапожника

и поставить соломе..ую веху чтоб было похоже на планировку. Ах Боже мой!

Возле того забора навале..о на сорок телег всякого сору. Что это за скверный

город! Только где(нибудь) поставь какой(нибудь) пам…тник или просто забор –

чёрт их знает откудова и нанесут всякой дряни!


Конструктивный. Списать, перестраивая двусоставные предложения в односоставные, определить тип односоставных предложений.


На доске Что можно (?)делать в глуши? Ведь вот хотя бы (?)десь: ноч(?) ты не спиш(?)

стараеш(?)ся для отечества не ж…лееш(?) (н…)чего а награда (не)известно ещё

когда будет. В других городах градоправители и чиновники больше заботя(?)ся о

своей пользе а (?)десь нет другого помышления, кроме того, что(бы) благочинием

и бдительностью заслужить вн…мание начальства. Я даже когда ложусь спать всё

думаю как бы так устроить что(бы) начальство увидело мою ревность и было

довольно. Когда в городе во всём порядок улицы вымете..ы арестанты хорошо

содержат(?)ся пьяниц мало то и почестей (н.)каких не хочу.


Творческий. Написать сочинение-миниатюру, используя односоставные предложения, на тему:


На доске Современна ли комедия Н.В.Гоголя?


  1. Рефлексия. Рефлексия проводится с применением опоры:


— Закончите предложения:


Сегодня на уроке мне удалось….

— Самым интересным для меня было….

— Особенно трудным мне показалось….


— Какие предложения представлены в опоре?

Односоставные безличные.




Использованная литература

Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1990.

С.И.Львова, В.В.Львов. Русский язык в двух частях, 8 класс, 2007-2011, М.: Мнемозина

Львова С.И. Уроки словесности. 5–9-е кл. 2-е изд. М.: Дрофа, 1997.





Свежие документы:  Конспект урока по Химии "Решение экспериментальных задач на распознавание катионов и анионов" 8 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: