ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ПРАКТИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА РУССКОГО ЯЗЫКА» 10-11 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №2» имени Баки Урманче

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан







Программа ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

для учащихся 10-11 классов

«Практическая стилистика русского языка»



подготовила

учитель русского языка и литературы

Харисова Миннегел Рахимовна























г. Нижнекамск

2011

ВЫПИСКА

из протокола заседания методического объединения

учителей русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 2»

имени Баки Урманче НМР РТ № 1 от 12.09.2011


Повестка дня: Рассмотрение и обсуждение программ элективных курсов.


Слушали: Нуртдинова Г.М., руководитель методического объединения представила на рассмотрение и обсуждение программы элективных курсов: «Практическая стилистика русского языка» (автор Харисова М.Р.), «Сочинение разных жанров» (автор Арсланова Р.С.).

Программы составлены для учащихся 10-11-х классов, имеют следующую структуру: пояснительная записка, содержание программы, примерный календарно-тематический план, подробно расписаны практические работы. Представлен список используемой литературы для учителя и учащихся.


Решение: программы элективных курсов «Практическая стилистика русского языка» и «Сочинения разных жанров» соответствуют предъявляемым требованиям и рекомендуются к утверждению в МУ «ИМЦ»





Выписка верна: Л.А. Мифтахова




Методические рекомендации


Данный элективный курс «Практическая стилистика русского языка» дает примерный объем знаний, умений и навыков, которым должны овладеть школьники. Учащиеся должны углубить и систематизировать теоретические знания по этому курсу, а также выработать и закрепить навыки грамотного письма, может быть, и сформировать базу для ориентации в области выбранной профессии.

Одна из целей преподавания данного курса ориентационная – помощь осознать ученику степень значимости своего интереса к русскому языку и оценить свои возможности.

Для реализации целей и задач данного курса предполагается использовать следующие формы занятий: лекции, практикумы (словарно-орфографическая работа, решение тестовых задач, выполнение упражнений, анализ текстов, написание сочинений – эссе и т.п.). Задания должны носить проблемный характер. Успешность усвоения курса определяется преобладанием самостоятельной творческой работы ученика. Ученики как самостоятельно, так и в сотрудничестве с учителем выполняют различные задания. На занятиях организуются обсуждения результатов этой работы. Для некоторых учащихся эти занятия могут стать толчком в развитии интереса к предмету и вызвать желание узнать больше.

Формой итогового контроля может стать зачетная работа или защита собственного проекта по теме курса.








ПРОГРАММА

«Практическая стилистика русского языка»


Раздел I. Общее понятие о практической стилистике. Виды стилистики (2 часа).

Стилистика. Лексическая стилистика. Грамматическая стилистика. Стилистический синтаксис.


Раздел II. Функциональные стили русского языка (2 часа).

Современный русский литературный язык и его стили. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Художественный стиль. Разговорный стиль.


Раздел III. Лексические средства языка (9 часов).

Смысловая точность слова. Выбор слова. Лексическая сочетаемость слов. Речевая недостаточность и речевая избыточность в тексте. Стилистическая окраска слов. Историзмы. Архаизмы. Неологизмы. Иноязычная лексика. Фразеологизмы. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Стилистические ошибки, связанные с их употреблением. Лексические образные средства речи.


Раздел IV. Морфологические средства языка (9 часов).

Стилистическое использование форм имен существительных. Трудности в употреблении имен существительных, связанные с категорией одушевленности – неодушевленности, числа. Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных. Употребление сочетаний имен числительных с именами существительными. Употребление местоимений. Использование глаголов в речи. Ошибки в образовании причастий, деепричастий. Использование служебных частей речи. Словообразовательные и грамматические возможности художественной выразительности.


Раздел V. Синтаксические средства языка (9 часов).

Синонимичное употребление предложных и беспредложных конструкций. Нормы согласования. Нормы управления. Сочетание однородных членов. Построение предложений с причастным, деепричастным оборотами, с чужой речью. Особенности состава и структуры сложных предложений. Фигуры речи.


Раздел VI. Словари и справочные издания по русскому языку и практической стилистике (2 часа).

Свежие документы:  Конспект урока для 5 класса "Лохнесское чудовище"

Основные толковые словари современного русского литературного языка. Словари-справочники правильности современного словоупотребления. Орфоэпические и орфографические словари.


Раздел VII. Творческие работы (2 часа).

Чтение и защита творческих работ, написанных учащимися в рамках собственного индивидуального авторского стиля.












УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (1 час в неделю)


п/п

Темы занятий

Кол-во часов

В том числе

Форма контроля

лек.

прак.

1

Общее понятие о практичес­кой стилистике. Виды сти­лис­тики. Лексическая и грамматическая стилистика. Стилистический синтаксис.

2

1

1

Опрос по материалам лекции

2

Функциональные стили русского языка. Совре­мен­ный русский литературный язык и его стили.

2

1

1

Практический анализ текста

3

Смысловая точность речи. Выбор слова. Сочетаемость слов. Речевая недоста­точ­ность и избыточность в тексте.

3

1

2

Опрос по материалам лекции, ана­лиз текстов

4

Стилистическая окраска слов. Историзмы. Архаизмы. Нео­логизмы. Иноязычная лексика. Фразеологизмы. Стили­сти­ческие ошибки, связанные с их употребле­нием.

2

1

1

Выполнение различных упражнений

5

Диалектизмы. Профес­сио­на­лизмы. Синонимы. Антонимы. Стили­сти­ческие ошибки, свя­занные с их употреблением.

2

1

1

Выполнение упражнений

6

Омонимы. Омографы. Омофоны. Паронимы.

1


1

Практикум по текстам

7

Лексические образные средства речи (тропы)

1

1


Выполнение тестов

8

Морфологические средства языка. Стилистическое ис­поль­зование существитель­ных. Трудности в употребле­нии имен существительных, связанные с категорией одушевленности – неодушев­ленности, числа.

2

1

1

Практический анализ текста

9

Особенности образования и употребления притяжатель­ных прилагательных. Соче­тание имен числительных с именами существительными.

2

1

1

Выполнение тестов

10

Употребление местоимений, глаголов. Ошибки в образо­ва­нии причастий, дееприча­стий.

2

1

1

Тест

11

Использование служебных частей речи.

1


1

Выполнение упражнений

12

Словообразовательные и грамматические возмож­нос­ти художественной вырази­тель­ности.

2

1

1

Тест

13

Синтаксические средства языка. Синонимичное упот­ребление предложных и бес­предложных конструкций.

2

1

1

Аналитическая беседа

14

Нормы согласования и нормы управления.

2


2

Тест

15

Построение предложений с причастным, деепричастным оборотами, с чужой речью.

3

1

2

Тест

16

Особенности состава и структуры сложных пред­ложений. Фигуры речи.

2

1

1

Анализ текстов

17

Словари и справочные издания по русскому языку и практической стилистике.

2


2

Работа с разными видами словарей

18

Творческие работы учащихся

2


2

Чтение и защита творческих ра­бот, написанных учениками в рамках собствен­ного индивидуального авторского стиля



Автор:

учитель русского языка и литературы I квалификационной категории МОУ «Гимназия № 2» имени Баки Урманче г. Нижнекамска Харисова Миннегел Рахимовна.



Рецензенты:

Учитель русского языка и литературы I квалификационной категории, руководитель школьного методического объединения учителей русского языка и литературы МОЙ «Гимназия № 2» имени Баки Урманче г. Нижнекамска Нуртдинова Г.М.


Заведующая циклом русского и татарского языков ГОУ ВПО НХТИ КГТУ, кандидат педагогических наук, доцент Саримова Р.Р.























Литература для учителя


  1. Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка: Москва, «Просвещение», 1984.

  2. Роот А.А. Методика преподавания стилистики русского языка. Пособие для учителей-словесников русских и татарских школ: Казань, 1975.

  3. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: Москва, «Высшая школа», 1988.

  4. Шустрова Л.В. Практическая стилистика русского языка. Учебное пособие для учащихся гимназий, лицеев и школ гуманитарного профиля: Москва, 1994.

  5. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения: Москва, «Линка-пресс», 1994

  6. Войлова К.А. и др. 120 текстов для школьных изложений. Издательский дом «Дрофа», 1996.

  7. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах: Москва, «Просвещение», 2004.

  8. Александров В.Н., Александрова О.И., Соловьева Т.В. ЕГЭ. Русский язык. Справочные материалы. Контрольно-тренировочные упражнения. Создание текста: Челябинск, «Взгляд», 2006.

  9. Цветкова Г.В. Элективный курс «От слова к тексту» (русский язык и литература) 10 класс: Волгоград, «Корифей», 2006.

  10. Губайдуллина М.А. Бизнес-лексика (для будущих экономистов) Элективный курс по русскому языку: Казань, 2007.

  11. Сенина Н.А. Русский язык. ЕГЭ-2008. Вступительные испытания: Ростов на дону «Легион», 2008.





Литература для учащихся


  1. Шипицина Г.М. Изложения и сочинения с заданиями и ответами: Москва, «Просвещение», 1997.

  2. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Учебник-практикум для старших классов: Москва, «Вербум-М», 2005.

  3. Гостева Ю.Н. и другие. ЕГЭ. Русский язык. Контрольные измерительные материалы. Репетиционная сессия 2: Москва, «Вентана-Граф», 2006.

  4. Мамона Т.Н. и другие. Русский язык. Сборник тренировочных тестов. 100 баллов: Москва, «Экзамен», 2007.

  5. Сенина Н.А. Русский язык. ЕГЭ-2008. Вступительные испытания: Ростов на дону «Легион», 2008.

  6. Цыбулько И.П., Львова С.И., Коханова В.А. Русский язык. Тренировочные задания: Москва, «Эксмо», 2008.

  7. Основные толковые словари современного русского литературного языка (Д.Н. Ушаков; С.И. Ожегов и др.).

  8. Словари-справочники правильности современного словоупотребления (Л.П. Крисин и Л.И. Скворцова; Л.И. Рахманова; Т.Ф. Ефремова и В.Г. Костомарова; Д.Э. Розенталь и М.А. Теленкова).

  9. Орфографические словари (Р.И. Аванесов; Ф.Л. Аненко и М.В. Зарва; Б.З. Букчина и Л.П. Калуцкая).

  10. Орфографический словарь русского языка (под редакцией С.Г. Бархударова, И.Ф. Протченко, Л.И. Скворцова).








Пояснительная записка


Цели гуманитарного образования в школе значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль литературы и русского языка как школьных предметов в ряду других дисциплин.

Исходным материалом является слово, а значит, изучение этих предметов способствуют формированию навыков устной и письменной речи школьников, освоению ими законов русского языка, раскрытию его поэтических возможностей.

Одним из наиболее распространенных видов творческих работ учащихся в школьной практике является сочинение на литературную или свободную тему, развивающее потенциальные творческие способности школьников, вырабатывающее навыки грамотного письма.

В результате анализа большого количества контрольных и экзаменационных сочинений старшеклассников можно выделить ряд типичных ошибок, свидетельствующих о недостаточной сформированности навыков владения художественным словом в формировании мысли учеников.

Наиболее уязвимой стороной письменных работ является стиль сочинения, гармония смысла и слов. Данный курс сориентирован на формирование навыков коррекции стилистических недочетов в письменной и устной речи учащихся, умения употреблять с наибольшей художественной выразительностью слова, формы слов, их порядок, отношения между ними.

Курс рассчитан на 35 часов, основной вид деятельности – практикум, учитывающий специфику подготовки старшеклассников к сочинению и сдаче ЕГЭ.

При составлении упражнений включались тексты для анализа, в том числе и значительные по объему, в связи с тем, что до сих пор нет хрестоматий по стилистике, а опыт педагогической работы подсказывает, что основная масса учащихся выполняет упражнения лишь в том случае, когда анализируемый текст у каждого под рукой.

Учащиеся должны знать лексические, морфологические и синтаксические средства языка; специфические средства жанрово-ситуативных стилей, уметь анализировать образцы публицистической, научной речи, а также обсуждать первые опыты самостоятельной творческой работы. Внимание уделяется и этической стороне дела: учащиеся должны уметь не только правильно оценивать чужие работы, но и высказывать свою оценку с учетом авторского самолюбия, характера человека.

Кроме того курс рассчитан на создание условий для подготовки по русскому языку учащихся в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.


РЕЦЕНЗИЯ

на элективный курс по русскому языку «Практическая

стилистика русского языка», разработанный Харисовой М.Р., учителем русского языка и литературы I квалификационной категории МОУ «Гимназия №2» имени Баки Урманче

г. Нижнекамска


В результате итоговых экзаменов в гимназии и приемных экзаменов в ВУЗы можно выделить ряд типичных ошибок, свидетельствующих о недостаточной сформированности навыков владения художественным словом в формировании мысли школьников. Это обязывает учителя по-новому взглянуть на орудие своего труда – язык.

Автор данного элективного курса ставит себе целью не просто учить правильно говорить и писать: это само собой разумеющееся, а вырабатывать навыки точной, краткой и выразительной речи; учить емкости стиля; развивать самостоятельный взгляд на понятия, закрепленные в словах, словосочетаниях; посвящать в культуру интеллектуального труда – творческую лабораторию индивидуального стиля известнейших писателей, публицистов; создавать на занятиях проблемную ситуацию, приобщать к элементам исследовательского поиска.

Автор данного курса считает, что развитие языкового чутья предполагает систематическую работу по определению стилистической окрашенности разнообразных средств языка. В программе запланированы различные виды практической деятельности: аналитическая беседа, тесты, творческие работы, практикумы, работа с разными видами словарей. Не меньшее внимание уделяется заданиям, связанным с анализом образцов речи художественной, публицистической, научной и т.д.

Данная программа элективного курса ориентирована на развитие интереса к языку, на овладение навыками устной и письменной речи, корректировку стилистических недостатков, на формирование глубокого интеллекта, богатых чувств.

Считаю работу Харисовой М.Р. по разработке элективного курса оценить положительно и программу можно рекомендовать для внедрения в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных школ для старшеклассников.



Руководитель ШМО: Нуртдинова Г.М.

РЕЦЕНЗИЯ

на элективный курс по русскому языку «Практическая

стилистика русского языка», разработанный Харисовой М.Р., учителем русского языка и литературы I квалификационной категории МОУ «Гимназия №2» имени Баки Урманче

г. Нижнекамска


Основной задачей модернизации российского образования является обеспечение нового качества школьного образования, соответствующего требованиям изменившейся системы общественных отношений и ценностей. В свете профилизации и модернизации школьного образования возникла необходимость создания элективных курсов для развития и расширения возможностей учащихся по свободному выбору своего образовательного пути.

Целью краткого курса практической стилистики автор ставит ознакомление учащихся с основами этой учебной дисциплины, с понятиями о функциональных стилях, о нормах литературного языка. Практическая направленность курса состоит в специальном отборе дидактического материала. Он призван научить стилистическому анализу текстов, помочь в определении типичных ошибок, допущенных из-за неправильного словоупотребления. Автор также видит в изучении стилистики богатые возможности не только образовательные, но и воспитательные, позволяющие воздействовать на личность в нужном направлении.

В предлагаемый курс автором включены различные виды деятельности: лекции с элементами беседы, практикумы, анализы текстов, различные виды упражнений, творческие работы учащихся. Основной же формой контроля, предусмотренного данным курсом, является тестирование. Можно отметить, что тест позволит не только определить в какой степени обучающийся подготовлен для усвоения очередной порции учебного материала, но и судить о том, какие меры следует принять для ликвидации пробелов. Тест благотворно влияет на развитие интуиции и логического мышления, ведь тестируемый находится перед выбором – найти ответ или угадать его.

Курс рассчитан на 35 часов, основной вид деятельности – практикум, учитывающий специфику подготовки учеников старших классов.

Весь материал в курсе скомпонован вокруг центральных проблем стилистики: стилистика текста и стилистика языка. Материал расположен по темам, что обеспечивает последовательность изучения, обобщения, закрепления и развития стилистических знаний.

Рассматриваемый курс должен помочь развивать языковое чутье учащихся, совершенствовать их навыки в практическом использовании различных стилей речи, всего стилистического богатства русского языка, его многообразных выразительных средств и, таким образом, подготовить их к успешной сдаче государственных экзаменов для поступления в ВУЗы.

В целом работу Харисовой М.Р. по разработке элективного курса следует оценить положительно, а саму программу рекомендовать для внедрения в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы в рамках профильной подготовки.



Заведующая циклом

русского и татарского языков

ГОУ ВПО НХТИ КГТУ: к.п.н., доцент Саримова Р.Р.


Свежие документы:  Конспект урока на тему "Урок-закрепление знаний о глаголе в 5 классе"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: