Природа родного края (Урок развития речи в 9 классе)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»











Природа родного края

(Урок развития речи в 9 классе)















Учитель русского языка

и литературы

Чижикова Татьяны Ивановна



2013

г. Исилькуль

Омской области

Урок развития речи в 9 классе на тему:

«Подготовка к сочинению — рассуждению о природе родного края»



Цель урока: продолжить знакомство с таким типом речи, как рассуждение; развивать коммуникативные компетенции.

Задачи урока:

— научить собирать и систематизировать материал для сочинения;

— осмысливать и раскрывать тему сочинения, строить план, работать с текстом;

— развивать речевую культуру учеников, память;

— прививать любовь к природе, искусству; воспитывать патриотические чувства.

Оборудование: учебники, рабочие тетради, опорные схемы, мультимедийная установка, презентация картин местных художников, изображающих природу родного края; книги местных авторов, фотовыставка «Природа родного края».

Предварительная подготовка: создание презентаций на темы «Природа родного края на картинах местных художников», «Природа в Исилькульском районе», подборка стихотворений исилькульских поэтов



Ход урока:

I. Организационный момент

— Есть истины, которые должны войти в сознание с детских лет. Среди них- любовь к Родине и к родной природе. Я думаю, эти два слова неразрывно связаны друг с другом. В течение урока вы постараетесь доказать, почему людям свойственно любить родную природу.

— Цель урока — подготовиться к написанию сочинения-рассуждения о природе родного края. Итогом нашей работы станет ваше сочинение, в котором вы постараетесь ответить на вопрос

«Почему мы любим родную природу?».

(Оформление тетрадей)

II. Проверка домашнего задания.

— Ребята, дома вы работали над упражнением №148

— Прочитайте текст этого упражнения. Какова его основная мысль? Как эта мысль раскрывается в предыдущем тексте упр. 147? (Отношение человека к природе родного края определяет его как личность. Природа вдохновляет людей на создание произведений искусства, помогает раскрыть их талант)

III. Анализ текста-рассуждения

— Но прежде чем самим написать сочинение о при роде родного края, мы должны разобраться, как выполнять такую работу. Поможет нам в этом упражнение №150. Откройте, пожалуйста, учебник на странице 68 и найдите это упражнение.

— Вспомните композицию плана сочинения – рассуждения.

На доске опорный план-схема.

1.Тезис.

2.Аргументы.

3.Вывод.

Обратимся к тексту упражнения.

— За что автор любит Среднюю полосу России? (Там он рос и стал настоящим человеком, В.Песков – выходец из Воронежской области, сейчас сотрудничает с газетой «Комсомольская правда»).

Свежие документы:  Применение проектного метода в процессе обучения технологии

— Найдите тезис в этом тексте, аргументы и вывод.

-Как автор характеризует снег, дождь и какие средства художественной выразительности использует?

-Назовите односоставные предложения? Какова их роль?



IV. Индивидуальные сообщения

— Посмотрите, как изображают родную природу наши местные художники

(Презентация 1).

— И послушаем, как воспевают родную природу поэты. (Учащиеся читают стихи местных поэтов)

Представление презентации с фотографиями на тему «Природа в Исилькульском районе» (Презентация 2)



V. Чтение собственных стихотворений

— Я знаю, что некоторые ребята из нашего класса пробуют писать стихи. Послушаем их.

Осень.

С ветки сорвался жёлтый лист,

Его унёс безумный ветер.

Осень шепнула вслед: «Смирись!

Глупый, хотел дождаться лета?

Оно не скоро, ты же слышишь,

Птицы прощаются надолго.

Их крик тоскливый тише, тише…

Исчезнет клин за горизонтом.

И снова лишь серое небо.

В разрывах туч не видно света.

А ветер… Песни поёт ветер

О тёплых днях, о снах, о лете».

Гиль Татьяна



VI. Работа над планом сочинения.

Опираясь на схему, составим план сочинения. Главное в такой работе — определить своё отношение к выдвинутой проблеме, обосновать правильность своей точки зрения. Для того чтобы сочинение- рассуждение получилось завершённым и доказательным, важно, чтобы:



— основной тезис соответствовал теме сочинения;

— доказательства были убедительными;

— части рассуждения – тесно связанными;

— выводы чётко сформулированными.



Запишите план в тетрадь.

План.

I. Людям свойственно любить родную природу.

II.Аргументы:

1) это место, где мы родились и выросли;

2) многообразие животного и растительного мира;

3) источник поэтического и художественного вдохновения;

4) такие разные времена года.

III.Природа — источник радости и счастья.



VII. Орфографическая и пунктуационная работа.

Запись слов и выражений, которые могут пригодиться в работе, и вместе с тем повторим орфографию.

Предрассветное утро, шорох листьев, взлохмаченные ели, на синеющем небосводе, колющийся шиповник, лиственный лес, посаженное дерево, грибы, собранные утром, кислый крыжовник, неподвижное небо, произрастающий в нашей местности. (Работа у доски. Оценка).

— Какие предложения по структуре вы употребите в своей работе?

— Назовите вводные слова, которые следует применять в сочинении — рассуждении?

VIII. Работа над сочинением

Учащиеся пишут сочинение на черновик. Некоторые ребята зачитывают фрагменты сочинения вслух.

IX. Подведение итогов. Выставление оценок.

Вывод в сочинении должен пересекаться с тезисом. В конце работы мы даём свою окончательную оценку проблеме, заявленной в первой части сочинения.

Свежие документы:  Конспект урока по алгебре в 9 классе по теме «Арифметическая прогрессия»

X. Домашнее задание.

Дописать сочинение на черновиках. По желанию нарисовать пейзаж или написать стихотворение о родной природе.







Список использованной литературы:

  1. Русский язык. Учебник для 9 класса. Авторы: С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко. – М. «Просвещение»

  2. Сборник стихотворений исилькульских поэтов «Первоцветы»











скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: